Закон 129 фз п2 ст17

Оглавление:

Новый порядок смены места нахождения юридического лица

И.И. Фокина,
ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
Специально для www.mkpcn.ru

С 01 января 2016 года вступают в силу поправки к Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), регулирующие новый порядок внесения изменений в учредительные документы организаций и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

В частности, в ст. 17 Закона № 129-ФЗ введен новый пункт – П. 6. В названном пункте речь идет об изменении места нахождения юридического лица [1].

[1]. Изменения внесены П. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 67-ФЗ).

В соответствии с П. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

До 01 января 2016 года порядок смены места нахождения юридического лица ничем не отличался от регистрации каких-либо других изменений, вносимых в учредительные документы. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в регистрирующий орган необходимо было представить [2]:

  • заявление о государственной регистрации изменений в учредительные документы (форма № Р13001);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения в учредительные документы или учредительные документы в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб.
  • [2]. П. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ.

    С 01 января 2016 года порядок смены места нахождения юридического адреса заметно усложняется. Самое главное отличие от ныне действующего порядка – введение двухступенчатой системы регистрации [3].

    Первый этап – уведомление регистрирующего органа о намерении сменить юридический адрес.

    Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (форма № Р13001), а также соответствующее решение.

    При этом к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у юридического лица [4] права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

  • Второй этап – регистрация смены юридического адреса.
  • [3]. П. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов») (далее – Закон № 209-ФЗ).

    [4]. Правом пользования может обладать не только юридическое лицо, но и лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участник ООО, владеющий как минимум пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества.

    Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

    Исключением являются случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица [5].

    [5]. П. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ (в редакции Закона № 209-ФЗ).

    Важно учитывать, что государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица с 01 января 2016 года будет осуществляться регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица [6].

    [6]. П. 8 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

    Следует отметить, что с 01 сентября 2014 года место нахождения юридического лица в уставе можно отражать путем указания наименования населенного пункта (город, поселок и т.п.) [7], а полностью адрес должен быть указан только в ЕГРЮЛ. Соответственно, если организация планирует частую смену адреса, целесообразно внести изменения в устав, исключив из него сведения о полном адресе организации. И при заключении очередного договора аренды в налоговую инспекцию по местонахождению компании достаточно будет подать заявление и договор аренды (либо иной договор). В данном случае не потребуется каждый раз проводить общее собрание учредителей и менять устав.

    [7]. П. 2 ст. 54 ГК РФ.

    Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ регистрирующим органом, по общему правилу, составляет пять рабочих дней [8]. Следовательно, юридическому лицу потребуется:

  • пять дней для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется его место нахождения;
  • по истечении двадцати дней подается заявление на регистрацию изменений;
  • в течение следующих пяти дней регистрирующий орган принимает решение о регистрации изменений (либо об отказе в регистрации).
  • [8]. П. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ.

    Таким образом, регистрация вышеописанных изменений займет не менее 30 дней.

    Однако при наличии у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений регистрация может быть приостановлена.

    С 01 января 2016 года у налоговых органов расширяется спектр полномочий: теперь у них есть право проверять достоверность данных, это касается как новых сведений, так и тех, что уже есть в ЕГРЮЛ. Данные полномочия описаны в Законе № 67-ФЗ, благодаря которому Закон № 129-ФЗ пополнится П. 4.2 ст. 9.

    Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц [9].

    [9]. П. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

    Основания, условия и способы проведения данных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [10].

    [10]. Федеральной налоговой службой разработан проект Приказа «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (далее – Приказ ФНС). Приказ вступает в силу 01.01.2016.

    В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц [11].

    [11]. П. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

    Проверка может осуществляться следующими способами [12]:

    а) изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

    б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

    в) получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

    г) проведение осмотра объектов недвижимости;

    д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

    [12]. П. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

    При этом согласно проекту Приказа ФНС России «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» при проведении проверки, если требуется провести следующие мероприятия: получение необходимых объяснений, получение справок и сведений, привлечение специалиста или эксперта, срок может быть продлен еще на один месяц [13].

    [13]. Приложение № 1 к Приказу ФНС.

    Таким образом, в случае проведения регистрирующим органом проверки процесс принятия решения о регистрации смены места нахождения юридического лица может значительно затянуться.

    • Авторские статьи
    • Обзоры
    • Бюллетени для руководителей
    • Брошюры и презентации
    • МКПЦ входит в Nexia International, одну из лидирующих международных сетей независимых бухгалтерских и консалтинговых фирм, оказывающих полный спектр аудиторских, бухгалтерских, налоговых и консультационных услуг

      МКПЦ является членом сети Nexia International. Nexia International Limited не оказывает услуги от своего имени или каким-либо иным образом. Nexia International Limited и члены сети Nexia International (включая тех членов, фирменное наименование которых содержит слово NEXIA) не являются частью международного партнерства. Nexia International Limited не принимает на себя ответственность за любое действие или бездействие или обязательства своих членов. Каждый член сети Nexia International является отдельным юридическим лицом. Заявление об ограничении ответственности.

      www.mkpcn.ru

      Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам

      С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту — ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

      Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

      Содержание государственных реестров

      В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

      В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

    • Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.
    • Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19
    • На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/[email protected]).

      Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

      Функции нотариусов при государственной регистрации

      Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

      Проверка достоверности сведений

      Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

      Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

      Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

      Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

      В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

      • изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
      • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
      • Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

        При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

      • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
      • проведение осмотра объектов недвижимости;
      • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
      • Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

        В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

        В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

        В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

        Решение о государственной регистрации

        Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

        И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

        Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» — запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

        В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

        Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

      • на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);
      • на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
      • Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

      • адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
      • сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
      • фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).
      • Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

      • юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;
      • по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
      • «Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

        Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/[email protected]). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

        Процедура смены места нахождения юридического лица

        C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

        1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

        Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

        2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

        С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

        По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

        Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

        Отказ в государственной регистрации

        Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

        Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

        Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

        Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

      • юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
      • юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
      • имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.
      • Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

        Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

        Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

        Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

        Усиление административной ответственности

        Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

        Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

        Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

        Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

        Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

        Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

        Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

        Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

        А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

        Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

        Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

        Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

        rosco.su