Требования к судье областного суда

В мае 2016 года в Пензенском областном суде состоялась конференция судей области, на которой тайным голосованием были избраны члены квалификационной коллегии судей Пензенской области. Возглавил квалификационную коллегию судья Пензенского областного суда Алексей Николаевич Овчаренко. Накануне IX Всероссийского съезда судей он ответил на ряд вопросов.

— Алексей Николаевич, каковы основные направления деятельности квалификационной коллегии судей?

— Квалификационная коллегия судей является одним из органов судейского сообщества, к основным направлениям деятельности которого относятся: отбор кандидатов на судейские должности; квалификационная аттестация судей и присвоение им квалификационных классов; рассмотрение жалоб и обращений граждан, должностных лиц и организаций; рассмотрение материалов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности; рассмотрение вопросов, связанных с приостановлением, возобновлением и прекращением полномочий судьи и отставки судьи; дача разрешений на принятие судьями почетных, специальных званий и наград.

— Как формируется квалификационная коллегия судей?

— Квалификационная коллегия судей формируется на принципах выборности и сменяемости.

Действующий состав ККС Пензенской области сформирован на 4-х летний срок полномочий и включает в себя двадцать членов, из которых: двенадцать судей, семь представителей общественности и один представитель Президента Российской Федерации – Главный федеральный инспектор по Пензенской области.

Как председатель данного органа, хочу отметить, что все члены ККС являются профессионалами самого высокого уровня, имеющими заслуженный авторитет, знания и опыт которых позволяют успешно решать поставленные задачи.

— Каким образом происходит отбор кандидатов на должность судьи? Какие основные критерии учитываются при рассмотрении кандидатуры?

— Отбор кандидатов на судейские должности осуществляется на конкурсной основе. Конкурс на замещение вакантной судейской должности объявляется квалификационной коллегией судей в средствах массовой информации, где публикуется соответствующее объявление с указанием времени и места приема заявлений и документов от претендентов. Аналогичное объявление публикуется на сайте коллегии.

К кандидатам на должность судьи законом предъявляются повышенные требования. Для участия в конкурсе гражданин должен предварительно сдать квалификационный экзамен.

При отборе кандидатур на судейские должности квалификационной коллегией учитываются такие основные критерии как:

— соответствие кандидата установленным законом требованиям относительно гражданства, возраста, уровня образования, состояния здоровья;

— уровень его профессиональной подготовки, стаж и опыт работы по юридической специальности, в том числе в качестве судьи;

— результаты сдачи квалификационного экзамена на должность судьи;

— сведения о моральных и деловых качествах кандидата;

— наличие у претендента государственных и ведомственных наград, почетных званий, ученой степени кандидата или доктора юридических наук;

— достоверность сведений, представленных кандидатом, в том числе о доходах, имущественном положении кандидата и членов его семьи;

— наличие или отсутствие сведений об уголовном преследовании кандидата, его близких родственников, совершении ими административных правонарушений;

— наличие или отсутствие обстоятельств, которые в случае назначения претендента на должность судьи могут повлечь умаление авторитета судебной власти или возникновение конфликта интересов.

В отношении претендентов, осуществляющих полномочия судьи, подавших заявление на участие в конкурсе, учитываются результаты рассмотрения дел (оперативность и качество), соблюдение требований Кодекса судейской этики и ограничений, установленных законом.

— Какие стадии проходит кандидат на должность судьи после сдачи квалификационного экзамена?

— После объявления конкурса в средствах массовой информации в течение установленного срока кандидат, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи, должен представить в ККС заявление о рекомендации на вакантную судейскую должность и необходимые документы.

Квалификационная коллегия судей проводит проверку достоверности документов и сведений, представленных кандидатами, направляет запросы в различные инстанции, при необходимости истребует от кандидата дополнительные документы и объяснения.

После завершения проверки вопрос о рекомендации на вакантную должность судьи выносится к рассмотрению на заседании квалификационной коллегии судей, которое проводится с участием кандидатов, подавших заявления. В случае принятия квалификационной коллегией положительного решения материалы в отношении кандидатов, рекомендованных на должности мировых судей, направляются в Законодательное собрание Пензенской области, а в отношении кандидатов, рекомендованных на иные судейские должности, — в Верховный Суд Российской Федерации и затем в комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

— Возможны ли случаи, когда на одну вакантную должность претендуют два кандидата? Как в этом случае происходит избрание кандидатуры?

В практике имеют место случаи, когда на одну вакантную должность претендуют несколько кандидатов. В этом случае выбор кандидатуры происходит с учетом совокупности всех перечисленных мною критериев. Рекомендация к назначению на вакантную должность судьи дается одному или нескольким кандидатам, за которых проголосовало более половины членов квалификационной коллегии, присутствующих на заседании. Отмечу, что квалификационная коллегия может отклонить кандидатуры сразу всех претендентов на вакантную должность, если сочтет, что ни один из них не подходит для замещения должности судьи.

— По какой причине кандидат не может быть рекомендован на должность судьи? Имеются ли случаи отказа в назначении рекомендованных кандидатов?

— Кандидату на должность судьи может быть отказано в рекомендации, если он не соответствует предъявляемым законом требованиям либо представил недостоверные сведения и документы. Аналогичное решение может быть принято и в отношении кандидата, который, с учетом совокупности всех предъявляемых к нему критериев, не набрал необходимого числа голосов членов квалификационной коллегии судей (например, если кандидат не имеет достаточного профессионального опыта, получил удовлетворительные оценки при сдаче квалификационного экзамена либо по своим моральным и деловым качествам не отвечает требованиям, предъявляемым к должности судьи).

За 2015 год и девять месяцев 2016 года ККС Пензенской области рассмотрено 79 заявлений претендентов на судейские должности, из них 75 претендентов были рекомендованы. В практике ККС имели место единичные случаи отказа последующих инстанций в назначении рекомендованных кандидатов, в документах которых кандидатами были отражены неполные сведения либо усматривались обстоятельства о возможном возникновении конфликта интересов.

— Если у кандидата есть близкие родственники, имеющие судимость, может ли он претендовать на должность судьи?

— Безусловно, его кандидатура будет рассмотрена, ведь мы, среди прочих обстоятельств, рассматриваем, прежде всего, личные качества самого кандидата. Однако, мы должны учитывать, не приведет ли назначение такого кандидата к умалению авторитета судебной власти. В такой ситуации необходимо учитывать тяжесть совершенного родственником преступления либо административного правонарушения, результаты рассмотрения уголовного или административного дела, степень родства с кандидатом, поддерживаются ли кандидатом отношения с этим родственником и т.д.

Так, например, совершение членами семьи кандидата тяжких преступлений может исключать возможность рекомендации кандидата на должность судьи. Другая ситуация, например, может иметь место в случае привлечения родственника кандидата к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в виде незначительного превышения скорости, если данное нарушение не причинило вреда, и назначенный административный штраф во исполнение требований закона был оплачен родственником кандидата.

Однозначно утверждать, что кандидатура в том или ином случае будет отклонена, нельзя, поскольку, как я отмечал ранее, квалификационная коллегия судей должна учитывать всю совокупность критериев оценки кандидата.

— Каким образом происходит квалификационная аттестация судей? Каков на сегодняшний день уровень профессионализма судей Пензенской области?

— Квалификационная аттестация судьи состоит в оценке его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи, а также соответствия его требованиям, предъявляемым законом и Кодексом судейской этики. По результатам аттестации судье последовательно присваиваются соответствующие квалификационные классы. Законом установлены пределы квалификационных классов по замещаемой судейской должности и сроки пребывания судьи в каждом квалификационном классе. Судья не вправе отказаться от прохождения аттестации.

Профессионализму судейского корпуса Пензенской области я могу дать положительную оценку. Судьи ответственно относятся к прохождению аттестации и повышению уровня своих профессиональных знаний.

— Часто ли граждане жалуются на судей? По каким причинам? Каким образом рассматриваются данные жалобы?

— За девять месяцев 2016 года в ККС Пензенской области поступило 200 жалоб, обращений граждан и организаций. Наиболее частыми причинами обращений заявителей указывались нарушение судьями процессуальных и иных правовых норм, неэтичное поведение судьи (грубость) в отношении участников процесса. В некоторых жалобах указывалось на волокиту, допущенную судьями по делам, находящимся в их производстве, или недостойное поведение судей в быту.

Поступившие жалобы изучаются на предмет наличия в них сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, после чего, по ним проводятся проверочные мероприятия непосредственно председателем или членами ККС, либо председателем соответствующего суда, запрашиваются необходимые документы и материалы, берутся объяснения у судьи и иных лиц, которые могут сообщить сведения по существу жалобы.

По результатам проверки обращения заявителю дается письменный ответ председателем или заместителем председателя ККС. При рассмотрении жалоб, поступивших в текущем году, квалификационной коллегией не было установлено фактов совершения судьями дисциплинарных проступков. Также хотелось бы отметить, что проверка законности процессуальных действий и постановлений судьи отнесены к полномочиям вышестоящих судебных инстанций, а не к компетенции квалификационной коллегии судей, в связи с чем, значительное количество обращений, поступивших к нам и содержащих доводы о несогласии с судебными актами, были возвращены заявителям без рассмотрения по существу.

— Каким образом происходит привлечение судьи к дисциплинарной ответственности? Какие есть виды дисциплинарных взысканий?

— Выявление в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка является основанием для возбуждения в отношении него дисциплинарного производства. Поводом для этого могут служить представления председателей судов, обращения и заключения органов судейского сообщества.

Вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности рассматривается на заседании квалификационной коллегии судей с участием судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство.

Квалификационной коллегией судей по результатам голосования ее членов может быть принято решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания в форме замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи. При вынесении подобного решения обязательно должен быть установлен факт виновного поведения судьи при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, которое повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

В прошлом году два судьи были привлечены к дисциплинарной ответственности, и на них были наложены дисциплинарные взыскания в форме предупреждения. В каждом из случаев основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности послужила волокита, допущенная при рассмотрении дел. В этом году ни одного судьи к дисциплинарной ответственности пока не привлечено.

Необходимо отметить, что к каждому конкретному случаю необходимо подходить взвешенно, поскольку грань умаления авторитета судебной власти очень тонкая, и мы должны установить именно виновное поведение судьи. Сам же по себе факт отмены судебного акта не может являться основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

— Одна из гарантий независимости судей — право на отставку. Сколько заявлений поступило от судей? И сколько было удовлетворено квалификационной коллегией?

— На прошедшем 28 октября 2016 года заседании ККС нами было рассмотрено два заявления судей о прекращении их полномочий в связи с уходом в отставку. Всего в текущем году было рассмотрено пять таких заявлений, а в предыдущем – девять. Во всех случаях заявления об отставке были удовлетворены, поскольку каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию.

— Что означает почетная отставка судьи? Какие бывают случаи ее прекращения? Были ли такие случаи за последние годы?

— В законодательстве как таковое понятие «почетной отставки» отсутствует. Отставкой судьи по смыслу закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающем в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, право на предоставление мер материального обеспечения.

В соответствии с законом отставка судьи может быть прекращена по различным основаниям. К числу таких оснований относятся, в частности, несоблюдение установленных запретов и ограничений; совершение проступка, несовместимого с высоким званием судьи, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, и другие. В практике ККС Пензенской области в последние годы имели место единичные случаи прекращения отставки в связи с намерением судей осуществлять трудовую деятельность, подпадающую под ограничения, установленные законом. В указанных случаях судьи самостоятельно обращались в ККС с заявлениями о прекращении их отставки с целью соблюдения требований закона при последующем трудоустройстве.

— В декабре текущего года предстоит важное событие для юридического сообщества – IX Всероссийский съезд судей. Решения каких насущных вопросов Вы ожидаете от очередного съезда?

— К их числу я бы отнес вопрос, связанный с изменением законодательства в части установления критериев, по которым органы судейского сообщества смогут определять наличие или отсутствие конфликта интересов в деятельности судей, в том числе при рекомендации кандидатов на судейские должности. Для квалификационных коллегий судей этот вопрос имеет важное значение.

Также насущной проблемой является вопрос, связанный с повышением уровня оплаты труда работникам аппаратов судов, который на сегодняшний день несоизмерим с их нагрузкой и ответственностью. Решение данной проблемы позволило бы сохранить наиболее квалифицированных сотрудников в судебной системе, что в свою очередь, положительно повлияло бы на работу судов, их кадровый потенциал, резерв кандидатов на судейские должности.

www.oblsud.penza.ru

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ статья 4 настоящего Закона изложена в новой редакции

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона изложен в новой редакции

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Требования к судье областного суда

Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(п. 2 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 — 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена;

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2009 N 6-П положения пункта 8 статьи 5, предполагающие, что принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу, признаны не противоречащими Конституции РФ.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

(п. 10 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

(п. 11 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

gagarinsky.msk.sudrf.ru