Учебные пособия по эстетике

Учебные пособия по эстетике

л.: цЮПДЮПХЙЮ, 1999. — 464 Я.; РХПЮФ 10 000 ЩЙГ.

й МХЦЮ е.ц.ъЙНБКЕБЮ, МШМЕ ГЮБЕДСЧЫЕЦН ЙЮТЕДПНИ ЩЯРЕРХЙХ ТХКНЯНТЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс, ЯКНФХКЮЯЭ ХГ МЮОХЯЮММШУ ДЕЯЪРХКЕРХЪ МЮГЮД ЯНВХМЕМХИ: «щЯРЕРХЙЮ: ЯХЯРЕЛЮ ЙЮРЕЦНПХИ», «уСДНФМХЙ: КХВМНЯРЭ Х РБНПВЕЯРБН», «хЯЙСЯЯРБН Х ЛХПНБШЕ ПЕКХЦХХ». йЮФДНЕ ХГ МХУ АШКН ЯБНЕЦН ПНДЮ БЕУНИ. лНФМН РНКЭЙН ПЮДНБЮРЭЯЪ РНЛС, ВРН НМХ РЕОЕПЭ ОЕПЕПЮАНРЮМШ Х НАЗЕДХМЕМШ ОНД НДМНИ НАКНФЙНИ. мН ЩРНР ТЮЙР ОНВЕЛС-РН ЯЙПШР, ЙЮЙ АСДРН РПХ ПЮГДЕКЮ ЙМХЦХ — ЩРН МЮОХЯЮММШИ ОН ЕДХМНЛС ГЮЛШЯКС СВЕАМХЙ. мЕХГАЕФМШЕ Б РЮЙХУ ЯКСВЮЪУ «ОНБРНПЕМХЪ, СРНВМЕМХЪ Х ЙНМЙПЕРХГЮЖХЪ ОПЕДКНФЕММШУ ХДЕИ» НАЗЪЯМЪЧРЯЪ МЕ ОПЕЕЛЯРБЕММНЯРЭЧ ЙСПЯНБ, Ю ЕДХМЯРБНЛ ЙНМЖЕОЖХХ (Я.5). яЮЛЮ ФЕ ЙНМЖЕОЖХЪ ЯНЯРНХР Б ОНМХЛЮМХХ ЩЯРЕРХВЕЯЙНЦН ЙЮЙ ЯНБЕПЬЕММНЦН Б ЯБНЕЛ ПНДЕ, ЙЮЙ ОНКМНРШ ОПНЪБКЕМХЪ АШРХЪ ОПХПНДМНИ, ЯНЖХЮКЭМНИ ХКХ ДСУНБМНИ ПЕЮКЭМНЯРХ (Я. 113), Б ВЕЛ е.ц.ъЙНБКЕБ НОХПЮЕРЯЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН МЮ «рЕНПЕРХВЕЯЙСЧ ЩЯРЕРХЙС» ю.аЮСЛЦЮПРЕМЮ Х «хЯРНПХЧ ЮМРХВМНИ ЩЯРЕРХЙХ» ю.кНЯЕБЮ (Я. 34-36). мН ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН НМЮ ОПНБЕДЕМЮ РНКЭЙН Б ОЕПБНЛ ЙСПЯЕ, Ю Б ДБСУ ДПСЦХУ НЙЮГЮКЮЯЭ ЙЮЙ-РН ГЮ ЙЮДПНЛ.

б ЙМХЦЕ МЕР ДПЮЛЮРХГЛЮ БНКМСЧЫХУ ДСЬС ГЮЦЮДНЙ, МЕР ДЕЬЕБНЦН ОЮТНЯЮ, ЙЮЙ МЕР Х ПЮЯРЕПЪММНЯРХ ОЕПЕД ЛЕМЪЧЫХЛЯЪ ЛХПНЛ. нМЮ ЯОЕЙСКЪРХБМЮ Б УНПНЬЕЛ ЯЛШЯКЕ ЯКНБЮ. щРН ЙПНОНРКХБН ЯНАПЮММШЕ ХДЕХ Х ТЮЙРШ, ПЮЯЯРЮБКЕММШЕ МЮ ОПНРЪФЕМХХ ОНБЕЯРБНБЮМХЪ ОНДНАМН ЬЮУЛЮРМШЛ ТХЦСПЮЛ. вХРЮРЕКЧ ОПЕДКЮЦЮЕРЯЪ ЯЮЛНЛС ОПХБЕЯРХ ХУ Б ДБХФЕМХЕ. аЕЯЯРПЮЯРМЮЪ, «АЕПЕФМЮЪ» ЛЮМЕПЮ ХГКНФЕМХЪ ЕДБЮ КХ ЙНЦН-РН ОНПЮГХР, МН ДКЪ ЮБРНПЮ ЩРН МЕ ЯРНКЭ БЮФМН.

мЕНЯОНПХЛШЛ ДНЯРНХМЯРБНЛ ЙМХЦХ ЪБКЪЕРЯЪ НЦПНЛМШИ ТЮЙРХВЕЯЙХИ ЛЮРЕПХЮК. оПЮБДЮ, АЕЯВХЯКЕММНЕ ЙНКХВЕЯРБН ЖХРЮР, ОЕПХТПЮГ Х ЯЯШКНЙ, ЛНФЕР АШРЭ Х ОНЛНЦЮЕР ЦКСАФЕ БМХЙМСРЭ Б ЯСРЭ ДЕКЮ, МН БЕЯЭЛЮ ГЮРПСДМЪЕР ВРЕМХЕ. еЯРЭ Х ДПСЦХЕ «МЕСДНАЯРБЮ». рПЮЙРНБЙЮ ОПЕДЛЕРЮ ЩЯРЕРХЙХ ОНЛЕЫЕМЮ МЮ 11 Я. Х МХЙЮЙ МЕ БШДЕКЕМЮ. йМХЦЮ МЮВХМЮЕРЯЪ Я НАГНПЮ ПЮГКХВМШУ НОПЕДЕКЕМХИ ХЯРНПХХ ЩЯРЕРХЙХ, РЮЙ ВРН ВХРЮРЕКЧ МЮ ОПНРЪФЕМХХ ОЕПБШУ ВЕРШПЕУ ЯРПЮМХЖ, ОЕПЕОНКМЕММШУ ЖХРЮРЮЛХ, ЙЮФЕРЯЪ, ВРН НМ ПЮЯЙПШК ЙМХЦС ЦДЕ-РН МЮ ЯЕПЕДХМЕ. щРНР ОПХЕЛ, ВЮЯРН ХЯОНКЭГСЕЛШИ ЮБРНПНЛ (ЯМЮВЮКЮ ХЯРНПХЪ БНОПНЯЮ — ОНРНЛ ЛМЕМХЕ ЮБРНПЮ), АНКЭЬЕ ОНДУНДХР ДКЪ ДХЯЯЕПРЮЖХНММНИ ПЮАНРШ, ВЕЛ ДКЪ СВЕАМНЦН ОНЯНАХЪ. яЯШКЙХ МЮ лЮПЙЯЮ, щМЦЕКЭЯЮ Х кЕМХМЮ, ХМНЦДЮ МЕАЕЯОНКЕГМШЕ (МЮОПХЛЕП, Я. 56-57, 60, 97), Б ПЪДЕ ЯКСВЮЕБ ЙЮФСРЯЪ ХГАШРНВМНИ ДЮМЭЧ НТХЖХЮКЭМНИ ХДЕНКНЦХХ ОПНЬКНЦН (Я. 39, 45, 78, 108, 126 Х ДП.). бННАЫЕ НА ЮККЧГХЪУ Х ЖХРЮРЮУ: НМХ РЮЙ МЕНФХДЮММШ Х ПЮГМНЬЕПЯРМШ, ВРН РН Х ДЕКН БШАХБЮЧР ВХРЮРЕКЪ ХГ ЯЕДКЮ. нРЯРСОКЕМХЪ РЮЙ ОПНЯРПЮММШ, ВРН МХРЭ ОНБЕЯРБНБЮМХЪ РН РЕПЪЕРЯЪ, РН ХДЕР БНКМЮЛХ (НЯНАЕММН ЩРН ВСБЯРБСЕРЯЪ БН БРНПНИ ВЮЯРХ). еЯРЭ Х ГЮАЮБМШЕ НОЕВЮРЙХ: п.аЮПР (Barth) ДБЮФДШ ХЛЕМСЕРЯЪ аЮПДНЛ (Я. 135).

йЮРЕЦНПХХ ЩЯРЕРХЙХ е.ц.ъЙНБКЕБ ОНДПЮГДЕКЪЕР МЮ РПХ ЙКЮЯЯЮ. нДМХ НРПЮФЮЧР НАЗЕЙРХБМШЕ ЯНЯРНЪМХЪ (ОПЕЙПЮЯМНЕ, БНГБШЬЕММНЕ, РПЮЦХВЕЯЙНЕ Х ЙНЛХВЕЯЙНЕ), Б ЙНРНПШУ ъЙНБКЕБ БХДХР АШРХЕ ЮАЯНКЧРМНИ ХЯРХМШ, МЕ ГЮБХЯЪЫЕИ «МХ НР ЯСАЗЕЙРЮ, МХ НР ВЕКНБЕЙЮ, МХ НР ВЕКНБЕВЕЯРБЮ». бРНПШЕ НРПЮФЮЧР ДСУНБМН-ОПЮЙРХВЕЯЙНЕ НЯБНЕМХЕ ЛХПЮ (ЩЯРЕРХВЕЯЙХИ ХДЕЮК, ЩЯРЕРХВЕЯЙХИ БЙСЯ, ЩЯРЕРХВЕЯЙНЕ ВСБЯРБН). мЮЙНМЕЖ, РПЕРЭХ НРПЮФЮЧР ЛХП ЯСАЗЕЙРЮ ЯНЖХЮКЭМН-ДСУНБМНИ ФХГМХ, ЕЦН РБНПВЕЯЙСЧ ЯОНЯНАМНЯРЭ (ХЯЙСЯЯРБН, УСДНФЕЯРБЕММШИ НАПЮГ Х РБНПВЕЯРБН). йЮФДЮЪ ЙЮРЕЦНПХЪ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ Б НМРНКНЦХВЕЯЙНЛ, ТЕМНЛЕМНКНЦХВЕЯЙНЛ (ХЛЕЧРЯЪ Б БХДС НАЗЕЙРХБМШЕ ОПНЪБКЕМХЪ), ЦМНЯЕНКНЦХВЕЯЙНЛ Х ЯНЖХЮКЭМНЛ ЮЯОЕЙРЮУ. оПХ ЩРНЛ ОЕПБЮЪ ЦПСООЮ ЙЮЙ АШ БШМЕЯЕМЮ Б ЛХП ОКЮРНМНБЯЙХУ ХДЕИ, РНЦДЮ ЙЮЙ БРНПЮЪ Х РПЕРЭЪ АНКЕЕ ЯНЖХЮКХГХПНБЮМШ. еДХМЯРБН ЙЮРЕЦНПХИ НАЕЯОЕВХБЮЕРЯЪ РПЮМЯТНПЛЮЖХЕИ ОПЕЙПЮЯМНЦН Б ЩЯРЕРХВЕЯЙХИ ХДЕЮК Х ДЮКЕЕ — Б ОПНХГБЕДЕМХЪ ХЯЙСЯЯРБЮ. мЕ ЯНБЯЕЛ ОНМЪРМН, ОНВЕЛС ЙЮРЕЦНПХХ РПЮЦХВЕЯЙНЦН Х ЙНЛХВЕЯЙНЦН ОНКСВХКХ ГДЕЯЭ РЮЙНЕ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМНЕ НМРНКНЦХВЕЯЙНЕ ГБСВЮМХЕ, ЕЯКХ СВЕЯРЭ НАЫХИ ЮЙЖЕМР МЮ ПНКХ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ОПЮЙРХЙХ.

яБНЕНАПЮГХЕ УСДНФМХЙЮ е.ц.ъЙНБКЕБ БХДХР Б ЩЛНЖХНМЮКЭМНЛ НРПЮФЕМХХ ЛХПЮ Х Б ЕЦН ЯОНЯНАМНЯРХ Й ЯНОПЪФЕМХЧ ХППЮЖХНМЮКЭМНЦН Х ПЮЖХНМЮКЭМНЦН Б ДСУНБМНЛ (ХДЕЕ). йСПЯ «уСДНФМХЙ: КХВМНЯРЭ Х РБНПВЕЯРБН» АНКЕЕ ТПЮЦЛЕМРЮПЕМ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ДБСЛЪ ДПСЦХЛХ, МН МЮХАНКЕЕ ХМРЕПЕЯЕМ ОН ЯНАПЮММНЛС ЛЮРЕПХЮКС: РЕЛШ БННАПЮФЕМХЪ, УСДНФЕЯРБЕММНЦН БПЕЛЕМХ, ЛХТЮ, ЙМХЦХ Х ЙНЛОЭЧРЕПЮ, ЙЮПРХМШ Х БХДЕНЙКХОЮ, ХЦПШ ДЕКЮЧР ЙМХЦС ЯНБПЕЛЕММНИ, УНРЪ Х МЮЛЕВЕМШ ЙЮЙ-РН ОСМЙРХПНЛ, МЕ НАЗЕДХМЕМШ Б ЯХЯРЕЛС.

мЮЙНМЕЖ, ВЮЯРЭ, НГЮЦКЮБКЕММЮЪ «хЯЙСЯЯРБН Х ЛХПНБШЕ ПЕКХЦХХ», АНКЕЕ НЯРЮКЭМШУ ОНДУНДХР ОНД НОПЕДЕКЕМХЕ «ДНАПНРМНЦН СВЕАМХЙЮ»: ОНЯКЕ ЪЯМНЦН Х ОПНЯРНЦН ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙНЦН ББЕДЕМХЪ ПЮЯЯЛНРПЕМШ НЯМНБМШЕ НЯНАЕММНЯРХ НРМНЬЕМХЪ Й ХЯЙСЯЯРБС Б РПЕУ ЛХПНБШУ ПЕКХЦХЪУ (АСДДХГЛЕ, ХЯКЮЛЕ Х УПХЯРХЮМЯРБЕ). уНПНЬЕЕ ГМЮМХЕ ХЯЙСЯЯРБНБЕДВЕЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ Х КЧАНОШРМШЕ ЮМЮКНЦХХ (МЮОПХЛЕП, ОНРНЙ ЯНГМЮМХЪ Б ПЮММЕЛ АСДДХГЛЕ Х АЮПНВМШИ ОПХМЖХО non-finito) ДЕКЮЧР ХГКНФЕМХЕ ЛЮРЕПХЮКЮ НДМНБПЕЛЕММН ЦКСАНЙХЛ Х ГЮМХЛЮРЕКЭМШЛ. оПХЪРМН НРЛЕРХРЭ, ВРН ДКЪ ЮБРНПЮ КХВМШЕ БОЕВЮРКЕМХЪ «ХЦПЮЧР МЕ ЛЕМЭЬЕЕ ГМЮВЕМХЕ ДКЪ ОПНМХЙМНБЕМХЕ Б ЯСРЭ ОПНАКЕЛШ, МЕФЕКХ ПЮЯЯСДНВМНЕ ПЕТКЕЙЯХПНБЮМХЕ Х ПЮЖХНМЮКХЯРХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ» (Я. 292). я РНВЙХ ГПЕМХЪ е.ц.ъЙНБКЕБЮ, Б ПЕКХЦХНГМНЛ ХЯЙСЯЯРБЕ МЮПСЬЮЕРЯЪ ДХЮКЕЙРХВЕЯЙНЕ БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ ВСБЯРБЕММНЦН Х ПЮЖХНМЮКЭМНЦН Б ОПНЖЕЯЯЕ ОНГМЮМХЪ, Б ПЕГСКЭРЮРЕ ВЕЦН НАЗЕЙР МЕ ОНГМЮЕРЯЪ, Ю ЯЛСРМН ОПЕДНЫСЫЮЕРЯЪ. «цЮПЛНМХЪ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ЯСАЗЕЙРХБМНЯРХ ГДЕЯЭ ПЮГНПБЮМЮ» (Я. 329). щРНИ ФЕ «ЯКЮАНПЮГБХРНИ» (? — е.р.) ЯОНЯНАМНЯРЭЧ БЕПСЧЫЕЦН Й ОЕПЕБНДС НАПЮГМНЦН МЮ СПНБЕМЭ ОНЯРПНЕМХЪ СЛНГЮЙКЧВЕМХИ ЮБРНП НАЗЪЯМЪЕР ОНДЮБКЕМХЕ РБНПВЕЯЙНИ ТЮМРЮГХХ ПЕКХЦХНГМШЛ ЙЮМНМНЛ. хЯЙСЯЯРБН ОПЕДЯРЮЕР ГДЕЯЭ Б ЬЕККХМЦХЮМЯЙНЛ ЯБЕРЕ: ОНДКХММН АНКЭЬНИ УСДНФМХЙ БЯЕЦДЮ ОПЕНДНКЕЕР ЩРХ ДНЦЛЮРХВЕЯЙХЕ ПЮЛЙХ.

яКНБНЛ, ЕЯКХ БЮЛ ГЮУНВЕРЯЪ АКЕЯМСРЭ ЩПСДХЖХЕИ МЮ ЩЙГЮЛЕМЕ — УНРЪ АШ ОПНКХЯРЮИРЕ ЩРС ЙМХЦС. еЯКХ ФЕ, МЕ ХЯОСЦЮБЬХЯЭ ДНБНКЭМН ОПХВСДКХБНЦН ЯНВЕРЮМХЪ МЕНОКЮРНМХВЕЯЙХУ ЯХЛОЮРХИ Х ЛЮПЙЯХЯРЯЙН-КЕМХМЯЙНИ ДХЮКЕЙРХЙХ, БШ ЕЕ ОПНВХРЮЕРЕ, РН МЕЯНЛМЕММН НЖЕМХРЕ СЛХПНРБНПЕММНЯРЭ Х ОНДКХММНЕ ВСБЯРБН ОПЕЙПЮЯМНЦН С ЮБРНПЮ.

old.russ.ru

Название: Эстетика: Учебник
Автор: Борев Ю.Б.

Издательство: М.: Высш. шк.
Год: 2002
Страниц: 511
Формат: PDF
Размер: 3.92 Мб
Качество: отличное
ISBN 5-06-004105-0

В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.
Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

Оглавление

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА
I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ
1 Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира) , . 12
2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике) . 13
3 Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству) 15
4 Наука — это система (системность эстетических знаний) 15
5 Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического). 17
II ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ
1 Эстетика действительности 20
2. Эстетика искусства 20
3. Теоретико-информативная эстетика 21
4 Рецептивная эстетика . 22
5 Техническая (индустриальная) эстетика . 23
6. Практическая эстетика 24

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
I ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТ ОСВОЕНИЯ МИРА
1. Многообразие форм эстетической деятельности . 26
2. Соотношение эстетической и художественной деятельности . 26
3. Дизайн 28
4 Терминологический аппарат эстетической деятельности . 31
II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕТАКАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ
1. Теоретическая модель эстетического . 32
2 Эстетическое как ценность 34
3. Системообразующее значение эстетического . 36
III. ПРЕКРАСНОЕ — КОРЕННАЯ КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ
1. Прекрасное в истории эстетики . 37
2. Прекрасное и полезное 50
3. Прекрасное и симметрия . 52
4. Прекрасное и деятельность человека 52
5. Мера . 53
6 Прекрасное в природе 53
7. Прекрасное в обществе 54
8. Прекрасное в искусстве . 54
IV. ДРУГИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
I Возвышенное . 55
2. Трагическое . 62
3. Комическое . . 81
4. Безобразное . 98
5. Низменное 99
6. Ужасное . 100
7. Хаос и гармония . 102
8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями . 102
9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве 103

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
I. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству . 105
2. Художественное творчество как специфическая деятельность 106
3. Творчество как воплощение замысла . 107
4. Художественное творчество — создание непредсказуемой художественной реальности . 108
5. Психологические механизмы художественного творчества ПО
6. Сознание и подсознание 112
II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности . 114
2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность 115
3. Самодвижение 117
4. Многозначность и недосказанность . 117
5. Индивидуализированное обобщение . 118
6. Единство мысли и чувства 120
7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа 120
8. Оригинальность . 122

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
І. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ИСКУССТВА
1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства 124
2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства . 125
3. Актуальное и вечное в произведении . 127
4 Художественная реальность и художественная концепция 128
5. Художественная правда и правдоподобие . 131
II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
1. Стиль как категория эстетики 132
2. Структура стиля . 134
3. Стиль — «генная» (порождающая) программа произведения . 136

ИСКУССТВО
I. ПРИРОДА ИСКУССТВА
1. Концепции искусства в истории эстетики . 142
2. Искусство — форма общественного сознания 145
3. Искусство — художественное освоение мира . 147
4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве . . 148
5. Народность искусства 15
II. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕЛЕЙ ИСКУССТВА
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 154
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение) . 155
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение) . . 155
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 157
5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание) . 158
6. Коммуникативная функция (искусство как общение) . 160
7. Информационная функция (искусство как сообщение) 160
8. Воспитательная функция (искусство как катарсис) 161
9. Внушающая функция (искусство как суггестия) . 162
10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) 163
11. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). . 164
12. Единство предмета и цели искусства . 165
III. ВИДЫ ИСКУССТВА
1. Источник многообразия видов искусства . 167
2. Прикладное искусство 169
3. Цирк . 169
4. Архитектура . 171
5. Декоративное искусство . 178
6. Живопись и графика . 179
7. Скульптура 183
8. Литература 186
9. Театр . 190
10. Музыка 195
11. Хореография . 19
12. Фотография . 199
13. Кино 200
14 Телевидение 203
15. Эстрада 205
16. Развитие техники и предвидимое будущее искусства 205

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
I. ЭТАПЫ И РУСЛО ПРОТЕКАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
1. Художественное развитие 208
2. Художественное направление как инвариант художественное концепции 208
3. Историческое членение (периодизация) художественного процесса 211
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
1) Древнейшая эпоха оставаясь частью природы, человек выделяет себя как субъекта, способного осваивать мир практически и эстетически
1. Магические реалии и происхождение искусства 219
2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности 221
3. Мифологический космизм человек в мире неустойчивого равновесия глобальных
сил борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни 222
2) Античность как художественная эпоха: героический человек в мире гармонии и рока
1. Особенности античного искусства 227
2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть) человек, преодолевая страх,
героически отстаивает свой социум даже ценой жизни 228
3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть) героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия 230
4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие)
героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями,
весельем, созерцанием красоты, любовными утехами 231
3) Средние века как художественная эпоха: человек в черно-белом мире борьбы добра и зла
1. Характеристика эпохи 233
2. Рыцарский романтизм (искусство Замка) герой в сражениях, мученик в любви 235
3. Сакральный аллегоризм (искусство Монастыря) мученик, уповающий на волю Бога 239
4. Карнавальный натурализм (искусство Города) народный смех казнит
несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его 242
4) Возрождение как художественная эпоха: свободный человек — высшая ценность мира
1. Особенности Возрождения 246
2. Ренессансный гуманизм титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве делай, что хочешь1 247
3. Маньеризм изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты 262
4 Барокко как кризис ренессансного гуманизма экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире 264
5 «Плеяда» жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности 270
6 Рококо изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей 271
5) Новое время как художественная эпоха: человек надежд и ИЛЛЮЗИЙ
1 Особенности эпохи 271
2 Классицизм человек долга в абсолютистском государстве 274
3 Просвещение инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире 282
4 Сентиментализм впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу 288
5 Романтизм вечность зла и вечность борьбы с ним, «мировая скорбь» — состояние мира ставшее состоянием духа 296
6 Неоготика в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную 309
6) Авангардизм как художественная эпоха новейшего времени: мир враждебен личности
Особенности эпохи 309
Предмодернизм свобода и удовольствие
1 Особенности предмодернизма 311
2 Натурализм человек плоти в вещно-материальном мире 311
3 Импрессионизм утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту 313
4 Эклектизм демократизм, равенство, доходность 314
5 Модерн мир в лучах заката 316
Модернизм ускорение истории и усиление ее давления на человека
1 Особенности модернизма 317
2 Символизм «в закате утонула (так пышно1) кровать» мечты о рыцарстве и прекрасной даме 319
3 Акмеизм поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос 320
4 Футуризм воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира 321
5 Примитивизм упрощение человека и мира 324
6 Кубизм геометическое упрощение человека и мира 325
7 Абстракционизм бегство личности от банальной и иллюзорной действительности 327
8 Лучизм трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом
лучами света 330
Неомодернизм человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком
1 Особенности неомодернизма 331
2 Дадаизм мир — бессмыслица и безумие 332
3 Сюрреализм смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире 333
4 Экспрессионизм отчужденный человек во враждебном мире 342
5 Конструктивизм человек в среде отчужденных от него индустриальных сил 349
6 Экзистенциализм одинокий человек в мире абсурда 352
7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью .362
8. Неоабстракционизм: поток события, запечатленный в цвете 364
Постмодернизм: человек не выдерживает давление мира и становится постчеловеком
1. Особенности постмодернизма .366
2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления, приобретатель и потребитель 367
3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире 372
4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире . 373
5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора). 375
6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит» . 376
7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайный ситуаций 377
8. Хеппенинг: своевольная анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий 378
9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто» . 380
10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности 380
11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности 382
7) Реализм как художественная эпоха новейшего времени: человек терпит бедствия, но выстоит
1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход —
непротивление злу насилием и самосовершенствование .387
2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами 400
3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни .416
4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные
ценности .418
5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное
и обыденное .419
6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна
заполнять культура способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма .423
7. Интеллектуальный реализм: счастлив творящий добро: состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира? 428

ОБЩЕНИЕ С ИСКУССТВОМ КАК СОКРОВЕННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС
1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЗВЕНО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель) .437
2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента .438
II. РЕЦЕПЦИЯ КАК СОКРОВЕННЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК НАСЛАЖДЕНИЕ
1. Механизм художественного восприятия 442
2. Законы художественного восприятия 445
III. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1. Герменевтика — теория понимания . 447
2. Понимание и интерпретация . 449
3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста . 450
4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики 452
5. Методологические возможности герменевтики . 456
6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации . 458
IV. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА
1. Искусство — критика — общество . 459
2. Критика как движущаяся риторика и эстетика . 461
3. Объективное и субъективное в критическом анализе . 463
4. Методология анализа художественного произведения . 467
5. Методология анализа художественного процесса . 478

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Типология эстетических категорий . 481
2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства . 484
Библиография . 486
Предметный указатель (Сост. Е.В. Комендант) 494
Именной указатель (Сост. Т.И. Зубарева) 501

platona.net

П.С. Гуревич. Эстетика. Учебное пособие

Транскрипт

1 П.С. Гуревич Эстетика Учебное пособие

2 УДК 17(075.8) ББК 87.7я73 Г95 Гуревич П.С. Г95 Эстетика : учебное пособие / П.С. Гуревич. М. : КНОРУС, с. ISBN В учебном пособии дан краткий обзор истории эстетики, представлено изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях. Сделана попытка провести классификацию эстетических понятий, осветить новейшие эстетические концепции, представленные постмодернизмом и интегральной эстетикой. В ходе исторического развития эстетика разработала множество категорий. Они рождались в разное время и в разных контекстах, поэтому возникла проблема определенной классификации данных понятий, их внутреннего соотнесения, концептуальной сцепленности. В пособии избран следующий принцип: вначале речь идет о таких категориях, которые составляют изначальный каркас эстетики как дисциплины. Затем автор, проводя идею целостности (холонистичности) искусства, группирует материал (и соответственно разные понятия) вокруг исторически сложившихся представлений о том, что искусство может выражаться в авторе, в произведении и в зрителе (читателе). По этим трем контрапунктам и размещены основные категории современной эстетики. Для студентов вузов. УДК 17(075.8) ББК 87.7я73 Гуревич Павел Семенович ЭСТЕТИКА Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от г. Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,5. Уч. изд. л. 25,9. Тираж 2000 экз. Заказ 216. ООО «Издательство КноРус» , Москва, ул. Большая Переяславская, 46, стр. 7. Тел.: (495) , , E mail: Отпечатано в ОАО «Московская типография 2» , Москва, пр. Мира, 105. Гуревич П.С., 2011 ISBN ООО «Издательство КноРус», 2011

3 Оглавление Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Эстетические категории Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА Предмет эстетики Эстетический опыт Эстетическое переживание Эстетическая ценность Мера реальности в эстетике Виды и степени эстетического единства Контрольные вопросы Литература Глава 2. Эстетические категории Что такое категория? Красота Прекрасное Возвышенное Безобразное Ритм Мера Игра Истина Контрольные вопросы Литература Глава 3. Искусство как эстетический феномен Сущностный подход к искусству Теории происхождения искусства Контрольные вопросы Литература Глава 4. Основные принципы искусства Мимесис Художественный образ Знак Художественный символ Канон Стиль Форма-содержание Контрольные вопросы Литература

4 4 Оглавление Глава 5. Творец и его способности Что такое искусство? Искусство в творце Творчество Вдохновение Гений Воображение Фантазия Вкус Ирония Контрольные вопросы Литература Глава 6. Искусство в произведении «Герменевтика подозрения» Скрытое намерение: симптоматические теории Намерение творца Трагическое Драматическое Героическое Комическое Гротеск Контрольные вопросы Литература Глава 7. Искусство в зрителе Восприятие Катарсис Проекция Сублимация Контрольные вопросы Литература ЧАСТЬ ВТОРАЯ. История эстетических взглядов Глава 8. Зарождение и развитие эстетических представлений в античности, Средневековье, Возрождении Античная эстетика Средневековая эстетика Эстетика Возрождения Контрольные вопросы Литература Глава 9. Формирование научной эстетики Философский скептицизм Юма Просвещение

5 Оглавление Классицизм Стиль бидермейер Натурализм Реализм Контрольные вопросы Литература Глава 10. Эстетика Канта и Шиллера Эстетическая система Канта Феномен прекрасного у Канта Кант о прекрасном Прекрасное в природе Игра Программа эстетического воспитания Шиллера Контрольные вопросы Литература Глава 11. Эстетические взгляды Гегеля Феномен прекрасного Критика принципа подражания Эстетическое чувство Проблема идеала Абсолют и красота О романтическом искусстве О будущем искусства Контрольные вопросы Литература Глава 12. Эстетические взгляды Шеллинга и романтиков Эстетика Шеллинга Эстетика романтиков Контрольные вопросы Литература Глава 13. Эстетика философии жизни Шопенгауэр Ницше Контрольные вопросы Литература Глава 14. Эстетика экзистенциализма Кьеркегор Камю Сартр Хайдеггер Контрольные вопросы Литература

6 6 Оглавление Глава 15. Психоанализ и эстетический опыт Эстетические взгляды Фрейда Психоанализ и творчество Юнг Миф Норма и патология в эстетическом опыте измененных форм сознания Контрольные вопросы Литература Глава 16. Феноменология об эстетическом Гуссерль Шелер Ингарден Дюфренн Хайдеггер Контрольные вопросы Литература Глава 17. Основные стилевые направления конца XIX XX в Символизм Импрессионизм Модернизм Авангард Сюрреализм Контрольные вопросы Литература Глава 18. Интегральная философия об искусстве Контрольные вопросы Литература Глава 19. Эстетика постмодернизма Постмодернизм Бодрийяр о судьбе эстетики Ризома Симулякр Контрольные вопросы Литература Заключение

7 Павел Семенович Гуревич доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор, заведующий сектором Института философии, автор многочисленных работ, посвященных философии культуры и эстетике: «Музыка и борьба идей в современном мире», «Философия культуры», «Тайны красоты», «Эстетика. Учебник для вузов» и др. Он участник многих международных конгрессов и симпозиумов. Академик РАЕН, Международной академии информатизации, Академии социальных и психологических наук, профессор Калифорнийского университета (США), академик Нью-Йоркской академии наук.

8 Предисловие Что такое красота? Чем можно объяснить предельную тягу человека к совершенному? Можно ли представить себе идеал прекрасного, который будет близок всем культурам? Как можно определить искусство? Что думают философы о назначении искусства? В чем выражается специфика художественного творчества? Каковы философские основания эстетики? В чем особенность эстетического восприятия действительности? Эти вопросы волнуют тех философов, которые работают в области эстетики. Эстетика (греч. aesthesis «ощущение, чувство»; aesthetes «чувствующий») философская наука, исследующая такое ценностное мироощущение, которое прежде всего характеризуется категорией прекрасного и наиболее полно выражается в такой форме человеческого сознания и деятельности, как искусство. Вместе с тем в процессе своего развития эстетика постоянно уточняла систему категорий, которые она использует. Некоторые авторитетные эстетики (например, польский философ В. Татаркевич, ) констатируют, что категория прекрасного «работала» применительно к материалу искусства с античности и до XVIII в. включительно. Место «прекрасного» занимают другие категории и понятия: интересное, характерное, фантастическое, гротескное, безобразное. Эта тенденция еще более усилилась в ХХ начале XXI в. Известный отечественный философ Е.Г. Яковлев рассматривал совершенное как важнейшую категорию эстетики 1. К эстетике также относятся такие понятия и термины, как «красота», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «катарсис», «гармония», «порядок», «искусство», «ритм», «поэтика», «красноречие», «музыка», «калокагатия», «канон», «мимезис», «символ», «образ», «знак», «свет», «цвет» и некоторые другие 2. Возникновение эстетики как самостоятельной философской дисциплины относится к XVIII в., т.е. к эпохе Просвещения. В период нарастания рационалистических, прагматических ориентаций появление эстетики выражало поиск того смысла бытия, который невозможно полностью выразить через систему логических понятий и ходов мысли, но который вместе с тем не сводился к религиозной вере. Эстетика открывала новый мир, в котором господствовало чувство. Однако это чувственное восприятие не имеет ничего общего с гносеологией (тео- 1 Яковлев Е. Эстетическое как совершенное. М., Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика // Культурология : энциклопедия. В 2 т. / под ред. С.Я. Левит. М., Т. 2. С

9 Предисловие 9 рией познания), которая тоже связана с чувственным познанием, но лишь постольку, поскольку ведет к понятийному, логическому знанию. В эстетике же «чувственное познание» оказывается самоцелью. Иначе говоря, оно ни к чему не ведет, ничему не подчинено. «Чувственное познание» становится самоценным. Термин «эстетика» был введен в 1735 г. немецким философом Александром Баумгартеном ( ). В работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» (1735) он обозначил этим термином науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное. Последнее выражается в образах искусства в противоположность логике науке о рассудочном познании. Проблемам чувственного познания Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика» 1. Хотя сам Баумгартен не является основателем эстетики, однако введенное им понятие отвечало запросам развития эстетической мысли. Вот почему эстетика стала самостоятельной философской наукой. «Значение Баумгартена заключается не только в том, что он стал крестным отцом эстетики, назвал задолго до него возникшую область знаний эстетикой, но и в том, что он выделил ее из общей философии и искусствознания как самостоятельную философскую дисциплину, определяя ряд ее важнейших проблем, в том числе и аксиологических. Такое самоопределение эстетики не было волевым решением Баумгартена. Идея о необходимости специальной науки об общих законах искусства, о вкусе, о прекрасном и возвышенном носилась в воздухе» 2. А. Баумгартен определил эстетику как искусство мыслить. Он шел от риторики. Здесь содержится указание на то, что для решения поставленных нами задач особую роль играют словесные искусствa. Чтобы понять эстетический опыт, важно погрузиться в глубины мистических состояний языка. Эстетической мысли свойственно прежде всего воображение, интерес к способности человека творить образ. Однако проблематика эстетики как совокупности знаний о прекрасном разрабатывалась с самых глубоких времен. В XVIII в. искусствознание разделилось на три ветви: художественную критику (Д. Дидро «Салоны»), историческое искусствознание (И.И. Винкельман. «История искусства древности») и эстетику (основоположники А. Баумгартен, И. Кант). Эстетика составляет высший, философскотеоретический уровень знаний об искусстве. Эстетика в значительной 1 Баумгартен А. Эстетика. Т ; Т Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., С. 96.

10 10 Предисловие степени выявляет собственный смысл искусства, его обособленность от прикладных умений и его возвышение до той, почти религиозной роли, которую понятие и практика искусства играют в нашей жизни. «Что побудило философию вспомнить о прекрасном?» спрашивает немецкий философ Г. Гадамер. На фоне общей рационалистической ориентации на математическую определенность законов природы, признания значимости природы для овладения ее силами опыт прекрасного, опыт искусства предстал той областью, где царят субъективность и случайность. Так выглядело великое заблуждение XVII в. На что здесь вообще мог претендовать феномен искусства? Обращение к античности все же дало нам возможность выяснить, что и в прекрасном, и в искусстве заложен смысл, который невозможно исчерпать с помощью понятий. Как же удостовериться в их истинности? А. Баумгартен говорил о «чувственном познании». Для нашей великой традиции познания, начатой еще греками, «чувственное познание» представляется чем-то парадоксальным. С познанием мы имеем дело тогда, когда оно, оставив позади себя субъективную чувственную обусловленность, постигает в вещах разумное, всеобщее и закономерное. Чувственное в своей единичности рассматривается поэтому как частный случай всеобщей закономерности. То, что мы, сталкиваясь с ним в жизни, принимаем за ожидаемое и рассматриваем как частный случай всеобщего, конечно же нельзя считать познанием прекрасного ни в природе, ни в искусстве. Закат солнца, производящий на нас неизгладимое впечатление, не просто один из закатов: это тот неповторимый закат, который является для нас «трагедией неба». Именно в области искусства впервые выяснилось, что произведение искусства нельзя понять как таковое, если оно рассматривается лишь со стороны его встроенности в другие взаимосвязи. Его истина, обращенная к нам, это не обнаружение заключенной в нем всеобщей закономерности, а глубокое эстетическое потрясение. Когда мы встречаемся с каким-то проявлением чувственного опыта, у нас есть возможность соотнести его со всеобщим. Однако что-то нас останавливает, и мы сосредоточиваемся на индивидуальном, случайном, единичном. Художественно-творческий процесс может рассматриваться как непрекращающийся поиск, наиболее существенным результатом которого является рождение из хаоса доступных сознанию впечатлений и фактов новой оригинальной идеи. Творчество касается не только идеи, но и всех художественных средств. Творческое мышление можно понимать: 1) либо как порыв инстинктивных творческих сил (точка зрения, уходящая своими истоками в древнеиндийскую

11 Предисловие 11 и древнегреческую философско-эстетическую мысль), либо как психическую энергию, ищущую выход из темных подсознательных сфер человеческой психики в понятную сферу осознанного (Фрейд, Адлер); 2) как результат интуиции, превосходящей дискурсивно-позна ва тельную и практически-созидательную формы человеческой деятельности в возможностях познания и преображения мира (А. Бергсон, понимающий интуицию как иррациональное слияние познающего субъекта с сущностью познаваемого объекта); 3) как воплощение интуиции в познавательно нечетких произведениях человеческой духовной деятельности, в частности в искусстве (Витгенштейн, В. Кандинский и большинство теоретиков и практиков абстракционизма).

docplayer.ru