Учебные пособия по синтаксису

Копров В.Ю. Русский язык для делового общения. Пособие для иностранцев / Л.П. Земскова, В.Ю. Копров, Л.В. Рыбачева. — Воронеж: ВГУ, 1993. — 120 с.

З 55 ББК 81.2Р-96 ISBN 5-7455-0697-0

Пособие составлено с учетом коммуникативных потребностей иностранцев, овладевших основами русского языка и предполагающих использовать свои речевые навыки для общения в деловой сфере. Достижение этой цели обеспечивается использованием методических приемов и упражнений, основу которых составляют ролевые задания.

Для иностранных студентов, стажеров и бизнесменов, изучающих русский язык в вузах и на курсах.

Копров В.Ю. Вариантные формы в русском языке. Учебное пособие для занятий с иностранными учащимися / В.Ю. Копров. — Воронеж: ВГУ, 2001. — 120 с.

К 65 УДК 801.56 ББК 81.2 ISBN 5-9273-0144-4

В речи иностранных учащихся на русском языке встречаются неточности, обусловленные нечётким представлением об оттенках значения и сферах функционирования близких по смыслу форм и конструкций. Дифференциации таких конкурирующих единиц и их более корректному использованию в речи на продвинутом этапе обучения способствуют занятия по курсу «Вариантные формы в русском языке». В основу пособия по данному курсу положен функционально-семантический принцип описания и подачи языкового материала. Вариантные формы рассматриваются на трёх иерархически связанных уровнях: лексическом, грамматическом и стилистическом. Учитываются результаты сопоставления систем русского и родного языка обучаемых (английского, немецкого, французского, венгерского).

Копров В.Ю. Вариантные формы в русском языке: Учебное пособие для иностранных учащихся продвинутого этапа обучения / В.Ю. Копров. – 2-е изд., испр. – М.: «Русский язык». Курсы, 2006. – 136 с.

К 65 УДК 808.2(075.8)-054.6 ББК 81.2 Рус-923 ISBN 5-88337-098-5

В основу учебного пособия для иностранных учащихся продвинутого этапа обучения (II-III сертификационные уровни) положен семантико-функциональный принцип описания и подачи учебного материала. Отобранные с учётом сопоставительных исследований вариантные (конкурирующие) формы современного русского языка дифференцируются на трёх иерархически связанных уровнях: лексическом, грамматическом и стилистическом.

Пособие также может быть использовано на занятиях по стилистике и культуре речи с русскоязычными студентами нефилологических специальностей.

Копров В. Ю. Сопоставительный синтаксис русского и английского языков : Учебное пособие / Виктор Юрьевич Копров. – Воронеж: Издательство «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2010. – 226 с.

ББК 81.2- 2 К658 ISBN 978-5-4292-0009-5

Синтаксис русского и английского языков сопоставляется в системно-структурном и семантико-функциональном планах. Используется методика многоаспектного описания устройства и функционирования предложения.

Для студентов, магистрантов и аспирантов филологических факультетов, специалистов по межкультурной коммуникации, переводчиков, преподавателей русского и английского языков как иностранных.

Копров В.Ю. Сопоставительный синтаксис русского и английского языков : Учебное пособие / В.Ю. Копров. — М.: Русский язык. Курсы, 2011. — 168 с.

ББК 81.2Рус-96 К 55 ISBN 978-5-88337-269-7

Для студентов, магистрантов, аспирантов филологических факультетов, специалистов по межкультурной коммуникации, переводчиков, преподавателей русского и английского языков как иностранных.

Программы учебных курсов кафедры русского языка для иностранных учащихся основных факультетов / Отв. ред. В.Ю. Копров. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – 180 с.

В сборнике представлены программы практических, лекционных и семинарских занятий по различным аспектам дисциплины «Русский язык как иностранный», разработанные преподавателями кафедры русского языка для иностранных учащихся основных факультетов ИМО ВГУ.

Учебные курсы сгруппированы по трем разделам: 1) русский язык как иностранный для бакалавров, магистрантов и аспирантов основных факультетов (кроме филологического и журналистики); 2) спецкурсы по русскому языку для иностранных студентов и стажеров; 3) спецкурсы по русской культуре для иностранных учащихся.

Копров В.Ю. Синтаксис русского языка для медиков и биологов. Объектное и обстоятельственные отношения: Учебное пособие для иностранных учащихся медицинских, фармацевтических и биологических специальностей / В.Ю. Копров, И.М. Сушкова, Е.Н. Фарха. – М.: Русский язык. Курсы, 2017. – 328 с.

ББК 811.161.1 УДК 81.2 Рус-96 К 65 ISBN 978-5-88337-447-9

Пособие предназначено для занятий с иностранными студентами и аспирантами медико-биологического профиля (уровни В1 – С1). Оно построено в соответствии с лингводидактическими положениями семантико-функциональной грамматики и включает теоретические комментарии, представленные для наглядности в таблицах, тексты медико-биологической тематики и систему заданий, направленных на реализацию коммуникативных потребностей иностранных учащихся в учебно-научной сфере.

Цель пособия – научить студентов правильно использовать в речи разноуровневые синтаксические средства выражения объектного, причинного, следственного, условного и уступительного значений.

Копров В.Ю. Вариантные формы в русской грамматике: учеб. пособие для занятий с иностранными учащимися / В.Ю. Копров. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. – 136 с. – (Русский язык как иностранный.)

УДК 811.161.1(0.054.6) ББК 81.411.2-99я73
ISBN 978-5-9765-2971-7 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-039332-5 (Наука)

В основу учебного пособия для иностранных учащихся продвинутого этапа обучения (сертификационные уровни В1–С2) положен семантико-функциональный принцип описания и подачи материала. В комментариях, предваряющих практические упражнения и задания, систематизируются различия в семантике и функционировании грамматических вариантов. Пособие можно также использовать на занятиях с русскоязычными студентами по русскому языку и культуре речи.

koprov.ru

Учебные пособия по синтаксису

Учебно-методическое пособие по синтаксису русского языка составлено на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением и методическими рекомендациями для студентов-билингвов, с учетом интерференции.

Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам гуманитарных факультетов в овладении материалами разделов « Морфология» и « Синтаксис» курса «Русский язык». Данные разделы очень важны в обучении русскому языку, необходимы для формирования грамотности студентов, повышения их орфографической и пунктуационной зоркости, развития речевой культуры. Они направлены на ознакомление студентов с теоретическими основами науки о русском языке и непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью.

Так как пособие составлено на модульной основе с диагностико- квалиметрическим обеспечением, то студенты в полном объеме овладевают материалом и на занятиях, и при самостоятельной подготовке.

После каждого учебного элемента (раздела) идут вопросы для проверки и самоконтроля изученного материала.

Книга включает теоретический материал и практические задания по синтаксису русского языка, методические рекомендации, схемы анализа языковых единиц с учетом актуальных проблем функционально-семантической и коммуникативной лингвистики. В данном труде представлены образцы полного грамматического разбора, анализа всех видов словосочетаний и предложений.

В пособии также представлен список необходимой справочной литературы по данным разделам.

Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами соответствующих специальностей и направления.

www.expeducation.ru

По ссылке Вы можете найти хороший и понятный учебник церковно-славянского языка.

Учебное пособие дает основы знания грамматики и синтаксиса церковнославянского языка как языка богослужения, а также гимнографической лексики и принципов учебного перевода богослужебных текстов на русский язык. Предназначенное для всех, кто желает более глубоко вникнуть в гимнографическое наследие нашей Церкви, оно призвано дать практические навыки его понимания. Поэтому в пособии подробно разработана грамматика именно тех разделов, которые затрудняют понимание церковнославянского богослужения, и, соответственно, те разделы грамматики, которые более или менее понятны, в пособии не рассматриваются или рассматриваются обзорно. Таким образом, основное внимание в грамматической части пособия уделено глагольным формам и синтаксису. Грамматический материал представлен в структурированном виде, – по бóльшей части в виде таблиц, – что облегчает его запоминание. Второй раздел пособия состоит из комментариев к избранным богослужебным текстам, – тропарям, кондакам, стихирам и ирмосам главных православных праздников. Это комментарии не только лингвистического характера (с привлечением языка оригинала – греческого), но и догматического, церковно-исторического, экзегетического, риторико-поэтического. Гимнографические творения в предлагаемом Учебном пособии рассматриваются не только со стороны их языковой формы, но и с точки зрения их содержания. Задачи глубокого изучения богослужебной практики нашей Церкви непосредственным образом связаны с сохранением ее традиций и Предания, в том числе и прежде всего, – ее богослужебного церковнославянского языка.

Наш долг – бережно хранить драгоценную жемчужину нашей Православной Церкви – церковнославянское богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский православный мiр и души верующих и является неотъемлемой частью церковного Предания Русской Церкви.

www.troeruchitsa.ru

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов, обучающихся по специальности “Перевод и переводоведение”. Оно может быть использовано в курсе теоретической грамматике английского языка в разделе, посвященном семантике синтаксиса.

Цель пособия – способствовать более углубленному изучению вопросов синтаксической семантики. В пособии освящаются базовые понятия (“актант”, “предикат”, “пропозиция”, “валентность”, “семантические падежи” и др.) и ключевые вопросы семантики синтаксиса (соотношение семантической и синтаксической структуры предложения, теория конструкций с предикатными актантами и др.). Оно содержит материал, не отраженный в стандартных учебниках по теоретической грамматике, а также контрольные вопросы и практические задания, которые могут помочь в развитии у студентов лингвистической наблюдательности и навыков самостоятельного анализа грамматических явлений в терминах выбранного направления лингвистики. Пособие может быть использовано как при подготовке к семинарским занятиям по теоретической грамматике, так и при написании курсовых и дипломных работ.

Данное учебное пособие рассчитано на студентов-старшекурсников, обучающихся по специальности “Перевод и переводоведение” и имеющих базовые знания по синтаксической семантике и интересующихся семантико-синтаксическим анализом предложения, в частности, проблематикой конструкций с предикатными актантами. Цель пособия – обеспечить прочное усвоение теоретического материала по выбранной тематике, а также способствовать развитию навыков лингвистического (семантико-синтаксического) анализа.

Оно является логическим продолжением пособия “Основы семантики синтаксиса” (автор Н.Н. Гриднева), в котором освещаются ключевые вопросы выбранного направления лингвистики, в том числе излагаются базовые понятия теории конструкций с предикатными актантами и др.

Являясь структурно законченным, пособие может быть использовано и отдельно при самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по теоретической грамматике английского языка, посвященным разделу “Семантика синтаксиса”, т.к. содержит обширный материал по тематике, не отраженный в стантдартных учебниках. Оно может быть использовано и в аудитории с преподавателем, поскольку, благодаря контрольным вопросам и заданиям, приводимых после каждого теоретического параграфа, позволяет закрепить и применить на практике полученные знания.

Настоящее учебное пособие может быть использовано также при написании курсовых и дипломных работ.

В настоящей статье рассматривается понятие переходности\ транзитивности с позиций когнитивной и функциональной грамматики. Признается наиболее правомерным представлять переходность как семантико-синтаксическую категорию не на уровне отдельного слова (глагола), а на уровне всего предикатного выражения, учитывая связь семантических актантов с их формальным выражением в синтаксической структуре. Также справедливым считается представлять класс глаголов как некий континуум (как в диахронии, так и синхронии) от непереходности к переходности с прототипическими переходными и непереходными глаголами и с периферией из глаголов, допускающих двойное употребление.

В данной статье рассматриваются видо-временные формы глаголов, стоящих в пропозиции перформативов swear и promise. Автор выделяет видо-временные формы, относящиеся к трем темпоральным перспективам: презентной, футуральной и претеритальной. Выделяются частотность и особенности употребения всех трёх темпоральных перспектив в пропозиции глаголов swear и promise.

Исследование временных структур с участием именных средств предшествования в актантных группах проводится в двух плоскостях — синтаксической и семантической. С точки зрения синтаксиса темпоральные локализаторы рассматриваются на трех уровнях: на поверхностно-синтаксическом уровне (уровень высказывания), на уровне группы, который является промежуточным в нашем анализе и где с помощью трансформаций выявляются скрытые функции и значения темпоральной структуры, и на глубинносинтаксическом уровне, представляющем идеальную семантическую запись предложения. В основе данного анализа лежат принципы семантического синтаксиса, который проникает в глубинную структуру предложения и выявляет скрытые категории и значения.

publications.hse.ru