Закон кр о гражданском праве

Защита прав супругов состоящих в «гражданском» браке

(Правовой статус граждан проживающих совместно в не зарегистрированном браке. Имущественные и финансовые права «сожителей», права и обязанности родителей в отношении детей рожденных вне брака)

Рассматривая вопросы защиты супругов, для начала стоит пояснить, что такое гражданский брак в принципе. В соответствии с определением, данным в Семейном кодексе РФ, брак — это семейный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах ЗАГС. В соответствии со сложившейся практикой, под «гражданским» браком понимается совместное проживание («сожительство») мужчины и женщины в союзе, не зарегистрированном в органах ЗАГС, но имеющем при этом все признаки семьи. В дальнейшем в статье под гражданским браком будет пониматься именно бытовое значение этого термина, подразумевающее сожительство (фактический, но не оформленный брак).

«Гражданский» брак или сожительство без обязательств

В «гражданских» браках сейчас состоит огромное количество женщин и мужчин. По данным переписи населения 2010 года в России примерно 4,4 миллиона незарегистрированных семей. Люди живут друг с другом годами, приобретают общее имущество, рожают детей, но при этом по каким-либо личным причинам не расписываются, а значит, семьей с точки зрения закона не являются. То есть хоть они и имеют все признаки, права и обязанности семьи, но полноценно защитить свои семейные права не могут.

Кроме того, выясняется, что по статистике «замужних» женщин в России больше, чем мужчин. Причем, с каждым годом количество женщин, состоящих в «гражданском» браке растет. Так, в 1989 году их было на 28000 больше, чем мужчин, а в 2001 году больше уже на 65000.

Разумеется, такого быть на самом деле не может. Просто многие мужчины в ходе опросов не указывали, что состоят в сожительстве, а отмечали себя как неженатых, считая, что раз они в ЗАГС не расписаны, то являются по-прежнему холостяками. А женщины наоборот, хоть официально и не вступили в брак, отмечали себя как замужних.

Все это говорит о том, что, состоя в «гражданском» браке женщины считают себя женами, а свой союз семьей, а мужчины — нет. В связи с этим права женщин изначально находятся под угрозой, так как их ожидания ничем не подкреплены и самое главное не защищены семейным законодательством.

В этой связи целесообразно рассмотреть возможные проблемы «гражданских» браков и правовые особенности их разрешения.

1. Правовые последствия рождения детей вне брака

Дети, рожденные в официальном браке, признаются их родителями автоматически. Дети, рожденные вне брака (в сожительстве), могут быть записаны на отца только по его заявлению. Если же отец откажется подавать такое заявление в органы ЗАГС и признавать ребенка, доказать его отцовство можно будет только через суд. Из этого же вытекает еще одна сложность, если ребенок не будет признан его отцом, то в случае разрыва отношений между родителями, добиться алиментов можно только после того, как факт отцовства будет доказан.

В соответствии со статьей 49 Семейного кодекса, в случае рождения ребенка у сожителей и отсутствии соответствующего заявления от отца ребенка отцовство устанавливается через суд по заявлению одного из родителей. При этом судья учитывает любые доказательства, удостоверяющие происхождение ребенка. Обратиться в суд для определения отцовства и выплаты алиментов можно в любой момент, независимо от возраста ребенка. А после совершеннолетия ребенок может сделать это сам. Основным доказательством отцовства может стать медицинская экспертиза. Но если предполагаемый отец будет от нее уклоняться, суд не сможет заставить ответчика ее пройти. Тем не менее, отсутствие экспертизы не помещает судье признать факт отцовства, при наличии других доказательств, что подтверждается пунктом 3 статьи 79 ГПК РФ.

2. Общее имущество, нажитое в незарегистрированном браке

Рано или поздно, но при долгом сожительстве у людей обязательно появляется общее имущество, начиная с постельного белья и тарелок, и заканчивая машинами, домами, земельными участками. Если бы супруги находились в официальном браке, то все это имущество считалось бы общим и делилось при разводе поровну. И в случае спора одна из сторон могла бы обратиться в суд и отстоять свои интересы. В сожительстве же имущество принадлежит тому, на кого оно оформлено или зарегистрировано, а второй супруг остается просто ни с чем.

Что же касается бытовых мелочей, вроде кухонной техники, посуды, мебели чеки на них обычно никто не хранит, поэтому в случае разрыва отношений, не следует полагаться на то, что раздел имущества будет осуществляться по принципу справедливости. Разумеется, в этом случае злоупотреблений и обид практически не избежать.

Как решить данную проблему? Тем более что в первой статье Семейного кодекса РФ указано, что браком, признается только союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. То есть, сожительство семейным кодексом никак не регулируется и ссылаться на нормы семейного права при разрешении имущественных споров в суде нельзя.

Тем не менее, «гражданский» брак может (и должен) регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ. Например, статьей 244, в которой написано, что имущество, принадлежащее двум или нескольким лицам, находится у них на праве общей собственности. Соответственно, имущество гражданских супругов, приобретенных в период совместного проживания, можно считать общей долевой собственностью. То есть, если в суд подать иск об определении размера долей и разделе общей долевой собственности, то в случае разрыва отношений сожители смогут защитить свои права и разделить имущество.

Доказательство права на имущество, нажитое в «гражданском» браке

Доказательство факта сожительства само по себе ничего не означает. Помимо этого, в суде надо будет предъявлять свидетельства того, что оба сожителя действительно считали имущество общим, и оба в него вкладывались. Такими доказательствами могут быть:

  • Свидетельские показания родственников, детей, друзей.
  • Письма, в том числе электронные, включая переписку в социальных сетях, записи в блогах и комментариях на форумах и сайтах.
  • Чеки, квитанции об оплате и прочие документы, подтверждающие факт оплаты имущества или внесения кредитных платежей за него.

Поиск таких доказательств — основная проблема. Надо учитывать, что доказательства должны быть оформлены в нужном виде (например, для того чтобы электронное письмо или запись можно было предъявить в суд, его скриншот нужно заверить у нотариуса.), и не все доказательства суд в принципе примет. Также, если в качестве доказательства приводится текст письма, вероятнее всего, потребуется установление авторства. Поэтому важна помощь опытного юриста, который сможет собрать все свидетельства, приложить их к грамотно составленному иску и обосновать требования истца в суде.

3. Кредит, взятый одним из супругов в «гражданском» браке

Приобретение имущества в кредит или, например, по договору долевого участия в строительстве в случае разрыва не дает второму «супругу» возможности доказать право на собственность, в которую он вкладывался, состоя в гражданском браке. То есть получается, что хоть за кредит он также платил, как и «гражданский супруг», по закону никаких прав на это имущество он не имеет.

Также, если при выплате кредита у одного из гражданских супругов возникнут сложности с его погашением, то взыскание будет обращено на все имущество должника — на то, что оформлено на него и находится в его квартире. А если бы должник состоял в официальном браке, то сначала взыскали бы его личное имущество, приобретенное им до брака, а потом половину от имущества, приобретенного в браке. То есть, в случае сожительства права второго «супруга» не защищены и если кредитный или иной договор оформлен на одного члена «семьи», то второй участник такого союза просто так подтвердить свои права на половину собственности не сможет. Проблема решается также как и предыдущая — путем обращения в суд, признания права общей долевой собственности, определения долей и раздела имущества, и наконец, внесения изменений в кредитный договор.

4. Сделки с имуществом, совершаемые в «гражданском» браке

При продаже общего имущества супругов, необходимо письменное согласие и мужа, и жены. При продаже общего имущества сожителей, согласия «гражданского» супруга, разумеется, не требуется — главное волеизъявление того, на кого это имущество оформлено. В связи с этим может возникнуть ситуация, что один из «супругов» самовольно продаст общую собственность, а второй человек не сможет ему в этом помешать. Особенно опасно это в тех случаях, если один из сожителей страдает от алкоголизма, наркомании, игромании и не контролирует свои траты.

Проблема решается путем обращения в суд с заявлением о признании права общей долевой собственности, и определении долей. Если сделка о продаже (аренде, дарении и т.п.) общего имущества уже заключена, то после определения права на общую собственность и разделения долей можно попытаться признать сделку на этом основании недействительной.

5. Право на наследство «гражданского» супруга

Наследниками первой очереди по закону является супруг наследодателя. А в случае смерти сожителя, фактическая жена (муж) право на наследование по закону не имеет, независимо от того, сколько лет они прожили вместе и имеют ли общих детей. В этой связи, после смерти сожителя доказывать фактические брачные отношения не имеет смысла, так как по закону наследниками являются только официальные супруги. Однако, в соответствии со статьей 1148 ГК РФ можно попытаться доказать факт иждивенчества, подтвердив:

  • Свою нетрудоспособность.
  • Факт совместного проживания с наследодателем.
  • Факт того, что умерший полностью содержал своего нетрудоспособного супруга (супругу).
  • Доказать все указанные обстоятельства довольно сложно, однако, если вы воспользуетесь помощью опытного юриста, а обстоятельства вам благоволят (в данном случае «гражданский» супруг может попробовать добиться получения права на наследство только в восьмую очередь), то доказать право на наследство потенциально можно.

    6. Выплаты в случае гибели «гражданского» супруга

    В случае смерти одного из супругов, второй супруг имеет право на возмещение вреда, причиненное смертью кормильца, а вот сожитель такого права не имеет и никаких компенсаций не получит. Также, в случае смерти супруга, муж или жена имеет право на получение подлежавших выплате, но не полученных при жизни зарплаты (больничных, отпускных), пенсий, стипендий, пособий, алиментов и т.п. (статья 1183 ГК РФ). Кроме того, в случае смерти супруга (супруги) из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания семье возмещаются его (ее) утраченный заработок, а также расходы, связанные со смертью работника (статья 184 Трудового кодекса РФ). «Гражданский» супруг таких прав не имеет.

    Как и в других случаях вопрос с выплатами в пользу «гражданского» супруга в случае гибели его сожителя решается если доказать факт иждивенчества, а затем предъявить требования о получении всех или части выплат наследодателя.

    7. Прочие правовые ограничения при не зарегистрированных отношениях

    Статья 51 Конституции гласит, что никто не обязан свидетельствовать против своего супруга. Соответственно, в суде официальный муж (жена) может отказаться от дачи каких-либо показаний. «Гражданский» супруг таких прав не имеет. Кроме того, правила внутреннего распорядка следственных изоляторов гласят, что «администрация СИЗО обязана предоставить подозреваемому или обвиняемому свидание с мужем (женой)». Сожитель права на свидание не имеет.

    Преодолеть такие ограничения в правах (в сравнении с правами супругов, находящихся в законном браке) весьма проблематично. Поэтому если вы состоите в «гражданском» браке, у вашего партнера возникли серьезные жизненные трудности, и вас это не оттолкнуло, — следует задуматься, не пора ли зарегистрировать ваши отношения в соответствующем государственном органе?

    Статья подготовлена коллективом

    юридической компании «Эра права»

    Рекомендуем также ознакомиться:

    © Исключительные права на данную публикацию принадлежат ООО «Эра права». Полная или частичная перепечатка или иное распространение публикации допускается только с обязательным указанием имени автора (при наличии) и наименования правообладателя, а при размещении в сети Интернет, — с гиперссылкой на сайт правообладателя

    eraprava.ru

    Закон кр о гражданском праве

    Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики.

    Принятый Кодекс разработан в целях реализации Указа Президента «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике», решений Совета по судебной реформе при Президенте КР в рамках деятельности экспертной рабочей группы, созданной для разработки законопроектов, направленных на реформирование судоустройства.

    Новый ГПК КР предусматривает следующие направления реформирования судопроизводства по гражданским делам.

    1. Пересмотр инстанционного порядка обжалования решений в целях поднятия эффективности работы судов и повышения стабильности судебного решения.

    В ГПК предусматривается следующая модель судебных инстанций:

    1) суды первой инстанции – районные суды рассматривают все гражданские дела по существу, при этом рассмотрение дел в основном осуществляется единолично, а в случаях, предусмотренных законом, коллегиально;

    2) суды второй инстанции — апелляционный суд, где гражданские дела рассматриваются в составе трех судей с правом возвращения дела на новое рассмотрение в районный суд (неполная апелляция);

    3) Верховный суд Кыргызской Республики — кассационный суд, рассматривающий жалобы сторон по правильности применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права.

    В этом случае основная проверочная деятельность будет сосредоточена в судах второй инстанции, что обеспечит стабильность и единство судебной практики, соблюдение принципа правовой определенности, сокращение общих сроков судопроизводства.

    2. Во избежание предъявления необоснованных исков и жалоб предлагается ввести оплату государственной пошлины для обращения в суд при подаче иска (заявления) в суд, предусматривая при этом институт освобождения малоимущих граждан от уплаты государственной пошлины при предоставлении доказательств о материальном положении по делам об имущественных спорах.

    3. Для установления адекватных и целесообразных сроков обжалования сокращены сроки обжалования судебных актов в Верховный суд с 1 года до 6 месяцев.

    4. В целях усиления роли стадии подготовки дела к судебному разбирательству в процессуальное законодательство вводится институт предварительного судебного заседания, в котором участники процесса обязываются своевременно представлять свои возражения, ходатайства, доказательства до назначения дела к судебному разбирательству.

    5. Для конкретизации и исключения расширительного толкования пересмотрен перечень вновь открывшихся обстоятельств и введен институт новых обстоятельств, которыми являются решения международных судов или международных договорных органов, а также постановления Пленума Верховного суда Кыргызской Республики по конкретным делам.

    6. Для расширения принципов состязательности, диспозитивности и равноправия сторон пересмотрены роли и полномочия судьи, сторон, прокурора, третьих лиц в гражданском процессе с учетом необходимости максимального включения сторон в судебный процесс, усиления процессуальной ответственности за нарушения требований норм ГПК КР.

    Предусматривается введение института медиации на всех стадиях гражданского процесса.

    7. В судопроизводство по экономическим делам включена стадия подготовки дела к судебному разбирательству и расширен перечень оснований для возврата искового заявления, аналогично с общим порядком рассмотрения гражданских дел.

    В целях унификации процесса по экономическим и гражданским делам вопрос восстановления сроков на подачу жалобы решается судом, которому адресована жалоба.

    8. Во избежание необоснованного затягивания рассмотрения дел предусмотрены последствия отзыва жалобы, которые препятствуют повторному обращению с жалобой.

    9. В связи с принятием в 2012 году новой редакции Кодекса о детях, согласно которому дела, связанные с усыновлением детей, установлением над ними опеки или попечительства, а также помещением их в интернатные учреждения, рассматриваются судом, предусмотрены отдельные нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел этой категории.
    10. В целях соблюдения лицами, участвующими в деле, порядка в ходе судебного заседания вводится процессуальная ответственность (штрафные санкции) за неоднократное нарушение и игнорирование требований суда.

    11. В связи с реформой административного судопроизводства и разработкой Административного процессуального кодекса из ГПК КР исключены нормы, регулирующие порядок рассмотрения административных дел.

    Кроме того, в целях исключения пробелов и противоречий (внутренних и внешних) некоторые нормы ГПК КР приведены в соответствие с другими законами.

    Указанные направления реформирования судопроизводства по гражданским делам позволят наиболее эффективно соблюдать закрепленные процессуальным законодательством принципы судопроизводства и полноценно осуществлять функцию защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, исходя из принципа равенства всех перед законом, права на справедливое и гласное судебное разбирательство.

    Сроки и порядок вступления в силу ГПК КР предусмотрен Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» — с 1 июля 2017 года.

    jogorku.sot.kg

    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

    Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. – сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

    Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

    Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ – крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

    Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

    Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения — нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

    Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» .

    18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

    ________
    См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России – его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

    www.consultant.ru

    • Все свойства
    • Данные только для последней редакции (Edition.Data)

      ВНИМАНИЕ!
      Изменения, внесенные Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207, вступают в силу
      по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
      Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики,
      банках и банковской деятельности»
      изменения, внесенные Законом КР от 27 апреля 2017 года № 64, вступают в силу
      по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
      указанного Закона

      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

      от 9 июня 1999 года № 49

      Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Кыргызской Республики и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной и экономической безопасности, охрану природы и природных ресурсов, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

      Положения настоящего Закона распространяются также на оборот боеприпасов к оружию.

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      Под оружием в настоящем Законе понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для нападения либо активной обороны и поражения живой или иной цели.

      Огнестрельное оружие — это оружие, конструктивно предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым элементом, получающим направленное движение за счет энергии газов при разложении пороха или иного взрывчатого вещества.

      Холодное оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели путем использования мускульной силы человека при непосредственном контакте или метаемым элементом на расстоянии, получающим направленное движение за счет мускульной силы человека, либо механических устройств.

      Пневматическое оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели метаемым элементом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого газообразного вещества.

      Газовое оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели путем применения веществ слезоточивого и раздражающего действия. Перечень раздражающих и слезоточивых веществ, разрешенных к применению, определяется Правительством Кыргызской Республики.

      Боеприпасы к стрелковому и газовому оружию — это устройства одноразового действия, предназначенные для непосредственного поражения цели метаемым элементом и конструктивно приспособленные для выстрела из оружия соответствующего вида.

      Оборот оружия — это производство, продажа, передача, приобретение, ремонт, учет, хранение, ношение, транспортировка, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Кыргызской Республики.

      Производство оружия — это изготовление и ремонт оружия, а также изготовление боеприпасов и их составных частей.

      Статья 2. Виды оружия

      Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами подразделяется на:

      Иные виды огнестрельного стрелкового, газового и холодного оружия, не предусмотренные настоящим Законом, могут использоваться на территории Кыргызской Республики только с целью коллекционирования оружия.

      Статья 3. Гражданское оружие

      К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

      Гражданское оружие подразделяется на:

      1) оружие самообороны:

      — огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия;

      — огнестрельное бесствольное оружие с патронами травматического, газового и светозвукового действия;

      — газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Правительством Кыргызской Республики;

      — электрошоковые устройства и искровые разрядники, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов;

      2) спортивное оружие:

      — пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

      3) охотничье оружие:

      — огнестрельное с нарезным стволом;

      — огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

      — пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

      Статья 4. Служебное оружие

      К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками предприятий и организаций, которым законодательством Кыргызской Республики разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

      Государственные органы по охране окружающей среды, а также предприятия и организации, на которые законодательством Кыргызской Республики возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее — юридические лица с особыми уставными задачами).

      К служебному оружию относятся огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное, длинноствольное (длина ствола более 400 мм) оружие.

      Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского — по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых металлов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Кыргызской Республики.

      (В редакции Законов КР от 27 июня 2002 года № 112 , 16 ноября 2009 года № 298)

      Статья 5. Боевое оружие

      К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относятся оружие, предназначенное для решения боевых задач военнослужащими Вооруженных Сил, оперативно-служебных задач — сотрудниками правоохранительных органов и служебных задач — служащими военизированных ведомств Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики, а также аналогичные виды оружия, находящиеся либо находившиеся на вооружении иностранных армий и военизированных организаций иностранных государств.

      Порядок приема боевого оружия на вооружение, оборот боевого оружия и боеприпасов к нему, а также список ведомств, имеющих право использовать боевое оружие, определяются Правительством Кыргызской Республики.

      Статья 6. Наградное оружие

      Наградным оружием признаются:

      — шашка или сабля;

      — короткоствольный нарезной пистолет;

      — охотничье огнестрельное оружие;

      — оружие, выданное на основании наградной грамоты или иных документов глав государств и правительств, государственных органов иностранных государств.

      Наградным оружием не более одного раза поощряются:

      — особо отличившиеся в служебно-боевой деятельности лица офицерского состава, состоящие на службе в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и государственных военизированных ведомствах Кыргызской Республики;

      — за внесенный особый вклад в развитие государственности и укрепление безопасности Кыргызской Республики государственные и общественные деятели Кыргызской Республики и иностранных государств.

      Награждение именным оружием осуществляется распоряжениями Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, распоряжением Торага Жогорку Кенеша с согласия Координационного совета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

      Руководители уполномоченных государственных органов в сферах обороны, внутренних дел, национальной безопасности, охраны государственной границы и других государственных военизированных организаций осуществляют награждение кортиком, шашкой или саблей.

      Статья 7. Коллекционное оружие

      Коллекционным признается оружие, представляющее научную, историческую, художественную ценность, разрешенное в соответствии с настоящим Законом к хранению гражданами, предприятиями, учреждениями или организациями и предназначенное для формирования коллекций и экспонирования. Коллекционное оружие подлежит обязательной государственной регистрации и приведению в состояние, не пригодное для производства выстрела.

      Государственным экспертным подразделениям, выполняющим криминалистические исследования, а также специальным подразделениям Вооруженных Сил, органов национальной безопасности и внутренних дел Кыргызской Республики разрешается иметь коллекции оружия и боеприпасов, пригодных к эксплуатации, только для проведения экспертно-криминалистических исследований.

      Статья 8 . Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

      На территории Кыргызской Республики запрещаются:

      1) оборот (за исключением изъятия и уничтожения) в качестве гражданского и служебного оружия:

      — длинноствольного огнестрельного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также заводская конструкция которого предусматривает изменение его длины до величины менее 800 мм путем комплектации различными частями, либо складным прикладом, за исключением специальных охотничьих ружей;

      — огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

      — огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

      — кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных метаемых элементов;

      — патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми метаемыми элементами для газовых пистолетов и револьверов;

      — оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов;

      — газового оружия и боеприпасов к нему, снаряженных отравляющими и иными веществами, запрещенными Правительством Кыргызской Республики;

      — газового оружия и боеприпасов к нему способных причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра;

      оружия и боеприпасов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие требованиям, установленным Правительством Кыргызской Республики;

      — огнестрельного бесствольного оружия самообороны, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами;

      — холодного клинкового оружия, клинки которого автоматически извлекаются из рукояти при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются соответствующим устройством, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм;

      2) хранение и использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия калибра 4,5 мм с дульной энергией свыше 7,5 Дж либо пневматического оружия, имеющего калибр более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

      3) установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Кыргызской Республики, а также их продажа;

      4) пересылка оружия;

      5) ношение гражданами оружия при проведении собраний, ношение оружия в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, ношение оружия на территории образовательных организаций и организаций здравоохранения, организаций общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, а также в зданиях, в которых расположены государственные органы и органы местного самоуправления;

      6) ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортировки указанного оружия;

      7) (исключен в соответствии с Законом КР от 27 июня 2002 года № 112 )

      8) продажа вне специализированных магазинов без письменного разрешения органов внутренних дел комиссионного оружия и боеприпасов, не включенных в Государственный кадастр гражданского и служебного оружия, и соответствующего разрешения владельца на право его хранения или хранения и ношения;

      9) торговля гражданским, служебным оружием и боеприпасами к ним на территории образовательных организаций, организаций здравоохранения, общественного питания, а также в зданиях, в которых расположены государственные органы и органы местного самоуправления.

      Статья 9. Сертификация гражданского и служебного оружия и патронов к нему

      Обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Кыргызской Республики, ввозимые на территорию республики и вывозимые из республики модели гражданского и служебного оружия и патроны к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

      Организация работ по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики по стандартизации и метрологии или аккредитованным им органом.

      Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Кыргызской Республики.

      Технические требования и методы испытаний гражданского и служебного оружия и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами Кыргызской Республики в соответствии с положениями настоящего Закона.

      Статья 10. Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему

      Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее — Кадастр) является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Кыргызской Республики.

      Кадастр издается на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из него. Кадастр утверждается ежеквартально Правительством Кыргызской Республики. В Кадастр не включаются сведения о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, ввозимых на территорию Кыргызской Республики, производимых на территории республики или вывозимых за границу.

      (Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 февраля 2010 года № 32 )

      Порядок ведения и издания Кадастра устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

      Статья 11. Основные требования к лицензированию производства, ремонта, торговли оружием и боеприпасами

      Производство, ремонт, торговля оружием и боеприпасами на территории Кыргызской Республики подлежат лицензированию.

      Порядок и условия выдачи лицензии осуществляются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лицензировании».

      Статья 12. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

      Право на приобретение оружия на территории Кыргызской Республики имеют:

      1) государственные военизированные организации;

      2) юридические лица с особыми уставными задачами;

      3) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им;

      4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;

      5) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;

      6) образовательные учреждения;

      7) граждане Кыргызской Республики;

      8) иностранные граждане.

      Статья 13. Право на приобретение оружия государственными военизированными организациями

      Государственные военизированные организации имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики. Из огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, производится контрольный отстрел для формирования государственной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

      Статья 14. Право на приобретение оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами

      Юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия для использования работниками юридических лиц с особыми уставными задачами устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

      Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется Правительством Кыргызской Республики. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона.

      Банки Кыргызской Республики, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций, на основании нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировке особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носителей сведений, отнесенных к государственной тайне.

      Использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных законом, запрещается.

      Государственным органам по охране окружающей среды, а также предприятиям и организациям, на которые возложены функции охраны охотничьих и рыбных ресурсов, разрешаются приобретение и использование охотничьего оружия с нарезным стволом в качестве служебного. Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются Правительством Кыргызской Республики.

      Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться негосударственными учебными центрами по подготовке частных детективов и охранников, соответствующими органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки — органами внутренних дел.

      Сигнальные пистолеты, используемые в целях охраны окружающей среды, приобретаются без лицензии и не регистрируются.

      Статья 15. Право на приобретение оружия гражданами Кыргызской Республики

      Право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов республики, имеют право граждане Кыргызской Республики, достигшие 20-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Возраст, по достижении которого граждане Кыргызской Республики могут получить разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года соответствующим руководителем органов внутренних дел.

      Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Кыргызской Республики, граждане Кыргызской Республики имеют право приобретать на основании разрешения с последующей их регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В разрешении допускается регистрация не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия. Разрешение выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Кыргызской Республики и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия разрешения пять лет. Он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона .

      Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат, и граждане Кыргызской Республики имеют право приобретать их без получения разрешения.

      Огнестрельное гладкоствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3 части второй статьи 3 настоящего Закона , граждане Кыргызской Республики имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел по месту жительства.

      Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Кыргызской Республики, которые имеют государственные охотничьи удостоверения.

      Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Кыргызской Республики, которым в установленном порядке присвоен статус охотника на основании государственного охотничьего удостоверения, имеющие в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение данного оружия указанные категории лиц получают при условии, что ими не совершались правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортировки и применения оружия.

      Общее количество приобретенного гражданином Кыргызской Республики охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не должно превышать двух единиц, огнестрельного гладкоствольного оружия — двух единиц, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования.

      Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане Кыргызской Республики, имеющие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.

      Приобретенные гражданином Кыргызской Республики огнестрельное оружие, а также охотничье пневматическое оружие подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.

      При регистрации огнестрельного гладкоствольного оружия самообороны гражданину Кыргызской Республики органом внутренних дел по месту его жительства выдается разрешение на хранение такого оружия, а при регистрации охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного оружия — разрешение на его хранение и ношение сроком на три года на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона .

      Для получения разрешения на приобретение оружия гражданин Кыргызской Республики обязан представить в органы внутренних дел по месту жительства заявление в установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Кыргызской Республики, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 11 настоящего Закона .

      Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, определяемой Правительством Кыргызской Республики.

      Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Кыргызской Республики, по программе, определяемой Правительством Кыргызской Республики.

      Разрешение на приобретение оружия не выдается гражданам Кыргызской Республики:

      — не достигшим возраста, установленного настоящим Законом;

      — не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

      — отбывающим наказание за совершенное преступление;

      — совершившим повторно в течение года административное правонарушение, связанное с нарушением общественного порядка или установленного порядка управления;

      — в отношении которых имеется судебный акт по факту совершения ими семейного насилия;

      — не имеющим постоянного места жительства;

      — не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы, указанные в настоящем Законе.

      Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Кыргызской Республики.

      Конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, сигнальные пистолеты и револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним, которые по заключению органов внутренних дел Кыргызской Республики не могут быть использованы в качестве огнестрельного и газового оружия, приобретаются без получения разрешения и не регистрируются.

      Статья 16. Приобретение на территории Кыргызской Республики, ввоз в Кыргызскую Республику и вывоз из Кыргызской Республики гражданского оружия иностранными гражданами

      Иностранные граждане могут приобретать на территории Кыргызской Республики гражданское оружие по разрешениям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из страны не позднее пяти дней со дня его приобретения.

      Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно иностранные граждане имеют право приобретать на территории Кыргызской Республики без получения разрешения.

      Спортивное и охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами на территорию Кыргызской Республики с обязательным декларированием при въезде в страну, при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения органов внутренних дел Кыргызской Республики. Указанное оружие должно быть вывезено из страны в сроки, установленные контрактом или приглашением.

      Приравненные к охотникам иностранные граждане, осуществляющие охоту в Кыргызской Республике, имеют право временно для охоты пользоваться охотничьим оружием охотпользователя в присутствии лица, за которым закреплено данное охотничье оружие, при наличии у них разрешений своей страны на право хранения, ношения и использование охотничьего оружия соответствующего типа канала ствола, о чем указывается в контрактах (договорах) на охоту.

      Запрещаются ввоз на территорию Кыргызской Республики и использование на территории Кыргызской Республики всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, не указанных в части третьей настоящей статьи, если это не предусмотрено международными договорами Кыргызской Республики.

      Нарушение иностранными гражданами сроков и порядка вывоза оружия из Кыргызской Республики, а также порядка его ввоза на территорию Кыргызской Республики и использования на территории Кыргызской Республики влечет за собой изъятие и конфискацию оружия в установленном порядке.

      Статья 17. Право на приобретение оружия другими субъектами

      Для выполнения своих уставных задач юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, имеют право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные лицензией на производство и нормативно-техническими документами. Юридические лица, занимающиеся торговлей оружием, имеют право приобретать гражданское и служебное оружие, спортивные организации и образовательные учреждения — спортивное и охотничье оружие, а организации, ведущие охотничье хозяйство, — охотничье оружие.

      Специализированные предприятия, ведущие охотничий промысел, имеют право приобретать и использовать охотничье огнестрельное оружие, в том числе и с нарезным стволом, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

      Лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости — боевое ручное стрелковое оружие в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

      Субъекты, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, приобретают оружие в установленном настоящим Законом порядке. Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона .

      Частные охранные предприятия, объединения, охранно-сыскные подразделения на предприятиях приобретают оружие (огнестрельное гладкоствольное, огнестрельное короткоствольное) по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона . Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

      Статья 18. Производство оружия и патронов к нему

      Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на их производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за ним соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

      Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных стандартов при производстве, реализации и ремонте оружия, а также при производстве и реализации патронов к нему осуществляет уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики по стандартизации и метрологии.

      Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.

      Боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

      Снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, а также изготовление дроби и картечи из сплавов металла на основе свинца и пыжей из подручных материалов может производиться владельцем этого оружия для личного использования при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

      Статья 19. Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики оружия и патронов к нему

      Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из страны боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

      Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям органов внутренних дел Кыргызской Республики, а конструктивно сходных с оружием изделий — по согласованию с органами внутренних дел Кыргызской Республики после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.

      При этом ввоз оружия на территорию Кыргызской Республики может осуществляться юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им. Вывоз оружия из Кыргызской Республики может осуществляться юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.

      Ввоз оружия на территорию Кыргызской Республики и его вывоз из Кыргызской Республики иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

      Ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики единичных экземпляров спортивного, охотничьего, газового оружия самообороны и пневматического оружия производятся с разрешения органов внутренних дел с учетом требований настоящего Закона.

      Статья 20. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему

      Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Кыргызской Республики имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю оружием и боеприпасами.

      Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны:

      — иметь соответствующие учредительные и регистрационные документы, лицензии на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему или торговлю ими;

      — иметь сертификат на продаваемые гражданское и служебное оружие и патроны к нему, разрешение органов внутренних дел на хранение указанного оружия;

      — требовать от покупателя предъявления разрешения на приобретение данного оружия, за исключением оружия, на приобретение которого разрешение не требуется;

      — обеспечивать учет приобретаемого и продаваемого оружия, а также хранение учетной документации в течение 10 лет;

      — представлять в органы внутренних дел ежемесячно сведения о проданных гражданском и служебном оружии и патронах к нему, об их покупателях по форме, установленной органами внутренних дел Кыргызской Республики;

      — регистрировать в разрешении покупателя продаваемые газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Кыргызской Республики;

      — обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения;

      — предоставлять в государственную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и гражданского нарезного, а также огнестрельного гладкоствольного оружия с патронами травматического действия, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

      Не подлежат продаже гражданское и служебное оружие, не имеющее номера и клейма, а также патроны к нему без сертификата соответствия.

      Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не соответствующим требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики для приобретения оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

      Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

      Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

      Статья 21. Продажа или передача оружия государственными военизированными организациями

      Государственные военизированные организации имеют право продавать или передавать имеющееся у них на вооружении огнестрельное и холодное оружие и патроны к нему в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

      Руководители государственных военизированных организаций имеют право передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также временно выдавать оружие в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

      Статья 22. Награждение оружием, продажа, дарение и наследование оружия

      Наградным является оружие, полученное военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций на основании приказа руководителей указанных организаций, а также оружие, полученное гражданами Кыргызской Республики на основании распоряжений Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша с согласия Координационного совета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств, а также государственных органов иностранных государств. Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Кыргызской Республики выдается органами внутренних дел Кыргызской Республики.

      Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное настоящим Законом к обороту на территории Кыргызской Республики.

      Граждане, награжденные нарезным оружием, обязаны каждые пять лет представлять в органы внутренних дел оружие для проведения контрольного отстрела в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

      Хранение, ношение, передача и транспортирование наградного оружия осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных в отношении гражданского оружия.

      Продажа, дарение, мена и наследование короткоствольного нарезного оружия и патронов к нему не допускается. В случае смерти владельца наградное короткоствольное нарезное оружие изымается органами внутренних дел до решения вопроса о его дальнейшем использовании. В отношении остальных видов наградного оружия применяются нормы настоящего Закона, предусмотренные для гражданского оружия.

      Граждане Кыргызской Республики имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешение на хранение и ношение оружия, а также гражданам, имеющим лицензии на коллекционирование или экспонирование, разрешение на приобретение оружия, после регистрации оружия в органах внутренних дел по месту учета указанного оружия.

      Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, разрешения на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения разрешения на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, зарегистрировавшими его. По ходатайству родственников умершего наградное оружие может быть передано им на хранение с предварительным приведением его в непригодное для стрельбы состояние, о чем делается соответствующая отметка в регистрационных документах.

      (В редакции Законов КР от 6 марта 2003 года № 52 , 16 ноября 2009 года № 298, 10 ноября 2011 года № 205 )

      Статья 23. Продажа гражданского и служебного оружия и патронов к нему другими субъектами

      Субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 12 и части 5 статьи 17 настоящего Закона, могут продавать находящееся у них на законных основаниях гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием, с предварительным уведомлением об этом органов внутренних дел по месту учета указанного оружия.

      Статья 24. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему

      Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

      Хранение иностранными гражданами приобретенного в Кыргызской Республике гражданского и служебного оружия разрешается в течение пяти дней на основании разрешения на его приобретение, выданного органом внутренних дел.

      Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и Законом Кыргызской Республики «Об охоте и охотничьем хозяйстве. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.

      Государственным органам по охране окружающей среды, а также предприятиям и организациям, на которых возложены функции охраны охотничьих и рыбных ресурсов, разрешается временное хранение огнестрельного оружия, изъятого у нарушителей правил охоты и рыболовства и подлежащего возврату его законному владельцу после представления им соответствующих документов и уплаты штрафа и иска за ущерб, причиненный охотничьим ресурсам.

      Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

      Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Кыргызской Республики.

      Статья 25. Порядок взимания платежей при выдаче лицензий, разрешений и сертификатов и продлении срока их действия

      С юридических лиц и граждан взимается плата за выдачу лицензий на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, приобретение; за выдачу разрешений на приобретение, хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Кыргызской Республики и вывоз из Кыргызской Республики оружия и патронов к нему; за выдачу сертификатов на модели оружия и типы патронов к нему; а также за продление срока действия лицензий, разрешений и сертификатов. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов, и утверждаются Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области финансов, органов внутренних дел Кыргызской Республики и органов, уполномоченных выдавать лицензии на производство оружия и сертификаты.

      Статья 26. Применение оружия гражданами Кыргызской Республики

      Граждане Кыргызской Республики могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности при состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

      Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении беременных женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем за собой причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее одних суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

      Охотники Кыргызской Республики имеют право временно для охоты пользоваться охотничьим оружием охотпользователя в присутствии лица, за которым закреплено данное охотничье оружие, при наличии у них действительных разрешений органов внутренних дел Кыргызской Республики на право хранения, ношения и использование охотничьего оружия соответствующего типа канала ствола и договора с охотпользователем. Иные правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

      Статья 27. Учет, ношение, перевозка, транспортировка, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия

      Правила учета, ношения, перевозки, транспортировки и уничтожения оружия определяются Правительством Кыргызской Республики.

      Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Кыргызской Республики имеют право заниматься юридические лица и граждане, соответствующие требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики для занятия указанными видами деятельности.

      Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортировки, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

      Статья 28. Аннулирование лицензий или разрешений

      Лицензии на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, а также разрешения на приобретение, хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

      1) добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

      2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регламентирующими оборот оружия;

      3) возникновения предусмотренных настоящим Законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

      4) конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей за собой изменение баллистических и других технических характеристик указанных оружия и патронов к нему;

      5) выбытие граждан республики из членов обществ охотников и рыболовов.

      Принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой настоящей статьи, должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензию или разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

      Решение об аннулировании лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцем в судебном порядке.

      В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования.

      В случае добровольного отказа от лицензий или разрешений сроки для повторного обращения за их получением не устанавливаются.

      Статья 29. Изъятие оружия и патронов к нему

      Изъятие оружия и патронов к нему производится:

      1) органами внутренних дел в случаях:

      — отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю ими, приобретение, а также разрешений на приобретение, хранение или хранение и ношение оружия и коллекционирование или экспонирование;

      — аннулирования в установленном порядке указанных лицензий и разрешений;

      — нарушения юридическими лицами или гражданами установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортировки и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

      — выявления правоохранительными органами самодельных или переделанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;

      — смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие;

      — ликвидации юридического лица;

      2) государственными органами по охране окружающей среды, а также органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства, в случаях нарушения гражданами законодательства Кыргызской Республики об охране окружающей среды в пределах их компетенции с последующей передачей оружия в органы внутренних дел;

      3) таможенными органами в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Кыргызской Республики;

      4) в других случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

      Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Кыргызской Республики.

      Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат в соответствии с законодательством Кыргызской Республики реализации через юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием.

      Статья 30. Контроль за оборотом оружия

      Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Кыргызской Республики осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Кыргызской Республики выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Кыргызской Республики.

      Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

      Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:

      — производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;

      — безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Кыргызской Республики, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;

      — требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;

      — при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Кыргызской Республики и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;

      — принимать иные меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

      Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона

      Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

      Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

      Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

      Поручить Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

      cbd.minjust.gov.kg