Трансформация отношений собственности

17.2. Трансформация отношений собственности — основа реформирования экономики регионов

Одним из главных направлений экономической реформы являются институциональные преобразования. Они включают:
— приватизацию, разгосударствление предприятий и организаций;
— поддержку предпринимательства и развитие рыночной инфраструктуры;
— демонополизацию экономики, контроль за монополистической практикой;
— развитие финансового рынка;
— новую структурную политику в условиях модернизации отраслей народного хозяйства страны.
Приватизация стала самым глубинным из всех преобразований экономики регионов. Она проводилась в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1992-1994 гг., где устанавливались цели, задания, приоритеты, ограничения и порядок приватизации в стране. Главными целями приватизации признавались: формирование широкого слоя частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; социальная защита населения и развитие социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации; содействие финансовой стабилизации.
Под приватизацией понимается приобретение в собственность граждан и юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ. Разгосударствление означает преобразование государственных предприятий в арендные, коллективные предприятия, акционерные общества и др.
К первоочередным мероприятиям реформирования относились: деконцентрация промышленности, формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов. Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимуществом России) с учетом мнения отраслевых министерств определялись объекты, подлежащие обязательной приватизации, а также предприятия, приватизация которых допускалась в соответствии с региональными программами.
В региональных (территориальных) программах приватизации рассматривались такие, например, вопросы: возмездный или безвозмездный (смешанный) характер имеет смена формы собственности; в какой мере соблюдаются антимонопольные требования; обладает ли трудовой коллектив предприятия преимущественным правом при выборе формы приватизации; какой принцип применяется при получении доли собственности.
На начальном этапе реформирования экономики в условиях либерализации цен и внешней торговли, проведения массовой приватизации в основном были выполнены в короткий срок задачи демонтажа механизма централизованного управления хозяйством на базе разгосударствления собственности, деформации структуры национальной экономики. Однако приватизация проводилась форсированными темпами бессистемно, по существу, в отсутствие рыночных законов (не было закона об оценочной деятельности и не определялась рыночная стоимость имущества). Цена назначалась исходя из так называемой первоначальной стоимости, отсюда все последствия проведенной приватизации. Все это позволило определенному кругу частных собственников в каждом российском регионе бесконтрольно распоряжаться огромным массивом национального имущества и фактически контролировать акционированные предприятия, не заботясь о структурных преобразованиях на производствах, игнорируя интересы трудовых коллективов.
Ретроспективный анализ показывает, что основные цели, поставленные программой приватизации, не были достигнуты. Экономические преобразования на основе рыночных отношений не получили социальную направленность. За годы реформ произошла существенная деформация структуры денежных доходов активного населения. В результате доля оплаты труда в составе денежных доходов снизилась с 71,2% в 1990 г. до 39,5% в 1995 г., т. е. в 1,8 раза. Широкий слой эффективных частных собственников, как предполагалось, не был сформирован. И в настоящее время в стране продолжаются глубинные процессы макроэкономической несбалансированности воспроизводства экономики в целом и регионов в частности. Это приводит к глубокой дифференциации уровней экономического развития российских регионов. Преобладающее количество регионов относится к категории кризисных, депрессивных с низким уровнем развития производительных сил, вызванным деформацией структуры хозяйственных комплексов вследствие трансформации форм собственности.
В результате разгосударствления собственности сложилось следующее соотношение по ее формам: государственная собственность — 10,7%, из нее федеральная собственность — 6,3; собственность субъектов РФ — 4,4; муниципальная собственность — 8,8; частная собственность — 63,4; собственность общественных объединений — 4,2; прочая собственность (смешанная, иностранных юридических лиц, граждан) — 12,9% [8. С. 35].
В 1998 г. в негосударственном секторе экономики производилось около 70% ВВП страны. Подавляющая часть (90%) объектов малой приватизации передана в руки частных владельцев. Однако выручка от приватизации государственной и муниципальной собственности составляла ежегодно не более 1% доходов федерального бюджета.
Правами Территориального агентства Госкомимущества России и Российского фонда имущества наделены территориальные комитеты по управлению государственным имуществом. К функциям территориальных комитетов относятся:
— подготовка предложений по изменению организационно-правовой формы государственных предприятий, их созданию и реорганизации;
— разработка региональных программ приватизации, контроль за их реализацией;
— организация процесса приватизации государственного имущества, проведение его инвентаризации и оценки, учреждение акционерных обществ открытого типа.
Одна из важных обязанностей региональных комитетов — определение форм и методов государственного воздействия на предприятия государственной формы собственности, а также на предприятия, имеющие долю государства в уставном капитале. Взаимодействуя с исполнительными органами государственной власти в регионах, территориальные комитеты участвуют в разработке стратегических направлений развития регионального воспроизводства, реализации социальных задач.
С 1997 г. новый этап приватизации в России основывается на положении федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и разработанной Государственной программе приватизации по индивидуальным проектам с переходом к эффективному управлению государственной собственностью. Основные направления осуществления приватизации объектов в настоящее время предусматривают:
— продажу государственного и муниципального имущества через коммерческие конкурсы с использованием инвестиционных и социальных условий;
— преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности;
— внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.Главными целями приватизации являются:
— привлечение инвестиций в производство приватизируемых предприятий, обеспечение оптимального соотношения отечественных и иностранных инвестиций;
— реструктуризация предприятий с учетом сохранения межрегиональных связей и единства технологического комплекса;
— создание условий для укрепления конкурентного положения страны и регионов на мировом рынке;
— оптимизация бюджетных расходов на управление экономикой;
— расширение и усиление отечественного фондового рынка;
— формирование рынка недвижимости.
Для достижения этих целей требуется расширение прав субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере распоряжения государственным имуществом.
В сентябре 1999 г. Правительством РФ была одобрена разработанная Госкомимуществом концепция «Управление государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации на 2000-2001 годы». В концепции определены цели, задачи, критерии и методы управления государственным имуществом, способы контроля государства за постприватизационным развитием предприятий.
Органам исполнительной власти предстоит решить ряд неотложных укрупненных задач.
1. Построение эффективной системы управления. Систему управления следует рассматривать в неразрывном единстве, куда входят следующие элементы: обязательный порядок определения способа достижения цели; регламентация процедуры принятия управленческих решений государственными органами, выбора управляющих; контроль за объектами управления и деятельностью управляющих; предоставление отчетности государственными органами и управляющими, анализ результатов контроля и отчетности; ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
Принципы и порядок взаимодействия государственных органов управления должны быть регламентированы соответствующими правовыми актами.
2. Обеспечение эффективности управления. Эффективность управления заключается в достижении цели управления (качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Это обязательный критерий при оценке деятельности государственных органов и управляющих.
3. Повышение профессионализма управления. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении своим имуществом и поэтому остро нуждается в разработке системы подготовки и аттестации управляющих. В декабре 1999 г. вступило в силу постановление Правительства РФ «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». В этой связи Мингосимуществом РФ подготавливаются перечни госпредприятий, которые предполагается реорганизовать, ликвидировать, продать как имущественные комплексы или использовать для создания федеральных казенных производств. Постановление содержит перечень отраслей, в которых допускается закрепление акций в госсобственности и выпуск «золотой акции». К этим отраслям относятся сфера добычи, переработки и сбыта нефти, а также предприятия трубопроводного транспорта, электроэнергетики, морского и речного транспорта, связи, производства вооружений, военной и космической техники, производства продуктов детского питания. Предполагается передать определенную часть унитарных предприятий в собственность субъектов РФ.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

1. Регионы в системе национальной хозяйственной системы.
2. Основы территориального разделения труда.
3. Специализация регионов в общероссийском разделении труда.
4. Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в регионах.
5. Конкурентоспособность продукции промышленности российских регионов.
6. Трансформация отношений собственности — основа реформирования экономики регионов.
7. Перспективы развития взаимосвязей российских регионов со странами СНГ и другими государствами.

1. Актуальные проблемы современных экономических систем: Лекции в 2-х ч. / Под ред. Л. П. Куракова. Чебоксары, 1996.
2. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. М.: Владос, 1999.
3. Гладкий Ю. H., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 1998.
5. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник / Гос. ун-т — Высш. шк. экономики. М., 2000.
6. Жолков А. С., Котилко В. В. Региональная политика и реформы в России. М., 1998.
7. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
8. Лексин В. H., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования в территориальном развитии. М.: УРСС, 1999.
9. Ленский Е. В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы Российской Федерации: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития. М.: Планета, 1999.
10. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
11. Матвеева E. Н. Стратегия развития регионов России в условиях возрождения национальной экономики // Межвуз. сб. науч. трудов. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996.
12. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г.
13. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
14. Русинов Ф. М., Магомедов М. М. Основы государственного регулирования смешанной экономики в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
15. Сергеев П. В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие. М., 1998.
16. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // Российская газета. 2000. 20 мая.
17. Федеральный закон от 4 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Российская газета. 1999. 20 октября.
18. Черныш Е.А., Молчанова Н. П., Новикова А. А, Салтанова Т. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М., 1999.
19. Шнипер Р. И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Наука, 1996.
20. Шульга В. A., Чистяков Е. Г. Материалы теоретического семинара «Национальная экономика и экономическая интеграция». М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.

studlib.com

Трансформация отношений собственности

Основное содержание сложного и противоречиво процесса трансформации отношений собственности определяют реальные изменения на пути ее разгосударствления и приватизации, направленные на утверждение пл люрализма форм собственности и хозяйствования, развитие конкурентной среды, преодоление жесткого централизма и командно-административных методов управления, возрождение стимулов к инновационной предпр инимательской деятельност.

. Разгосударствление — это процесс ограничения административного вмешательства государства в экономи-‘ку путем преобразования государственное собственности в негосударственную и коммерциализация деятельности государстве енных предприяти.

Разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, связанный с демократизации хозяйственной жизни на основе преодоления диктата государства, безальтернатив вного государственно найма работников, государственно нормирования заработной платы и административно-ведомственного управления; замены административно организованных хозяйственных связей рыночным и отношениями; освобождение предприятий от прямой и непосредственной административной опеки; борьбы с монополизма, развития конкуренции и предпринимательств.

. Основные пути разгосударствления, приватизация и коммерциализация государственных предприятий.

. Приватизация — трансформация какой-либо формы собственности в частную, процесс перехода в частную собственность объектов государственное»смешанной или коллективной собственности

Приватизация как форма разгосударствления отображает процесс. Коренной трансформации отношений собственности с целью формирования частного сектора как предпосылки повышения социально-экономической эффе ективносты хозяйствования и улучшения общественного благосостояния на основе становления и утверждения рыночных отношений, предпринимательской среды, конкуренций.

В конце 1991 г. Верховным. Советом Украины была утверждена»Концепция разгосударствления и приватизации имущества государственных предприятий, жилищно фонда и земли»В марте 1992 г ни были приняты основн ные приватизационные законы:»О приватизации имущества государственных предприятий»,»О приватизации небольших государственных предприятий»,»О приватизационных бумагах»В июне 1992 г парламент. Утверд ил первую государственную программу приватизации, положил начало легитимному процесса трансформации отношений собственности в Украинансформации отношений собственности в Украине.

Согласно. Закону Украины»О приватизации имущества государственных предприятий»все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на группы. А (объекты малой приватизации),. Б,. В,. Г,. Д,. Е (объекты ы большой приватизации) и. Ж (объекты сферы социально-культурных услуг). Приватизация. ЭТИХ объектов осуществлялась на основе соответствующих законощих законов.

. Способы приватизации в Украине:

— преобразование государственных предприятий в акционерные или другие хозяйственные общества;

— бесплатная передача и продажа акций открытых реорганизация обществ;

— выкуп по альтернативными планам приватизации;

— выкуп государственных предприятий, сданных в аренду с выкупом;

— выкуп имущества государственных предприятий членами трудового коллектива;

— продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе

. Этапы реформирования собственности в Украине

I. Начальный этап приватизации (1992-1994 гг)

II. Массовая приватизация (1995-1998 гг)

III. Индивидуальная денежная приватизация (1999 — 2002 гг)

IV. Заключительный этап приватизации (с 2003 г)

. Основными технологическими особенностями приватизационного процесса на начальном этапе трансформационных преобразований в Украине ни были следующие:

— население принимал участие в приватизации посредством механизма применения безвозмездно полученных»приватизационных денег»ограниченного обращения — именных приватизационных сертификатов;

— с целью инициирования приватизационного процесса работники больших предприятий, прежде всего их руководители, получили значительные льготы в приобретение акций. ЭТИХ предприятий;

— работникам малых предприятий создавались возможности выкупа. ЭТИХ предприятий по остаточной проиндексированной стоимости, в основном посредством механизма аренды с выкупом

. На сегодняшний день массовая приватизация в Украине обеспечила устранение государственное монополии на средства и результаты производства, становление прослойки индивидуальных и ассоциированных частный ых собственников и формирование негосударственного сектора в качестве основы развития рыночных отношений. На начало 2006 г в единую государственно реестре предприятий и организаций Украины составлялии:

— объекты частной собственности — 78,3%;

— объекты. Государственное и государственно-корпоративной собственности — 4,1%;

— объекты коммунальное и коммунально-корпоративной собственности — 7,4%

. Вместе с тем опыт сертификатной приватизации в Украине подтверждает, что официальное изменение титулов собственности само по себе не гарантирует появления реальных собственников с рыночным поведением и предпринимательским типом мышления. На практике бесплатная приватизация трансформировалась в бюрократически-номенклатурную, которая:

— стала формой создания реорганизация обществ на базе существующих структур государственное собственности, находящихся под контролем администрации предприятий и государственно аппарата управления;

— привела к постепенному сосредоточение средств производства и крупных пакетов акций высокорентабельных предприятий в руках номенклатурных сил и теневых структур;

— не. Решил проблем структурной перестройки производства, создания благоприятно инвестиционного и инновационного климата, качественных изменений в механизмах государственно регулирования экономики и

— не обеспечила создания развитых конкурентных рынков товаров, труда, капитала и т п

. Кроме того, ход приватизационного процесса в Украине. Был осложнений неэффективной государственное политикой:

— отсутствием четко определенной стратегии реформирования отношений собственности;

— игнорирование межотраслевых связей в экономике;

— неразвитостью институционных механизмов рыночного регулирования;

— отсутствием реального противодействия распространению теневой приватизации;

— недостаточной прозрачностью принятия решений. Относительно приватизации, в частности стратегического предприятий и предприятий-монополистов, составляющих основу экономического развития и. Национальной безопасности государства

— политическими спекуляциями вокруг вероятной реприватизациы или национализации государственно имущества и т п

. Современный этап трансформации отношений собственности в Украине связан с решением ряда дискуссионных вопросов, в т ч:

— легитимация приватизации путем признания незыблемосты сформированных прав собственности;

— ревизии приватизации путем реприватизациы (изъятие собственности через суды со следующей продажей на транспарантных аукционах и конкурсах) или доплаты за предприятия путем заключения мировых соглаш ений между правительством и. Нынешний собственникам.

В послание. Президента Украины к. Верховного. Совета Украины»О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году»отмечается что экономическая стратегия государства в сфере усовершенствования отношений собственности должна. Объединить задачи укрепления национального частного капитала, повышения эффективности управления госуд дарственным сектором экономики, усовершенствования корпоративного управления, создания институциональных механизмов обеспечения функционирования разных форм собственности и хозяйствования и определены я их оптимального соотношения»

Дальнейшее усовершенствование процессов трансформации отношений собственности предусматривает следующее:

— усиление инвестиционной направленности приватизации, привлечение стратегического. Отечественных и зарубежных инвесторов;

— усовершенствование законодательства в сфере приватизации, его гармонизации с другими сферами правового регулирования экономической деятельности;

— согласование приватизационных процессов с программами реформирования отдельных областей и сфер деятельности;

— формирование дееспособн корпоративного сектора и интегрированных корпоративных структур;

— приостановление дальнейшей олигархизациы общества, обеспечение реального участия миноритарных совладельцев в управлении и распределении доходов;

— усовершенствование предприватизационной подготовки и информационно-маркетинговой деятельности на всех этапах приватизации;

— обеспечение транспарентности (прозрачности) процесса приватизации и спецификации прав собственности

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут трансформироваться одна в другую. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация — это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация — представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В 90-х годах этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии — Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и другого имущества у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

Приватизация в России имеет интересную историю. Так, еще Иван Грозный в массовом масштабе конфисковал имения опальных бояр и «сажал» на них опричников. Екатерина II передавала государственные земли фаворитам и привилегированным вельможам. В XVII—XVIII вв. государство в России владело верфями, горнодобывающими предприятиями, суконными и полотняными мануфактурами, большая часть которых впоследствии приватизировалась. В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:

1. Определены три формы приватизации — продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования. Созданы две государственные структуры — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонды имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

2. Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики.

Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

В результате разгосударствления:

· меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной;

· меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования и начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни;

· обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок;

· государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов;

· постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

newinspire.ru

Трансформация отношений собственности: разгосударствление, приватизация, национализация

Переход командно-административной экономической системы к рыночной предполагает преобразование основных обществен­ных отношений (или институтов): экономических, политичес­ких и социальных. Как известно, основным институтом эконо­мической системы или системообразующими отношениями яв­ляются отношения собственности, поэтому стержнем экономи­ческих преобразований стала трансформация собственности. Трансформацию собственности определяют как процесс замены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобными элементами другой системы.

В любой экономической системе отношения собственности юридически оформлены в права собственности, что создает усло­вия для их корректировки или трансформации. В России в 90-е гг. отношения собственности были трансформированы законодатель­ным путем, то есть значительная часть объектов государствен­ной собственности на факторы производства была передана в ча­стные руки путем приватизации.

Термин «приватизация» (от лат. privatus — частный) появил­ся в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государствен­ной (королевской или царской) собственности в частные руки известен со времен Французской революции, в России — с прав­ления Петра L Единого определения приватизации в западной литературе нет, её рассматривают как полное или частичное де­легирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется с раз­государствлением. В российской экономике переходного перио­да эти два термина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектов государственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением — сокращение экономической власти государства, превращение его в одного из субъектов рыночной экономики.

Следует отметить, что эти два понятия неразрывно связаны: разгосударствление подразумевает приватизацию, а с утратой значительной части объектов собственности происходит разделе­ние собственности и власти: государство теряет экономическую власть, сохраняя функции правового обеспечения экономики, и становится одним из хозяйствующих субъектов. В понятие «раз­государствление» входят и изменения в деятельности государ­ственных предприятий, которые в рыночной экономике функ­ционируют как самостоятельные субъекты с правом коммерчес­кой деятельности.

Российская приватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроек экономической системы в мире. Её началом послужили закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и Постановление Верховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 г. «Государственная программа приватизации государ­ственных и муниципальных предприятий в Российской Федера­ции на 1992 год».

При проведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:

· формирование широкого слоя собственников, заинтересо­ванных в развитии производства;

· привлечение реальных инвестиций в производство;

· качественное повышение эффективности функционирова­ния всего хозяйственного механизма страны;

· обеспечение социальной защиты населения и гарантирова­ние права собственности и др.

Законом были определены следующие способы приватизации: купля-продажа предприятий по конкурсу или на аукционе, про­дажа долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившая­ся в России политическая ситуация требовала, чтобы в результа­те приватизации каждому гражданину России досталась доля государственной собственности. В связи с отсутствием у населе­ния денег на покупку объектов собственности на первом этапе приватизации в качестве средства платежа использовались при­ватизационные чеки — ваучеры. Население России получило 146,064 млн. ваучеров. Их можно было использовать следую­щим образом:

· при закрытой подписке на акции своего предприятия (так было использовано почти 26 млн. чеков);

· участвовать в чековом аукционе;

· купить акции чекового инвестиционного фонда (60 млн. чеков);

· продать чек (приблизительно четверть всех ваучеров была продана).

Все российские предприятия были разделены на мелкие (с балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн. руб.) и крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные — преобразованы в акционер­ные общества открытого типа (АООТ, позднее — ОАО). Интере­сы государства при преобразовании предприятий представляло Правительство РФ и специально созданный Государственный комитет по управлению имуществом. Им было предоставлено пра­во определять условия закрепления в федеральной собственнос­ти пакетов акций в 51% и 25,5% или «Золотой акции», предос­тавляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии собранием акционеров решений).

В ходе российской приватизации были использованы три ва­рианта акционирования, выбор которых осуществлялся трудо­вым коллективом. По первому варианту трудовому коллективу безвозмездно передавалось 25% привилегированных акций, но на сумму не более 20 минимальных размеров месячной заработ­ной платы на одного работника; 10% обыкновенных акций, но на сумму не более 6 минимальных размеров месячной заработ­ной платы на одного работника, продавалось трудовому коллек­тиву со скидкой 30% от номинальной стоимости и рассрочкой на три года, а 5% акций по номинальной стоимости продавалось руководителям предприятия. Первый вариант был выбран для приватизации предприятий с высокой капитализацией. При его использовании около 60% акций оставалось в распоряжении го­сударства, некоторая часть из них впоследствии была продана на аукционах за приватизационные чеки, другая поступила на свободный фондовый рынок, но в большинстве случаев государ­ство оставило пакет, достаточный для полного контроля над пред­приятием.

Второй вариант давал трудовым коллективам возможность приобрести по закрытой подписке 51% от уставного капитала по цене, близкой к номиналу, оставшаяся часть акций перешла в распоряжение государства, в том числе для продажи на аукцио­нах. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% акций от уставного капитала. Данный вариант приватиза­ции использовался на предприятиях с невысокой капиталоемко­стью, так как обеспечивал совпадение интересов трудового кол­лектива, получающего максимальную, по сравнению с другими вариантами, долю акций, и руководства предприятий, получаю­щего возможность фактически контролировать предприятие.

По третьему варианту предусматривалось создание инициа­тивной группы, заключающей договор на недопущение банкрот­ства предприятия, по окончании которого членам группы предо­ставлялось право на приобретение 20% обыкновенных акций.

С 1994 г. начался денежный этап приватизации, который про­должается по настоящее время. В 1994 г. было приватизировано 22 тыс. предприятий, в 1995 г. — 10,1 тыс.; в 1996 г. — 5,0 тыс.; в 1997 г. — 3353; в 1998 г. — 2583 предприятия. По данным Госкомстата, в результате ускоренной приватизации в Россий­ской Федерации на 1 января 1999 г. число государственных и муниципальных предприятий составило 11,4% их общего коли­чества, причем в промышленности — всего 5,4%.

Анализ результатов приватизации позволяет сделать следую­щие выводы:

— не был создан широкий круг частных собственников, необ­ходимый для появления хозяйственной мотивации;

— отсутствовала четкая правовая база, что повлекло за собой множественные нарушения в ходе приватизационного про­цесса;

— не были отрегулированы отношения между государствен­ной и частной собственностью, что привело к сохранению традиционного для России приоритета государственной соб­ственности;

— не существовало запрета на использование для покупки ак­ций заемных средств, неконтролируемость источников за­имствования привела к проникновению теневого капитала в производство;

— основной упор был сделан на приватизацию только рента­бельного производства, в то время как первоочередной за­дачей было повышение эффективности именно нерентабель­ных предприятий;

— не была проведена объективная оценка приватизируемого имущества, переход прав владения на средства производ­ства осуществлялся по крайне заниженным ценам;

— не была разработана научная концепция процесса прива­тизации, отсутствовала информационная и просветитель­ская поддержка со стороны государства, вследствие чего существовало непонимание большинством субъектов сущ­ности приватизации.

Сразу по окончании приватизации в структуре российской собственности была высока доля инсайдеров (в данном случае — работников предприятия, то есть непосредственных производи­телей), что объясняется существенными льготами, предоставлен­ными трудовому коллективу. Но трудовые коллективы не смог­ли объективно оценить происходящие процессы трансформации собственности, организоваться и стать не номинальными, а ре­альными собственниками. Ускоренно-принудительный характер приватизации обеспечил лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически не повлияв на стимулы пред­принимательской или деловой активности. Первичное размеще­ние акций приватизированных предприятий было кратковремен­ным этапом закрепления прав собственности, за ним последова­ли вторичные операции купли-продажи ценных бумаг, приведшие к обратной концентрации первоначально распыленного в ходе ваучерной приватизации акционерного капитала. В течение пяти лет после ваучерной приватизации трудовые коллективы прода­ли около 40% своих акций. Особенно интенсивно идет продажа на тех предприятиях, где коллективы имели контрольные паке­ты. Скупку акций осуществляют внешние инвесторы — аутсай­деры, чему способствует неразвитость фондового рынка как ре­ального механизма перелива капиталов в российской экономи­ке. К 2002 г. доля инсайдеров в акционерном капитале еще преобладает, но под их контролем осталось около 25% промыш­ленных предприятий, а остальные перешли под контроль аут­сайдеров, в первую очередь естественных монополий и финансо­вых структур, зачастую аффилированных с государственными структурами.

Можно утверждать, что в результате приватизации в россий­ской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.

Приватизация является очень важным, но лишь элементом в преобразовании экономической системы. Чтобы трансформация собственности привела к формированию подлинно рыночной эко­номики, необходимо создание рыночной среды, адекватной част­ной собственности на факторы производства.

studopedia.org