Возврат активов в россию

Генпрокуратура РФ создала рабочую группу по возврату активов коррупционеров из-за рубежа

Группу возглавил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Александр Русецкий

МОСКВА, 28 марта. /ТАСС/. В Генеральной прокуратуре РФ создана рабочая группа по вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных в результате коррупции. Об этом сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной.

«Распоряжением генерального прокурора от 18 марта сформирована рабочая группа по вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений. Ее возглавил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Александр Русецкий», — сказал Куренной.

Чайка призвал активнее искать имущество коррупционеров, выводимое за рубеж

Он отметил, что на базе Генпрокуратуры России функционирует Национальный контактный пункт по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. «Практика работы в данном направлении показывает, что установление незаконно полученных и вывезенных за рубеж имущества и активов является одним из наиболее актуальных вопросов международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией», — сказал Куренной.

Выступая на недавней расширенной коллегии Генпрокуратуры с участием Владимира Путина, генпрокурор России Юрий Чайка призвал «принять дополнительные усилия в этом направлении, обратив особое внимание на выявление фактов легализации коррупционного дохода, установление имущества, которое может быть обращено в доход государства для возмещения вреда, в частности, активов, выведенных за рубеж».

Генпрокурор отметил, что только в 2015 году «по инициативе Генеральной прокуратуры России в Швейцарии, Франции, США и ряде других иностранных государств наложен либо сохранен арест на полученное преступным путем имущество стоимостью в сотни миллионов долларов».

Как сообщил Александр Русецкий, отвечая на вопрос ТАСС в перерыве проходившего 24 марта первого открытого форума Генпрокуратуры, «что касается ущерба от коррупционных преступлений, в прошлом году он составил более 43 млрд руб. В результате принятых, в том числе, прокурорами организационных мер более 4,5 млрд руб. было возмещено добровольно, на (порядка) 30 млрд наложен арест — арестовано имущество, в том числе, денежные средства, которые позволят возместить ущерб».

tass.ru

Деофшоризацию унесло ураганом. Как стихия помешала вернуть активы в Россию

Три года назад приняты поправки в Налоговый кодекс, начавшие так называемую деофшоризацию. Как и многие страны, Россия приняла конкретные и довольно жесткие меры против вывода прибыли в низконалоговые юрисдикции (офшоры). Закон действует с начала 2015 года. Часто его называют «законом о КИК», о контролируемых иностранных компаниях, но инструментарий закона гораздо шире.

Например, некая иностранная организация инкорпорирована в офшоре. Контролирующий ее гражданин России уехал на постоянное жительство за границу. Тогда иностранная организация не будет КИК, и платить налог с её прибыли этой организации по ставке 13 % вроде бы не придётся. Или наоборот, гражданин никуда не уехал и даже сообщил в российскую налоговую инспекцию, что считает эту организацию своей КИК и готов платить 13% налога, тем более что срок уплаты наступает не сразу, когда КИК заработала прибыль, а спустя полтора года. Но кроме правил о КИК в законе появились правила о налоговом резидентстве юридических лиц.

Если иностранная организация управляется из России (здесь имеются в виду сложившиеся отношения, как вырабатываются и принимаются решения, а не кто подписывает бумаги), то ее могут признать российским налоговым резидентом, и тогда её прибыль будет облагаться по той же ставке 20%, что и для любой российской организации.

В российском бизнесе по мере изучения новых требований «деофшоризации» наметились два противоположных движения. Кто-то переносит если не операционный бизнес, то центр принятия решений за границу. Но многие, осознав бесперспективность попыток делать как раньше или «экспортировать» корпоративные центры на острова, желают и стремятся вернуть активы в российскую юрисдикцию.

Безналоговая репатриация активов возможна

Для бизнесменов, не успевших воспользоваться так называемой офшорной амнистией, которая закончилась позапрошлым летом, всё ещё действует несколько правил, касающихся безналоговой репатриации активов.

Например, если ликвидировать иностранную организацию, то её уже нельзя признать налоговым резидентом России, в том числе за периоды до её ликвидации.

Кроме того, российский налогоплательщик, который контролирует иностранную организацию, при её ликвидации получает её имущество без налога.

Есть довольно важное исключение: для физических лиц облагается получение денежных средств (иное имущество не облагается).

Перепрофилировать офшорный «кошелек», конвертировав денежные остатки в активы, можно, но осторожно. Уход от налога не должен быть основной целью, покупка активов «под ликвидацию» с «выходом в деньги» после нее — огромный риск.

То же касается ситуации, когда перед ликвидацией между физическим лицом — налоговым резидентом и иностранной организацией в цель владения вводится новое звено в виде российского юридического лица (у которого освобождаются от налога при добровольной «деофшоризации» даже денежные поступления ликвидационных сумм). Нужно показывать, что это российское юридическое лицо будет на самом деле участвовать в принятии корпоративных решений, а не просто получать безналоговые денежные остатки вместо физического лица.

Но самая привлекательная часть налогового режима добровольной репатриации активов — это возможность принять эти активы для целей налогообложения в оценке на день их передачи при ликвидации иностранного юридического лица. Иными словами, даже если в офшор вложено, например, €100 000, а при ликвидации получено активов на €100 млн, то, продавая в будущем полученные активы, российский налогоплательщик поставит на расходы именно €100 млн. Стоимость активов по состоянию на день репатриации освобождается от налога как на стадии ликвидации иностранного юридического лица, так и на стадии перепродажи полученных активов. Есть нюансы, связанные с методологией учета и оценки, но грамотные профессионалы в иностранных юрисдикциях, где работает российский бизнес, обычно с ними справляются.

Нельзя сказать, что закон с учетом многочисленных поправок написан ясно и всем понятен. Например, в законе есть механизм «ускоренной» репатриации акций и долей участия через выкуп. Российский налогоплательщик — контролирующее лицо или другое лицо той же группы — выкупает активы родственной иностранной организации, прибыль от продажи этих активов не попадает под налогообложение по правилам о КИК. Правда, все равно потом нужно будет ликвидировать иностранную организацию.

В рамках предыдущих поправок, которые внесены в феврале 2016 года, механизм выкупа был по непонятным причинам усложнён. Добавилось требование платить иностранной организации за продаваемые активы их цену, отраженную в учете. Идеалистическая картина эквивалентных товарно-денежных потоков отвлекла составителей поправок от смысла и цели механизма: от возврата активов в Россию. К счастью, проблема была понята. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится очередной пакет поправок, где требование смягчается. Нужно заплатить за границу не больше рыночной цены активов, заплатить меньше станет можно. Такая поправка избавит многие российские бизнес-конгломераты с офшорным элементом от необходимости изобретать способы «прогона» имущественной массы в группе при добровольной репатриации активов.

Успевают не все

В законе есть привлекательные способы добровольной безналоговой репатриации активов, а противоречивые правила постепенно становятся адекватными. Но почему-то безналоговая репатриация активов проходит не так активно, как хотелось бы. Даже если учесть известную привычку определённой части российского бизнеса и общества пользоваться законодательными послаблениями к самому концу срока их действия, можно уверенно предположить, что сейчас успеют не все, кто захотел.

В законе указано, что ликвидацию нужно успеть произвести до конца нынешнего года. Причем имеется в виду не начало ликвидации, а именно её окончание. Этот срок предыдущими поправками уже переносили (с конца прошлого года), что дает повод считать, будто времени было достаточно, было бы желание. Срок продляется, если иностранная организация не может ликвидироваться, например, из-за участия в судебном споре. Но если никаких подобного рода препятствий нет, то срок истечёт.

К сожалению, проблемы возникли там, где их мало кто не ждал. Часть бизнеса, которая использовала офшорные инструменты, привыкла к высокой скорости любых регистрационных процедур в соответствующих странах. Было распространено поверье, что ликвидировать юридическое лицо в популярной в прошлом офшорной юрисдикции — на Британских Виргинских островах (БВО) — занимает три недели (хотя мало кто делал это сам). Юристы, лучше знакомые с ситуацией, отмечали, что в хорошей ситуации это вряд ли можно сделать быстрее, чем за два месяца. Летом текущего года нам начали поступать данные, что регистрационные агенты не всегда справляются с возросшей нагрузкой, и чтобы избежать претензий клиентов к срокам, требуют новых и новых подтверждающих документов.

Потом грянули стихийные бедствия (ураганы в странах Карибского бассейна), крупные регистрационные агенты эвакуировали своих работников, служба реестра БВО долго работала с ограничениями.

Хотя упрёки российским бизнесменам в промедлении с ликвидацией, возможно, имеют некоторые основания, ураганы и остановка работы «офшорно-корпоративной» отрасли БВО — вполне уважительные причины, чтобы всерьёз задуматься о продлении срока добровольной репатриации активов.

Чего ждать от законодателя?

Если бы мы имели возможность попросить российских законодателей внести одну единственную полезную поправку в Налоговый кодекс о деофшоризации, то она была бы предельно простой: продлить срок ликвидации иностранных организаций. Перенести срок хотя бы на даты, когда российские налогоплательщики, которые получают активы ликвидированных юридических лиц, должны будут подать налоговые декларации за 2017 год (т. е., например, для физических лиц — 30 апреля 2018 года).

Если еще немного смягчить требования и установить, что до обозначенных дат нужно хотя бы успеть подать заявление о ликвидации в уполномоченный орган иностранной юрисдикции, то в России может появиться ещё много счастливых налогоплательщиков. Для препятствующих ликвидации обстоятельств, при которых срок продляется, лучше отменить дополнительные требования, что решение о ликвидации нужно было принять в прошлом году.

Если количество предновогодних пожеланий увеличить, то вторым по важности можно назвать выравнивание налоговых последствий получения ликвидационного имущества для физических и юридических лиц. Денежные средства не должны облагаться у физических лиц, как сейчас у организаций. Третье пожелание – внести в валютное законодательство поправку, что внесение акций иностранной организации резидентом в капитал российского юридического лица не признаётся запрещенной валютной операцией между резидентами. Сейчас подобная операция несёт при реструктуризации холдингов риск конфискационных штрафов 75-100 % от суммы валютной операции.

В отличие от увеличения налогов подобные поправки, улучшающие положение налогоплательщиков, необязательно успеть принять до 1 декабря: даже перед самым Новым годом подобные поправки принесли бы радость российским бизнесменам, желающим репатриировать активы.

www.forbes.ru

Возврат активов в россию

Прямые внешние инвестиции в основной капитал российских предприятий во втором квартале 2016 года достигли $3,47 млрд, свидетельствует статистика Банка России. В предыдущие кварталы, по данным регулятора, показатели были в основном отрицательные. В частности, во втором квартале 2015 года показатель ушел в минус на $1,2 млрд.

«Это наиболее крупная, начиная со второго квартала 2013 года, величина нетто-поступлений средств в капитал организаций-резидентов. Однако во многом она была также обусловлена значительным снижением изъятий капитала, преобладавших в предшествующие периоды», — пояснила РБК пресс-служба ЦБ.

По данным ЦБ, в январе—сентябре 2016 года отток капитала из России составил $9,6 млрд против $48,1 млрд в первые девять месяцев 2015 года. ​При этом, как отмечал ЦБ, если в 2015 году на отток капитала влияло снижение спроса российских компаний на иностранные активы, то сейчас спрос на них растет. Если в первом квартале 2016 года ЦБ зафиксировал снижение спроса на иностранные финансовые активы на $2,5 млрд, то во втором квартале 2016 года этот показатель вырос на $3,8 млрд. В 2015 году чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России составил $56,9 млрд, что в 2,7 раза меньше, чем в 2014 году ($153 млрд).

Аналитики полагают, что на рост инвестиций также повлиял возврат активов в Россию. «Компании продолжают репатриацию активов, то есть продают их за рубежом и возвращают в страну», — говорит главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. Это, по его мнению, отчасти обусловило рост прямых инвестиций в акционерный капитал.

«Такой показатель является довольно позитивным для России. Однако в основном это не иностранные инвестиции. Велика вероятность, что существенная часть этой суммы — это российские деньги, пришедшие через офшоры», — полагает главный экономист ПФ «КапиталЪ» Евгений Надоршин.

Начиная с 2015 года вместе с принятием так называемого закона о деофшоризации, или закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), в российском законодательстве появились инструменты противодействия искусственному переносу прибыли в офшорные и низконалоговые юрисдикции. К ним относятся институт налогового резидентства иностранных компаний, режим налогообложения контролируемых иностранных компаний и так называемый сквозной подход в налогообложении. Суть последнего в том, что доходы облагаются не в соответствии с нормами страны первого получателя дохода, а по правилам страны лица, имеющего фактическое право на доход («бенефициарного собственника дохода»).

По словам партнера практики «Юридическое и налоговое сопровождение» Марины Шевченко, закон о контролируемых иностранных компаниях в ограниченном виде уже применяется российскими налоговыми резидентами, но его полномасштабное действие ожидается в 2017 году, когда российские резиденты должны будут подать в налоговые органы уведомления об участии в КИК, включить в налоговую базу их нераспределенную прибыль.

По мнению Лисоволика, потенциал роста инвестиций за счет возврата активов еще не исчерпан. «Этот процесс длится уже несколько лет. При нынешней ситуации, если она остается в текущем режиме, думаю, этот процесс будет продолжаться, в основном в сырьевом секторе, нефти и газе и металлургии», — считает аналитик.

Он напомнил, что в прежние годы крупнейшими примерами таких возвратов, ставших публичными, стал перенос USM Holding Алишера Усманова контрольных пакетов «МегаФона» и «Металлоинвеста» на российских «дочек». Тогда же Аркадий и Борис Ротенберги вывели из офшоров «Стройгазмонтаж», а в начале 2015 года российским резидентом стал холдинг «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга.

Среди недавних сделок по продаже зарубежных активов Лисоволик назвал продажу Sberbank Europe AG 99,5% словацкой дочерней компании Sberbank Slovensko. По данным Сбербанка, соглашение о продаже ее Penta Investments было подписано 17 декабря 2015 года. По состоянию на декабрь 2015 года общий объем активов Sberbank Slovensko составлял €1,8 млрд.

Тенденция к росту инвестиций фактически видна, но нужно учитывать, что главной движущей силой финансовых потоков в международной экономике остается совокупность страновых рисков, соглашается директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. «Показательно, что наши прямые инвестиции продолжают расти вопреки затянувшемуся периоду вялого экономического ступора. В то же время деофшоризация существенно снизила страновые риски и желание инвесторов убегать за рубеж. Вероятно, что эта тенденция продолжится и в будущем», — добавляет он.​

www.rbc.ru

О порядке возврата активов в Российскую Федерацию

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

1. Возврат активов в упрощенном порядке, установленном настоящим Федеральным законом, осуществляется с целью обратного получения размещенных на банковских счетах за пределами Российской Федерации денежных средств, а также легализации имущества, полученного в результате деятельности за пределами Российской Федерации.

2. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия:

2.1. Упрощенный порядок возврата активов — освобождение от уплаты налогов и сборов, пени и штрафов, которые согласно налогового законодательства Российской Федерации должны быть уплачены в бюджет Российской Федерации в связи с осуществлением операций за пределами территории РФ (получение налогооблагаемых в Российской Федерации доходов за пределами территории РФ, в том числе в виде долей/акций иностранных компаний, а также в результате владения ими, в результате осуществления деятельности за пределами территории РФ с созданием видимости осуществления деятельности независимой иностранной компанией и иные), а также от указанных в настоящем законе видов уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации, при условии перечисления на расчетные счета в Российской Федерации денежных средств и легализации владения тайно хранимым имуществом.

2.2. Заявительный платеж — сумма денежных средств, уплачиваемых плательщиками в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.3. Заявление о возвращаемых активах — письменное заявление плательщика о денежных средствах и имуществе, возвращаемых в Российскую Федерацию.

2.4. Возврат денежных средств — перечисление денежных средств из иностранных банков на расчетные и иные счета плательщика в банках Российской Федерации.

2.5. Банк — кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на ведение финансовых операций в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», либо иностранная кредитная организация.

2.6.Налоговая ставка — величина налоговых исчислений на заявительный платеж или имущество в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.7. Плательщик — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.8. Апостиль- специальный штамп, который ставится на оригиналы документов, чтобы придать им законную силу на территории других стран.

1. Все объекты гражданских прав, признаваемые имуществом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, за исключением денежных средств.

1.2. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность),

Доли, акции в структуре (в частности, фонде, партнерстве, товариществе, трасте, иной форме осуществления коллективных инвестиций), созданной в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (бенефициаров, пайщиков, доверителей и иных лиц).

Статья 2.
Порядок возвращения денежных средств и имущества, а также и исчисления, уплаты заявительного платежа.

1. Плательщики в период с 1 января 2015 года и по 30 июня 2015 года вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках Российской Федерации, а также декларировать расположенное за пределами Российской Федерации имущество, без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. Настоящий закон применяется к плательщикам в отношении только указанных денежных средств и имущества.

2. Плательщики, осуществившие возврат активов в порядке настоящего Федерального закона, обязаны по 31 августа 2015 года подать заявление о возвращаемых активах и самостоятельно исчислить и уплатить заявительный платеж.

3. Заявительный платеж рассчитывается по налоговой ставке 2,5 % — сумма денежных средств, зачисленных на счет лица в банках

Российской Федерации со счетов любых лиц, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с указанием в качестве назначения платежа «возврат на территорию РФ денежных средств в соответствии с Законом РФ «О порядке возврата активов в РФ».

Дата легализации возвращенного имущества определяется по его рыночной стоимости в следующем порядке:

1) в отношении недвижимого имущества и транспортных средств — дата, в которую согласно законодательству соответствующей страны плательщик приобрел статус собственника имущества, что подтверждается правоустанавливающим документом согласно законодательству страны, где расположено данное имущество;

2)в отношении долей, акций, иных прав участия в иностранных компаниях,- дата, в которую согласно законодательству соответствующей страны плательщик приобрел статус владельца, акционера, участника иностранной компании, что подтверждается правоустанавливающими документами согласно законодательству страны — резидента иностранной компании,

3) в отношении движимого имущества, — дата, указанная физическим лицом-плательщиком в заявлении о возвращаемых доходах как дата приобретения права собственности на имущество; дата принятия имущества в состав собственного имущества в бухгалтерском учете организации-плательщике или в налоговом учете в случае освобождения плательщика от обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уплата заявительного платежа осуществляется по месту налогового учета плательщика в безналичной форме с указанием в расчетном документе в качестве наименования платежа — «заявительный платеж».

Банк обязан перечислить платеж в течение одного операционного дня, плата за перечисление заявительного платежа не взимается.

5. При подаче в налоговые органы Российской Федерации заявления о возвращаемых доходах плательщик представляет:

1) в отношении денежных средств документы, подтверждающие зачисление на счета в банках Российской Федерации денежных средств в порядке исполнения настоящего Федерального закона;

2) в отношении имущества, право собственности на которое возникло у плательщика до даты вступления настоящего закона в силу — документы, которые согласно законодательства иностранного государства подтверждают наличие собственности или прав у плательщика на дату вступления настоящего закона в силу;

3) в отношении недвижимого имущества, транспортных средств, долей, акций и иных прав на иностранные компании, правоустанавливающие документы, которые согласно законодательства иностранного государства подтверждают дату возникновения у плательщика права собственности или иных прав на указанное имущество,

4)в отношении иного движимого имущества организации предоставляют документы, подтверждающие принятие данного имущества на бухгалтерский учет или отражение в налоговом учете в случае отсутствия ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении объектов, указанных в настоящей статье, также может предоставляться заключение независимого оценщика о рыночной стоимости имущества на дату, на которую должен быть исчислен заявительный платеж.

Официальные документы, которые совершены на территории иностранных государств, должны быть представлены после прохождения процедуры их легализации либо проставления апостиля, и с переводом на русский язык.

Статья 3.
Последствия исполнения обязанности по подаче Заявления о возвращаемых активах и уплате заявительного платежа

При условии подачи заявления о возвращаемых активах и уплаты заявительного платежа плательщик в отношении имущества и денежных средств, указанных в Заявлении о возвращаемых активах:

1)освобождается от обязанности по уплате налога, пени и штрафа в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации в рамках настоящего закона данного имущества и денежных средств;

2)не может быть привлечен к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;

3)у него не могут запрашиваться любые документы и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения данных денежных средств и имущества.

Статья 4.
Ограничения в использовании информации об уплате заявительного платежа.

1. Расчетные документы, подтверждающие уплату заявительного платежа, а также сведения, содержащиеся в этих документах, не могут быть использованы, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Указанный документ и сведения не могут передаваться другим лицам в нарушение порядка, установленного настоящим Федеральным законом, а также являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

2. Расчетные документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, хранятся до 1 января 2020 года.

3. Сведения об уплате заявительного платежа, могут быть истребованы по запросу физического лица, осуществившего заявительный платеж, либо по запросу правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленных расчетных документов.

Статья 5.
Порядок применения настоящего Федерального закона.

1. К правонарушениям по заполнению и подаче заявления о возвращаемых активах, исчислению и уплате заявительного платежа применяются положения Налогового Кодекса Российской Федерации о правах и обязанностях налоговых органов и налогоплательщиков, если иное не вытекает из положений настоящего Федерального закона.

После выполнения плательщиком всех обязанностей согласно настоящему Федеральному закону налоговый орган выдает плательщику Свидетельство о выполнении требований настоящего Федерального закона. После получения данного Свидетельства подтверждает наличие у плательщика прав и гарантий, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.

2. Действие положений настоящего закона не распространяется на лиц, в отношении которых имеется вступивший в силу обвинительный приговор за совершение преступлений предусмотренных статьями 198, 199 1 , 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 6.
Вступление в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

www.eg-online.ru

Эксперт: Отечественные бизнесмены сталкиваются с проблемами возврата своих активов в Россию

16:45, 29.06.2018 // Росбалт, Бизнес

«Возвращение денег из-за рубежа в Россию нередко наталкивается на бюрократические препоны со стороны местных контролирующих органов, — считает президент Академии реальной политики Владимир Прохватилов. — Налоговикам и Федеральной службе по финансовому мониторингу следует разработать четкие и всем понятные правила, согласно которым российские бизнесмены, желающие, чтобы их деньги работали у них на Родине, не боялись их инвестировать в отечественные проекты».

В качестве примера эксперт приводит случай с арестом краснодарскими налоговиками средств, поступивших на прошлой неделе на счета здешней строительной фирмы, принадлежащей российскому бизнесмену Сергею Ефимцеву.

По информации Прохватилова, 19 июня принадлежащая предпринимателю американская компания «Мэдисон» подписала в городском суде Нью-Йорка мировое соглашение со своим контрагентом на выплату ей компенсации 186 млн долларов. В сентябре 2016 года Сергей Ефимцев приобрел 51 процент акций нью-йоркской фирмы, имевшей выгодные подряды на строительство зданий в престижном районе на Манхэттене. После реализации проекта совладельцы компании, чтобы не платить полученные дивиденды россиянину, попытались через суд опротестовать законность сделки по приобретению им контрольного пакета акций. Сделать это не удалось, в то время как по встречному иску российского предпринимателя судья нью-йоркского суда в октябре прошлого года заморозил на счетах оппонентов необходимые средства в качестве обеспечения его требований.

На прошлой неделе, согласно подписанному между двумя сторонами мировому соглашению, ответчики перечислили на счета фирмы «Мэдисон» указанную в договоре сумму. После выплаты налогов часть этих денег предприниматель перевел на счета своей строительно-инвестиционной компании, расположенной на Кубани. Деньги предназначались для покупки земельных участков под возведение жилья в Краснодарском крае.

После поступления финансовых средств в банк они были заблокированы по распоряжению налоговых органов до выяснения их происхождения. По мнению Прохватилова, он не исключает, что лишь личные связи, которыми обладает предприниматель, помогли ему снять арест с поступивших денег. Вместе с тем стало известно, что предприниматель предоставил в банк и российские налоговые органы официальные документы, выданные фискальными органами штата Нью-Йорк, о том, что поступившие в Россию средства имеют легальное происхождение и что с них выплачены в США все налоги.

«Я не знаком с Ефимцевым, ни в коем случае не хотел бы выступать в его защиту, тем более зная о его неоднозначной репутации, о чем много писалось в прессе, но не удивлюсь, если этому бизнесмену, знакомому с чиновничьими реалиями не понаслышке, пришлось включать так называемые неформальные рычаги, чтобы разморозить свои собственные средства, которые он получил законным путем и с которых уплатил все необходимые отчисления», — рассказывает Прохватилов.

По мнению политолога, ситуация, при которой за то, чтобы получить возможность использовать свои капиталы в России, отечественным предпринимателям придется платить мзду чиновникам, подрывает их желание инвестировать в своей стране. «С одной стороны, они слышат призывы руководства страны переводить деньги из зарубежных юрисдикций на российские счета, с другой — нередко сталкиваются с коррупционной составляющей этого процесса. Дым Отечества может показаться для многих из них слишком дорогим и заставит задуматься о вложении своих активов в альтернативные проекты», — считает политолог.

О Сергее Ефимцеве известно, что он уже несколько лет не живет в России и не является ее налоговым резидентом. В 2013 году он женился на украинке Лизе Ющенко. Вскоре пара переехала жить в США, где у них родился сын. В России у Сергея Ефимцева, помимо строительных активов, имеются фирмы, торгующие продуктами питания, и несколько крупных сельскохозяйственных предприятий. Все они являются аффилированными компаниями, записанными на его родственников. По некоторым данным, бизнесмен имеет отношение к компании, занимавшейся проектом «Киев Сити». В 2005 году эта структура получила разрешение на возведение жилья и офисных центров на Рыбальском острове в столице Украины, но не начала строительство из-за последовавшего вскоре экономического кризиса. После выгодных инвестиций, сделанных Сергеем Ефимцевым в США, проект, как считают эксперты, снова может быть разморожен.

www.rosbalt.ru