Выборы в государственную думу по закону 11 декабря 1905

Выборы в Государственную Думу (по Закону от 11 декабря 1905 г.)

Губернское избирательное собрание

от съездов уездных

от город­ских изби­рательных

Городские избиратель­ные съезды

Уполномо­ченные от рабочих

Уполномо­ченные от волостных сборов

Уполномо­ченные от станичных сборов

Упол-номо-чен-ные от мелких земле­вла­дельцев

Предварительный съезд мелких

2. Общественный строй и аграрная реформа

Законодательство о сословиях в России оставалось старым, фео­дальным. Фактическое положение социальных групп и классов соот-

ветствовало социальной структуре раннеиндустриального общества: буржуазия крупная, средняя и мелкая; дворянство поместное и бес­поместное; рабочие квалифицированные и неквалифицированные; крестьяне различных слоев — от сельских люмпенов до кулака. Пра­вовой статус фактических социальных слоев общества не определял­ся, потому что демократическое право строится на принципе юриди­ческого равенства граждан. Но в царской России этот принцип, естест­венно, не был даже провозглашен. Изменения в общественном строе связаны с аграрной реформой П.А.Столыпина, предусматривавшей право выхода крестьян из общины, получения земельного надела в ча­стную собственность и выделения на отруба или хутора. Реформа име­ла целью изменить общественные отношения в деревне, однако оста­лась незавершенной.

В ноябре 1905 г. был принят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшавший выкуп­ные платежи со всех крестьян на 50%, а с 1 января 1907 г. вовсе их от­менивший.

В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограни­чений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных со­словий». Провозглашались единые права для всех податных сословий в отношении государственной службы (за исключением «инород­цев»). Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на службу или на учебу. Отменялся порядок обязатель­ного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, ученой степени, при окончании курса учебного заведения, производстве в чин, приобре­тении ими высших прав состояния.

Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него. Крестьяне могли свободно выби­рать место жительства. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту прописки вьщавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности — полицейскими органами.

Отменялись подушная подать, круговая порука и принудитель­ная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничилась (отме­нялось привлечение к общественным работам).

Отменялись подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съез-

дом по представлению земского начальника лишь при их противо­речии закону.

Расширялись имущественные права крестьян: отменялись поря­док семейных разделов по решению общины, запрещение крестья­нам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.

«Столыпинский» указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и зем­лепользования», принятый 9 ноября 1906 г., провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошед­шего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян. Заявление о выделе через ста­росту доводилось до сельского общества, которое простым большин­ством голосов и в месячный срок было обязано определить крестья­нину его участок. В противном случае это осуществлял земский на­чальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведения выделяемых ему уча­стков воедино или денежной компенсации.

Финансирование реформы обеспечивал указ «О выдаче Крестьян­ским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель», принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли (введенный в 1893 г.). Залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных на­делов, а также товарищества крестьян. Банк выдавал целевые ссуды для уплаты за наделы, при покупке земли, на улучшение землепользования, при переходе от общинного к подворному земледелию, при расселении на хутора или отруба, при отводе земли к одному месту. Положением Совета Министров в ноябре 1907 г. были расширены права местных от­делений Госбанка.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Он закреп­лял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному вла­дению осуществлялся при участковом владении по решению про-

стого большинства, а при общинном владении — по решению двух третей сельского схода.

Принятый в мае 1911 г. закон «О землеустройстве» подробно рег­ламентировал порядок землеустройства. Чересполосица крестьян­ских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Развер-станию не подлежали усадебные земли, земли с жилыми постройка­ми, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверста-ния. Отсутствие соглашения о разверстке вело к выделению «дейст­вительно используемых участков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица могла быть устранена без согласия хо­зяев.

Правовая регламентация аграрных отношений в целом положи­тельно сказалась на развитии этого сектора экономики.

studfiles.net

Дума I созыва проработала всего 72 дня

Одним из главных требований, с которым выступили участники революционных волнений 1905 года, было ограничение самодержавной власти, привлечение к управлению государством широкого круга общественности и введение в стране парламентской системы. Представители самых разных оппозиционных сил в этом требовании были единодушны.

Реально оценивая размах революции, правительство пошло на уступки, объявив об учреждении законосовещательного органа — Государственной Думы, прозванной по имени главного разработчика этого проекта, министра внутренних дел Александра Булыгина, «булыгинской».

Учреждение законосовещательной Думы, т.е. такого народнопредставительного органа, который не имел никакой реальной власти, не удовлетворило ведущие силы оппозиции. Осенью 1905 года революция охватила почти всю страну.

Император пошел на новые уступки, подписав 17 октября Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах свободы слова, совести, союзов и собраний, а 11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную Думу.

Сохранив куриальную систему, т.е. сословную, установленную при выборах в «булыгинскую» Думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей.

Непрямые выборы были установлены в связи небезосновательными опасениями правительства, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города — от 1 до 6. В европейской части России избиралось 412 депутатов (79 %), Польше – 37 депутатов (7 %), Кавказе – 29 (6 %), Сибири и Дальнем Востоке – 25 (4 %), Средней Азии и Казахстане – 21 (4 %).

Первые выборы имели ряд ограничений. Избирательных прав были лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, бродячие инородцы и иностранные подданные, банкроты, некоторые другие категории лиц, а также представители администрации (губернаторы, вице-губернаторы и градоначальники) и полиции.

Земским начальникам вменялось в обязанность разъяснять крестьянам о необходимости участия в выборах.

Несмотря на работу с электоратом явка на выборы была низкой. В Вологодской губернии в выборах участвовало 0,7% избирателей, в Рязанской – 3,7%, в Могилевской 31,4%, самой высокой удалось достичь в Самарской губернии – 50,2%.

В то же время земские начальники должны были следить за ходом избирательной кампании и отсекать тех агитаторов, которые сулили крестьянам слишком радужные перспективы. Таких ораторов предписывалось «для правильного течения выборов удалять, как беспокойный элемент».

Власти на местах часто проявляли излишнее усердие и арестовывали все неблагонадежные с точки зрения правительства группы. Агитационные материалы оппозиционеров – газеты и листовки изымались.

Согласно правилам, выборы в первую Государственную Думу должны были проводиться в один день, но вместо этого растянулись на долгое время. Причиной этому были неоднократные переносы даты выборов из-за революционных волнений. В ряде регионов выборы продолжались даже когда депутаты приступили к исполнению своих обязанностей, в некоторых местах выборы не состоялись совсем.

Специальных стандартных бланков на первых выборах не использовалось, избирателю достаточно было на листе бумаге написать фамилию, имя, отчество кандидата. Допустимым считалось отпечатать бюллетень на машинке или в типографии. Таким способом партии изготовляли бюллетени с фамилиями своих кандидатов и распространяли их среди электората – такой бюллетень оставалось лишь положить в специальный ящик.

Кто прошел?

Из 478 депутатов Думы к концу работы в ней насчитывалось: 176 кадетов, 105 беспартийных, 102 трудовика (члены «Трудовой группы»), 23 социал-демократа, 16 октябристов и т.д.

Большевики и эсеры в выборах не участвовали и призывали к их бойкоту. Позже, неучастие в выборах Ленин признал ошибкой.

Среди депутатов лишь 42% имели высшее образование, а два депутата были и вовсе безграмотными.

По своему социальному статусу депутаты различалось довольно сильно, среди них были землевладельцы и священники, чиновники и врачи, сельские учителя и профессора.

Известно, что по национальности русскими было 279 депутатов.

Главным на заседаниях Первой Думы был аграрный вопрос, причем все партии предлагали решить его кардинальным путем, попросту отобрав у помещиков все земли и поделив их между крестьянами. Подобные предложения в законодательном органе, конечно же, еще больше нагнетали обстановку в стране, поэтому Николай II, посчитав, что Дума «не только не успокоила народ, но еще больше разожгла смуту», через три месяца распустил Думу.

rusplt.ru

Выборы в Первую Государственную Думу

Согласно новому закону учреждались четыре избирательные курии (землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая), и по-прежнему исход выборов определялся соотношением выборщиков от курий в губернских собраниях, где избиралось 488 депутатов из 524. В землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тысячи землевладельцев, в городской — на 4 тысячи горожан, в крестьянской — на 30 тысяч крестьян и казаков, в рабочей — на 90 тысяч рабочих. Таким образом, один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную Думу. К тому же выборы были еще и не прямыми, а многостепенными. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян — четырехстепенная избирательная система. Выборы на национальных окраинах России проводились по несколько иным правилам, принятым в феврале — апреле 1906 года, в основе которых лежал вероисповедально-национальный принцип.

Согласно правилам о введении в действие Учреждения Государственной Думы от 18 сентября 1905 года выборы депутатов в Думу должны были проводиться по всей стране в один день. Однако процедура выборов была настолько сложна и громоздка (к тому же уже на первых этапах их подготовки выявилось немало неожиданных проблем), что сразу стало очевидным: осуществить это не удастся. Выборы депутатов в Первую Государственную Думу должны были пройти в период с 23 марта по 20 апреля, но в результате растянулись до июня 1906 года, когда Дума уже начала свою работу. Всего в выборах приняла участие примерно половина избирателей. Результаты выборов были обнародованы 20 апреля 1906 года.
В результате выборов к июлю 1906 года в Первую Государственную Думу было избрано 499 депутатов из 524, выборы не состоялись в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

www.rusempire.ru

Принят избирательный закон о выборах в Государственную Думу

11.12.1905 (24.12). Принят избирательный закон о выборах в Государственную Думу

Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. – «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст. 86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой «первой революции», к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей – трехстепенные, для четвертой – четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (на фото в начале статьи) (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя – князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем – князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное «Выборгское воззвание».

Государственная дума второго созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года. По своему составу она оказалась еще революционнее первой, так как на этот раз в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Из 518 депутатов было: 65 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовиков, 98 кадетов (почти вдвое меньше, чем в первой думе), 54 правых и октябристов, 76 автономистов, 50 безпартийных, 17 депутатов казачьей группы, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем Думы был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя – Н.Н. Познанский (безпартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем – М.В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на принудительной национализации земли.

По той же причине, что и первая, неработоспособная Вторая Дума была распущена указом от 3 июня 1907 г. Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах в третью Думу, которым правительство надеялось ограничить проникновение в Думу революционеров. Выборы происходили осенью 1907 г. и дали следующий состав: крайних правых депутатов 50, умеренно-правых и националистов 97, октябристов и примыкавших к ним 154, «прогрессистов» 28, кадетов 54, трудовиков 13, социал-демократов 19, мусульманская группа 8, литовско-белорусская группа 7, Польское коло 11. Таким образом, эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Председателями Думы третьего созыва были: Н.А. Хомяков (октябрист) – с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А.И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М.В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Октябристы – партия крупных землевладельцев и промышленников – руководили работой всей Думы, блокируясь по разным вопросам с разными фракциями. Когда вступали в союз с правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское большинство.

Однако левые депутаты постоянно искали конфликтов с правительством. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр. Так оппозиционные депутаты с помощью услужливой печати критиковали самодержавный строй перед лицом всей России.

Подготовка к выборам в IV Думу началась, когда смута «первой революции» улеглась. Во избежание ее повторения правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы хотя бы с четвертой попытки создать работоспособный состав депутатского корпуса. Однако «общественность» России уже была настолько заражена западническими либеральными идеями, что и на этот раз полноценного сотрудничества правительства и парламента не получилось даже в условиях разразившейся Мiровой войны.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых было 120, октябристов – 98, правых – 65, кадетов – 59, прогрессистов – 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы – 14 (6 большевиков и 7 меньшевиков), трудовики – 10, безпартийные – 7. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко.

С 1915 г. ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок, в котором объединилось большинство депутатов (236 депутатов на основе кадетов, прогрессистов и октябристов). Блок этот не хотел сотрудничать с монархом, требуя собственного «правительства доверия». Либеральное ядро блока – кадеты – не хотели рвать свои связи с крайне левыми партиями и вели совместную пропагандную кампанию против Царя (напр., П.Н. Милюков заявил 1 ноября 1916 г. о якобы готовившемся Царем сепаратном мире с Германией: «глупость или измена?»).

Видя такое отношение, Царь тоже игнорировал требования Думы. Ров между властью и «прогрессивной общественностью» углубляла и «прогрессивная печать». 25 февраля 1917 г. Император Николай II подписал указ о роспуске Думы, однако из членов думы-масонов было сформировано Временное правительство, которое при поддержке западных посольств совершило антимонархическую Февральскую революцию. Позже кадетка-февралистка А.В. Тыркова-Вильямс писала: «Когда упала корона, многие с изумлением заметили, что. на ней держался центральный свод русской государственности. Заполнить опустошение оказалось не под силу кадетам» («Из воспоминаний о 1917 годе»).

Великая ложь нашего времени

Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции – и проникла, к несчастью, в русские безумные головы.

В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно.

Посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма – он не удовлетворяет ни одному из вышепоказанных условий. Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии.

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике – оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике – они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории – они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике – это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории – избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике – избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии. По теории – делами в парламенте управляют и двигают – опытный разум и безкорыстное чувство; на практике – главные движущие силы здесь – решительная воля, эгоизм и красноречие.

Вот каково в сущности это учреждение, выставляемое – целью и венцом государственного устройства. Таков образ великой политической лжи, господствующей в наше время.

rusidea.org

Избирательный закон 11 декабря 1905 года

Вследствие обострения социально-политической ситуации данный закон был пересмотрен. 11 декабря 1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей.

По-прежнему право выборов оставалось непрямым и неравным. В центральных и национально-окраинных местностях империи выборы проводились не одновременно. Причем в национально-окраинных местностях выборы проводились на основании особых правил. Голосование проводилось по куриям: землевладельцами, горожанами, затем крестьянами и рабочими.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон 11 декабря 1905 г. значительно увеличил число избирателей от горожан.

Для крестьян сохранились четырехстепенные выборы в Государственную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).

Жалобы на допущенные нарушения при выборах рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам о выборах.

Выборщики от рабочих принимали участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Устанавливался кворум — присутствие не менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся независимо от числа прибывших выборщиков.

Выборы в Государственную Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в феврале-марте 1906 г. По составу она была достаточно левой, иными словами, самым демократичным представительным органом монархической России. На основании Манифеста от 9 июня 1906 г. Дума была досрочно распущена.

Выборы в Думу второго созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.

mydocx.ru