Закон 255 ст15 ч2

Пособие по уходу за ребенком: странные рекомендации

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работникам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ч. 1 ст. 256 ТК РФ, ч. 1 ст. 11.1 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 14 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Учитываемые выплаты работникам

Работодатель рассчитывает пособие исходя из среднего заработка работников за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком – то есть за расчетный период (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, ст. 8 Закона № 81-ФЗ, п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий…, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, далее – Положение).

При этом учитывается заработок за время работы у данного, а также у иных работодателей.

По страховым случаям, наступившим в 2017 году, учитываемый заработок включает все вознаграждения, которые входили в базу для начисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (на ВНиМ) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 2 Положения).

Расчет пособия

Для определения суммы пособия сначала рассчитывают средний дневной заработок – путем деления суммы учитываемого заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде за вычетом календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 15(2) Положения).

Затем определяют размер дневного пособия – как 40 процентов среднего заработка, но не менее минимального размера, установленного Законом № 81-ФЗ (ч. 1 ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

После чего ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется путем умножения 40% среднего дневного заработка на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия в 2017 году

Средний дневной заработок для расчета пособия по уходу за ребенком ограничен максимально возможной величиной. Ее определяют путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных на два календарных года, предшествующие году наступления соответствующего отпуска (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 15(2) Положения).

Так как величина базы для начисления взносов на ВНиМ составляет на 2015 год 670 000 рублей, а на 2016 год – 718 000 рублей, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году не должна превышать 23 120,66 рублей (670 000 + 718 000 : 730 × 30,4 × 40%). Аналогичные разъяснения давал ФСС РФ в письме от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049.

Однако Минтруд России в комментируемом письме привел иной расчет – исходя из 731 дня, то есть из фактического числа календарных дней в расчетном периоде. По его мнению, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 089,00 рублей (670 000 + 718 000 : 731 × 30,4 × 40%).

Очевидно, что комментируемое мнение Минтруда России не совпадает с нормами Закона № 255-ФЗ и Положения. При этом в 2017 году расходы на выплату пособий по ВНиМ администрирует ФСС РФ.

В такой ситуации работодателю, который не готов к спорам с территориальным отделением ФСС РФ по суммам пособий, выплаченным за счет средств фонда, безопаснее придерживаться разъяснения Минтруда России и выплачивать пособие по уходу за ребенком по отпускам, начавшимся в 2017 году, в размере не более 23 089,00 рублей в месяц. Ведь существуют случаи, когда Минтруд России объявлял неверными ответы ФСС РФ на частные запросы.

Если же работодатель готов отстаивать свою позицию, то он может выплачивать пособие по уходу за ребенком по отпускам, начавшимся в 2017 году, в размере не более 23 120,66 рублей в месяц. Эта сумма пособия полностью соответствует нормам Закона № 255-ФЗ и Положения.

www.buhgalteria.ru

Учет начисления и выплаты пособия по нетрудоспособности при бытовой травме

Смотрите также:

Как отразить в учете организации начисление и выплату работнице пособия по временной нетрудоспособности в связи с бытовой травмой?

Согласно представленному 22.06.2015 листку нетрудоспособности работница была нетрудоспособна 21 календарный день.

В 2013 г. должностной оклад работницы составлял 47 000 руб., в августе 2013 г. работница находилась в отпуске (общая сумма заработной платы за август и отпускных составила 46 500 руб.), в ноябре 2013 г. работница была нетрудоспособна (заработная плата за ноябрь составила 40 000 руб.), в декабре 2013 г. работнице начислена единовременная премия за производственные результаты в размере 8000 руб.

В 2014 г. должностной оклад работницы составлял 50 000 руб., в июле 2014 г. работница уходила в отпуск (сумма заработной платы за июль и отпускных составила 50 800 руб.), в декабре 2014 г. работнице начислена единовременная премия за производственные результаты в сумме 10 000 руб.

Страховой стаж работницы составляет четыре года. Пособие выплачено работнице в безналичной форме путем перечисления на счет работницы в банке одновременно с заработной платой, начисленной за июнь 2015 г.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование отношений по назначению пособия по временной нетрудоспособности

В случае утраты работниками трудоспособности вследствие бытовой травмы осуществляется их обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, которое выплачивает работодатель. Размеры и условия выплаты пособия установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 183 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 1.3, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 255-ФЗ).

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме (ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни (п. 14 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).

Организация назначает пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с листком нетрудоспособности. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств организации, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств бюджета ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ).

На сумму, выплачиваемую работнице за счет средств бюджета ФСС РФ, организация уменьшает сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1, 2 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работницы за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (расчетный период) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работницы, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 1.2, ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения).

В данном случае к таким выплатам относятся суммы должностного оклада, отпускных и премий (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ). Премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений) включаются в средний заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде (п. 14 Положения). Суммы выплаченного в 2013 г. работнице пособия по временной нетрудоспособности при расчете среднего заработка не учитываются, поскольку на сумму пособия страховые взносы не начисляются (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

Сумма заработка, начисленного работнице за расчетный период и принимаемого для расчета среднего заработка, составляет:

за 2013 г. — 564 500 руб. (47 000 руб. x 10 мес. + 46 500 руб. + 40 000 руб. + 8000 руб.);

за 2014 г. — 610 800 руб. (50 000 руб. x 11 мес. + 50 800 руб. + 10 000 руб.).

Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 19(1) Положения).

В 2013 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов составляла 568 000 руб., а в 2014 г. — 624 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.», п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

Таким образом, в данном случае сумма выплат, начисленных работнице за расчетный период, не превышает вышеуказанные предельные величины. Следовательно, для целей исчисления среднего заработка за расчетный период принимаются следующие суммы: за 2013 г. — 564 500 руб., за 2014 г. — 610 800 руб.

Во всех случаях для исчисления пособий по временной нетрудоспособности используется средний дневной заработок, который определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730 (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. п. 15, 15(1) Положения). В данном случае средний дневной заработок работницы равен 1610 руб. ((564 500 руб. + 610 800 руб.) / 730 дн.) .

Поскольку страховой стаж работницы составляет менее пяти лет, размер дневного пособия определяется как 60% среднего дневного заработка (ч. 4 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). Следовательно, размер дневного пособия составляет 966 руб. (1610 руб. x 60%).

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период нетрудоспособности (включая выходные и праздничные дни) (ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 18 Положения).

Исходя из вышеуказанных норм размер пособия по временной нетрудоспособности в данном случае составит 20 286 руб. (966 руб. x 21 дн.).

Страховые взносы

Пособия по временной нетрудоспособности не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Бухгалтерский учет

Сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств организации, в общем случае признается расходом по обычным видам деятельности в периоде начисления пособия, то есть при выполнении условий, перечисленных в п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (п. п. 5, 18 ПБУ 10/99).

Сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств бюджета ФСС РФ, расходом организации не является (применительно к п. 2 ПБУ 10/99) и относится на расчеты с ФСС РФ.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Доход работницы в виде пособия по временной нетрудоспособности является объектом налогообложения по НДФЛ и формирует налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).

Организация, выплачивающая доход в виде пособия по временной нетрудоспособности, признается налоговым агентом по НДФЛ и обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате (п. п. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ).

Налогообложение производится по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Днем фактического получения дохода в виде пособия по временной нетрудоспособности является день выплаты пособия работнице (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

При выплате доходов в безналичной форме организация перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня перечисления денежных средств на счет работницы в банке (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Дополнительно об исчислении, удержании и перечислении НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности см. Практическое пособие по НДФЛ.

Налог на прибыль организаций

Сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств организации, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ . Указанный расход признается на дату начисления пособия (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств ФСС РФ, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов не учитывается, так как не выполняется условие абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ (в данной сумме организация затрат не несет).

ppt.ru

Откорректированы правила расчета и выплаты пособий

29 декабря 2012 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 276-ФЗ, которым внесены изменения сразу в два документа: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ и Федеральный закон от 25.02.2011 № 21-ФЗ. Поправки затронули порядок расчета, а также выплаты пособий. Большинство из них вступили в силу с 30 декабря 2012 г.

Справка о заработке получила новые сведения

Начнем с поправок, внесенных в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Согласно п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ работодатели обязаны выдавать своим сотрудникам в день их увольнения справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы. Если такая справка не была выдана, то работники могут обратиться к работодателю с соответствующим заявлением. В этом случае справка выдается не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления.

До 2013 г. в справке указывалась только сумма заработка, на которую были начислены страховые взносы. Теперь правила изменились. В этом документе нужно будет указывать еще и количество календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России не начислялись.

Напомним, что справка выдается по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 № 4н. На сегодняшний день в ней преду­смотрены только поля для отражения сведений о начисленном заработке. Возникает вопрос, каким образом указать информацию о количестве календарных дней, приходящихся на перечисленные в п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ случаи сохранения за работником заработной платы. До внесения в указанную форму соответствующих изменений, на наш взгляд, работодатели могут включить новое поле в действующую сейчас форму справки. Тем самым будут выполнены новые требования Закона № 255-ФЗ.

Дважды выплаченное пособие

По общему правилу работодатели выплачивают пособия своим работникам в счет уплаты страховых взносов в ФСС России, то есть сумма начисленных за определенный период взносов уменьшается на сумму выплаченных за счет соцстраха пособий. Такой порядок установлен в ч. 1 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ.

Но бывает, что в момент обращения работника к работодателю за выплатой пособия последний не может исполнить свою обязанность. Например, на расчетном счете организации нет достаточных средств для выплаты пособия. В такой ситуации назначение и выплата пособия осуществляется территориальным органом ФСС России (ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).

Обратите внимание, перечень ситуаций, в которых пособие выплачивается за счет средств соцстраха, с этого года расширен. Такой порядок применяется и в том случае, когда нельзя установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание. Для получения пособия от соцстраха у работника должно быть на руках вступившее в законную силу решение суда об установлении факта невыплаты пособия. Кроме того, в ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ внесено уточнение о том, что за счет средств ФСС России не выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, которое обязан был выдать работнику работодатель за первые три дня болезни.

До 2013 г. в Законе № 255-ФЗ не был прописан порядок действий для случая, когда работник получил пособие от соцстраха, а потом эту же сумму пособия ему выплатил работодатель. Например, как мы уже сказали выше, на момент получения от работника больничного листа у компании отсутствовали денежные средства на расчетном счете. Работник не стал ждать, пока улучшится финансовое положение компании, и обратился за получением пособия в соцстрах, который выплатил необходимую сумму. Организация не знала о действиях сотрудника, и когда на расчетном счете у нее появились деньги, она оплатила работнику больничный лист.

Возникал вопрос, может ли организация в таком случае уменьшить начисленные взносы в ФСС России на сумму выплаченного пособия. Ответа на этот вопрос Закон № 255-ФЗ не содержал. Теперь законодатели заполнили существующий ранее пробел, дополнив ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ ч. 2.1. В ней сказано, что в рассматриваемой ситуации работодатель не может уменьшить начисленную сумму взносов в ФСС России на сумму дважды выплаченного пособия.

Порядок взыскания излишне выплаченного пособия прописан в ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ. В ней сказано, что работодатель может удержать из дохода работника сумму излишне выплаченного пособия только в двух случаях. Во-первых, если бухгалтерия при расчете пособия допустила счетную ошибку. Во-вторых, если работник оказался недобросовестным получателем. При этом в норме закона приводятся примеры таких действий: сотрудник представил документы с заведомо неверными сведениями, в том числе справку о сумме заработка, из которого рассчитываются пособия, или же скрыл данные, влия­ющие на получение пособия, а также другие случаи

На наш взгляд, повторное получение пособия от работодателя подпадает под указанную норму, и работодатель имеет право удерживать из доходов работника сумму излишне выплаченного пособия в размере 20% при каждой выплате заработной платы или пособия.

Уточнен порядок расчета пособий

Правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены в ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Комментируемый закон дополнил эту норму п. 2.2. В нем определен порядок расчета среднего заработка работников, если компания применяет пониженные тарифы страховых взносов. Напомним, что организации и ИП, имеющие право на применение пониженных тарифов, перечислены в ч. 3.3 и 3.4 ст. 58, ст. 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации в средний заработок, исходя из которого рассчитывается сумма пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствующем календарном году. При этом сумма выплат не должна превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в соцстрах, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях указываются в справке о сумме заработка, которую работодатель выдает работнику при увольнении.

До 2013 г. этот вопрос не был урегулирован на законодательном уровне, в связи с чем существовало мнение, что если компания, например, применяет «упрощенку» и использует на основании ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ тариф в ФСС России в размере 0%, то сведения о начисленных выплатах не включаются в справку о заработке. Тем самым работники таких предприятий были поставлены в неравные условия с сотрудниками компаний, применяющих обычные тарифы.

Пособия для мам

С 1 января 2013 г. начал действовать новый порядок расчета среднего дневного заработка для выплаты пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Соответствующие изменения были внесены в ст. 14 Закона № 255-ФЗ Федеральным законом от 25.02.2011 № 21-ФЗ. Эта норма была дополнена ч. 3.1 и 3.2. Согласно названным нововведениям средний дневной заработок должен определяться следующим образом.

Заработок за два года, предшествующие тому, в котором наступил страховой случай, нужно поделить на число календарных дней за указанные два года. В расчет не берутся дни болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, а также период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если данная выплата освобождена от обложения страховыми взносами в ФСС РФ.

Однако названный выше порядок с этого года следует применять в скорректированном Федеральным законом от 29.12.2012 № 276-ФЗ виде. Во-первых, из исключаемых при расчете среднего дневного заработка периодов убрали дополнительно оплачиваемые выходные дни, необходимые за уходом ребенком-инвалидом. Во-вторых, внесено ограничение по суммам выплачиваемого пособия. Для этих целей введена ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. В ней сказано, что средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Эта новация вступила в силу с 1 января 2013 г.

www.eg-online.ru

2. Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов.

3. Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

www.zakonprost.ru

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

4. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Консультации юриста по ст. 15 Закона Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  • Ответ юриста:

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 25 апреля 2000 г. N 02-18/07-2804

    Департамент организации страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний направляет для использования в практической работе ответы на вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», наиболее часто задаваемые исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Руководитель Департамента
    организации страхования от несчастных
    случаев на производстве и профзаболеваний
    И. Г. БАРАНОВСКИЙ

    Вопрос: Что считается днем назначения страховых выплат?
    Ответ: Днем назначения страховых выплат считается день установления застрахованному факта утраты профессиональной трудоспособности либо дата за прошлое время, с которой утрата профессиональной трудоспособности установлена органами медико — социальной экспертизы.

    Вопрос: Что считается днем причинения вреда при профессиональных заболеваниях?
    Ответ: Указанный в п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» акт расследования профессионального заболевания, составляемый в соответствии с Инструкцией о порядке извещения, расследования, регистрации и учета профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.09.86 N 1303, является основным документом для определения даты причинения вреда. В случае отсутствия указанного документа дата причинения вреда определяется в соответствии с заключением специализированного лечебно — профилактического учреждения и его подразделений, впервые установившего диагноз хронического профессионального заболевания или интоксикации.
    Исходя из изложенного, датой причинения вреда может считаться либо дата выявления профессионального заболевания, либо дата составления акта расследования профессионального заболевания, если момент заболевания установить не представляется возможным.

    Вопрос: Каков порядок назначения и выплат единовременных страховых выплат?
    Ответ: Застрахованным, обратившимся впервые за назначением страховых выплат в исполнительные органы Фонда, единовременные страховые выплаты назначаются и выплачиваются независимо от сроков наступления страхового случая.

    Вопрос: Каков порядок выплат по страховому обеспечению лицам, находящимся в местах лишения свободы?
    Ответ: Страховые выплаты лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, по их заявлению могут перечисляться на открытые данными лицами лицевые счета, кроме того, осужденные вправе поручать получение страховых выплат другим лицам на основании надлежаще оформленной доверенности.

    Вопрос: Может ли учитываться при расчете среднего месячного заработка месяц, в котором получено трудовое увечье?
    Ответ: В соответствии с требо

    www.jurinspection.ru