Учебно-методическое пособие по обж

Учебно-методическое пособие по обж

Авторизация

Ресурсы сайта

Предметный каталог

Учебно методическое пособие по ОБЖ.

Методические рекомендации по ОБЖ

Учебно-методическая работа в школе реализуется при помощи методической службы. Через методическую службу осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителя. Педагогический коллектив работает над следующей методической темой: ,,Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования ".

Учебно-методическая работа в школе реализуется при помощи методической службы. Через методическую службу осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителя. Педагогический коллектив работает над следующей методической темой: ,,Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования «.

Работа над данной темой способствует созданию условий для профильного обучения и направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие творческой деятельности учителей, на оказание системной адресной помощи с учетом их потребностей и обмен педагогическим опытом.

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1.Аналитическая деятельность, которая включает:

-мониторинг профессиональных информационных потребностей. Выявление затруднений дидактического и методического характера;

-изучение и анализ состояния и результатов методической работы; определение направлений ее совершенствования;

-изучение, обобщение и распространение опыта.

2.Информационная деятельность:

-формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической);

-ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической. Научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

-создание медиатеки современных учебно-методических материалов.

3.Организационно-методическая деятельность:

-оказание практической помощи педагогическим работникам в период подготовки к аттестации и молодым специалистам.4

-участие в разработке содержания регионального компонента. Компонента образовательного стандарта образовательного учреждения, программы дополнительного образования, элективных курсов;

-взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.

4.Консультативная деятельность:

-организация консультативной помощи для педагогических работников;

-популяризация и разъяснение результатов педагогических и психологических исследований.

В методической работе школы принимают участие все учителя .За последние годы деятельность их методических обьединений активизировалась и вышла на новый качественный уровень.

Педагогические технологии позволили реализовать в образовательном процессе единство обучения и воспитания. Они направлены на создание оптимальных условий решения практических задач, создают предпосылки для перехода с боле низкого уровня деятельности к более высокому. Наиболее востребованы здоровьесберегающие ,информационно-коммуникативные и развивающие образовательные технологии.

www.openclass.ru

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие по организации практической работы студентов (технический профиль)

В учебно-методическом пособии представлены практические задания, разработанные в соответствии с учебной программой дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания. Для работы на практическом занятии от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести самостоятельно. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.

Использование учебно-методического пособия способствует овладению обучающимися первоначальными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут использоваться в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Copyright © 2010—2018
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

www.informio.ru

Учебно-методическое пособие по ОБЖ на тему:
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В данном учебно-методическом пособии, вы найдете способы реализации законов, цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности, изучите специфику содержания курса ОБЖ, основные виды учебной деятельности школьников, познакомитесь с комплектами программ для основной и средней полной школы, а так же содержанием программ и линиями учебно-методических комплектов (УМК) на которые могут ориентироваться образовательные учреждения. В данном пособии вы узнаете об организации воспитательной и внеурочной деятельности, а так же ознакомитесь с перечнем учебников и мультимедийных пособий по курсу ОБЖ.

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

Главной задачей подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Специфика содержания ОБЖ заключается:

— в интегрированности курса (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

— в направленности образовательного процесса на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

— в необходимости перегруппировки содержания курса при планировании в регионах учетом их особенностей в области безопасности жизнедеятельности.

За основу проектирования структуры и содержания примерной программы ФГОС второго поколения принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 11 классах.
  • Структурные компоненты программы для 5 – 11 классов представлены в учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и темы. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

    При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:

    1. Учебно-познавательная , включающая:

  • изучение нового учебного материала на уроках;
  • выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
  • 2. Аналитическая , включающая:

    • установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
    • планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

    3. Практическая , цель — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

    На первой ступени обучения (1 – 4 классы) как и прежде, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».

    На второй ступени обучения (5 – 9 классы) в 2013- 2014 учебном году преподавание ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.

    На третьей ступени обучения (10 – 11 классы), согласно Региональному базисному учебному плану, изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет.

    В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:

    – обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

    – обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

    Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.

    Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях.

    На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

    Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

    На основании выше изложенного рекомендуется:

    – в районах создать совместно с военными комиссариатами учебные пункты для проведения учебных сборов на базе образовательных учреждений;

    – учебные сборы проводить в первом полугодии, как подготовку к проведению районных и городских соревнований «Зарница», военизированных эстафет, строевых смотров, «Вахты Памяти» и т.д.

    В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.

    С учетом вышеизложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

    – примерная программа основного общего образования по ОБЖ;

    – примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

    – примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.

    Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов программ по ОБЖ для основной и средней полной школы, например:

    1) Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010.;

    2) Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя (полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2010.

    При составлении рабочей учебной программы преподаватель-организатор (учитель) может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.

    Примерная программа, разработанная на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы»).

    Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должна содержать:

    1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    2) общую характеристику учебного предмета;

    3) описание места учебного предмета в учебном плане;

    4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности;

    5) содержание учебного предмета;

    6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

    7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    8) планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

    В основной школе (5 – 9 классы) удобно работать по авторской программе А.Т. Смирнова, изданной в 2012-2013 г.г. Данная рабочая программа может быть скорректирована с учётом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Для лицеев и гимназий в основной и полной средней школе учебный предмет ОБЖ может изучаться интегрировано с предметами физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и другими предметами, соприкасающимися с тематикой программы ОБЖ с обязательным проведением учебных сборов по окончанию 10 класса, в объеме 35 часов.

    На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа. Рекомендуется пользоваться программой под редакцией А.Т. Смирнова для 10 – 11 классов, профильный уровень («Дрофа, 2009).

    В основной школе представлены две линии учебно-методических комплектов (УМК) на которые могут ориентироваться образовательные учреждения:

    — линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова;

    — линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова.

    Линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания курса ОБЖ основного общего образования.

    Линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова разработана в соответствии с требованиями программ курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, одобренных Министерством образования Российской Федерации. Линия Активно развивается, включает обширный методический материал, мультимедийные пособия.

    Линия УМК под редакцией А.Т. Смирнова наиболее полно обеспечена дидактическими материалами, включает полный комплект мультимедийных учебников и компьютеризированных тестов для 5 – 11 классов, что дает основания рекомендовать к использовании именно ее. Кроме учебного материала мультимедийные средства содержат обширный справочный материал, мультимедиатеку (иллюстрации и видеоматериалы), обеспечивают создание собственных презентаций, ведение электронных классных журналов.

    Для учебно-методического обеспечения преподавания курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

    Организация воспитательной и внеурочной работы

    Внеклассная работа должна быть направлена на формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:

    1) кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);

    2) секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);

    3) тематические викторины, КВН;

    4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);

    5) спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа безопасности» и др.);

    6) тематические экскурсии;

    7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;

    8) туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой помощи» и др.

    Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад.

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    nsportal.ru

    Учебно-методическое пособие

    Транскрипт

    1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» А.В. Шигаев Учебно-методические материалы для преподавателей организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности Учебно-методическое пособие САРАНСК 2006

    2 УДК (076) ББК р Ш 559 Рецензенты:в ппкорневич И.Н., начальник отдела планирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и подготовки руководящего состава и нештатных аварийно-спасательных формирований Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, подполковник; Зорькин Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева, академик ММАДЮТК Печатается по решению научно-методического совета ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» Рекомендовано Мордовским республиканским институтом образования Рекомендовано Министерством по делам гражданской обороны и чрезвыуациям Республики Мордовия. мендовано Мордовским республиканским институтом образования. Публикуется в авторской редакции Шигаев, А.В., Якимова Е.А. Учебно-методические материалы для преподавателей организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев, Е.А. Якимова / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, с. УДК (076) В пособии приведены варианты тематического и поурочного планов, варианты опорных схем для преподавателей-организаторов ОБЖ, игрорвые задания по основным разделам курса ОБЖ, варианты тестов, вопросы и билеты к экзаменам по ОБЖ. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей организаторов основ безопасности жизнедеятельности. 2 ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», 2006 Шигаев А.В., 2006

    3 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение Глава I. Учебно-методические материалы для преподавания ОБЖ в Х ХI классах. 7 Календарно тематическое планирование курса ОБЖ в 10 классе Поурочное планирование для 10 класса Календарно тематическое планирование курса ОБЖ в 11 классе Поурочное планирование для 11 класса Опорные схемы для проведения уроков ОБЖ Опорные схемы по курсу ОБЖ для X класса ТЕМА 1. Поведение человека в условиях вынужденной автономии ТЕМА 2. ЧС криминогенного характера. 18 ТЕМА 3. ЧС природного и техногенного характера.. 19 ТЕМА 4. РСЧС ее структура и задачи ТЕМА 5. Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних. 21 ТЕМА 6. Гражданская оборона ТЕМА 7 (1). Современные боевые средства поражения.. 23 ТЕМА 7 (2). Современные боевые средства поражения.. 24 ТЕМА 8. Оповещение и информирование населения о ЧС. 25 ТЕМА 9. Коллективные средства защиты. 26 ТЕМА 10 (1). Средства индивидуальной защиты. 27 ТЕМА 10 (2). Средства индивидуальной защиты. 28 ТЕМА 11. Организация и проведение АСДНР..29 ТЕМА 12. Организация ГО образовательного учреждения ТЕМА 13. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.. 31 ТЕМА Основы здорового образа жизни.. 32 ТЕМА 18, 23. История создания ВС РФ 33 ТЕМА 19, 21. Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск ТЕМА 20 (1). Функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.. 35 ТЕМА 20 (2). Реформа ВС РФ 36 ТЕМА 22. Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества ТЕМА 24. Дружба, войсковое товарищество основа боевой готовности частей и подразделений.. 38 ТЕМА 25. Боевое знамя символ воинской чести, доблести, славы.. 39 ТЕМА 26. Ритуалы ВС РФ.. 40 Опорные схемы по курсу ОБЖ для XI класса ТЕМА 1. Первая медицинская помощь при инсульте и острой сердечной недостаточности.. 41 ТЕМА 2. Первая медицинская помощь при ранениях.. 42 ТЕМА 3. Первая медицинская помощь при травмах 43 ТЕМА 4. Первая медицинская помощь при остановке сердца 44 ТЕМА 5. Как стать офицером Российской Армии ТЕМА 6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ.. 46 ТЕМА 7, 13. Прохождение военной службы по призыву 47 3

    4 ТЕМА 8, 15. Права и ответственность военнослужащих. 48 ТЕМА 9. Правовые основы военной службы 49 ТЕМА 11. Общевоинские уставы ВС РФ закон воинской жизни 50 ТЕМА 12. Военная присяга клятва война на верность Родине 51 ТЕМА 14. Прохождение военной службы по контракту. 52 ТЕМА 16. Основные понятия о воинской обязанности ТЕМА 17. Организация воинского учета и его предназначение ТЕМА 18,19. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе ТЕМА 20. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.. 56 Глава II. Игровые задания «Домино по ОБЖ» Домино 1 Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни Домино 2 ГО составная часть обороноспособности страны Домино 3 Основы медзнаний и профилактика инфекционных заболеваний. Основы ЗОЖ и его составляющие Домино 4 ВС РФ защитники нашего отечества Домино 5 Боевые традиции ВС РФ. Символы воинской чести Домино 6 Правила оказания первой доврачебной помощи Варианты заданий «Домино по ОБЖ» для преподавателя.. 64 Домино 1 Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни Домино 2 ГО составная часть обороноспособности страны Домино 3 Основы медзнаний и профилактика инфекционных заболеваний. Основы ЗОЖ и его составляющие Домино 4 ВС РФ защитники нашего отечества Домино 5 Боевые традиции ВС РФ. Символы воинской чести. 68 Домино 6 Правила оказания первой доврачебной помощи Глава III. Тестовые комплексы по ОБЖ Тесты для учащихся Х класса.. 71 ТЕСТ 1. ЧС природного характера и защита от них ТЕСТ 2. ГО составная часть обороноспособности страны. 76 ТЕСТ 3. Здоровый образ жизни и его составляющие. 81 ТЕСТ 4. Вооруженные силы Российской Федерации. 85 Тесты для учащихся ХI класса ТЕСТ 1. Первая медицинская помощь при несчастных случаях ТЕСТ 2. Вооруженные силы Российской Федерации защитники нашего Отечества.. 90 Приложение. Вопросы и билеты к экзамену по ОБЖ. 95 Рекомендуемая литература

    5 Введение В ХХI веке проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и на транспорте и многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной. Статистика жертв террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий дает информацию о том, что в среднем Россия ежегодно теряет свыше 70 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья. Тенденция увеличения количества различных угроз обусловливает необходимость формирования у людей навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Особенно остро проблема выбора целесообразных действий в таких ситуациях в силу особенностей подросткового и юношеского периодов стоит перед старшеклассниками. В этих условиях проблема формирования специальных знаний, умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, патриотизма, готовности к действиям в экстремальных ситуациях, в том числе к службе в армии, представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. С 1991 г. в образовательных учреждениях России начала формироваться новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», в центре внимания которой находится человек как самоцель развития общества. Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативноправовых актов Российской федерации в области безопасности (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др.). С 1 сентября 1998 г. в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. 322) учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включена в образовательную область «Физическая культура». Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. Настоящее пособие предназначено для учителей, ведущих занятия по курсу ОБЖ в Х ХI классах общеобразовательной школы. Структурно пособие состоит из трех глав и приложений. 5

    6 Первая глава включает в себя тематический и календарный планы по курсу ОБЖ, а также поурочные методические материалы, представленные в виде опорных схем. Во второй главе приводятся варианты игровых заданий со старшеклассниками, которые представлены в виде «домино» по основам безопасности жизнедеятельности. В третьей главе представлены тестовые комплексы по основным разделам курса ОБЖ, которые составлены с учетом тематического планирования и могут быть использованы преподавателями организаторами ОБЖ для контроля знаний учащихся. В приложениях приведены варианты билетов для итогового экзамена по ОБЖ. В целом, пособие, по мнению автора, должно оказать методическую помощь преподавателю-организатору при планировании и организации учебновоспитательного процесса по курсу ОБЖ с учетом новых подходов в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. 6

    7 Глава I Учебно методические материалы для преподавания ОБЖ в Х ХI классах КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЖ В 10-ом КЛАССЕ Содержательные линии I. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях. Разделы и темы Колво Дата проведения часов План. Факт. 1-5, 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в 22 повседневной жизни, и правила безопасного поведения 6ч Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях Правила поведения в ситуациях криминогенного характера Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях 4 природного и техногенного характера 2 уро-ка 1.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации 5 ЧС, ее структура и задачи. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности 6-12, 2. Гражданская оборона составная часть обороноспособности 20 страны Современные средства поражения, их поражающие факторы, 8 мероприятия по защите населения Оповещение и информирование населения об опасностях возникающих ЧС военного и мирного времени Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени 1 Контроль знаний Контрольные ситуац-е задачи 1 Домино 9 ч Рекоменд-ся опросить 7

    8 II.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. III. Основы военной службы Средства индивидуальной защиты Организация поведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций 1 13 Контроль знаний (тестирование) Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 1 ч 14 Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика Основы здорового образа жизни 5 ч Здоровый образ жизни и его составляющие Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек 4.3 Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Биологические ритмы и работоспособность человека Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники нашего Отечества 4 ч История создания Вооруженных сил России 1 24 Контроль знаний (тестирование) Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История создания и предназначение 5.3 Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству 1 8

    9 Боевые традиции Вооруженных Сил России 3 ч 6.1 Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества 28 1 защитника Отечества Памяти поколений дни воинской славы России Дружба, воинское товарищество основа боевой готовности частей и подразделений Символы воинской чести 2 ч Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 1 33 Контроль знаний (тестирование) 1 1 Домино 1 ИТОГО: 33 ч 9

    10 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПО ОБЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА (1 ПОЛУГОДЬЕ) Т Содержание учебного материала (темы занятий) н о м е р а у р о к о в Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе + 2. Правила поведения в условиях криминогенного характера + 3. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера Единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС, её структура и задачи + 5. ГО, основные понятия и определения + 6. Современные средства поражения, их поражающие факторы,мероприятия по защите населения 7. Организация инженерной защиты населения в ЧС мирного и военного времени Средства индивидуальной защиты Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС Контроль + 10

    11 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПО ОБЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА (2 ПОЛУГОДЬЕ) Т Содержание учебного материала н о м е р а у р о к о в (темы занятий) Основные инфекционные заболевания, их классификация и + профилактика 12. Здоровый образ жизни и его составляющие Вредные привычки, их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек Значение двигательной активности и закаливания + организма для здоровья человека 15. Биоритмы и работоспособность человека Организация ГО в общеобразовательном учреждении Оповещение и информирование населения в ЧС + мирного и военного времени 18. Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних История создания ВС России Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск Функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в + системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС 22. Другие войска,их состав и предназначение с учетом + концепции госполитики РФ по военному строительству 23. Патриотизм и верность воинскому долгу основные + качества защитника Отечества 24. Памяти поколений Дни воинской славы России Дружба, войсковое товарищество основа боевой + готовности частей и подразделений 26. Боевое знамя символ воинской чести, доблести, славы Ритуалы ВС Контроль

    12 КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЖ В 11-ом КЛАССЕ Колво проведения Дата Разделы и темы уро-ка часов План. Факт «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской 7 ч помощи» Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте Первая медицинская помощь при ранениях Первая медицинская помощь при травмах Контроль знаний (тестирование) Первая медицинская помощь при остановке сердца «Военнослужащий защитник своего Отечества» 2 ч Как стать офицером Российской Армии Международная (миротворческая деятельность) Вооруженных Сил РФ «Особенности военной службы» 14 ч Прохождение службы по призыву Права и ответственность военнослужащих 1 12 Контроль знаний (тестирование) Прохождение службы по призыву Правовые основы военной службы Контроль знаний (тестирование) Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ- закон воинской жизни 3 12 Контроль знаний

    13 Военная присяга — клятва воина на верность Родине 1 22 Контроль знаний (тестирование) Прохождение службы по призыву Прохождение службы по контракту Права и ответственность военнослужащих 1 27 Контроль знаний (тестирование) «Воинская обязанность» 5 ч Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета и его предназначение Обязательная подготовка граждан к военной службе Добровольная подготовка граждан к военной службе Увольнение с военной службы и пребывание в запасе 1 32 Контроль знаний (тестирование) 1 КОНТРОЛЬ: 1 6 ч ИТОГО: 34 ч 13

    14 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПО ОБЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА (1 ПОЛУГОДЬЕ) Т Содержание учебного материала ( темы занятий) н о м е р а у р о к о в ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте + 2. ПМП при ранениях + 3. З- 1,2,3 ПМП при травмах З-1,2 ПМП при остановке сердца + 5. Как стать офицером Российской Армии + 6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ + 7. З-1,2 Служба по призыву Права и ответственность военнослужащих + 9. З-1 Правовые основы военной службы Контроль

    15 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПО ОБЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА (2 ПОЛУГОДЬЕ) Т Содержание учебного материала (темы занятий) н о м е р а у р о к о в Общевоинские уставы ВС РФ закон воинской жизни Военная присяга клятва воина на верность Родине Прохождение военной службы по призыву Прохождение военной службы по контракту Права и ответственность военнослужащих Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета и его предназначение Обязательная подготовка граждан к военной службе Добровольная подготовка граждан к военной службе Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Контроль

    16 Опорные схемы для проведения уроков ОБЖ Опорная схема представляет собой словесно-графическое отображение учебного материала, логически разделенного на основные и второстепенные элементы. Могут с высокой эффективностью применяться на уроке, причем как педагогом, так и учащимися. Из-за ограниченности времени урока, изложение материала в виде лекции или с использованием другого традиционного метода часто бывает неэффективным, собственно как и заучивание содержания урока школьниками по лекциям. С использованием опорных схем появляется возможность вовлечь весь класс в работу на уроке, избегая монотонного записывания, применяя устно графическое изложение материала, в процессе которого учащийся взаимодействует с другими членами коллектива при выделении главных элементов схемы, ее второстепенных частей, выстраивании между ними логических взаимосвязей, проявлении творческой инициативы. Это позволяет школьнику ориентироваться в изученном материале, так как он получает не только готовые знания, но и сам участвует в процессе получения информации. В результате изучения той или иной темы учащийся обладает обобщенными данными по пройденному материалу в виде графической опорной схемы, осмысленной, проработанной шаг за шагом вместе с педагогом, где указаны узловые элементы темы с выделением причин и условий возникновения какого-то события, определением путей разрешения трудностей, осложняющих любую ситуацию. Способы реализации опорных схем многообразны: зарисовка и разбор по схеме преподавателя; зарисовка по выделенным элементам (но форму схемы каждый придумывает сам); составление в группах; задания по составлению на дом. Разработанные варианты опорных схем рекомендуются к использованию преподавателями-организаторами ОБЖ раздаточного и демонстративного материала. в качестве планов-конспектов к урокам, 16

    17 Опорные схемы по курсу ОБЖ для X класса Опорная схема Т 1 ( 10 кл ) ТЕМА: Поведение человека в условиях вынужденной автономии. Катастрофы на транспорте ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В АВТОНОМНУЮ СИТУАЦИЮ Непредвиденные обстоятельства Потеря ориентировки СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО КОМПАСУ ЧАСАМ И СОЛНЦУ МЕСТНЫМ ПРЕДМЕТАМ С помощью линейных ориентиров По муравейникам, куполам церквей и тд. В ОДИНОЧЕСТВЕ ОТСУТСТВИЕ СТРАХОВКИ Невозможность обеспечения продуктами питания Трудности с оборудованием кострового бивака Отсутствие снаряжения ВЫНУЖДЕННАЯ АВТОНОМИЯ С Т Р Е С С О Р Ы СТРЕСС СТРАХ ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ ЖАЖДА ГОЛОД ЖАРА ХОЛОД ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВО В ГРУППЕ отрицательные эмоции Травмы, смерть и тд. Благополучный выход из ЭС Коммунальная склока и ухудшение ЭС ДЕПРЕССИЯ галлюцинации слуховые зрительные СМЯГЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ РАБОТА, РАЗГОВОР, РИСОВАНИЕ, СПОРТ 17

    18 Опорная схема Т 2 ( 10 кл ) ТЕМА: ЧС криминогенного характера Экономическая нестабильность Увеличение уровня нестабильности Увеличение расслоения населения по уровню доходов Изменение в госполитике идеологических установок по собственности и средств производства Дефицит власти Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате Повышенная плотность населения Миграция населения Маятниковая миграция Текучесть кадров Возрастание нервных нагрузок на человека, повышение стрессовых, конфликтных ситуаций Промышленный и транспортный травматизм Ослабление родственных и соседских связей Криминогенные факторы КРИМИНОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ Криминогенные явления Обеспечение безопасности жилища Способы и средства безопасного поведения Личная безопасность Охранные сигнализации Мощные и надежные двери, глазок Надежность и секретность дверных замков Стопперы и резиновые пробки на окна и балконы Ключи на каждого члена семьи Не открывать двери посторонним и при посторонних Телефон дальше от входной двери Наладить связь с соседями Створчатые решетки на окна Приемы самозащиты Психологическая готовность Не провоцировать Внимательность в сомнительных местах Готовность к преодолению стресса, страха, Готовность к преодолению стресса, страха, и других крайних состояний Моральная готовность Укрепление жилища 18

    19 Опорная схема Т 3 ( 10 кл ) ТЕМА: ЧС природного и техногенного характера (общая классификация) А В А Р И Т Е Х Н О Г Е Н Н Ы Е На химически опасных объектах На радиационно опасных объектах На пожаро и взрывоопасных объектах На гидродинамически опасных объектах На транспорте (ж\д, авто, воздушном, метро и тд) Э К О Л О Г И Ч Е С К И Е Изменение состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание); изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды); изменение состояния биосферы (зона земли, включающая верх литосферы и низ атмосферы + зона существования живого существа); изменение свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя) И На коммунально-энергетических сетях ЛОКАЛЬНЫЕ ГЛОБ-НЫЕ МЕСТНЫЕ ФЕДЕР — Е ТЕРРИТ -Е РЕГИОН -Е ЧС П Р И Р О Д Н Ы Е Классификация по признакам СФЕРА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ МАСШТАБ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ СБ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ МАССОВЫЕ ЗАБОЛ-Я ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ УРАГАНЫ НАВОДНЕНИЯ ЛЕСНЫЕ ЭПИДЕМИИ ИЗВ Е ВУЛКАНОВ БУРИ ЗАТОРЫ ТОРФЯНЫЕ ЭПИЗОТИИ ОПОЛЗНИ СНЕЖНЫЕ БУРИ ЗАЖОРЫ СТЕПНЫЕ ЭПИФИТОТИИ СЕЛИ СМЕРЧИ НАГОНЫ СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ ЦУНАМИ 19

    20 Опорная схема Т 4 ( 10 кл ) ТЕМА: РСЧС ее структура и задачи Основные задачи РСЧС РСЧС Подсистемы Разработка и реализация законов и др. документов в области ЧС; Повышение готовности органов управления, сил и средств; Сбор, обработка и выдача информации; Подготовка населения к действиям в ЧС; Прогнозирование ЧС; Надзор, контроль в сфере защиты, ликвидации ЧС, международное сотрудничество Федеральный Уровни РСЧС Региональный Территориальны Местный Объектовый Территориальные Функциональные Системы связи, оповещения Единый номер сообщения о ЧС 01 Финансовые и материальные резервы Силы и средства РСЧС Органы повседневного управления: 1. Пункты управления (кризисные центры) 2. Дежурные службы и спец. подразделения Постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС: (Мин-во по делам ГО и ЧС, региональные центры МЧС, органы управления по делам ГО и ЧС) Координац-ные органы (Межведомств. и ведомственные КЧС, центры по делам ГО и ЧС) Силы МЧС: Центроспас, войска ГО, Поисково-спас-е. службы, гражданские организации ГО Для наблюдения и контроля Для ликвидации ЧС 20 РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС Режим повышенной готовности Режим повседневной готовности Режим ЧС

    21 Опорная схема Т 5 ( 10 кл ) ТЕМА: Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних Уголовные наказания в отношении несовершеннолетних К несовершеннолетним не применяются (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, и тд) Видами наказания, назначаемыми несовер шеннолетним, являются в соответствии с частью 1 статьи 88 УК РФ: а) штраф;б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок Штраф при наличие самостоятельного заработка; назначаются посильные работы на срок от 40 до 160 ч (до 15 лет 2 ч. в день, в лет 3 ч. в день (88)); исправительные работы на срок до 1 года (только к работаю — щим несовершеннолетним (часть 4 ст 88)); арест назначается лицам, достигшим 16 лет на момент вынесения приговора на срок от 1 до 6 месяцев; лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок до 10 лет Ответственность несовершеннолетних (Уголовный кодекс РФ, г) Применение принудительных мер воспитательного воздействия (к совершившим преступления небольшой тяжести первый раз) ст. 90 УК РФ а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего При определении степени общественной опасности совершенного преступления учитываются: 1) возраст несовершеннолетнего; 2) условия жизни и воспитания; 3) причины и условия, способствующие совершению преступления; 4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников 21 Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет (ст 87 УК РФ); Минимальный возраст уголовной ответственности 14 лет; При достижении 18 летнего возраста лицо становится совершеннолетним Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания: принудительные меры восп. воздействия; помещение в специальное воспитательное учреждение; условно-досрочные освобождения и тд. НАКАЗАНИЕ О Т Б Ы В А Е Т С Я Несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы в колониях усиленного режима; несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима

    22 Опорная схема Т 6 ( 10 кл ) ТЕМА: Гражданская оборона Министерство обороны МЧС (1991 г) СИСТЕМА ГО (1961 г.) Система М П В О (1932 г) Система П В О (1918 г) Территориально-производственный признак ЗАДАЧИ ГО Директор организации, он же начальник ГО Штаб ГО (на каждом объекте) Планирование, орг-ция, контроль за мероприятиями ГО Аварийноспасательные работы Защита населения от нападения противника Повышение устойчивости объектов н\х Силы ГО Войска ГО Аварийно-спасательные формирования ГО Укрытие в защитных сооружениях Эвакуация Снабжение СИЗ СЛУЖБЫ ГО ПРОТИВОПОЖАРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА АВТОТРАНСПОРТНАЯ ТОРГОВЛИ И ПИТАНИЯ ДРУГИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И СВЯЗИ 22

    23 Опорная схема Т 7 (1) ( 10 кл ) ТЕМА: Современные боевые средства поражения ОМП ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ НЕЙТРОННОЕ ОРУЖИЕ Поражающий фактор: проникающая радиация Поражающие факторы ядерного взрыва Ударная волна Световое излучение Прон-щая радиация Радиоактивное заражение Эл.магн-й импульс ВИДЫ ВЗРЫВОВ Высотный Наземный Подземный Воздушный Надводный Подводный ВИДЫ ЯДЕРНЫХ БОЕПРИПАСОВ Сверхмалые (до 1 Кт) Малые (до 10 Кт) Средние (до 100 Кт) Крупные (до 1 Мт) Сверхкрупные (свыше 1 Мт) Средства доставки и управления Ракеты Авивция Артиллерия Фугасы БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ Используются специальные боеприпасы ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ВИРУСЫ В живых тканях (натуральная оспа и др) Болезнетворные микроорганизмы РИККЕТСИИ В тканях пораженного органа (лихорадка,тиф) ГРИБКИ Микробы (пандидозы) Токсины (Яды) БАКТЕРИИ Микробы раст-го происхожд-я (чума) Воздух, слизистая, кожа, пища, укусы клещей, раны ЭПИДЕМИЯ ПАНДЕМИЯ Средства защиты и профилактики ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ СРЕДСТВА ДОСТАВКИ Ракеты, авиабомбы, снаряды, фугасы Комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге поражения ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА Действие на организм Карантин, обсервация, сан. обработка, дезинф-я 23 Пар капли газ дым аэрозоль Медицинские средства защиты (вакцинация, сыворотки, антибиотики) ОВ нервно-паралитического действия (vx) ОВ кожно-нарывного действия (иприт) ОВ удушающего действия (фосген) ОВ общеядовитого действия (хлорциан) ОВ раздражающего действия (gs, sr) ОВ психохимического действия (bz)

    24 Опорная схема Т 7 (2) ( 10 кл ) ТЕМА: Современные боевые средства поражения Термитные смеси (до 3000 С) Зажигательные смеси (Напалм: С) Белый фосфор ( С) Зажигательное ОРУЖИЕ Металлизированные зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (пирогель 2000 С) СОВРЕМЕННЫЕ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ МИНЫ СПЕЦТЕХНИКА ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ СТРЕЛКОВОЕ ВООР-Е АРТИЛЛЕРЙСКИЕ СНАРЯДЫ «Вакуумные бомбы» t С БОЕПРИПАСЫ ОБЪЕМНОГО ВЗРЫВА 24 В виде контейнеров КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ СНАРЯДЫ ТОРПЕДЫ ПРК, ЗРК РАДИОУПР-МЫЕ КОМПЛЕКСЫ АВИАБОМБЫ Осколочные, фугасные, шариковые, кассетные

    25 Опорная схема Т 8 ( 10 кл ) ТЕМА: Оповещение и информирование населения о ЧС Средства оповещения Оповещение населения о ЧС Местные органы власти + ШТАБ ГО Современная связь Радиосвязь Телевидение Сигналы и гудки предприятий Локальные системы оповещения Самостоятельная система оповещения любого объекта Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ» Передача речевой информации Варианты сообщений, приближенные к конкретным ЧС (Внимание, радиационная опасность и др.) Оповещение руководителей организаций, находящихся вблизи них Оповещение населения, находящегося в зонах возможного заражения Оповещение рабочих и служащих предприятий группы риска (АЭС, Радиоузлы и тд) Высокая оперативность оповещения О надвигающейся угрозе О порядке и правилах поведения и действий Укрытие в защитных сооружениях Герметизация жилища Эвакуация и др. мероприятия 25

    26 Опорная схема ТЕМА: Коллективные средства защиты Т 9 ( 10 кл ) СОСТАВ УКРЫТИЯ Помещения с местами Санитарные узлы ВОДОСНАБЖЕНИЕ Помещения для загрязненной одежды Вентиляционные установки ВЕНТИЛЯЦИЯ Важно быстро заполнить ПРУ Защита от поражающих факторов ядерного взрыва ОСНОВНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ У Б Е Ж И Щ Е ПРУ (противорадиационное укрытие) ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩЕЕ ВСТРОЕННОЕ О Б О Р У Д О В А Н И Е У Б Е Ж И Щ А Отсеки, тамбуры, шлюзы ВСПОМОГ НЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Устраиваются Имеют ПРОСТЕЙШИЕ УКРЫТИЯ Малые (до 600 чел) В подвалах зданий, подпольях домов, погребах, подземных выработках, овощехранилищах, помещениях первых этажей зданий Два выхода, электроснабжение, радиосредства, вмещают до 50 чел ЩЕЛИ Фильтровентиляционные камеры Санитарные узлы Открытые Перекрытые ПО ВМЕСТИМОСТИ Средние ( чел) Дизельные электростанции Защитные входы, аварийные выходы Зигзагообразные треншеи, перекрываются подр. материалами Защита от ударной волны, светового излучения, но использовать СИЗ Большие (свыше 2000 чел) Медицинское обеспечение Другое оборудование: Источники отопления Система канализации Санитарнотехнические устройства Запасы продуктов питания 26

    27 Опорная схема Т 10 (1) ( 10 кл ) ТЕМА: Средства индивидуальной защиты П Р О Т И В О Г А З Ы СИЗ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ИЗОЛИРУЮЩИЕ КЗД Модели Дети до 1,5 г Защищают от АХОВ производства ГП-5,7; ДП-5,6; ПДФ-Ш Общевойсковой ИМЕЮТ РЕЗЕРВУАР С ЗАПАСОМ КИСЛОРОДА ИМЕЮТ 8 ЦВЕТОВ СПЕЦ. КОРОБКИ И ДОП. ПАТРОНЫ Состоит из: Фильтрующей погл. коробки Лицевой части Пары и газы Дыми и аэрозол и Абсорбция Хемосорбция Катализ ФИЛЬТРАЦИЯ Шлем-маска Клапанная коробка Соединительная трубка П О Ж А Р Н Ы Е П Р О М Ы Ш Л Е Н Н Ы Е НА СПЕЦ. ПРОИЗВОДСТВАХ СИЗ органов дыхания Простейшие средства защиты Защищают от РВ и БС Противопылевая тканевая маска Ватно-марлевая повязка 4-5 слоев ткани Марля 100 х 50 см Р Е С П И Р А Т О Р Ы ПО НАЗНАЧЕНИЮ По виду Противопылевые Противогазовые Газо-пылезащитные З А Щ И Т А ФИЛЬТРУЮЩАЯ ПОЛУМАСКА ПОЛУМАСКА С ФИЛЬТРОМ ПАТРОНОМ От аэрозолей От вредных паров и газов От аэрозолей, паров и газов ШБ-1, Лепесток, Кама, У-2 к, РПА-1 РПГ 67 РУ 60 ЛЕПЕСТОК — 1 О Д Н О Р А З О В Ы Е М Н О Г О Р А З О В Ы Е 27

    28 Опорная схема Т 10 (2) ( 10 кл ) ТЕМА: Средства индивидуальной защиты СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОЖИ СИЗ МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЗФО ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЕ БЕЛЬЕ, ПРОПИТАННОЕ СПЕЦ. ХИМ. ВЕЩ-ВАМИ От паров ОВ ИПП-8 АИ-2 ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ Спецовки, куртки, брюки, халаты, брезентовые перчатки, плащи Резиновые сапоги, боты, калоши Резиновые и кожаные перчатки При ранениях, ожогах, для снятия боли, ослабления и предупреждения поражений РВ, БС, фосфорорганических ОВ ИЗОЛИРУЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА Из эластичной, морозостойкой, прорезиненной ткани Герметичные Негерметичные От капель и паров РВ, БС, ОВ ОЗК, Л-1, КИХ-4, КИХ-5, Ч-20 Для обеззараживания капельно-жидких ОВ Легкий костюм: Л-1 Костюм с брюками, курткой и фартуком От высоких температур От электрополей и механических повреждений Комбинезон Пневмокостюмы (от РВ) От теплового излучения Спецкостюмы для производства 28

    29 Опорная схема Т 11 ( 10 кл ) ТЕМА: Организация и проведение АСДНР — Разведка маршрутов для спасателей — Локализация и тушение пожаров — Извлечение людей из-под обломков — Вскрытие заваленных сооружений — Подача воздуха в ЗС — Оказание пострадавшим ПМП и эвакуация — Вывоз в безопасные места — Обеззараживание Последовательность АСДНР Аварийноспасательные работы ПРОВОДИТЬ НЕПРЕРЫВНО Другие неотложные работы — Устройство проездов в зонах завалов — Укрепление конструкций зданий — Уничтожение боеприпасов — Ремонт коммуникаций, линий связи — Локализация аварий в технологических сетях 1. Устройство проездов к зданиям и соор-ям 2. Проведение разведки 3. Разбор завалов СПОСОБЫ АСДНР Проведение АСДНР АСДН Р ЦЕЛЬ Откапывание люков, запасных выходов, спасение людей, применение всех имеющихся строительных и дорожных машин и механизмов Спасение людей и оказание ПМП пострадавшим Локализация аварий и устранение повреждений ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ДЕЗАКТИВАЦИЯ ДЕГАЗАЦИЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА Удаление РВ Удаление АХОВ Уничтожение возбудителей инф-й ЧАСТИЧНАЯ ЧАСТИЧНАЯ ПОЛНАЯ ФИЗИЧЕСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕКУЩАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОЛНАЯ 29

    30 Опорная схема Т 12 ( 10 кл ) ТЕМА: Организация ГО общеобразовательного учреждения Председатель КЧС Начальник ГО ЦЕЛЬ Защита жизни и здоровья учащихся и персонала в ЧС (при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах) Председатель эвакуационной комиссии, или лицо, ответственное за эвакуацию Заместитель начальника органа управления ГОЧС Начальник органа управления ГОЧС Заместитель председателя КЧС по материальнотехническому обеспечению Помощник начальника органа управления ГОЧС РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ План действий в ЧС МЕРОПРИЯТИЯ План ГО Пост радиационного и химического наблюдения Силы и средства (Гражданские организации гражданской обороны) Спасательная группа Группа ООП Звено обслуживания защитного сооружения Укрытие учащихся и персонала в защитных сооружениях Эвакуация Использование СИЗ Организация медицинской защиты 30

    31 Опорная схема Т 13 ( 10 кл ) ТЕМА: Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика БОЛЕЗНИ ПУТИ ПЕРЕДАЦИ ИНФЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДАТЧИКОВ КОНТАКТНО-БЫТОВОЙ ВОЗДУШНО-ПЫЛЕВОЙ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЙ ПИЩЕВОЙ ВОДНЫЙ ЭПИДЕМИЯ ПАНДЕМИЯ ИММУНИТЕТ МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ Выведение из зараженного организма Пребывание во внешней среде Внедрение в организм здорового ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Соблюдение правил личной гигиены Столбняк (судороги мышц) Газовая гангрена (омертвление тканей) Лектоспироз (печень, почки, капилляры) Тиф (лихорадка, расстройство сознания, сердца) Брюшной тиф (вызываются сальмонеллами) Дизентерия (толстая кишка, интоксикация) Вирусный гепатит А,Б (печень, желтуха) Грипп (лихорадка, интоксикация) Желтая лихорадка — передается комарами Холера (обезвоживание и обессоливание) Туляремия (лимфоузлы, лихорадка) Бешенство (судороги и паралич) Чума (лимфоузлы) Энцефалит (воспаление головного мозга) ФАКТОРЫ РИСКА ВРОЖДЕННЫЙ ПРИОБРЕТЕННЫЙ АНТИТОКСИНЫ АНТИТЕЛА ВАКЦИНАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКА Живые вакцины Химические вакцины Микробные ДЕЗИНФЕКЦИЯ (с микроорганизмами) ДЕЗИНСЕКЦИЯ (с насекомыми) ДЕРАТИЗАЦИЯ (уничтожение грызунов) 31 Войны Экологические и социальные катастрофы Чрезвычайные ситуации Голод, нищенство, беспризорность Моральные, психические травмы, стрессы Плохие бытовые условия Физический труд Плохое питание Переохлаждение Контакты с людьми, оставленными за бортом жизни

    32 Опорная схема Т ( 10 кл ) ОБЗОРНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ: Основы здорового образа жизни 1. Не болеющие, без хр-х заболеваний 2. Болеющие, но без хр-х заболеваний 3. С хрон-ми заболеваниями 4. С хрон-ми забол-ми и пороками 5. С тяжелыми хрон-ми забол-ми Социальное (жилье, труд, отдых, питание) Духовное (отношение к людям, к миру, нормы поведения) Физическое (резервы организма, сопротивляемость, адаптация) КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ 5 групп здоровья Психологические особенности Режим учебы и отдыха ЗДОРОВЬЕ КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ ГРУППЫ РИТМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Высокой частоты 0,5 часа Дыхание, сердцебиение ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: всю жизнь от рождения до смерти ФИЗИЧЕСКИЙ 23 сут + полупериод Прилив сил БИОРИТМЫ Низкой частоты От 0,5 ч до 6 дней Смена сна и бодрствования ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ 28 сут Смена полупериодов Болезнь, смерть Средней частоты От 6 дней до 1 года Недельный, лунный, годовой ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ 33 сут — полупериод Потеря сил СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Ухудшение здоровья, деградация личности ИЗБАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ: Заболевания СС, НС, обмена в-в Понижение двигат-ной активности Повышение двигательной активности АЛКОГОЛЬ КУРЕНИЕ НАРКОМАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ: информирование, желание и воля, близкие и друзья,спец учреждения, центры реабилитации понижение тонуса нарушение осанки, избыток массы понижение уровня работоспособности 32 Хорошее настроение Повышение работоспос-ти Улучшение состояния здоровья

    33 Опорная схема Т 18, 23 ( 10 кл ) ТЕМА: История создания ВС РФ 1242 г. (18. 04) Чудское озеро Александр Невский причислен к лику святых 1380 (21.09) Куликовская битва Дмитрий Донской князь Московский. Битва Пересвета и Челубея 1612 (7. 11) Освобождение Москвы от польских интервентов Минин и Пожарский 1709 (10.07) Петр 1 и его армия победила шведов в полтавском сражении 1714 (9. 08) русский флот под командованием Петра 1 победили шведов у мыса Гангут 1790 (24. 12) взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова 1945 (9. 05) ДЕНЬ ПОБЕДЫ ВС 1790 (11. 09) Ушаков Ф. Ф. Победил турецкую эскадру у мыса Тендра 1944 (27. 01) День снятия блокады Ленинграда 1943 (2. 02) разгром под Сталинградом. (коренной перелом в ходе войны) (23. 08) разгром в ходе Курской битвы 1941 (5. 12) битва под Москвой (к советские войска продвинулись на запад на км.) 1918 (23. 02) День защитников Отечества победа Красной Армии над Кайзеровскими войсками Германии 1853 (1. 12) русская эскадра под командованием П. С. Нахимова победили турков у мыса Синоп 1812 (8. 09) М. И. Кутузов — разбили французов под Бородино 33

    34 Опорная схема Т 19, 21 ( 10 кл ) ТЕМА: Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск ВИДЫ ВС Вооруженные силы РФ Президент МО РФ Генеральный штаб РВСН Сухопутные войска ВВС ВМФ ПВО Спецвойска Тыл ВС ВДВ 1.Мотострелковые силы 2.Ракетные войска и артиллерия 3.Танковые войска 4.ПВО сухопутных войск 5.Армейская авиация ВИДЫ 1. Дальняя 2.Военнотранспортная 3.Фронтовая Морская пехота Авиация ВМФ Надводные силы Подводные силы Береговая артиллерия Зенитноракетные войска Авиация ПВО Радиотехнические войска Инженерные Технические Войска связи Арсеналы Склады с запасами материально технических средств Базы Спецвойска ВД соединения Спецвойска Части Учреждения тыла Бомбардировочная; Истребительно-бомбардировочная; Истребительная; Разведывательная; Специальная ДРУГИЕ ВОЙСКА Пограничные войска ВВ МВД РВ Ж\Д войска Войска федерального агентства правительственной связи Войска ГО 34

    35 Опорная схема Т 20 (1) ( 10 кл ) ТЕМА: Функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны Концепция национальной безопасности ( г) Военная доктрина СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ВС ЗАДАЧИ ВС РФ Занимаются обеспечением безопасности в соответствующих сферах Оборона страны Защита и охрана государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде Защита на суше и море ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА ВСРФ, составляющие ядро государства и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими Обеспечение ядерного сдерживания в интересах как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны Осуществление союзнических обязательств Защита от воздушно-космического нападения УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ: свержение конституционного строя, противоправная деятельность экстремистских организаций, религиозных сепаратистских и террор-х орг-ций ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ: территориальные претензии к России, вмешательство в ее внутренние дела, противодействовать ее укреплению. Образование очагов вооруженных конфликтов 35 Отражение агрессии в локальной войне Участие в миротворческих операциях по поддержанию мира Пример: Абхазия, Таджикистан, бывшая Югославия, Приднестровье

    36 Опорная схема Т 20 (2) ( 10 кл ) Исторические этапы реформирования Армия централизованного государства 16 век, Иван Грозный Регулярная армия, начало 18 века, Петр 1 Массовая регулярная армия в ходе реформ Д. А. Милютина после неудач в Крымской войне Реформа гг. М. В. Фрунзе. Произошло сокращение ВС с 5,5 млн. до 562 тыс. человек Реформа гг. в связи с появлением ракетного оружия НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ Финансирование научноисследовательских и опытноконструкторских разработок, постановка в войска новых вооружений Увеличение количества частей постоянной боевой готовности Повышение социального статуса военнослужащих ТЕМА: Реформа ВС РФ Реформирование армии и флота Разработка программы социального обеспечения военного строительства в РФ на период до 2010 г ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ 1 этап с 1 января 2002 г. оклады по воинским должностям применительно к окладам федеральных госслужащих 2 этап с 1 января 2003 г. тоже, применительно к размерам надбавок за квалификационный разряд федеральных госслужащих Увеличение заработной платы в 2-а раза О социальной адаптации и переподготовке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы 36 План строительства и развития ВС РФ (2001 г) ЦЕЛЬ Приведение их структуры, состава и численности в соответствие с характером и направленностью угроз военной безопасности России, финансово-экономическими возможностями государства Переход к трехвидовой структуре ВС РФ: (Сухопутные войска, ВВС, ВМФ) Преобразование центральных органов военного управления (принцип единоначалия) Совершенствование системы технического обеспечения, заказов вооружения и боевой техники Переход армии на профессиональный тип комплектования Современный облик и мобильность, уважение к людям в погонах

    37 Опорная схема Т 22 ( 10 кл ) ТЕМА: Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества Морально — психологические Патриотизм (от греческого patris родина, отечество) это Любовь к своей Родине (преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов), народу, его истории, языку, национальной культуре. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию. У военнослужащего проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, храбрости и героизме, готовности пожертвовать своей жизнью Истинный патриотизм проявляется не в словах а в делах и прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу Качества защитника Отечества Верность присяге Воинская честь (+ Боевая готовность) Чувство собственного достоинства Честность Дисциплинированность Мужество и храбрость Бдительность Воинское мастерство Стойкость Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений Взаимовыручка Физическая выносливость 37 Боевые качества Долг это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. (Семейный, товарищеский долг) Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь есть выполнение общественного долга высшим выражением долга является Воинский долг ОБЯЗЫВАЕТ: Быть верным военной присяге; Строго соблюдать Конституцию и законы РФ; Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; Совершенствовать воинское мастерство; Быть дисциплинированным; Соблюдать нормы международного права

    38 Опорная схема Т 24 ( 10 кл ) ТЕМА: Дружба, войсковое товарищество основа боевой готовности частей и подразделений В современных условиях роль и значение крепкой боевой дружбы, войскового товарищества еще более возрастают из-за ряда обстоятельств: 1. Выполнение возложенных на воинские коллективы задач, особенно во время боевых действий, боевого дежурства, караульной службы 2. Необходимость взаимопомощи, товарищеской поддержки настоятельно диктуется самим характером воинского труда, применением современных видов оружия 3. Современный бой проходит в высоком темпе. В этих условиях особенно требуется четкое взаимодействие между подразделениями, ведущими бой ВОЙСКОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ЭТО Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, характеризующаяся общностью служебных интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу и влияющая на его сплоченность и боеспособность Долг защитников Родины бережно хранить и укреплять войсковое товарищество, дорожить честью воинских коллективов, повышать их организованность и сплоченность Воинский коллектив это форма объединения военнослужащих для совместного решения служебных и боевых задач Существо войскового товарищества определено требованиями воинских уставов (Устав внутренний службы ВС РФ) Предполагает помощь товарищам словом и делом Предполагает заботу, уважение, поддержку Удержание товарищей от недостойных поступков Взаимная выручка Основной воинский коллектив это коллектив воинской части, учебного заведения и т.п. Первичный воинский коллектив формируется в масштабе взвода, роты и им равных воинских подразделений СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА Общественное мнение Коллективные настроения Коллективные традиции Внутриколлективные взаимоотношения 38

    39 Опорная схема Т 25 ( 10 кл ) ТЕМА: Боевое знамя символ воинской чести, доблести, славы ИСТОРИЯ БОЕВОГО ЗНАМЕНИ БОЕВОЕ ЗНАМЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛАГ Длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Позднее куски ткани яркого цвета, разные по форме и размерам; После крещения Руси изображались лики святых, Богородицы и Спасителя. Затем стяги дополнялись текстом и знаками; Стяг стягивал войска к месту боя. Если стяг над полем боя значит рать боеспособна; В 18 веке (при Петре 1) был составлен первый воинский устав. Ввели традицию почитания знамени и ввели в армии клятву перед ним и особую ответственность за его сохранность; В боях с немецко-фашистскими захватчиками родилась Советская гвардия. 11 июня 1943 г. был учрежден образец гвардейского Красного знамени, которое стало знаком боевого отличия части; В годы войны родилась традиция водружать Красные знамена над освобожденными городами Олицетворяет беспредельную смелость и мужество, преданность своему народу и Родине Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником При утрате знамени командир части и военнослужащие, непосредственно виноватые в позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть расформированию ПООЩРЕНИЕ Фотографирование у развернутого Боевого Знамени воинской части, Военно-морского флага корабля Знамя ВС и знамя ВМФвручаются Президентом РФ и хранятся, соответственно, в Генеральном штабе ВС и Главном штабе Военно-Морского флота 39 Первый флаг на русском корабле «Орел» был поднят в 1668 г. Цвета: Красный (благородство), синий (верность), белый (мужество) С 1712 г. военно-морским флагом стал Андреевский флаг (до 1917 г.) С 1935 до 1992 гг. во флоте существовал Военно-Морской флаг СССР Сейчас вернули Андреевский флаг Подъемом флага начинается день на корабле, кончается спуском флага Существует система дополнительных флагов В любое время Боевое Знамя и Военно-Морской флаг были святыней, которую защищали и отдавали за нее свою жизнь

    40 Опорная схема Т 26 ( 10 кл ) ТЕМА: Ритуалы ВС РФ Боевые традиции ВС РФ Специфические традиции у каждого вида ВС и рода войск Преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите ВС РФ Символы воинской чести Воинская присяга Боевое Знамя воинской части Военно-морской флаг РФ О Б Щ И Е Т Р А Д И Ц И И Верность присяге, воинскому долгу, массовый героизм в бою Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля Войсковое товарищество Неустанное стремление к овладению военнопрофессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля С достоинством нести высокое звание защитника Родины Дорожить честью и боевой славой воинской части, в которой он служит Дорожить честью своего воинского звания Быть верным Воинской присяге Беззаветно служить своему народу Мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ Выполнять воинский долг Общевоинские уставы Стойко переносить трудности военной службы Беспрекословно повиноваться командирам, защищать их в бою Оберегать Боевое Знамя Воинской части ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН 40

    docplayer.ru