Заявление в налоговую рб

Оглавление:

Как написать заявление в налоговую: общие правила и частные случаи

Чтобы получить ИНН, оформить налоговый вычет или льготу по имущественным налогам, нужно подать правильно составленное заявление.

Заявление в Федеральную налоговую службу (ФНС) является видом официального обращения граждан. В отличие от жалобы, в заявлении не говорится о нарушениях, а содержится запрос на реализацию прав.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других.

Документация фискальных органов отличается формализмом, поэтому большинство заявлений в ФНС подаются на специальных бланках и заполняются по инструкции.

Общие требования к заявлениям в налоговую

  1. Информация должна быть точной и достоверной. Тщательно проверяйте вносимые данные, особенно числовые. Зачастую вписываются не наименования, а их коды. Например, для обозначения регионов или видов налоговых операций.
  2. В правом верхнем углу почти во всех заявлениях необходимо указывать реквизиты своей налоговой инспекции. Выяснить их можно с помощью соответствующего сервиса на сайте nalog.ru. Просто введите свой адрес регистрации и узнайте, где находится ваша налоговая, её режим работы, номера телефонов и так далее.
  3. В шапке заявления также всегда указываются сведения о заявителе: Ф. И. О., паспортные данные и обязательно ИНН. Если вы не знаете свой идентификационный номер налогоплательщика, воспользуйтесь сервисом «Узнать ИНН».
  4. Заполняя документы от руки, используйте чёрные чернила и печатные буквы.
  5. На некоторых заявлениях подпись должна быть заверена. Если вы заполнили заявление дома, не ставьте подпись. Это нужно будет сделать в присутствии налогового инспектора. При отправке почтой потребуется виза нотариуса.
  6. Рассмотрим особенности написания наиболее популярных заявлений.

    Заявление о получении ИНН

    Любой гражданин, будущий или действующий налогоплательщик, должен состоять на учёте в Федеральной налоговой службе. Постановка на учёт осуществляется в течение пяти дней после подачи заявления.

    На сайте ФНС существует удобный сервис, позволяющий встать на учёт в налоговом органе не выходя из дома.

    Но если вам по каким-то причинам удобнее работать с бумажными документами, для получения ИНН (в том числе повторного) необходимо заполнить форму № 2-2-Учёт, утверждённую приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

    Заявление о налоговом вычете

    Налоговый вычет — это сумма, уменьшающая расчётную базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Существуют стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные вычеты.

    О налоговых вычетах и процедуре возврата 13% на Лайфхакере есть отдельная статья. Также пошаговые инструкции по оформлению всех видов вычетов есть на сайте ФНС.

    К стандартным налоговым вычетам относится так называемый вычет на ребёнка. Если вы официально трудоустроены и являетесь родителем или опекуном несовершеннолетнего, то можете уменьшить свою налоговую нагрузку. Заявление на «детский» налоговый вычет подаётся работодателю. Но если последний по каким-то причинам не уменьшил сумму налогообложения или доход получен не по трудовой линии, можно сделать это через ФНС.

    К социальным вычетам относятся такие виды затрат, как плата за обучение (своё или детей) или лечение, а также благотворительность. Имущественный налоговый вычет предоставляется при покупке недвижимости или земли.

    С 31 марта 2017 года возврат излишне уплаченного НДФЛ, а также возврат переплат по имущественным налогам осуществляется по заявлению, утверждённому приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (приложение № 8).

    Заявление о выдаче справки об отсутствии задолженностей

    Если вы хотите узнать об отсутствии (или наличии) долгов перед госбюджетом, запросите в территориальном налоговом органе соответствующую справку. Этот документ может понадобиться, например, при оформлении ипотеки.

    Унифицированной формы для этого заявления нет. Но лучше придерживаться примерно следующей структуры и содержания.

    Заявление о возврате или зачёте суммы излишне уплаченного налога

    К переплате налогов могут привести различные обстоятельства. Чаще всего — банальные ошибки в документах. Но бывают и такие ситуации, когда, к примеру, дедушка из года в год платит транспортный налог в полном объёме и не знает, что ему как пенсионеру положена льгота.

    Если вы столкнулись с путаницей и переплатили, напишите заявление на возврат или зачёт суммы излишне взысканного налога. При зачёте деньги перекинут на другой вид налога или на другой объект налогообложения.

    Эти заявления могут быть поданы в течение трёх лет со дня переплаты налога. Деньги возвращаются в течение месяца после получения налоговым органом заявки.

    Для оплаты налогов и их возврата необязательно посещать налоговую. Эти операции можно легко и быстро произвести через личный кабинет на сайте ФНС.

    1. Зарегистрируйтесь в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц». Логином служит ИНН, пароль можно получить в любой инспекции ФНС. Также можно авторизоваться через учётку «Госуслуг» и с помощью квалифицированной электронной подписи.
    2. Зайдите в «Профиль» и получите сертификат ключа проверки электронной подписи. Это бесплатно и быстро, если выбрать хранение ключа в защищённом хранилище налоговой службы.
    3. В разделе «Переплата / задолженность» сформируйте заявление о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Приложите к нему необходимые документы и отправьте в электронном виде в ФНС.

    Заявление об отсрочке или рассрочке уплаты налогов

    Каждую осень налогоплательщики получают письма с напоминанием о том, что пора оплатить земельный, имущественный и транспортный налоги. Однако, если человек стал жертвой стихии или по иным причинам оказался в бедственном материальном положении, ФНС может отсрочить или рассрочить уплату налогов.

    Отсрочка или рассрочка предоставляется на сумму, не превышающую стоимости имущества должника. Кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (например, единственное жильё).

    Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой нужно написать заявление по форме, рекомендованной в приложении № 1 к порядку изменения срока уплаты налогов (приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected]).

    В нём указывается форма изменения срока уплаты и продолжительность, название налога, сумма, основания для предоставления отсрочки или рассрочки.

    За пользование отсрочкой начисляются проценты.

    Заявление о предоставлении льготы

    Согласно налоговому законодательству, некоторые налогоплательщики имеют право на снижение или полную отмену земельного, транспортного и имущественного налога. К льготникам относятся военнослужащие, инвалиды I и II группы, пенсионеры, герои России. В отношении местных налогов регионы могут вводить дополнительные льготные категории, предоставляя налоговые послабления, например, многодетным семьям.

    Узнайте в своей налоговой инспекции, подпадаете ли вы под «фискальную амнистию». Если да, подайте заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам.

    Попросить о налоговом послаблении можно тоже через «Личный кабинет»: «Объекты налогообложения» → «Заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам».

    Также на сайте ФНС вы можете записаться на приём, на котором инспектор должен предоставить бланк любого нужного вам документа и проконсультировать по его заполнению.

    lifehacker.ru

    Образцы заявлений в налоговые органы, прокуратуру, КГК

    Предложение властям: поживите сами хотя бы две недели на 250 рублей и все оплатите, тогда лучше станете понимать, как в основном белорусский народ живет.

    По всей видимости в стране на столько нету денег, что они решили, до последней капли обобрать народ.

    Нужно такать из страны

    Граждане! Подписывайте петиции об отмене декрета №3!! Нужны Живые подписи — понимаете вед, что электронные просто удалят. Не только те, кто получил одноименные «письма», но и все несогласные! Оглянитесь -если это продолжится — за 2016 год «тунеядцев» станет больше! и мзда составит 420 рублей! и так далее!! и это будет продолжаться.. Так, выйдет декрет№ . где вы будете обязаны платить за маленькую зарплату и за вход на работу.

    Поделюсь своим мнением.
    Если заплатить этот налог,то почему не идёт трудовой стаж за оплаченный год.А если это так.То выглядит этот побор как обычный штраф.

    Пусть государство сначала обеспечит своих граждан рабочими местами с достойной заработной платой. А не глумится над собственным народом, создавая, нарушающий конституционные права, декрет. ПОЗОР декрету №3 и его создателям.

    Почему я и многие другие должны оправдываться,бегать по налоговым,располкомам и т.д хоть и получал ту посульку без печатей и подписей!не считаю нужным бегать и доказывать пусть сами доказывают..а штраф платить не буду у меня нет работы и денег.,даже если и были деньги лучше на сына потрачу.а за свои 43г.прожитые в Витебске я Тобиш государству отдал все сполна,хватит народ доить.

    Трудодеятельность власти могу сравнить лишь с успехами фашистов а годы окупации. Ведь не было на этой земле наводнений извержений и др.чумы кроме как какого то бывшего председателя средненького колхоза и подельников.

    Власть боится?! Взломан сайт?! Они могут взломать сайт и удалять комментарии тут, в интернете, но в душах людей они не сотрут то, что натворили за столько лет! Позор власти за такие придуманные сумасшедшие декреты и за такое отношение к народу! Нужно все делать по Закону и тогда нечего бояться и можно спать спокойно.

    Туеядцы это служащие центра занятости.Предлагают работу за 170р.минус 60р проезд с 2пересадками тяжелый физ.труд целый день или на полставки 100р.друго конец города.Сейчас они отправляют искать работу самостоятельно! За что они получают зарплату?

    praca-by.info

    Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога

    Отправить на почту

    Заявление о возврате излишне уплаченного налога — образец этого документа мы приведем в данной статье, а также расскажем, когда оно необходимо, куда его подавать и каким образом оформлять.

    Когда необходимо подавать заявление на возврат суммы излишне уплаченного налога

    Ситуации возникновения переплаты по налогу бывают разные. Например, налогоплательщик по ошибке перечислил сумму налога большую, чем показал в декларации. Либо подал уточненную декларацию с меньшим начислением налогов, чем было показано первоначально и, соответственно, уже перечислено.

    Кроме того, возможно, что авансовых платежей по итогам отчетных периодов было перечислено больше, чем начислено налога за налоговый период.

    В таких случаях налогоплательщику следует обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением на возврат суммы излишне уплаченного налога. Вернуть налог можно в течение 3 лет с момента его переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    Форма заявления о возврате налога в 2017–2018 годах

    Форма заявления на возврат излишне уплаченного налога утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] Эта форма применяется с 31.03.2017. До 31.03.2017 использовалась форма, утвержденная приказом ФНС РФ от 23.08.2016 № ММВ-7-8/[email protected]

    В бланке заявления о возврате излишне уплаченного налога нужно указать:

    • ИНН, КПП (при наличии) лица, подающего заявление (эти сведения указываются на всех страница);
    • номер заявления, код налогового органа, в который оно представляется;
    • название налогоплательщика (если это организация) либо Ф. И. О. (если это индивидуальный предприниматель или физическое лицо);
    • статью Налогового кодекса, на основании которой производится возврат;
    • налоговый период;
    • коды ОКТМО и КБК;
    • кто подтверждает достоверность сведений, указанных в заявлении, номер телефона.
    • Также на первом листе указывается подпись заявителя и дата подписания. На второй странице приводятся ведения о реквизитах банковского счета, наименование получателя и сведения о документе, удостоверяющем личность. Третья страница заполняется физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. На ней также приводятся сведения о документе, удостоверяющем личность, и адрес места жительства. Обратите внимание, что эту страницу можно не заполнять, если указан ИНН.

      О том, почему следует безошибочно указывать реквизиты счета, читайте в материале «Будьте внимательнее, оформляя заявление на возврат».

      Под заявлением проставляется дата и подпись заявителя. Если заявление подается в электронном виде, оно заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

      Бланк заявления на возврат излишне уплаченного налога

      Приведем образец заявления на возврат излишне уплаченного налога для 2017–2018 годов, составленный на бланке формы в ее последней редакции (согласно изменениям, внесенным приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]).

      Образовавшуюся переплату по налогу можно вернуть из бюджета. Для этого надо подать в ИФНС заявление установленной формы, указав в этом документе необходимые коды, данные налогоплательщика, период образования переплаты, ее сумму и реквизиты, по которым переплата будет возвращена.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

      nalog-nalog.ru

      Жалоба в налоговую на незаконное предпринимательство

      В наше время люди часто прибегают к поиску дополнительных источников пополнения бюджетов. Для этого имеется широкое поле возможностей, которые можно реализовать с помощью предпринимательской деятельности. Однако делать это необходимо законно, в противном случае на вас может поступить жалоба в налоговую на незаконное предпринимательство. Существует и обратная сторона данного вопроса. Она заключается в том, что и вы сами имеете право написать заявление и сообщить в соответствующие органы, что из-за незаконного предпринимательства в вашей отрасли повысился уровень недобросовестной конкуренции.

      Как поступить

      В быту часто можно услышать разговоры о том, в нашей стране практически невозможно организовать прибыльный бизнес, и поэтому уровень жизни граждан низок. Но не все тут так просто. Одно дело, когда речь идет о бабушке, вяжущей носки для детей и потом за считанные гроши продающей их возле метро или крупного супермаркета. Совсем по-иному выглядит ситуация, когда ваш сосед по лестничной площадке сделал из своей квартиры развлекательный центр с круглосуточным посещением, громкой музыкой и вполне реальным доходом. Согласитесь, что описанная картина совсем не такая уж редкая. При этом за всеми неудобствами, которые вам приносит такого рода заведение, стоит факт противозаконного обогащения вашего соседа, который, плюсом ко всему, не платит налогов.

      Таким образом, нелегальная предпринимательская деятельность представляет собой комплексную проблему: от нее страдают простые граждане, которые купили некачественную продукцию; предприятия, которым были оказаны некачественные услуги; и, в конечном счете, государство, которое недополучило налоги. Именно вследствие таких причин подавать заявление в налоговую на незаконное предпринимательство необходимо.

      Существует несколько инстанций, куда можно подать жалобу. Прежде всего это органы МВД в лице УЭБ/ОЭБ – управлений или отделов по экономической безопасности (ранее они назывались ОБЭПами). Кроме того, сообщить об этом можно в органы прокуратуры или полиции.

      Ну и, само собой разумеется, известить о незаконном предпринимательстве следует налоговую инспекцию.

      Что необходимо для подачи жалобы

      В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательство понимается как систематическое извлечение прибыли от своей деятельности. Таким образом, главным классифицирующим правонарушение признаком выступает систематичность. В случае с соседом ответственность за такие действия предусмотрена по ст. 171 УК РФ. Применение норм права зависит от величины незаконно полученной прибыли.

      Главным условием при принятии решения о подаче жалобы должна быть полная уверенность в том, что некоторые известные вам лица (или человек) действительно занимаются незаконной предпринимательской деятельностью и тем самым совершают правонарушение (преступление).

      В своем заявлении вы можете ссылаться на достоверно известные вам факты:

      • Отсутствие кассовых аппаратов.
      • Отсутствие регистрации ИП или ООО.
      • Отсутствие различного рода разрешений на ведение деятельности от компетентных организаций и учреждений.
      • Отказ в выдаче кассовых чеков и прочее.

      В качестве доказательной базы вы можете использовать:

    • Имеющиеся у вас копии договоров или иных финансовых документов.
    • Обращения, поданные ранее, на которые не были получены ответы.
    • Видео- и фотоматериалы.
    • Сведения из социальных сетей.
    • Лучшим решением перед подачей жалобы будет подробная консультация специалиста, которую можно получить по «горячим телефонам», имеющимся в любом государственном органе.

      Как составить обращение

      Установленной формы заявления о незаконном предпринимательстве не предусмотрено. Поэтому писать его придется самому, от начала и до конца, а потом напечатать на принтере.

      Мы предлагаем только общий план-образец, следуя которому, вы сможете детально и юридически грамотно изложить свою жалобу.

    • Укажите адресат, куда направляется заявление. Это необходимо сделать в верхнем правом углу листа.
    • Ниже и посередине напишите слово «Заявление».
    • Под названием документа следует разместить текст, в котором подробно описать характер деятельности и известные вам факты нарушений, обязательно указать на их систематичность (желательно с точными датами и указанием времени) и сделать ссылки на прилагаемые доказательства.
    • Под текстом заявления изложите свою просьбу о необходимости принятия соответствующих мер.
    • Список прилагаемых документов (при их наличии), которые могут выступать в качестве доказательств.
    • Имейте в виду, что, в соответствии с действующим законодательством, анонимные заявления по данным вопросам не принимаются и не рассматриваются. Поэтому вам необходимо будет обязательно указать свои личные данные.

      zhazhda.biz

      Заявления по завершении миссии

      Ссылки по теме

      Республика Беларусь: Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ2017 года в соответствии со статьей IV

      9 ноября 2017 г.

      В заключительном заявлении излагаются предварительные выводы персонала МВФ по завершении официального визита сотрудников МВФ (или «миссии»), в большинстве случаев в страну-член МВФ. Миссии проводятся в рамках регулярных (обычно ежегодных) консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ, в связи с просьбой об использовании ресурсов МВФ (заимствовании у МВФ), в рамках обсуждений программ, осуществляемых при мониторинге персонала МВФ, или в рамках других видов мониторинга персоналом экономической ситуации.

      Официальные органы дали согласие на публикацию настоящего заявления. Взгляды, выраженные в настоящем заявлении, принадлежат персоналу МВФ и не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ. На основе предварительных выводов проведенной миссии персонал подготовит доклад, который, после утверждения руководством, будет представлен Исполнительному совету для обсуждения и принятия решения.

      Группа персонала Международного Валютного Фонда (МВФ) во главе с г-ном Питером Долманом находилась с визитом в Республике Беларусь с 26 октября по 9 ноября для проведения консультаций 2017 года в соответствии со Статьей IV.

      После двух лет рецессии в экономике Республики Беларусь наблюдается восстановление роста, которому способствуют улучшенная бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, усиление внутреннего спроса, а также более благоприятные внешние условия. После заключения соглашения с Российской Федерацией по условиям поставок энергоносителей и финансированию и выпуска евробондов в середине 2017 года давление в части внешнего финансирования на ближайшую перспективу ослабилось. Тем не менее, возросшие факторы уязвимости делают экономику Республики Беларусь восприимчивой к шокам. Формирующиеся под влиянием государства перекосы в распределении ресурсов по-прежнему ведут к снижению экономической эффективности и созданию больших квазифискальных обязательств, оказывая давление на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику и ограничивая среднесрочные перспективы экономического роста. Официальным органам настоятельно рекомендуется использовать нынешнее восстановление экономического роста и улучшение внешних условий для реализации углубленных и ускоренных институциональных и структурных реформ, чтобы заложить основы для повышения темпов экономического роста при одновременном сокращении факторов уязвимости и сохранении стабильности.

      Последние события и прогноз

      1. Наблюдается циклическое восстановление экономического роста. После падения реального ВВП на 6,4 процента нарастающим итогом за период 2015-16 годов в 2017 году под влиянием повышения чистого экспорта и восстановления внутреннего спроса, в частности потребления (вследствие повышения заработной платы и потребительского кредитования), ожидается рост реального ВВП в размере 1,7 процента. В среднесрочной перспективе темпы экономического роста повысятся примерно до 2 процентов, причем рост будет ограничиваться негативными демографическими тенденциями, вялой конъюнктурой кредитного рынка и отставанием производительности и конкурентоспособности. Ожидается замедление годовой инфляции в целом в соответствии с целями, поставленными официальными органами. Проводимая официальными органами политика стабилизации содействовала сокращению дефицита счета текущих операций. В дальнейшем прогнозируется временное расширение дефицита счета текущих операций, отражающее импорт, связанный с проектом строительства атомной электростанции (АЭС), за которым опять последует его сокращение до менее 2½ процента ВВП в среднесрочной перспективе.

      2. Улучшение макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора стало решающим фактором такого восстановления экономического роста и укрепления доверия. После кризиса 2014-15 годов официальные органы ужесточили бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику и внедрили более гибкий режим обменного курса. В поддержку этого осуществлялись шаги по институциональному совершенствованию основ политики в денежно-кредитном и финансовом секторах, по проведению оценки качества активов банков в 2016-17 годах и по реализации фискальных структурных мер, таких как пенсионная реформа 2017 года. Хотя степень долларизации высока, вследствие предпринятых Национальным банком мер она начала снижаться, и при этом растут депозиты.

      3. Тем не менее, накопление факторов уязвимости, связанных с проводимой в прошлом экономической политикой и несколькими раундами кризисов, имевших место в последние годы, сделало Республику Беларусь восприимчивой к шокам. Нагрузка, связанная с внешним и государственным долгом, высока. Международные резервы значительно выросли в 2017 году, но по-прежнему находятся ниже безопасных уровней. Балансы предприятий и банков оказались ослаблены в результате девальвации и рецессии. За некоторыми исключениями, сектор, в котором доминирующее положение занимают государственные предприятия, остается неэффективным и нуждается во вливании средств из бюджета, по-прежнему тормозя экономический рост. Товарные рынки и рынок труда остаются негибкими, а роль частного сектора относительно мала.

      4. Среди официальных органов растет признание того, что для модернизации экономики и повышения производительности необходимы более глубокие, пусть и постепенные реформы. Среди официальных органов растет признание имеющихся структурных недостатков экономики. Экономическая стратегия официальных органов включает шаги по: (i) совершенствованию функционирования государственных предприятий (ГП), надзора и корпоративного управления ГП, а также устранению недостатков ГП; (ii) активизации деятельности частного сектора за счет совершенствования деловой среды, стимулирования роста МСП и привлечения ПИИ; и (iii) диверсификации экспорта за счет двусторонних торговых соглашений и усилий по присоединению к ВТО. Уже реализован ряд важных изменений, таких как ужесточение бюджетных ограничений для ГП и сокращение регулирования, однако по многим направлениям отмечается медленный прогресс и отставание в реализации мер, причем предпочтение отдается пилотным проектам в секторе ГП, а не более комплексному подходу.

      5. Миссия рекомендует проведение реформ реального сектора более быстрыми темпами для повышения устойчивости экономики к шокам и улучшения перспектив роста и конкурентоспособности. Проводимая в последнее время официальными органами работа, в том числе по формированию более широкой поддержки реформ, достойна одобрения, однако, риски, связанные с их медленными темпами, обусловливают слишком длительное присутствие факторов уязвимости и приводят к необходимости дальнейшего вмешательства государства в распределение ресурсов, что создает побочные эффекты для финансового сектора и государственного долга, а также оказывает давление на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. В связи с этим персонал МВФ рекомендует:

    • Принять комплексную стратегию значительного увеличения эффективности ГП и уменьшения давления квазифискальных факторов. Это включает в себя совершенствование корпоративного управления и надзора за ГП, дальнейшее ужесточение бюджетных ограничений путем сокращения директивного кредитования и субсидий с целью стимулирования совершенствования и модернизации ГП, установление четких критериев для сохранения государственной собственности или приватизации, ликвидацию нежизнеспособных предприятий, наращивание потенциала для мониторинга и оценки рисков ГП.
    • Продолжить и углубить работу по устранению препятствий для роста частного сектора, развитию конкуренции, в том числе в сельскохозяйственном секторе, и по дальнейшей либерализации цен.
    • Отменить целевой показатель по ежемесячной заработной плате, который должен быть достигнут к концу 2017 года, вместо чего позволить предприятиям корректировать заработную плату в зависимости от производительности труда. Достижение текущей цели по заработной плате приведет к значительному увеличению затрат на оплату труда, которые ослабленный корпоративный сектор не в состоянии нести. Налог на социальное иждивенчество следует отменить.
    • Скорректировать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, снижать затраты, достичь уровня полного возмещения затрат в течение двух лет. Это позволит устранить политику перекрестного субсидирования, которая обременяет предприятия и допускает неэффективное использование. Существующее субсидирование цен для населения следует заменить расширенной и более адресной системой поддержки в целях компенсации последствий для наименее обеспеченных слоев населения. В более широком смысле для смягчения последствий реструктуризации ГП следует модернизировать систему социальной поддержки, в том числе систему поддержки безработных.
    • 6. В целях обеспечения устойчивости государственного долга миссия рекомендует продолжить консолидацию бюджета в 2018-2019 годах с одновременным совершенствованием бюджетно-налоговой политики. Официальные органы успешно контролировали сальдо государственного бюджета в узком определении, однако квазифискальные операции по-прежнему создавали давление в сторону повышения долга. Прогнозируется, что уровень дефицита бюджета в более широком определении, охватывающем сектор органов государственного управления, финансирование строительства АЭС и другие забалансовые операции, вырастет до 5-5½ процента ВВП в течение 2018-2019 годов. Прогнозируется, что долг сектора органов государственного управления в широком определении (включая гарантии органов сектора государственного управления) достигнет около 59 процентов ВВП в 2019 году. В целях обеспечения более быстрого снижения государственного долга до более устойчивого уровня в 45 процентов ВВП в среднесрочной перспективе, а также создания возможности для применения более эффективной системы социальной поддержки, персонал Фонда рекомендует проводить дальнейшую бюджетную консолидацию в диапазоне 0,5 процента ВВП в 2018-2019 годах, при этом допуская постепенное сокращение существенных инвестиционных расходов, связанных с АЭС, в соответствии с планом. Вспомогательные меры могут включать в себя ограничение роста фонда оплаты труда в госсекторе ростом номинального ВВП в соответствии с предыдущими намерениями правительства. Кроме того, для обеспечения более устойчивой динамики показателей бюджета возможно укрепление бюджетно-налоговой политики за счет: (i) расширения охвата долгового якоря и ежегодного целевого показателя сальдо бюджета, (ii) рассмотрения возможности принятия операционного бюджетного правила, (iii) усиления потенциала для оценки фискальных рисков и (iv) внедрения среднесрочного планирования бюджета на три года.

      7. Несмотря на обременение квазифискальной деятельностью, денежно-кредитная политика способствовала сокращению инфляции. Возможности для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики могут быть созданы за счет ужесточения бюджетно-налоговой политики, сокращения квазифискальной деятельности (в особенности директивного кредитования) и привязки роста уровня заработной платы к росту производительности. В среднесрочной перспективе официальным органам следует продолжить закладывать фундамент для запланированного перехода к таргетированию инфляции, включая дальнейшее развитие финансовых рынков, уменьшение перекосов на рынках (в частности обусловленных доминирующей ролью бюджета) и дальнейшее укрепление операционного потенциала и независимости НБРБ. Необходимо сохранять действующий режим обменного курса, который служит важным амортизатором, и обеспечивать гибкость самого обменного курса. В этом направлении официальным органам следует по-прежнему ограничивать интервенции теми, которые направлены на предотвращение неорганизованности рыночных условий, одновременно изыскивая возможности для дальнейшей либерализации валютного рынка и восстановления резервов. Учитывая все еще высокую степень долларизации, усилия по повышению конкурентоспособности и сокращению дефицита счета текущих операций в основном должны опираться на проведение структурных реформ, а не на движения валютного курса.

      8. Была проделана значительная работа по укреплению стабильности финансового сектора и его основ, но по-прежнему отмечаются факторы уязвимости. В этом направлении следует продолжить исполнение рекомендаций, сделанных в рамках оценки ФСАП, проведенной в 2016 году. Рекомендуемые краткосрочные меры включают следующее: дальнейшее укрепление банковского регулирования и надзора; отчуждение доли участия НБРБ в акционерном капитале коммерческих банков в целях устранения потенциального конфликта интересов и повышения эффективности; совершенствование и расширение механизмов по управлению рисками; дальнейшее совершенствование механизмов управления валютными рисками в коммерческих банках. Основы урегулирования проблемы необслуживаемых кредитов должны быть усилены и укреплены в контексте реструктуризации предприятий.

      Миссия МВФ выражает признательность официальным органам за сотрудничество, откровенные дискуссии и теплое гостеприимство.

      www.imf.org