Закон no 343-фз

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

С изменениями и дополнениями от:

25 февраля 2011 г.

Принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года

Президент Российской Федерации

8 декабря 2010 года

Скорректирован Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поправки касаются порядка расчета пособий по беременности и родам, уходу за детьми до 1,5 лет, временной нетрудоспособности.

Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый работодателем, увеличен с 2 до 3 дней.

Требования к страховому стажу для назначения пособия по временной нетрудоспособности решено сохранить в действующем виде. Напомним, что изначально планку предлагалось повысить с 8 до 15 лет для 100% оплаты больничного, с 5 до 8 — для 80%, остальным — 60%.

Средний заработок для расчета пособий теперь будет определяться не за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. Причем учитываться будут доходы, полученные за этот период у всех работодателей.

Также скорректирован порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления пособий. Ранее он определялся путем деления заработка за вышеуказанные 12 месяцев на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается зарплата. Теперь он рассчитывается делением заработка за упомянутые 2 календарных года на 730.

Предусматривается ответственность за представление недостоверных сведений, на основании которых начисляются пособия.

Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г. Новые положения применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня введения изменений в действие.

По более ранним страховым случаям пособия исчисляются по новым нормам за период после дня вступления закона в силу, если их размер, определенный в соответствии с поправками, превышает рассчитанный в прежнем порядке.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 декабря 2010 г. N 281, в «Парламентской газете» от 17 декабря 2010 г. N 65-66, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6601

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Изменения в часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу 1 января 2013 г.

base.garant.ru

Закон no 343-фз

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 08.12.10 N 343-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ
С МАТЕРИНСТВОМ»

Принят
Государственной Думой
24 ноября 2010 года

Одобрен
Советом Федерации
1 декабря 2010 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 1.1 слова «Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» заменить словами «Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)»;

2) пункт 1 части 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;»;

а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (далее — справка о сумме заработка) для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.»;

б) пункт 3 части 2 дополнить словами «, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования»;

4) пункт 2 части 1 статьи 4.3 после слов «получать от страхователя» дополнить словами «справку о сумме заработка, а также»;

5) часть 2 статьи 5 после слов «обязательному социальному страхованию» дополнить словами «на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

а) часть 2 дополнить словами «на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

б) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.»;

7) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.»;

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.»;

б) дополнить частями 2.1 и 2.2 следующего содержания:

«2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.»;

г) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

«5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.»;

д) второе предложение части 6 изложить в следующей редакции: «Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.»;

е) дополнить частями 7.1 и 7.2 следующего содержания:

«7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.»;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.»;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».»;

в) в части 2 слова «в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов» заменить словами «в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы»;

г) в части 3 слова «число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата» заменить цифрами «730»;

д) часть 3.1 изложить в следующей редакции:

«3.1. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.»;

е) в части 5.1 в первом предложении слова «в соответствии с частью 3» заменить словами «в соответствии с частями 3 и 3.1», второе предложение исключить;

а) в части 2 слова «частями 2 и 3» заменить словами «частями 3 и 4»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.»;

в) часть 4 после слов «с заведомо неверными сведениями,» дополнить словами «в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия,»;

11) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

«Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

2. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

Действие положений части 1 статьи 2 (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

1. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 января 2011 года в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году, и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную в 2010 году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу работника за соответствующий период указываются в справке о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях, представляемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона).
(в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ с 1 января 2013 года в части 2 статьи 2 слова «части 3.1» будут заменены словами «части 3.2».

2. При применении положений части 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за период до 1 января 2010 года за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году.

Действие положений статьи 3 (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

(в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

1. Положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году.

3. По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) за период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

mvf.klerk.ru

Реформа институтов крупных сделок и сделок с заинтересованностью 2016 г.: № 343-ФЗ от 03.07.2016г.

В ходе семинара будут даны подробные комментарии к Федеральному закону № 343-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью»

Комментарий к Федеральному закону N 343-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью»:

  • действие закона во времени;
  • урегулирование соотношения КС и СЗ с основаниями недействительности сделок, предусмотренными ГК;
  • аренда и лицензионный договор как КС;
  • утверждение советом директоров заключения о крупной сделке;
  • предварительный договор и КС и СЗ;
  • изменение понятия обычной хозяйственной деятельности;
  • одобрение не конкретных условий сделки, а порядка их определения либо минимальной или максимальной цены;
  • согласие на одновременное совершение нескольких сделок;
  • срок действия решения об одобрении КС и СЗ;
  • совершение сделки под условием её одобрения;
  • ограничение прав акционеров на оспаривание сделок;
  • перенос бремени доказывания недобросовестности контрагента при оспаривании КС и СЗ на истца;
  • отмена необходимости доказывания вреда от оспариваемой КС;
  • отмена критерия аффилированности для СЗ и замена его на подконтрольность;
  • отмена необходимости предварительного одобрения СЗ и введение обязанности извещать о них.

Стоимость мероприятия: 8500 руб.
Форма обучения: Очно / Вебинар

bankir.ru

И снова о последних изменениях законодательства, регулирующего деятельность хозяйственных обществ в РФ

Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» успел стать объектом многочисленных аналитических заметок и обсуждений еще на стадии законопроекта.

Еще большее количество аналитического материала появилось в публичном доступе уже после опубликования указанного нормативно-правового акта в окончательной редакции. Поэтому в который раз по существу рассматривать изменения правового регулирования совершения крупных сделок и сделок заинтересованностью уже не представляется таким интересным занятием J

Вместо этого хотелось бы обратить внимание на небольшую специфическую особенность, которая, как мне кажется, на первый взгляд привлекает не такое большое внимание (заранее прошу прощения, если моя точка зрения окажется ошибочной и zakon.ru на деле пестрит подобными материалами) – отсутствие, так называемых, переходных положений.

Единственным из таковых можно считать ст.4 ФЗ от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ, которая предусматривает, что новый порядок регулирования вступает в силу с 01.01.2017. При этом нормативный акт молчит относительно судьбы крупных сделок и сделок с заинтересованностью, которые были совершены, но по каким-то причинам не были надлежащим образом одобрены до вступления в силу изменений (предположим, в ноябре – декабре 2016 года).

Полагаю, что в связи с этим на практике существует риск возникновения, как минимум, двух ситуаций, кардинально отличающихся друг от друга, в зависимости от того, как толковать нормы права, регулирующие действия гражданско-правового законодательства во времени (ст.4 Гражданского кодекса РФ):

1) Последующее одобрение сделок подчиняется правилам специальных законов в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ.

Ввиду того, что нормами ФЗ «Об АО» и ФЗ «Об ООО» не предусмотрено предписаний, определяющих характер действия правовых норм во времени, полагаю, что следует обратиться к общему правилу ст.4 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Так, в соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Руководствуясь указанными нормами, а также подходом высших судебных органов, которые неоднократно указывали, что вступление в силу нового правового регулирования отменяет предшествующее,[1] действия по последующему одобрению сделок АО и ООО с 01.01.2017 должны подчиняться новому порядку, даже если сами сделки были совершены до 01.01.2017.

В таком случае, с учетом того, что одобрение будет осуществляться, как и все соответствующие правоотношения, после 01.01.2017, процедура согласования должна подчиняться положениям нового законодательства, что соответствует смыслу п.1 ст.4 ГК РФ.

Кроме того, до вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц, механизм последующего одобрения сделок, в принципе, отсутствовал. Право последующего одобрения, непосредственно, появилось у участников хозяйственного оборота только после вступления в силу изменений – ст.79 и ст.83 Федерального закона «Об АО», ст.45 и ст.46 Федерального закона «Об ООО» в новой редакции.

Таким образом, одобрение сделки, совершенной до 01.01.2017 должно осуществляться по новым правилам, так как до вступления в силу изменений закона, законодательство РФ напрямую не предусматривало возможности последующего одобрения ранее совершенной сделки.

Дополнительным аргументом в пользу такого подхода является отсутствие специальных указаний на ретроспективный характер действия норм Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ, что косвенно подтверждает необходимость подчинения процедуры последующего одобрения в 2017 году новым предписаниям закона, с момента их вступления в силу.

Данный подход, конечно, нельзя назвать бесспорным. Например, в таком случае могут быть затронуты интересы акционеров (участников) хозяйственных обществ, чей интерес, возможно, мог состоять в совершении сделки по старым правилам.

В тоже время наличие субъективного интереса акционеров (участников) именно в том, чтобы совершить конкретную сделку по старым правилам (а не просто совершить хозяйственную сделку) также небесспорно. Особенно с учетом встречающейся практики осуществления корпоративных процедур, когда условный акционер (участник) знать не знает, да его и не волнует, какой именно порядок предусмотрен законом (например, если в компании есть корпоративный департамент, который берет на себя организацию корпоративных процедур).

2) Последующее одобрение сделок подчиняется правилам специального законодательства, действующего в редакции до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ.

Как уже было выше указано, до вступления в силу изменений законодательства, регулирующего деятельность хозяйственных обществ, российское право не закрепляло механизма последующего одобрения совершенной сделки.

Прежнее законодательство РФ допускало такую возможность косвенно и только в некоторых случаях. В частности, последующее одобрение было указано как основание для отказа в признании недействительной сделки, совершенной без такового в прежних редакциях Закона «Об ООО» (п.5 ст.45 и п.5 ст.46) и Закона «Об АО» (п.6 ст.79 и п.1 ст.84 ФЗ «Об АО»).

Следовательно, до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ на территории РФ действовала своеобразная презумпция «предшествующего одобрения» сделки хозяйственного общества. То есть, обязанность по одобрению сделки, по общему правилу, предшествовала (возникала раньше) момента ее совершения.

В таком случае, если сделка хозяйственного общества была совершена в 2016 году, обязанность по ее одобрению, в любом случае, возникала еще раньше (и уж точно не позднее 2016 года).

Согласно п.2 ст.4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В вышеприведенном случае получается, что и отношения и обязанности по одобрению сделки возникла до даты вступления в силу изменений законодательства, регулирующего деятельность хозяйственных обществ.

Таким образом, по смыслу п.1 и п.2 ст.4 ГК РФ, если крупная сделка или сделка с заинтересованностью была совершена в 2016 году, процедура ее одобрения в 2017 году должна подчиняться порядку 2016 года, так как обязанность одобрить сделку возникла также в 2016 году.

Разумеется, предложенный подход также не лишен слабых мест. Ведь одобрение не является каким-то абстрактным действием, а отвечает конкретной сделке. В таком случае получается, что затраты по согласованию сделки несутся всегда и в любом случае, независимо от того, что сама сделка в конечном итоге может быть и не совершена. В свою очередь существование возможности последующего одобрения способно препятствовать возникновению лишних затрат, то есть если сделка не была совершена, то и последующего одобрения не потребуется.

В этом случае полагаю, что ключевой категорией для подобных случаев является «интерес» к совершению сделки. Этот интерес совершить сделку порождает необходимость ее согласования, что далее порождает возможность совершения. В таком случае неотъемлемые затраты на согласование являются своего рода платой за попытку реализации интереса.

В любом случае, исходя из изложенного, полагаю, что отсутствие в тексте Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ четкого указания на порядок одобрения сделок, совершенных, но не одобренных до его вступления в силу, порождает правовую очередную коллизию правового регулирования, разрешение которой отдано на уровень судебной практики.

[1] Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О; Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П; Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2013 N 78-КГ12-25; Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2012 N 15-Впр12-1 и т.д.

zakon.ru