Традиционные правила рынка

Страны БРИКС окончательно поменяли правила игры на «Золотом рынке».

Одним из наиболее значимых событий российского рынка драгоценных металлов является ежегодная конференция “Российский рынок слитков”. Ранее известная как Russian Bullion Awards, эта конференция состоялась в этом году в пятницу, 24 ноября, в Москве. Среди выступавших наиболее заметным был первый заместитель председателя Центрального банка России, Сергей Швецов.

В своем выступлении Швецов представил обновленную информацию о важных шагах российского центрального банка на мировом рынке золота, а также рассказал о сохраняющейся важности физического золота для долгосрочных экономических и стратегических интересов Российской Федерации.

Во-первых, в своем выступлении Швецов подтвердил, что группа стран БРИКС сейчас обсуждает вопрос о создании собственной системы торговли золотом. Напомним, что 5 стран БРИКС входят РФ, Китай, Индия, Южная Африка и Бразилия.

Четыре из этих государств входят в число крупнейших мировых производителей золота, а именно Китай, Россия, Южная Африка и Бразилия. Кроме того, две страны являются крупнейшими в мире импортерами и потребителями физического золота, а именно, Китай и Россия. Выходит так, что экономики всех этих стран имеют общее видение и стратегию и, все они являются основными игроками на мировом рынке физического золота.

Швецов рассказал о развитии новой системы торговли золотом через двусторонние связи между странами-членами БРИКС, и в качестве первого шага Швецов подтвердил, что Банк России уже подписал с Китаем Меморандум о взаимопонимании о разработке совместной торговой системы по золоту и, что первые шаги по реализации этого проекта уже начнутся в 2018 году.

Интересно, что первый заместитель председателя Банка России также дисконтировал, говоря простым языком, «приопустил» традиционное доминирование Лондона и Швейцарии на золотом рынке, заявив, что лондонская и швейцарская торговые площадки становятся менее актуальными в современном мире. Он также упомянул о новых ценовых ориентирах на золото, возникающих в связи с этим торговым сотрудничеством стран БРИКС.

Впервые Швецов о сотрудничестве стран БРИКС на золотом рынке заявил в апреле 2016 года, находясь с визитом в Китае.

«Мы (ЦБ РФ и Народный Банк Китая — прим.ред.) обсудили вопросы торговли золотом. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) — крупные экономики с большими запасами золота и внушительными объемами производства и потребления этого драгметалла. В Китае торговля золотом ведется в Шанхае, а в России — в Москве. Наша идея — создать связь между этими площадками с целью интенсификации торговли между нашими рынками», — сказал первый зампредседателя Банка России.

В начале марта этого года Банк России открыл свое первое зарубежное представительство в Пекине. Банк России представил этот шаг как шаг на пути к расширению сотрудничества России и Китая по всем финансовым вопросам, а также как стратегическое партнерство между Банком России и Народным банком Китая.

Меморандум о взаимопонимании по торговле золотом между Банком России и Народным банком Китая, о котором говорил Швецов, был подписан в сентябре этого года, когда заместители губернаторов двух центральных банков совместно председательствовали на совещании по вопросам финансового сотрудничества в Сочи.

Национальная безопасность и финансовый терроризм

На конференции на московском рынке слитков на прошлой неделе Швецов также пояснил, что продолжающееся накопление Россией золотых запасов отвечает цели повышения национальной безопасности Российской Федерации. Учитывая это заявление, не должно быть никаких сомнений в том, что Россия рассматривает золото как важный денежный актив и как стратегический геополитический актив, который обеспечивает Российскую Федерацию источником богатства и денежно-кредитной мощи независимо от внешних финансовых рынков и систем.

Также нужно отметить интересное «совпадение»- заявление уже другой ветви российского денежно-кредитного ведомства, министра финансов России Антона Силуанова, который появился на публике в минувшие выходные, на этот раз в воскресенье вечером на дискуссионной программе на российском телеканале “Россия 1”.

Спич Силуанова касался бюджета правительства России и санкций против Российской Федерации, но он также высказался о том, что произойдет в ситуации, когда иностранная держава попытается захватить российские золотовалютные резервы.

«Если наши золотовалютные резервы будут когда-либо изъяты или, если появится даже намерение сделать это, это будет равносильно финансовому терроризму. Это будет равносильно объявлению финансовой войны между Россией и стороной, пытающейся захватить активы.”

Что касается того, держит ли Банк России какое-либо золото за рубежом, то вопрос очень спорный, потому что официально две трети российского золота хранится в московском хранилище, а остальная треть хранится в Санкт-Петербурге.

Но в комментарии Силанова подчеркивается важность официальных золотовалютных резервов для российского государства и подчеркивается, почему российский центробанк находится в ряду одного из крупнейших в мире покупателей золота.

С 2000 года по середину 2007 года Банк России имел в своих запасах, по официальным данным, около 400 тонн золота, и эти запасы были относительно постоянными. Но начиная с третьего квартала 2007 года золотая политика банка перешла к агрессивному накоплению. К началу 2011 года золотовалютные резервы России достигли более 800 тонн, к концу 2014 года накопления центробанка достигли более 1200 тонн, а к концу 2016 года более 1600 тонн золота.

Хотя золотые запасы Российской Федерации находятся в ведении Банка России, Центральный Банк находится в федеральной собственности, поэтому золотые запасы можно рассматривать как принадлежащие Российской Федерации. Таким образом, стратегическую политику Российской Федерации можно рассматривать как начало осуществления этой стратегии накопления золота с конца 2007 года-периода, совпадающего с наступлением глобального кризиса на финансовом рынке.

Согласно последним данным, в октябре 2017 года Банк России прибавил к своим запасам еще 21,8 тонны , доведя текущий общий объем золотых запасов до 1800 тонны. На сегодняшний день Российская Федерация, через Банк России, объявила о пополнении своих официальных запасов до 1860 тонн золота, что близко к объявленной цели-2000 тонн золота в резервы в этом году.

С Центральный банк Китая по-прежнему, по официальным данным, имеет 1842 тонны золота в своих национальных резерваха, похоже, что Банк России уже в первом квартале 2018 года будет иметь больше золота, чем китайцы.

В настоящее время Банк России располагает 1801 тоннами золота в своих официальных запасах

Угроза Лондонскому рынку золота

Особенно интересны новые ценовые ориентиры на золото, которые объявляет Банк России в рамках системы торговли золотом БРИКС. Учитывая, что члены БРИКС являются либо крупными производителями, либо потребителями золота, либо и то и то, представляется вероятным, что сама система торговли станет системой с физическим золотом. Поэтому ценовые ориентиры на золото из такой системы будут основываться на физических сделках с золотом, что является отличным от того, как в настоящее время формируется международная цена на золото.

«Золотая» торговля в Лондоне и на COMEX-это торговля очень большим количеством синтетических дериватов на золото, которые полностью «отстранены» от физического рынка золота.

Похоже, что медленно и уверенно крупные золотодобывающие государства Россия, Китай и другие стран БРИКС устают от доминирования международной цены на золото, которая определяется в «синтетической» торговой среде, которая имеет очень мало общего с физическим рынком золота.

e-news.su

Доверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей

Объем российского рынка интернет-сервисов совместного пользования (sharing economy, шеринг) за 2017 год вырос на 20%, достигнув 230 млрд рублей. Много это или мало? Для сравнения: бюджет госпрограммы «Цифровая экономика РФ», рассчитанной до 2024 года, — порядка 520 млрд рублей. Из них около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Примерно во столько же (295 млрд рублей) аналитики Data Insight оценивают объем российского рынка C2C-коммерции (торговли между частными лицами) в 2017 году. При существующем ежегодном росте шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка в те самые 300 млрд рублей.

Стартапы по созданию сообществ

Экономика совместного пользования бурно развивается в ряде отраслей. Поездки на автомобиле, найм жилья для путешествий, услуги ремонта и уборки, привлечение финансирования на проекты — вот лишь самые топовые направления. Есть еще выгул собак, возможность прийти на обед к любителям готовить, аренда чего угодно, от перфоратора до детского кресла, и множество других возможностей, которые способны сделать жизнь проще и мобильнее.

Что объединяет такие разные услуги? В центре шеринговой модели бизнеса находится сообщество. Спрос и предложение генерируют сами пользователи. Без участников сообщества, предлагающих и заказывающих услуги, шеринг-сервисы работать не могут. Стать участником экономики совместного пользования можно через мобильные приложения, создающие сообщества людей, которые заинтересованы в использовании принадлежащих им ресурсов. Можно сказать, что экономика совместного пользования строится на отношениях между людьми и на доверии, причем доверии к незнакомцам.

Растущая экономика совместного пользования — настоящий клондайк для стартапов. Успешно запущенные шеринг-проекты порождают многочисленные клоны и модифицированные версии в разных странах мира. Свежий пример — приложение PapaJobs, запущенное в Москве осенью 2017-го бывшим менеджером Gett, который хорошо знает рынок труда и автомобильных перевозок. Сервис помогает в поиске работы «синим воротничкам», в том числе таксистам.

Участники сообществ, оказывающие услуги, получают и основную часть доходов — не менее 85% объема шерингового рынка. Возвращаясь к российским цифрам, это более 195 млрд рублей за 2017 год. В разбивке на участников шеринг-сообществ, которыми, по данным РОЦИТ, в России являются около 25% пользователей интернета (то есть порядка 22 млн человек), это в среднем менее 9000 рублей дохода на человека в год. Этот дополнительный доход, как правило, идет на покрытие расходов по содержанию имущества, сдаваемого в аренду: стоимость бензина, оплата коммунальных услуг, страховка и т. д. Важно понимать, что какой бы ни была страна происхождения шеринг-сервиса, он экономически полезен государствам, жители которых пользуются платформой. Шеринг-сервис повышает уровень доходов конечных пользователей, а значит, разгружает бюджеты от дополнительных социальных выплат.

Экономно, мобильно, экологично

В чем секрет успеха? Главный фактор — возможность сэкономить. Шеринг-платформы позволяют заказывать услуги существенно дешевле, нежели бизнес, работающий по традиционной модели (например, таксопарки, отели, центры ремонта). Также они предоставляют источник дополнительного дохода тем, кто готов самостоятельно оказывать услуги. Таким образом, речь идет об устранении посредников (традиционных компаний) между потребителем и поставщиком услуги.

Второй важный фактор — скорость оказания услуг и огромный выбор. Срок ожидания автомобиля, заказанного с помощью онлайн-сервисов, сократился до нескольких минут. Турист, ищущий в городе N место, где можно остановиться, с помощью шеринг-сервиса подберет вариант по своему бюджету, даже если все отели слишком дорогие или уже забронированы.

Третий фактор — эффективное использование ресурсов и снижение воздействия на окружающую среду. Правительство Москвы уже использует это качество шеринг-сервисов для снижения нагрузки на дорожную инфраструктуру. Москва развивает шеринг велосипедов и автомобилей, которые можно взять в краткосрочную аренду в разных точках города. По данным международного исследования PwC, более 80% пользователей считают, что шеринг-сервисы помогают экономить и заботиться об окружающей среде одновременно.

Саморегулирование vs старые правила

В отечественном законодательстве нет определения экономики совместного пользования. Регулирование носит отраслевой характер: отдельно регулируются поездки на автомобиле, найм жилья, аренда инструментов, привлечение финансирования. Вместе с тем дорожная карта «Нормативное регулирование» госпрограммы «Цифровая экономика РФ» содержит пункт о разработке к маю 2018 года проекта федерального закона в части соблюдения баланса прав и обязанностей сторон договора, механизма защиты более слабой стороны, развития экономики совместного потребления.

Несмотря на существенные отраслевые различия, у всех шеринговых сервисов в России есть общий круг актуальных вопросов регулирования. Большинство из них сводятся к четырем темам: качество услуг, их лицензирование, налоги и сборы, пользовательские данные.

Саморегулирование качества услуг — важная отличительная черта шеринг-сервисов. Отзывы пользователей, их оценки, влияющие на рейтинг исполнителя, становятся механизмом обеспечения надлежащего качества услуг, заказываемых с помощью приложений. Исполнитель, плохо оказывающий услуги, не только быстро останется без клиентов, но и рискует быть исключенным из шеринг-сообщества. Речь о феномене онлайн-репутации, играющей важную роль в экономике совместного пользования. Это и есть база для того самого доверия к незнакомцам.

Лицензирование. Согласно российскому законодательству, целый ряд услуг (от медицины до обслуживания противопожарных систем) требует лицензий и разрешений. Шеринг-платформа по природе своей — информационный сервис, агрегатор, связующий членов сообщества, которые являются непосредственными исполнителями услуг. Таким образом, необходимость получения лицензий на оказание услуг, как правило, лежит на пользователях онлайн-платформ. В чем здесь ответственность шеринг-сервисов? Прежде всего в установлении правил, которые отражают требования законодательства, в том числе обязывают получить необходимые лицензии и соответствующие разрешения.

Налоги и сборы. Выше уже отмечалось, что средства, получаемые от шеринг-сервисов, в большинстве случаев являются допдоходом участников сообщества и расходуются на обслуживание имущества, сдаваемого в аренду. Облагать подобные доходы налогом — значит лишить такую деятельность экономического смысла. Исполнители услуг, для которых шеринг-сервисы являются основным источником дохода, по сути, являются самозанятыми или микропредпринимателями. Они вносят свой вклад в развитие экономики и избавляют бюджет от нагрузки пособий по безработице.

Рассматривая вопрос пользовательских данных, важно учитывать, что сервисы экономики совместного пользования экстерриториальны. Любой человек с доступом в интернет может стать участником сообщества и обмениваться услугами с жителями всего мира. Взаимодействие с сообществом из разных стран мира без физического присутствия в них помогает сервисам минимизировать стоимость услуг для пользователей. Минимальная цена — основная причина популярности шеринга. Затраты на сегментацию и локализацию по национальному признаку потоков информации, проходящих через такие компании, могут превысить доход, получаемый сервисом. А значит, ставят под вопрос само существование экономики совместного пользования в ее современном виде.

Кажущаяся простота решений вопросов регулирования экономики совместного пользования обманчива. Правоприменительная практика показывает, что небо над головой владельцев шеринг-сервисов не так уж безоблачно. Свежий пример: в ноябре суд в Краснодарском крае принял решение о запрете сервиса поиска попутчиков (райдшеринг) BlaBlaCar. Основание — перевозка пассажиров осуществляется без соответствующих разрешений. Сервису удалось успешно обжаловать решение суда, но сам по себе пример показательный. Налицо попытка применить правила работы традиционных такси для сервиса принципиально иной природы — сообщества попутчиков. Международный сервис BlaBlaCar работает в десятках странах мира уже более 10 лет. Примечательно, что с помощью этого сервиса пользователи в принципе не могут получить коммерческую прибыль. Речь идет лишь о том, чтобы, взяв попутчика, покрыть часть расходов на бензин. И, конечно, расширить свою сеть контактов, с которыми ему по пути.

Потребитель и принципы устойчивого развития

Экономика совместного пользования — новая социально-экономическая модель, которая влияет на потребление товаров и услуг революционным образом. Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование стала реальностью. Сегодня в Москве иметь автомобиль для поездок на работу из спального района в центр города все более затратно. Проблемы с трафиком и парковкой делают такую поездку непредсказуемой по времени и стоимости. Шеринговые сервисы — один из инструментов, решающих эту проблему экономно, быстро и комфортно с точки зрения перемещения. Из других эффектов шеринга, серьезно влияющих на потребительское поведение, следует отметить исключение посредников из цепочки «клиент-исполнитель», а также усиление роли онлайн-репутации и саморегулирования сообщества для обеспечения качества услуг. Хотя, конечно, это далеко не полный перечень.

Шеринг-сервисы отвечают на главный вопрос устойчивого развития: как использовать уже введенные в оборот ресурсы и делать это эффективно — с экономической, экологической и социальной точки зрения? Именно в этом секрет их коммерческого успеха. Это способность, не имея ни одного автомобиля, организовать миллионы поездок по всему миру. Причем по цене существенно ниже, чем у компаний, владеющих многотысячными автопарками.

При выработке подходов к регулированию данной сферы важно придерживаться принципа минимальной достаточности. Государству целесообразно принимать на себя только те регулирующие функции, которые не в силах обеспечить рынок. Такое регулирование не может исходить из правил, по которым работают традиционные смежные отрасли (такси, отели, банки и др.). Регулярные призывы сделать это — лишь защитная реакция отраслей, испытывающих прессинг экономных и мобильных сервисов новой волны и понимающих, что традиционное лицензирование, разрешения и проверки автоматически закроют экономику совместного пользования.

Остановить рост шеринг-экономики несложно. Несколько судебных решений или один закон в духе уравнивания инфосервисов по поиску попутчиков с традиционным такси. Результатом может стать лишение десятков миллионов россиян возможности экономить на услугах и получать допдоход в размере сотен миллиардов рублей каждый день. Это также существенно затормозит развитие мобильности граждан, эффективного использования городской инфраструктуры и личных ресурсов, которыми мы с вами обладаем: транспорта, жилья, знаний и навыков. Но можно ли будет назвать такой подход «Цифровой экономикой», вопрос открытый.

www.forbes.ru

Традиционные правила рынка

Постоянное обновление технологий, используемых новыми участниками на рынке, приводит к постоянному снижению затрат на оказание услуг

Представленный сравнительный анализ показывает, что по основным экономическим признакам рынок телекоммуникационных услуг постепенно утрачивает признаки естественной монополии.

Развитие рынка телекоммуникационных услуг во многих зарубежных странах показывает, что в результате технического прогресса и значительного увеличения спроса на услуги связи данный рынок перестал быть естественной монополией. Аналогичная ситуация характерна и для современного рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации.

5.5. Традиционные операторы, внесенные в реестр субъектов естественных монополий и функционирующие на телекоммуникационном рынке России, оказываются в сложной экономической ситуации. Практически все они имеют изношенную техническую базу, обременены обязательствами по оказанию услуг для федеральных государственных нужд и предоставлению социальных льгот. Большинство из них имеет низкую доходность на одну линию связи, не позволяющую обеспечивать даже простое воспроизводство. Формулируя свои стратегические цели, традиционные операторы ориентируются не столько на стабильное развитие, сколько на решение проблемы выживаемости. В настоящее время регулирование со стороны государства применяется к субъекту естественной монополии в целом и затрагивает все виды его деятельности, включая и те, которые не связаны с монопольным рынком. Таким образом, они поставлены в неравные условия по сравнению со своими конкурентами. В силу регулирования их деятельности в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» традиционные операторы не могут проводить адекватную маркетинговую политику, осуществлять инвестиции и привлекать материальные и человеческие ресурсы на тех же условиях, что и новые операторы связи.

5.6. Деятельность хозяйствующих субъектов в конкурентной среде требует новых принципов государственного регулирования, предусматривающих переход от регулирования операторов связи (естественных монополий) в целом к регулированию, в том числе тарифному регулированию, только на тех товарных рынках, где операторы занимают доминирующее положение.

В основе новых принципов государственного регулирования должны лежать задачи по обеспечению и поддержанию добросовестной конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг, а также по предупреждению, ограничению и пресечению деятельности, связанной с извлечением монопольной прибыли, различных видов недобросовестной конкуренции.

В последующих разделах на основании проведенного анализа предлагаются конкретные механизмы, обеспечивающие эффективное развитие рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации.

VI. Совершенствование принципов оказания услуг присоединения

6.1. Переход к рыночной экономике и либерализация отрасли «Связь и информатизация» привели к появлению новых операторов связи на рынке телекоммуникационных услуг. Перед новыми операторами встал вопрос о необходимости присоединения к существующим сетям других операторов.

Технологические особенности оказания услуг связи обусловливают необходимость осуществлять присоединение сети одного оператора к сети другого оператора в целях межсетевого пропуска трафика (далее именуется — услуга присоединения). Ранее целостность системы связи обеспечивалась административными мерами, поскольку, находясь в собственности государства, представляла собой единую сеть связи, распространявшуюся на всю территорию страны. В настоящее время в условиях развития конкуренции между операторами связи присоединение сетей одних операторов к сетям других операторов становится основополагающим фактором для сохранения целостности сети связи России.

Для обеспечения равноправной конкуренции, определения порядка присоединения сетей операторов связи к сети электросвязи общего пользования были разработаны нормативные документы, регламентирующие правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, порядок присоединения сетей электросвязи общего пользования, регулирования пропуска телефонного трафика по сетям электросвязи общего пользования, организационно-технического взаимодействия операторов телефонных сетей связи общего пользования, правила ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, порядок установления расчетных цен (таксы) за предоставление технических средств и сетевых услуг операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования.

Однако анализ практики применения организациями связи указанных нормативных документов показал, что процедура присоединения сопровождается значительным количеством конфликтов и споров, нарушением законодательства Российской Федерации и дискриминацией одних операторов связи по отношению к другим.

Неурегулированность возникших конфликтов в определенной степени является следствием несовершенства действующей системы нормативно-правового регулирования, и прежде всего из-за отсутствия механизмов реализации принципа предоставления равных прав всем операторам связи, недостаточной обоснованности тарифов на услуги присоединения и пропуск трафика, отсутствия у государственных органов права на принуждение оператора связи оказывать услугу присоединения, заключать договор о присоединении и межсетевом взаимодействии, а также из-за отсутствия повременного учета соединений.

6.2. В целях обеспечения динамичного и эффективного развития рынка телекоммуникационных услуг необходимо совершенствовать механизмы государственного регулирования в сфере оказания услуг присоединения. Рационально организованная деятельность по предоставлению услуг присоединения обеспечивает взаимную заинтересованность операторов связи в совместном оказании сетевых услуг. Основой для эффективного развития отрасли является создание государством условий, позволяющих операторам связи свободно конкурировать друг с другом на равноправной основе. Конкуренция на телекоммуникационном рынке приведет к повышению экономической эффективности деятельности организаций связи, максимально возможному удовлетворению спроса потребителей на услуги связи, улучшению их качества в результате внедрения современных сре дств св язи и новых технологий.

В основе механизма государственного регулирования деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения должны лежать следующие базовые принципы:

  • обязательность подключения сетей. Присоединяющий оператор, занимающий существенное положение на рынке, не может отказать в подключении присоединяемому оператору и обязан предложить справедливые и разумные условия присоединения;
  • отсутствие дискриминации. Присоединяющий оператор при подключении сети присоединяемого оператора должен применять одинаковые тарифы в аналогичных ситуациях, а также предоставлять информацию и сетевые ресурсы на тех же условиях и того же качества, что он предоставляет для своих внутренних подразделений или своих дочерних организаций и партнеров;
  • прозрачность расчета цен на услуги присоединения, ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности. При установлении тарифов на услуги присоединения присоединяющий оператор обязан ориентироваться на себестоимость услуги и нормативный уровень доходности на используемый капитал. Присоединяющий оператор обязан вычленить затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг присоединения.
  • В условиях либерализации рынка телекоммуникаций операторы связи вправе сами заключать соглашения об оказании друг другу услуг присоединения, однако данный процесс должен проходить строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, под надзором и при участии государства. На рынке должны существовать категории операторов, обладающих не только правами, связанными с оказанием услуг присоединения, но и обязанностями оказывать услуги присоединения. Под такой категорией понимаются операторы, занимающие существенное положение на рынке, то есть такое положение, при котором оператор, обладающий значительными финансовыми возможностями, возможностями контролировать доступ пользователей к сети связи общего пользования и опытом в предоставлении соответствующих услуг, имеющий рыночную долю на определенной территории, может оказывать существенное влияние на функционирование рынка услуг связи и затруднять доступ других операторов связи на этот рынок . Данное определение применимо только к отрасли «Связь и информатизация» и только к операторам, оказывающим услуги присоединения.
  • В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и свободы могут быть ограничены (и соответственно введены ограничивающие свободное осуществление гражданских прав и свобод обязанности) только на основании федерального закона. Поэтому введение общего принципа и определение категории операторов связи, которые обязаны оказывать услуги присоединения и заключать соответствующие договоры, должно быть закреплено на уровне федерального закона. Договор об оказании операторами, занимающими существенное положение на рынке услуг присоединения, должен быть отнесен к категории публичных договоров, предусмотренных статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку операторы связи, занимающие существенное положение на рынке, по характеру своей деятельности должны предоставлять услуги присоединения каждому оператору, который к ним обратится. Операторы, занимающие существенное положение на рынке, будут обязаны публиковать стандартные условия и примерный договор о присоединении.

    6.3. Стандартные условия и примерный договор о присоединении должен содержать следующие положения: срок действия договора, прогноз трафика и процедуры управления трафиком, местонахождение точек подключения, технические требования и нормы присоединения сетей связи, порядок осуществления присоединения, последствия изменения конфигурации сети одной из сторон, порядок и условия оплаты, включая порядок изменения платы за услуги присоединения, порядок проведения ремонтных работ и технического обслуживания сетей связи , порядок изменения условий и расторжения договора, ответственность сторон.

    6.4. Основными задачами государственного регулирования в области оказания услуг присоединения являются:

    • обеспечение реализации законодательства Российской Федерации в области оказания услуг присоединения и межсетевого взаимодействия;
    • разработка порядка и условий оказания услуг присоединения;
    • координация деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения;
    • организация и обеспечение государственного контроля и надзора в сфере оказания услуг присоединения с целью недопущения злоупотреблений отдельными операторами связи своим положением на рынке;
    • обеспечение прозрачности и ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности путем государственного регулирования цен на услуги присоединения, оказываемые операторами, занимающими существенное положение на рынке;
    • разработка модели ценообразования для расчета тарифов на присоединение и размера компенсационных платежей на покрытие убытков по предоставлению услуг местной телефонной связи в зависимости от уровня (типа) присоединения;
    • разработка процедуры разрешения споров между операторами при присоединении и межсетевом взаимодействии.

    Для определения затрат, связанных с предоставлением услуг присоединения, и размера компенсационных платежей на покрытие убытков по предоставлению услуг местной телефонной связи следует применять систему раздельного учета по видам деятельности.

    Контроль и регулирование деятельности по оказанию услуг присоединения должны осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    VII. Тарифная политика

    7.1. Совершенствование тарифной политики и выбор оптимальной стратегии ценообразования являются важнейшими факторами развития телекоммуникационного рынка, оказывающими существенное влияние на сбалансированность спроса и предложения, удовлетворение возрастающих потребностей в услугах связи со стороны государственных органов, организаций и населения, развитие национальной инфраструктуры связи.

    7.2. Действующая в отрасли система тарификации телекоммуникационных услуг основана на сочетании принципов свободного рыночного ценообразования и государственного регулирования тарифов в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем услуг связи. Государственным органам предоставлено право регулировать тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами, внесенными в реестр субъектов естественных монополий.

    Механизм государственного регулирования тарифов на услуги связи был сформирован в 1995-1998 годах (Федеральный закон «О естественных монополиях», постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г . № 265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях» и от 28 декабря 1998 г . № 1559 «О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи»). До конца 1998 года регулирование тарифов осуществлялось по двухступенчатой схеме: тарифы на междугородные услуги регулировались на федеральном уровне, а на услуги местной связи — на уровне субъектов Российской Федерации. Начиная с 1999 года регулирование тарифов на услуги связи стало осуществляться Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

    В качестве важнейших задач государственного регулирования тарифов на услуги связи сети общего пользования определены: максимально возможное удовлетворение спроса потребителей на услуги связи; повышение эффективности деятельности организаций связи; обеспечение дальнейшего развития и модернизации средств и сетей связи, расширение рынка услуг и улучшение качества их предоставления.

    7.3. В основу тарифного регулирования в области телекоммуникаций в настоящее время положен принцип перекрестного субсидирования. Затраты, связанные с предоставлением услуг местной телефонной связи операторами связи, внесенными в реестр субъектов естественных монополий, компенсируются за счет доходов от междугородной и международной связи.

    Например, тариф по абонентской плате за пользование телефоном городской телефонной станции для населения составляет в среднем только 77 процентов от затрат на обслуживание одного номера. Также необходимо учитывать наличие большого количества льготных категорий абонентов, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации (около 40 нормативных правовых актов) установлены скидки на действующие тарифы. Операторы связи в настоящее время получают от соответствующих органов исполнительной власти компенсацию, которая возмещает менее 20 процентов расходов, связанных с предоставлением льгот соответствующим категориям абонентов. Оставшуюся же часть расходов операторы вынуждены компенсировать за счет собственной прибыли.

    Законодательством Российской Федерации должно быть предусмотрено введение механизма полной оплаты услуг связи потребителями, имеющими льготы, с последующей компенсацией расходов потребителям за счет соответствующих бюджетов всех уровней.

    Применение принципа перекрестного субсидирования приводит с одной стороны к сверхконкуренции на рынке междугородной и международной связи, постоянному падению объемов междугородного и международного трафика, пропускаемого через сети естественных монополий, к вытеснению и дискриминации новых операторов субъектами естественных монополий, а с другой стороны — к искусственному ограничению со стороны государства конкуренции на рынке местной телефонной связи, отсутствию стимулов к расширению местных сетей связи.

    В течение последних двух лет так и не удалось сократить разрыв в уровне тарифов на одноименные услуги, что явилось следствием применявшейся до конца 1998 года двухступенчатой системы государственного регулирования. Пока еще не осуществлен переход к тарификации услуг по двум группам пользователей. В настоящее время только около 40 процентов традиционных операторов, действующих на региональных рынках, применяют единые тарифы на оплату услуг местной телефонной связи для организаций, как финансируемых, так и не финансируемых из соответствующих бюджетов.

    Недостатки в системе ценообразования и государственном регулировании тарифов на услуги связи негативно сказываются на состоянии материально-технической базы отрасли в целом, удовлетворении потребностей в услугах связи и на уровне развития рынка телекоммуникационных услуг.

    Во всем мире телекоммуникации являются одним из наиболее привлекательных для инвесторов секторов экономики, в котором срок окупаемости инвестиций составляет от 4 до 8 лет. В России же при действующем уровне тарифов, платежеспособном спросе и существующей системе перекрестного субсидирования сроки окупаемости инвестиционных проектов составляют 20-30 лет (таблица 7.1).

    Таблица 7.1. Срок окупаемости инвестиционных проектов

    www.rfcmd.ru