В чем заключаются бюджетные полномочия рф

Компетенция государства и муниципальных образований в области бюджета

Понятие компетенции государства и муниципальных образований

Сущность компетенции как правовой категории заключается в том, что она выступает в качестве правового средства, позволяющего определить роль и место конкретного субъекта в управленческом процессе путем законодательного закрепления за ним определенного объема публичных дел.

Правовая категория «компетенция» отражает тот объем публично-властной деятельности, которую должен осуществлять субъект публичной власти.

Компетенция — сложная правовая категория, содержание которой включает в себя несколько элементов.

Наиболее распространено мнение о том, что компетенция включает в себя предметы ведения как определенные сферы (области) общественной жизни, а также полномочия (права и обязанности), которые выступают мерой возможного и должного поведения субъектов публичного управления в рамках данных предметов ведения.

Включение в состав компетенции иных элементов не соответствует основным теоретическим положениям о сущности управленческого процесса, который характеризуется наличием цели, функций, задач.

Компетенция в этом логическом ряду выступает в роли средства достижения указанных параметров управленческой деятельности.

Поскольку многие крупные области (сферы) государственной и общественной жизни составляют предметы ведения различных субъектов публичной власти, задача определения их компетенции заключается в выделении в рамках этих областей тех групп общественных отношений, которыми должны ведать указанные субъекты, и установлении их конкретных полномочий в рамках данных общественных отношений.

В силу этого предметами ведения Российской Федерации являются вопросы общефедерального значения в основных сферах публичного управления, предметы ведения субъектов Федерации — вопросы регионального значения в основных сферах публичного управления, предметы ведения местного самоуправления — это вопросы местного значения в основных сферах публичного управления.

В соответствии с Конституцией РФ особым предметом ведения всех уровней публичной власти в государстве являются бюджетные правоотношения.

В ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституции РФ).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Следовательно, бюджеты субъектов Федерации, а также региональные налоги и сборы находятся в ведении субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ).

Таким образом, местные бюджеты и местные налоги — предмет ведения муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования являются особыми субъектами права, представляющими собой публично-правовые образования, в границах которых осуществляется государственная и муниципальная власть.

От их имени в правоотношениях выступают органы государственной власти — федеральные и субъектов Федерации соответственно, а также органы местного самоуправления.

Это обстоятельство — важнейшее отличие органов публичной власти (государственной и муниципальной) от иных юридических и физических лиц — участников бюджетных правоотношений.

Они выражают не собственные, частные интересы, а являются представителями сформировавшего их народа (жителей муниципального образования) и должны действовать в их интересах.

В.Е. Чиркин говорит по этому поводу: «Компетенция, определенная для субъектов федеральных отношений, осуществляется их государственными органами, но вряд ли в конституциях или договорах между федерацией и ее субъектами можно ограничиваться только формулировкой об органах: по нашему мнению, в конституциях, в том числе в Конституции РФ, говорится о самих «единицах» государственности, государственных общностях федерации и субъектов.

Ведь ст. 71 гласит: «. в ведении Российской Федерации», а ст. 72 говорит о «совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Аналогичный подход должен распространяться и на муниципальные образования, являющиеся пространственными границами деятельности населения как основного субъекта местного самоуправления.

Поэтому для реализации компетенции Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в бюджетной сфере законодательно закрепляется перечень полномочий, которые должны осуществлять органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Указанные полномочия закрепляются в Бюджетном кодексе РФ, а также в иных федеральных законах, законах субъектов Федерации, муниципальных правовых актах.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия — это установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Полномочия Российской Федерации в бюджетной сфере

Бюджетные полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 7 БК РФ:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Федерации и иной бюджетной отчетности;
  • определение порядка установления расходных обязательствпублично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
  • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
  • определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
  • определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
  • осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;
  • установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;
  • установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
  • установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации (органов местного самоуправления);
  • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации; установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
  • установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
  • Перечисленные полномочия осуществляются Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, иными федеральными органами государственной власти в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

    Формы осуществления данных полномочий — нормотворческая, в том числе законодательная, исполнительно-распорядительная и контрольная деятельность федеральных органов государственной власти.

    Формирование федерального бюджетного законодательства является необходимым условием осуществления бюджетных полномочий Российской Федерации и осуществляется Федеральным Собранием РФ.

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации утверждаются в форме федеральных законов.

    Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.

    Исполнительно-распорядительная деятельность в бюджетной сфере осуществляется Правительством РФ, Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти.

    В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    Более детальное регулирование полномочий Правительства РФ в бюджетном процессе осуществляется Бюджетным кодексом РФ.

    Важную роль в бюджетных вопросах играет Министерство финансов РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики по указанным сферам и ее нормативно-правовому регулированию.

    В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, в бюджетной сфере Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия:

  • составление проекта федерального бюджета;
  • утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
  • представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;
  • методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;
  • методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
  • организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
  • заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
  • управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
  • ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Федерации и муниципальных образований;
  • выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
  • государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных ценных бумаг;
  • обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;
  • в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;
  • организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • утверждение прейскурантов цен на драгоценные камни, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;
  • организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
  • организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований;
  • согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;
  • методическое руководство по использованию реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, в целях учета расходных обязательств Российской Федерации.
  • Контрольная деятельность в бюджетной сфере осуществляется как законодательным, так и исполнительным органами государственной власти Российской Федерации.

    Контроль законодательных органов предусматривает их право на: получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов; утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета; создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных органов); вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

    Органы исполнительной власти обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Кроме того, контрольная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то органами государственного финансового контроля.

    Органы государственного финансового контроля, созданные законодательными органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Органы государственного финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Федеральным Собранием РФ образуется Счетная палата РФ, которая является постоянно действующим, подотчетным ему органом государственного финансового контроля.

    Полномочия Счетной палаты РФ устанавливаются Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

    Каждый субъект Федерации имеет собственный бюджет.

    Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти субъекта Федерации обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта Федерации.

    Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Федерации.

    Органы государственной власти субъекта Федерации в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, представляют федеральным органам государственной власти годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта Федерации и консолидированного бюджета субъекта Федерации.

    Проект бюджета субъекта Федерации, закон о бюджете субъекта Федерации, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Федерации, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Федерации, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

    По проекту бюджета субъекта Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации проводятся публичные слушания.

    В соответствии со ст. 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Федерации относятся:

    • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
    • установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
    • установление и исполнение расходных обязательств субъекта Федерации;
    • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации;
    • установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Федерации;
    • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации;
    • установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Федерации;
    • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
    • в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации,
    • установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом РФ к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации.
    • К бюджетным полномочиям субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:

    • определение законами указанных субъектов Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные БК РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах;
    • определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;
    • определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
    • Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регулирует распределение бюджетных полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

      Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в пределах полномочий субъекта Федерации, в том числе в бюджетной сфере.

      Законом субъекта Федерации: утверждаются бюджет субъекта Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации); устанавливаются налоги и сборы, право определения которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Федерации, а также порядок их взимания; утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации и отчеты об их исполнении.

      Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Федерации и законами субъекта Федерации: осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Федерации, исполнением бюджета субъекта Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации.

      Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации: разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект бюджета субъекта Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Федерации; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

      В субъектах Федерации создаются органы государственного финансового контроля (например, Контрольно-счетная палата Воронежской области).

      Полномочия органа государственного финансового контроля субъекта Федерации, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом субъекта Федерации.

      Полномочия органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Федерации, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.

      Органы государственного финансового контроля субъектов Федерации, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

      Органы государственного финансового контроля, созданные органами исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации.

      Контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации.

      Бюджетные полномочия муниципальных образований

      Составной частью экономической основы местного самоуправления являются средства местных бюджетов.

      Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве вопросов местного значения муниципальных образований в бюджетной сфере формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмену местных налогов и сборов.

      В соответствии со ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

      К бюджетным полномочиям муниципальных районов, помимо вышеперечисленных полномочий, относятся: установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Федерации в бюджеты муниципальных районов.

      Решением представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законом субъекта Федерации в бюджет муниципального района; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений; определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

      Органы местного самоуправления поселений, наряду с полномочиями, общими для всех видов муниципальных образований, осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

      Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

      Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

      Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

      Органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия муниципальных образований в бюджетной сфере, являются представительный орган, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган (местная администрация).

      Кроме того, в муниципальном образовании может быть создан контрольный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

      Правовой формой местных бюджетов являются решения — муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав представительного органа муниципального образования, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      Полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере устанавливаются также муниципальными правовыми актами о бюджетном процессе в муниципальном образовании.

      Так, в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Воронеже, утвержденным постановлением Воронежской городской Думы от 14 мая 2004 г., органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия.

      Городская Дума: рассматривает и утверждает городской бюджет и отчет о его исполнении; осуществляет последующий контроль за исполнением городского бюджета; определяет правовой статус органа, осуществляющего контроль за исполнением городского бюджета.

      Глава города: организует составление проекта бюджета; вносит проект бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение городской Думы; организует исполнение бюджета; организует управление муниципальным долгом.

      Администрация города: осуществляет составление проекта городского бюджета на очередной финансовый год; осуществляет исполнение городского бюджета; осуществляет управление муниципальным долгом; осуществляет ведомственный контроль за исполнением городского бюджета; представляет отчет об исполнении городского бюджета на утверждение городской Думы. Проект местного бюджета и отчет о его исполнении в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны выноситься на публичные слушания.

      be5.biz