Временное содержание несовершеннолетних правонарушителей

Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю

Начальник — Елена Геннадьевна Пахмутова, подполковник полиции

Адрес: г. Пермь, улица Дзержинского, 27.

Служебный телефон: 8 (342) 237-15-98

Телефон инспекции: 8 (342) 237-15-57

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю — единственное специализированное режимное учреждение в крае, являющееся субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Центр расположен по адресу: г. Пермь, улица Дзержинского, 27. Предельная наполняемость ЦВСНП 51 человек, в среднем ежедневно в центре содержатся до 20 детей, ежегодно помещается около 200 несовершеннолетних. За 3 месяца 2017 года в центр было помещено 29 несовершеннолетних. Самовольных уходов из ЦВСНП и других чрезвычайных происшествий в подразделении не допущено.

Начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Пермскому краю подполковник полиции Пахмутова Елена Геннадьевна. Служебный телефон 8(342)237-15-98, 8-922-44-55-42.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и требованиями приказа МВД № 839 от 01.09.2012 года, основными задачами центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей являются:

  1. круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья предупреждения повторных правонарушений;
  2. проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними;
  3. доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и осуществление в пределах своей компетентности мер по устройству несовершеннолетних.

Приказом МВД РФ от 1 марта 2017 года № 93 утверждена Концепция развития центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на период до 2019 года, направленная на создание в ЦВСНП условий содержания, способствующих соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей, повышению качества проведенной профилактической и психолого-коррекционной работы с ними.

С целью контроля соблюдения сотрудниками ЦВСНП прав и законных интересов несовершеннолетних, центр систематически посещает Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Миков П.В., который отмечает положительные изменения в организации профилактической работы и отсутствие фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

В целях реализации права на охрану жизни и здоровья и улучшения условий содержания подростков в центре, соблюдения требований санитарно – гигиенических норм, были проведены ремонтные работы крыши административного здания и системы водоснабжения, а также ряда бытовых и жилых помещений ЦВСНП, проводится ежегодное озеленение территории центра, приобретено оборудование для душевой, санитарной комнаты и столовой.

Все дети, находящиеся в центре, обеспечены 5-разовым питанием, одеждой, обувью, средствами личной гигиены. В распоряжении несовершеннолетних имеется небольшой спортивный и тренажёрный зал. В целях укрепления здоровья несовершеннолетних в режиме дня центра предусмотрена утренняя зарядка, ежедневная прогулка на свежем воздухе, спортивные занятия.

В целях реализации права на образование ЦВСНП ГУ МВД России по Пермскому краю на протяжении ряда лет сотрудничает с МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5» г. Перми, на основании договора о безвозмездном предоставлении образовательных услуг. Во время содержания в ЦВСНП ГУ МВД России по Пермскому краю дети обучаются по программе основного общего образования. Учебный процесс полностью обеспечен учебной и методической литературой, активно используются технические средства обучения.

Кроме того, для осуществления образования, направленного «…на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» в ЦВСНП разработана система воспитания несовершеннолетних, которая состоит из разделов: патриотическое воспитание, нравственно – эстетическое воспитание, физическое воспитание и формирование основ здорового образа жизни.

Разработана и прошла апробацию программа по правовому просвещению и воспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Отличительной особенностью программы является использование активных форм обучения и мультимедийное сопровождение. Эффективность программы подтверждена мониторингом результатов её внедрения. В течение 1 квартала 2017 года было проведено 60 мероприятий по правовой тематике, в том числе, совместно с сотрудниками прокуратуры Дзержинского района и краевого суда.

К участию в воспитательном процессе активно привлекаются родители несовершеннолетних, ветераны Великой Отечественной войны, члены союза ветеранов Афганистана, представители Пермской епархии русской православной церкви, волонтеры общественных организаций, студенты Пермских вузов, которые не только проходят педагогическую практику на базе учреждения, но и готовят выпускные квалификационные работы по темам, связанным с деятельностью центра. Совместно с представителями Пермской краевой организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» регулярно проводятся мероприятия в рамках патриотического и нравственного воспитания несовершеннолетних (беседы, просмотры фильмов), в соответствии со спецификой организации и планом воспитательных мероприятий на месяц. В реализации воспитательных мероприятий принимают участие: психолог Пермского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Шилкина Н.В., помощники прокурора Дзержинской районной прокуратуры Кашина Е.И., Пермской краевой прокуратуры Третьяков В.В., помощник председателя Пермского краевого суда Торсукова Т.Ф., руководитель Управления Пермской краевой общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Шигабутдинов И.В., сотрудники СОБРа управления Росгвардии по Пермскому краю, сотрудники центра кинологической службы ГУ МВД России по Пермскому краю, пожарной части № 4, инспекторы ПДН ЛУВДТ г. Перми.

Кроме этого, еженедельные спортивные занятия по рукопашному бою проводит тренер группы охранных предприятий «Цербер» Плаксин В.В. и тренер по спортивному ориентированию заслуженный мастер спорта Томилова Н.В. под патронатом руководителя «Пермского образовательного научно-исследовательского центра авитальной активности» Волкова А.В.

В настоящее время в центре внедрена новая форма работы с родителями и законными представителями несовершеннолетних – родительские дни, в рамках которых ежемесячно будут проводиться мероприятия по повышению педагогической культуры родителей, укреплению семейных и социальных связей и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

В целях реализации права на свободу мысли, совести и религии и в соответствии с планом совместных мероприятий ГУ МВД России и Межконфессионального консультативного комитета Пермского края, организуются встречи воспитанников центра с представителями разных конфессий. Разработана программа сотрудничества с представителями Пермской Епархии РПЦ, в рамках которой представители Епархии проводят с детьми индивидуальные и групповые встречи, а также еженедельные спортивные занятия с привлечением тренера православного спортивного клуба «Пересвет» Касьянова Д.Н.

В целях реализации права на отдых и досуг в течение 4 лет осуществляются постоянные экскурсионные выезды несовершеннолетних в подразделение СОБРа управления Росгвардии по Пермскому краю, пожарную часть №4 Дзержинского района, а также, в городскую библиотеку им. Кузьмина, в Пермский краеведческий музей, на концерты, театральные постановки и баскетбольные матчи. Реализовывается социальный проект для детей ГКУ СРЦН «Вера», который предполагает подготовку и проведение воспитанниками центра благотворительных концертов и кукольных спектаклей. Для этих целей в центре создан любительский кукольный театр. Воспитанники центра принимали участие в краевом фестивале-конкурсе «Птица счастья» для воспитанников учреждений открытого и закрытого типа, где занимали призовые места.

Это инновационное направление деятельности ЦВСНП ГУ МВД России по Пермскому краю уникально по своей сути, данная практика работы имеется далеко не в каждом ЦВСНП.

По окончанию пребывания в центре подростки и их родители могут оставить свои впечатления и пожелания в книге отзывов. Но и после убытия несовершеннолетних из центра, связь с ними не прерывается. Пребывание в центре для многих из них становится началом позитивных изменений в жизни.

59.xn--b1aew.xn--p1ai

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Основными задачами деятельности Центра являются:

1.Обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

2.Проведение индивидуально-профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений, общественно-опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.

3.Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.

В настоящее время в ЦВСНП содержатся несовершеннолетние, совершившие общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, административные правонарушения, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, самовольно ушедшие из этих учреждений.

Основанием помещения является приговор суда или постановление судьи. В соответствии с действующим законодательством, в крайнем случае, на срок не более 48 часов несовершеннолетние могут быть помещены на основании постановления начальника территориального органа внутренних дел. Основными причинами совершения подростками правонарушений являются:

— отсутствие должного контроля со стороны законных представителей за времяпровождением своих детей;

— алкоголизация, как законных представителей, так и самих подростков;

— низкий познавательный уровень у подростков, желание иметь все и сразу;

— отсутствие в семье взаимопонимания и уважения друг к другу.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД помещаются категории несовершеннолетних, перечисленные пп. 1- 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1.Направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2. Временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 26 настоящего Федерального закона;

3.Самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4. Совершившие общественно-опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального Закона;

5.Совершившие правонарушения, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могу быть переданы родителям или законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

6.Совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В Центре созданы все необходимые условия, обеспечивающие прием, содержание, воспитание, обучение и отдых несовершеннолетних. В целях скорейшей адаптации подростков оборудован кабинет психологической разгрузки. Психологом осуществляется тестирование каждого поступившего в Центр ребенка. С учетом проведенного исследования составляются рекомендации для сотрудников в целях наиболее эффективной воспитательной работы с данным контингентом. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы и психокоррекционные занятия в форме тренингов. По итогам обследования составляются психологические характеристики, разрабатываются индивидуальные рекомендации для организации воспитательной работы с подростком, используемые как во времянахождения несовершеннолетних в Центре, так и по окончании срока их пребывания в данном учреждении.

Успешно зарекомендовала себя на практике такая форма воспитательного воздействия, как пропаганда правовых знаний. На занятиях изучаются основные положения и статьи уголовного, административного, семейного, трудового, гражданского законодательств, методы защиты от преступных посягательств, ведутся диспуты об ответственности за совершенные преступления и правонарушения.

В тренажерном зале и на спортивной площадке ЦВСНП проводятся занятия по физической культуре, организовываются эстафеты, футбольные матчи. Дети принимают участие в играх, развивающих координацию движения, скорость мышления, направленных на сплоченность коллектива, умение работать в команде.

В целях коррекции противоправного поведения несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП и их адаптации в обществе, установлено сотрудничество с Русской православной церковью. Священнослужитель церкви с. Бронницы Новгородского района отец Алексей проводит беседы с воспитанниками. Проводимая работа развивает духовность детей, формирует у них позитивные нравственные ориентиры.

Еженедельно фельдшером Центра с подростками проводятся занятия по борьбе с инфекционными заболеваниями , по проблемам морально-этического поведения, опасностью заражения и венерическими заболеваниями, профилактике венерических заболеваний, здоровому образу жизни.

В ЦВСНП преимущественно помещаются подростки, имеющие низкий образовательный уровень, уклоняющиеся от занятий в общеобразовательных учебных заведениях, а потому особо нуждающихся во включении их в процесс обучения. С началом учебного года в соответствии с Законом РФ «Об образовании» учебную деятельность в Центре осуществляют квалифицированные педагоги школы № 16 п. Деревяницы.

Начальник ЦВСНП ОВД УМВД России по Новгородской области майор полиции Лютова Марина Евгеньевна.

Адрес: Великий Новгород, микрорайон Деревяницы, ул. Береговая, д. 54

Контактный телефон: 8 (8162) 677-038 (факс)

Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних относятся к указам 1669 года, в которых было сказано: «аще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти». Во времена Петра Великого за воровство, совершенное ребенком, отвечали родители. В 18 веке детей до 17 лет за преступления секли плетьми и отдавали в монастырь на трудовое перевоспитание. Начиная с 19 века, наказаниям подвергались только с 11 летнего возраста, а для тех, кто постарше, действовали исправительные колонии и приюты.

В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних, однако профилактикой детской преступности активно стали заниматься лишь после революционных событий.

31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства».

Возникновение приемников-распределителей для несовершеннолетних относится ко второй половине 19 века, ознаменованной проведением судебной реформы. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится в этот период одним из основных направлений деятельности общества и государства. В это время усиленно развиваются правовые основы превентивной, т.е. предупредительной, политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям. Активная деятельность последних во многом обусловила решение таких важных вопросов, как создание специальных учреждений для детей – правонарушителей и детей – арестантов.

Первые такие заведения появились в 80-е годы 19 века в городах: Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани, Киеве. Большинство из вышеуказанных заведений были смешанными и потому в них содержались дети разных категорий: бродяги, нищие, сироты, правонарушители. Тем не менее, уже в это время создавались специальные заведения, предназначенные для приема определенных категорий детей.

Исторический анализ становления приемников – распределителей свидетельствует, что изменения в социально-экономическом развитии России коснулись и изменений в статусе и принципах приемников – распределителей, в частности ведомственной принадлежности данных субъектов профилактики. Вначале они подчинялись Наркомам общественного призрения, затем входили в систему НКВД и Министерства внутренних дел.

Сведения о создании на территории Новгородской области первых приемников – распределителей для несовершеннолетних датированы 1942 годом. Первоначально их было несколько: Боровичский, Валдайский, Маловишерский, Новгородский, Хвойнинский.

В 1943 году детские приемники-распределители из Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний передаются в ведение НКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В инструкции было сказано «применять оружие при задержании детей категорически запрещено, перевозить беспризорников следует только в пассажирских поездах, а не в «вагонзаках». Одеты дети должны быть по сезону.

В Великом Новгороде приемник – распределитель начал работать с 02.01.1990. До этого времени приемник-распределитель располагался в г. Валдае в двухэтажном деревянном здании, рассчитанном на 50 мест, куда сразу могло поступить до 150 детей и подростков, нуждающихся в помощи государства. На протяжении 16 лет (с 1975 по 1991 год) возглавляла приемник – распределитель Иванова Тамара Николаевна. Наполняемость приемника доходила до 200 несовершеннолетних в год.

Дети по разным причинам оказывались в приемниках – распределителях: в 30-е годы – это дети, чьи родители были репрессированы, в годы Великой Отечественной войны те, кого она лишила родителей и крова над головой, 50 – 70 годы, те кого манили путешествия.

В 1981 году детский преемник – распределитель был передан в ведение Министерства внутренних дел, а в 1996 году по Указу Президента России приемник – распределитель переименован в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

До 1999 года в приемники – распределители доставлялись дети и подростки в возрасте от трех до восемнадцати лет: подкинутые, заблудившиеся, оставшиеся без попечения родителей, совершившие ООД до достижения возраста уголовной ответственности на основании постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реконструкция Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей начата в 2007 году, с 26.08.2008 деятельность Центра приостановлена, прием несовершеннолетних правонарушителей временно прекращен.

Во время проведения реконструкции возведена двух этажная пристройка, где располагаются: тренажерный зал, библиотека, кабинет рабочего, склад МТЦ и две комнаты для лиц, доставивших несовершеннолетних. Также произведена замена системы внутреннего отопления, энергоснабжения, канализации, часть трубопровода отопления, установлены стеклопакеты, проведен косметический ремонт внутри помещений основного здания. Общая сумма бюджетных ассигнований из федерального бюджета по целевой программе «Дети России» составила 26,823 млн. рублей.

Возобновил деятельность Центр по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей 14.02.2011.

53.xn--b1aew.xn--p1ai

В Башкирии в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей дети не получают образования

УФА, 30 июн 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.

В Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Башкортостан не организовано обучение детей школьного возраста. Проблема неоднократно обсуждалась на Общественном совете регионального МВД. Как пояснил агентству «Башинформ» член Общественного совета МВД по РБ Алик Шакиров, в свое время дети посещали местную школу, которая расположена в непосредственной близости к Центру малолетних правонарушителей. Проблема была выявлена в августе прошлого года и до сих пор не решена.

«Раньше, на протяжении многих лет, воспитанники центра ходили в близлежащую школу либо учителя приходили в центр, но у этого образовательного учреждения не было разрешения на обучение несовершеннолетних правонарушителей, поэтому республиканское управление Рособрнадзора запретило школе этим заниматься, — рассказал Алик Шакиров. – Сотрудники Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей обратились в вышестоящие инстанции — Правительство республики, Министерство образования, Прокуратуру, МВД по РБ и надеются, что вопрос будет решен положительно».

В Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, расположенном в северной части города, на улице Пекинской, как правило, содержатся дети из неблагополучных семей. Сотрудники, как могут, помогают им в обеспечении одеждой, обувью, поскольку централизованно этот вопрос не решается.

23 мая текущего года Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по РБ посетила Общественная наблюдательная комиссия республики. Членами комиссии также было установлено отсутствие организации образовательного процесса в учреждении, что влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних правонарушителей, гарантированных им ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Общественная наблюдательная комиссия республики совместно с представителями МВД по РБ, региональных министерств и ведомств, Аппарата Уполномоченного по правам ребенка и Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Общественного Совета МВД по РБ, для восстановления гарантированных прав несовершеннолетних правонарушителей на образование, содержащихся в ЦВСНП МВД по Республике Башкортостан, решили серьезно заняться этой проблемой, и с этой целью проведут 5 июля на территории центра межведомственное совещание.

www.bashinform.ru

Порядок помещения несовершеннолетних в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей являются одним из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивают прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений и проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.

Статьёй 31.1. указанного Федерального закона регламентирован порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Речь в данном случае идет о следующих категориях несовершеннолетних:

-самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

-совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов;

-совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов;

-совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов.

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

О помещении несовершеннолетних, относящихся к вышеуказанным категориям, начальником органа внутренних дел или его заместителем (на практике – начальником полиции) выносится мотивированное постановление, в котором в обязательном порядке должны быть указаны обстоятельства, делающие необходимым помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП органа внутренних дел. Указанное постановление должно быть направлено в суд не позднее, чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, предусмотренного в п.4 ст.22 настоящего Федерального закона. В соответствии с указанной нормой, несовершеннолетние, относящиеся к вышеуказанным категориям, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел.

Совместно с постановлением начальника органа внутренних дел или его заместителя о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП органа внутренних дел в суд должны быть представлены материалы и документы, подтверждающие необходимость и обоснованность помещения несовершеннолетнего в указанный центр. В материалах должны содержаться достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; точное и обоснованное (в соответствии с формулировками закона) указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Документами, подтверждающими вышеуказанные факты, могут являться акты обследования семейно-бытовых условий, характеристика личности несовершеннолетнего с места учебы или работы, надлежаще заверенные копии постановлений о прекращении либо отказе в возбуждении уголовных дел, данные, характеризующие родителей или иных законных представителей, объяснения и рапорта инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, педагогов, социальных работников здравоохранения и т.д.

В статье 31.2 регламентируется порядок рассмотрения в суде материалов по помещению несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, и пункт 1 устанавливает право несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо представителя органа опеки и попечительства знакомиться с указанными материалами. Оказывать юридическую помощь в ознакомлении с материалами, а также осуществлять защиту интересов несовершеннолетнего в ходе рассмотрения материалов могут адвокат, законный представитель несовершеннолетнего, а также иное лицо, имеющее право оказывать юридическую помощь в соответствии с законом.

Законом предусмотрено обязательное участие при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП органа внутренних дел самого несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, адвоката, прокурора, представителей центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или представителей подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Кроме того, в рассмотрении материалов могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства, однако их отсутствие не является препятствием к рассмотрению материалов.

Перед началом рассмотрения материалов несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям разъясняются их процессуальные права – право знакомиться с представленными в суд материалами, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания, обжаловать судебное постановление. Кроме того, поскольку рассмотрение материалов предполагает получение объяснений от несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, перечисленным лицам разъясняются положения ст.51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Материал рассматривается судьей единолично, в судебном заседании, с обязательным составлением протокола, в котором отражается ход проведения судебного заседания, позиции сторон и выводы, на основании которых судья выносит соответствующее постановление.

По результатам рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, судья выносит постановление:

1) о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Постановления суда обращаются к исполнению после вступления их в законную силу, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их немедленное исполнение.

Если в судебном заседании судьей выявляются какие-либо обстоятельства, исключающие возможность принятия обоснованного и законного решения, либо материалы не содержат достаточных данных, подтверждающих обоснованность помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП органов внутренних дел, то судьей принимается решение об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, после чего материал может быть дополнен и вновь направлен в суд на рассмотрение.

Несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение; время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Предварительное содержание несовершеннолетнего в центре в течение 48 часов должно быть включено в общий срок содержания, что должно быть отражено в постановлении судьи.

В постановлении судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП органа внутренних дел указываются: наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего указанное постановление, дата и место его вынесения, сведения о личности несовершеннолетнего, лицах, участвовавших в рассмотрении материалов, цели и основания помещения или отказа в помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и иные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения этих материалов. Также постановление должно содержать указание на порядок и срок его обжалования. Соответствующая запись должна быть сделана и в протоколе судебного заседания.

После вынесения судьей постановления оно оглашается в судебном заседании. Копия постановления вручается либо высылается несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям заказным почтовым отправлением, в срок не позднее трех суток со дня его вынесения.

О продлении срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП органа внутренних дел вправе обращаться начальник ОВД района по месту нахождения центра, и рассматривать данное ходатайство должен суд того же района. Такое обращение может иметь место за 48 часов до истечения 30-суточного срока пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП. Рассматриваться такое ходатайство должно судьей в установленный суточный срок.

Право на обжалование постановления судьи предоставлено несовершеннолетнему, достигшему возраста 14 лет, его родителям, законным представителям либо по их просьбе – адвокату в срок, не превышающий 10 суток с момента получения копии постановления судьи. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц. Также в течение 10 суток с момента получения копии постановления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, данное постановление может быть опротестовано прокурором.

Жалоба или протест прокурора на постановление судьи должны быть рассмотрены председателем вышестоящего суда в течение 10 суток со дня их поступления.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений:

— оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора без удовлетворения;

— отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения.

Начальник отдела по надзору

за исполнением законов о

несовершеннолетних и молодёжи О.И.Кошкарова

www.irkproc.ru