Введение преступность несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних – сложное негативное явление в жизни российского общества на современном этапе. На протяжении последних 10 лет удельный вес числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними или с их непосредственным участием, от общего количества зарегистрированных преступлений составлял около 10% (8,6% – в 2008 г.).

Качество расследования преступлений, совершаемых молодежными преступными группами, в этих условиях всецело зависит от того, насколько следователь, дознаватель смогут понять целый комплекс проблем, связанных со структурой конкретной группировки, ее деятельностью и каждого отдельного ее участника. Поэтому особое значение приобретает достаточный уровень психологических знаний этих сотрудников, способствующий выбору ими наиболее адекватных средств и методов собирания доказательств и достижения истины по каждому конкретному делу.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об актуальности рассматриваемой проблемы и обуславливают необходимость разработки действенных приемов, тактик и, в целом, методик расследования преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних.

Настоящее учебное пособие посвящено наиболее распространенному и крайне важному следственному действию – допросу. Его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, знания психологии людей, мастерского владения отдельными тактическими приемами.

Более того, особую сложность могут представлять допросы подростков при расследовании преступной деятельности молодежных организованных групп.

С целью обеспечения практической значимости материала, структура его прикладной части приближена к наиболее оптимальному алгоритму применения следователем психологических знаний при подготовке и проведении допроса несовершеннолетних.

pravo.studio

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что растет количество лиц, совершающих преступления в несовершеннолетнем возрасте и данный факт требует от правоохранительных органов специального рассмотрения. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам.

Подростки и молодежь — будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

При этом, наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни.

Целью курсовой работы является рассмотрение современного состояния преступности несовершеннолетних и системы средств ее предупреждения.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие преступности несовершеннолетних;

2) Проанализировать особенности преступности несовершеннолетних отличающие ее от преступности взрослых лиц;

3) Изучить современное состояние преступности несовершеннолетних (динамику и структуру преступности, наиболее часто совершаемые преступления);

4) Рассмотреть меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

Объектом изучения в курсовой работе является преступность несовершеннолетних, как часть преступности в целом.

Предмет изучения составляют особенности преступности несовершеннолетних и меры ее предупреждения.

Вопросам, касающимся изучения преступности несовершеннолетних уделено большое внимание в научной литературе. При написании курсовой работы была задействована различная специальная литература: учебники по криминологии таких авторов как А.И. Долгова, В. Н. Бурлаков, Г. И. Богуш, Н.Ф. Кузнецовой, В.Д. Малков и др., а также научные статьи, посвященные преступности несовершеннолетних и ее основным причинам.

Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (сравнительный, типологический, системного анализа), так и специальные правовые, частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительного правоведения, теоретико-правовой, статистический).

ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Понятие и современное состояние преступности несовершеннолетних

Уголовная ответственность несовершеннолетних является самостоятельным уголовно-правовым институтом, включенным в Уголовный кодекс РФ 1996 г., в качестве отдельного раздела (Раздел V). В данном разделе рассматриваются вопросы — кто является несовершеннолетним, какие виды наказаний применяются к таким лицам и др.

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2006 [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс»..

Преступность несовершеннолетних — вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 89 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

В криминологии выделяют четыре возрастные группы несовершеннолетних: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет.

Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков и, как правило, представляет собой резерв для взрослой преступности. Фактически одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2013. — С. 562..

Состояние преступности несовершеннолетних оценивается по данным уголовной статистики о зарегистрированных преступлениях.

Основным показателем изменений является динамика преступности несовершеннолетних — это изменение её основных показателей за определённый период времени (в течение года или нескольких лет) и на определённой территории (государство в целом, регион, населённый пункт). Показателями, которые характеризуют динамику преступности несовершеннолетних, являются её абсолютный рост или снижение, темпы роста или снижения, темпы прироста или снижения.

Таблица 1. Состояние и динамика преступности несовершеннолетних в России в 1998-2013 гг.

Количество зарегистрированных преступлений несовершеннолетних

Рост/ снижение % к предыдущему году

В годы реформ «пик» в динамике преступлений несовершеннолетних пришёлся на наиболее сложный в социально экономическом плане период — на 1993 год. В течение следующих четырёх лет (1994-1997 гг.) в России отмечалось снижение и некая стабилизация преступности несовершеннолетних. Тем не менее, в 1998-1999 гг. количество зарегистрированных преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии, вновь стало расти. Данные отклонения были связаны с социально-экономическими событиями в России. В 1998 г. произошёл тяжёлый экономический кризис, откинувший большую часть населения в состояние бедственного экономического положения. Это вызвало резкий подъём преступности в 1999 г., который сказался как на показателях преступности в России в целом, так и на росте преступности несовершеннолетних Цымбал Е. Емельянова Л. Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (1997-2004 гг.) // Уголовное право. — 2005. — С. 114..

В 2002 г. произошло резкое снижение преступности несовершеннолетних, что связывают не со снижением как таковым, а с организационными проблемами связанными с введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В 2003-2004 гг. был отмечен рост преступности несовершеннолетних

В 2005-2008 гг. количество преступлений несовершеннолетних начало постепенно снижаться, что может обуславливаться как положительными причинами — улучшением общей социально-экономической обстановки в России, улучшением мер, направленных на профилактику преступности в молодёжной среде, так негативными — высокой латентностью данной категории преступлений и неэффективной регистрационной работой правоохранительных органов.

Выделяют следующие особенности преступности несовершеннолетних:

1) многие преступления носят спонтанный, импульсивный характер, свойственный детскому «озорству»;

2) повышенная латентность (малая доля выявляемости);

3) для несовершеннолетних в большей степени, нежели для взрослых, характерны мотивы самоутверждения, лжетоварищества, псевдоромантизма;

4) большинство преступлений несовершеннолетних совершается в группе;

5) высокий уровень «внутрисемейных» и «бытовых» преступлений (потерпевшими являются члены семьи несовершеннолетнего и лица, принадлежащие к его бытовой микросреде) Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010. — С. 96..

Преступности несвершеннолетних свойственная высокая латентность. В этой возрастной группе уровень в целом оценивается как в 3-4 раза более высокий, чем отражаемый статистикой. В. Н. Бурлаков считает, что «Преступления несовершеннолетних чаще остаются за пределами статистики и правового реагирования по целому ряду причин: многие деяния преступного характера совершаются ими в среде сверстников, предпочитающих скрывать конфликты и проблемы от взрослых; нередко родители, педагоги не придают огласке известные им факты право-нарушающего поведения подростков, надеясь на будущее исправление» Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — С. 443..

Преступления несовершеннолетних носят в 75% случаев групповой характер. В составе групп несовершеннолетние совершают преступления примерно в 2-2,5 раза чаще, чем взрослые, что связано с типичностью для возраста в целом группового характера поведения. Поэтому наиболее характерно совершение преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Такими группами совершается около 80 % от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних Там же. — С. 444..

В последнее время отмечается некоторая тенденция усиления националистической направленности группировок несовершеннолетних (главным образом благодаря влиянию взрослых подстрекателей). Общей идеологической основой деятельности таких групп несовершеннолетних является агрессивная ксенофобия.

Характерным признаком преступности несовершеннолетних является также и особенность рецидива совершения ими преступлений, связанная с возрастными границами несовершеннолетних. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в злостных рецидивистов, не поддающихся каким-либо мерам профилактического воздействия.

Преступность несовершеннолетних отличает и особая территориальная распространенность. Традиционно считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу. Действительно, городские преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют почти 75%. Вместе с тем наметилась негативная тенденция опережающего темпа прироста сельской преступности несовершеннолетних по сравнению с городской.

В 2013 г. в России регионами с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления являются: Ненецкий АО (12,2%), Забайкальский край (10,4%), Приморский край (9,5%), Архангельская область (9,4%), Иркутская область (9,0%), Республика Саха (Якутия) (8,7%), Республика Тыва (8,7%), Хабаровский край (8,6%).

Структура преступности несовершеннолетних традиционно характеризуется более узким, чем у взрослых, кругом совершаемых преступлений, пониженной долей тяжких и особо тяжких преступлений, невысоким числом неосторожных преступлений. Во многом это объясняется спектром выполняемых подростками социальных ролей, а также повышенной латентностью. Ряд преступлений (должностные, воинские, ряд преступлений против семьи и несонершеннолетних и др.) вообще не могут быть совершены несовершеннолетними Криминология: Учебное пособие / Г. И. Богуш и др. / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 97..

В структуре преступлений несовершеннолетних доминируют хищения изнасилования, причинение вреда здоровью, хулиганство, наркотизм, вымогательство, угоны автотранспорта. Эти преступления составляют 80-85% всех совершенных несовершеннолетними.

Несомненным «лидером» среди «подростковых» преступлений, является кража (около 60% совершенных преступлений, что на 20% превышает долю краж во «взрослой» преступности). Вторым по распространенности среди несовершеннолетних преступлением является грабеж (около 10%), причем устойчива тенденция его роста.

В первую очередь несовершеннолетние похищают денежные средства, предметы одежды (32,0 %); транспортные средства — мотоциклы, велосипеды и т.п. (9,3 %); аудио- видеоаппаратура (7%); продукты питания (9,4 %); алкогольные напитки и наркотические средства (5 %) Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. — 2012. N 1. — С. 22 — 26..

Небольшие доли составляют убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, вымогательство, но тенденция их изменения крайне неблагоприятна: их абсолютные и относительные показатели увеличились в 90-е годы почти в два раза. Доминирующей тенденцией является абсолютный и относительный рост опасных насильственных и корыстно-насильственных преступлений.

Особенностью преступности несовершеннолетних в последнее время стало все более частое использование оружия, а также их участие в преступлениях с использованием высоких технологий. И 2004 г. удельный вес несовершеннолетних в киберпреступлениях составил 16%, лиц в возрасте от 18 до 25 лет — 58%.

Тревожной тенденцией является все большее вовлечение несовершеннолетних в преступный оборот наркотиков. Удельный вес криминального наркотизма в структуре преступности несовершеннолетних за последние годы увеличился в два-три раза.

Произошли изменения и в мотивационной структуре преступности несовершеннолетних. Значительно усилилась ее корыстная направленность. Так, если раньше лишь 25—30% краж совершались голько из корыстных мотивов, в остальных случаях преобладали моги вы лжетоварищества, самоутверждения и т. п., то в настоящее время корыстная мотивация превалирует Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 443..

Настораживает тот факт, что большинство насильственных и иных преступлений совершаются несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения — при совершении особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан этот показатель составляет 80 %.

studbooks.net

Введение преступность несовершеннолетних

В последнее время в средствах массовой информации широко освещена проблема преступности и противоправного поведения несовершеннолетних, а также преступлений против них. Тревога общества за судьбу детей понятна. Несовершеннолетние преступники – это резерв «взрослой» преступности, а преступления, совершенные против несовершеннолетних – это всегда общественный резонанс. Актуальность темы исследования данной курсовой работы обусловлена тем, что в России огромное количество преступлений совершается несовершеннолетними. При расследовании преступлений в отношении данных лиц существует множество особенностей и своих нюансов. А ситуация с преступлениями против несовершеннолетних требуют серьезного вмешательства как со стороны законодателя, так и со стороны исполнительных и правоохранительных органов нашей страны. Объектом исследования данной курсовой работы являются несовершеннолетние. Предметом исследования данной курсовой работы является преступность несовершеннолетних и против несовершеннолетних. Целью данной курсовой работы является изучение характеристики особенностей предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними и преступлений против них. Исходя из данной цели, необходимо решить следующие задачи: — изучить необходимую литературу по данной теме; — дать криминологическую характеристику преступлений, совершаемых несовершеннолетними; — рассмотреть способы предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними; — дать криминологическую характеристику преступлений против несовершеннолетних; — рассмотреть способы предупреждения преступлений против несовершеннолетних; — сделать соответствующие выводы по данной теме. Информационной базой для написания данной курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, такие как Уголовный кодекс РФ и др., труды Лаврова В.П. и др., а также электронные источники СМИ. Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы и заключение.

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы. За последние годы наблюдается значительный рост преступности несовершеннолетних и преступлений, совершаемых против несовершеннолетних. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, со¬храняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Преступность несовершеннолетних обнаруживает крайне неблагоприятные тенденции к росту, что позволяет утверждать, что именно данная категория населения нашей страны является наиболее криминально пораженной. В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Важным моментом в данной ситуации является то, что необходимо усилить профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. К преступлениям против несовершеннолетних относятся вовлечение в совершение преступления, незаконное усыновление, торговля несовершеннолетними и тд. Предупреждение преступлений против несовершеннолетних — это не только устранение и нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества. Несмотря на то, что все проблемы связанные с преступлениями против несовершеннолетних остаются острыми в нашем обществе и требуют скорейшего вмешательства, проблемы квалификации все также остаются на первом месте. Если рассматривать каждый состав более подробно, то непременно можно увидеть, что в каждом из них непременно есть свои казусы и положения, которые непременно нуждаются в разъяснении.

www.work5.ru

Проблемы подростковой преступности в РФ

« Проблемы подростковой преступности в РФ»

Выполнила: Ученица 11 «Б»класса

Проверила: Черкасова Н.И.

1. Проблема подростковой преступности в современной России

2. Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

Данная работа рассматривает проблему современности — преступности несовершеннолетних. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.

Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Объектом исследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступности в современной России.

Предметом исследования данной курсовой работы являются психологические особенности подростков-правонарушителей.

Цель данной курсовой работы — анализ основных направлений психосоциальной работы с подростками — правонарушителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашли отражение в названиях глав и параграфов.

В первой главе под названием «Подростковая преступность как проблема современного общества» решаются следующие задачи:

рассмотреть проблемы подростковой преступности в современной России;

изучить психологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологические особенности подростков — правонарушителей;

Во второй главе под названием «Психосоциальная помощь с подростками-правонарушителями» решаются следующие задачи:

-рассмотреть основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

-изучить меры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимость работы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изучения подростковой преступности и психосоциальной помощи им.

Данная курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двух глав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.

1 Проблема подростковой преступности в современной России

Подросток — растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.

В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда — серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.

Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто — это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже не обо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.

Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам — каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей — окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность выталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз. После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когда дети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаются достаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и больше учиться не хотят. Распространенным явлением среди этих детей является токсикомания. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это -закономерность.

Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. Конечно, экономика, социальная политика, духовная сфера не развиты в нашей стране на должном уровне и вовсе не располагают к искоренению преступности.

Таким образом, исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличением детской преступности.

подросток преступность психосоциальный

2 Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Подросток, совершивший преступление, имеет следующие психологические свойства: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты,- проекцией своих собственных проблем, чувств, эмоций на окружающих, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, способность к стойкой реализации такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей.

Нормативное поведение личности характеризуется радом психологических особенностей и закономерностей. Оно развертывается в социально проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятие нормативных решений, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности, и оно включает сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы.

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правонарушение, базирующееся на общественном правосознании. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Практически все высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания.

Отклонения от норм сознания и поведения подростков- правонарушителей зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследование лиц, совершивших преступление, позволили выявить следующие закономерности:

-правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму и группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Перед психологом, и психосоциальным работником, практикующим в учреждениях социальной изоляции, стоит серьезная задача индивидуального планирования диагностической и коррекционной работы с подростком-правонарушителем.

Реализация задачи по развитию правосознания у подростков-правонарушителей с применением принципа активности изучения включает в себя актуализацию эвристической деятельности у учащихся.

Во-первых, нужно отказаться от распространенной формы передачи готовых знаний подростку о существующих правовых нормах.

Во-вторых, последствия нарушения нормы не следует, рассматривать с преобладанием мотивов запугивая, за возможное преступление.

Преодоление дефектов правового сознания у подростков-правонарушителей предполагает актуализацию рефлексии у подростков, без которых невозможно осмысление собственных действий и их законов.

Таким образом, к психологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем, чувств, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам.

Данное исследование проводилось с целью изучения проблем подростковой преступности в современном обществе, психологические особенности подростков-правонарушителей и основные направления работы с ними. Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. В ходе исследования были достигнуты поставленные задачи:

— рассмотрены проблемы подростковой преступности в современной России;

-изучить психологическое содержание подросткового периода;

— выяснены психологические особенности подростков — правонарушителей;

— рассмотрены основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

-изучены меры профилактики правонарушений среди подростков. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличением детской преступности.

2) В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.

3) К психологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем, чувств, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам.

Тем не менее, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.

4) Психологу в работе с подростками-правонарушителями, детских домов, кризисных центров, школ-интернатов, социальных гостиниц необходимо продумывать разнообразные формы занятий и методику их проведения. Использование разного рода игр, арттерапии, музыкотерапии, библиотерапии, логотерапии, драмотерапия, моритатерапии, гештальттерапия, поведенческой психотерапии.

5) Анализ современных подходов к организации социальной профилактики дезадаптированных детей свидетельствует о том, что в социальной практике формируются самые разнообразные модели для социальной поддержки и помощи данной категории населения. Развитие различных моделей социальной профилактики дезадаптированных подростков, на наш взгляд, поможет в значительной степени снизить безнадзорность и беспризорность среди несовершеннолетних.

В данной работе были исследованы истоки и причины формирования самой проблемы. Исходя из этого, можно сделать вывод: бороться с рецидивной преступностью несовершеннолетних можно посредством обеспечения социальной адаптации подростков, огромную роль играют в жизни подростков родители. Им нужно понять, что не надо забывать о духовной и о моральной сторонах воспитания. Ведь дети хотят быть понятыми, чувствовать себя нужными и иметь равные со всеми права. Надо, чтобы дети становились взрослыми на глазах родителей, при их помощи.

1. Василькова, Ю.В. [Текст] Соц. педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова.-7-е изд., стер. — М.:Издательский центр «Академия», 2008.-448с.

2. Гулина, М.А., [Текст] Психология социальной работы/ О.Н. Александрова,О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др; под ред. М.А. Гулиной. -СПб.:Питер,2002. — 352с.

Горькая случайность/ //Подмосковные известия. 1995. с- 104.

Еникеев, М.И., [Текст] Общая и соц. психолог: учеб.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-440с.

Журавлев, А.Л., Соснин, В.А, Красников, М.А. [Текст] Социальная психология: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2006.- 416 с.

Змановская, Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведний/ Елена Валерьевна Змановская. -3-3 изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия»,2006. — 183с.

7.Иншаков, С.М. [Текст] Зарубежная криминология. М., 1997.250с.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.: Прогресс, 1959. 235 с.

Сафонова, Л.В. [Текст] Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Сафонова.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224с.

Ю. Холостова, Е.И.[Текст] Социальная работав: учеб. пособие для вузов/Е.И. Холостова. — М.: «Дашков и к», 2004. — 692с.

11. Фирсов, М.В., Шапиро, Б.К [Текст] Психология соц. раб.: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002с-192с.

works.doklad.ru