Закон о недвижимости в россии

Новый закон о регистрации недвижимости с 2017 года

С 2017 года вступает в действие новый закон, регулирующий регистрацию недвижимости. Нововведения создадут единый механизм, в рамках которого будет осуществляться кадастровый учет и госрегистрация прав. В результате будет запущен механизм, позволяющий упростить процесс регистрации собственности.

Новый закон о регистрации недвижимости в 2017 году

В рамках нового закона создается Единый госреестр недвижимости (ЕГРН). Данный реестр объединит информацию из кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимость. В результате ЕГРН будет включать:

  • кадастр и кадастровые карты;
  • реестр прав, книги учета и реестровые дела;
  • реестр границ (включая территории, которые имеют особое использование);

Функции регистрации прав и соответствующего учета объектов возлагаются на представителей Росреестра. При этом нововведения предусматривают одновременное прохождение всех процедур, что значительно упрощает процесс.

Подавать документы для прохождения необходимой процедуры можно в двух формах:

  • Бумажной – лично или по почте в органы Росреестра; с использованием услуг многофункционального центра; уполномоченному лицу.
  • Электронной – через сайт Росреестра или соответствующий портал госуслуг.
  • Реестр будет вестись преимущественно в электронном виде, что повысит защиту и сохранность сведений. Ранее внесенные данные не будут удаляться, в ЕГРН будут храниться все версии изменений и правок реестров. Данная норма распространяется и на реестровые дела. Реестр в неэлектронном виде возможен только в особых случаях – документы поданы в бумажной форме, при этом у представителей госорганов отсутствуют оригиналы.

    Выписка из ЕГРН будет подтверждать кадастровый учет или госрегистрацию перехода прав. При этом соответствующая надпись на документе будет свидетельствовать о регистрации договора. Новый закон не предусматривает дополнительное удостоверение, которое подтверждает кадастровый учет или госрегистрацию.

    Дополнительные преимущества

    Законодатели предусмотрели механизм межведомственных взаимодействий, что сведет к минимуму участие правообладателя. Внесение изменений в реестр, которые осуществляются в силу закона (в т.ч. судебные акты), будут проходить без дополнительного уведомления. Информация в Росреестр поступит из соответствующего ведомства.

    Новый закон позволяет при личном обращении подавать сведения без привязки к месту нахождения объекта. Желающий пройти процедуры госрегистрации сможет обратиться в удобное подразделение Росреестра или МФК.

    Еще одним изменением стало двукратное сокращение сроков для прохождения всех необходимых процедур. В течение 5 рабочих дней после подачи документов будет осуществляться кадастровый учет, аналогичный срок предусмотрен для госрегистрации прав. Данный период будет увеличен на 2 раб. дня для получения кадастра и на 4 раб. дня для госрегистрации прав, если сведения подаются не напрямую, а с помощью многофункционального центра. Существует возможность одновременно осуществить два процесса, при этом общий срок исполнения составит 10 раб. дней (12 раб. дней в случае оформления через МФЦ). Предельных срок оформления не зависит от формы подачи документов.

    Закон уточняет ответственность Росреестра, если была допущена ошибка или незаконно отказано в регистрации. При этом Росреестр сможет выставить регресс, если виновником данной ситуации стал другой орган.

    Кроме того, новый закон описывает условия для однократной компенсации собственнику жилья, который в силу объективных причин не может его истребовать от добросовестного приобретателя. Данная выплата будет финансироваться из средств федерального бюджета и не может превышать 1 млн руб.

    Нововведения в законе о регистрации недвижимости в 2017 году

    С 2017 года вносятся существенные изменения в процесс регистрации недвижимости, что отражается в новом законе. В результате создается ЕГРН, который объединит информацию по учету кадастра и реестру прав собственности. Нововведения упростят процесс прохождения регистрации:

  • Вдвое сокращаются сроки регистрации и получения кадастра.
  • Подать необходимые документы можно в бумажной или электронной форме. При этом не обязательно привязываться к месту расположения (при условии личного обращения), что делает подачу сведений более удобной.
  • Взаимодействия между различными ведомствами позволят вносить изменения по судебным актам без уведомления со стороны правообладателя.
  • Уточнена ответственность Росреестра в случае совершения ошибок или незаконного отказа в регистрации.
  • Информация не удаляется из базы данных ЕГРН.
  • В результате регистрация недвижимости будет проходить по упрощенной процедуре, и станет доступнее для большего количества желающих воспользоваться данным механизмом.

    2017god.com

    Законы о недвижимости – подробно о них

    Рынок недвижимости похож на гигантский организм, в середине которого происходят постоянные процессы купли, продажи, ипотеки, кредитования, дарения и прочего. Эта гигантская система должна быть регулируемой и предельно ясной для каждого участника рыночных взаимоотношений. Поэтому всем лицам, которые собираются проводить сделки с недвижимостью или делали это ранее необходимо ознакомиться с основной базой законов о недвижимости. А их не так уж мало. Знание некоторых мелочей может спасти сделку купли-продажи, а правильно поданный пакет документов сэкономит несколько дней свободного времени.

    Нормативно-правовая база

    Рынок недвижимости РФ является собственностью государства и всех объектов РФ, поэтому здесь ярко выражены черты рыночных взаимоотношений между субъектами. Регулируется рынок недвижимости определенным списком законов, нормативно-правовых актов и другими значимыми документами.

    Кроме федеральных законов большое влияние на ситуацию оказывают региональные и муниципальные органы власти, которые имеют право регулировать рынок недвижимости определенного региона с помощью нормативных актов. Отсюда вывод – система рыночных взаимоотношений в сфере недвижимости регулируется огромным комплектом законов и нормативных правовых актов.

    Но главным регулировщиком всех отношений и действий остается высший правовой документ РФ – Конституция. Все официальные бумаги составляются и согласовываются с выложенными условиями в Конституции РФ.

    Официальные проекты федерального значения, проекты муниципальных органов или других субъектов в одинаковой мере могут определять взаимоотношения на рынке недвижимости. Но, при противоречивости этих двух инстанций, безоговорочно значимым признано считать Федеральный закон.

    Стоит отметить, что законодательная система сферы недвижимости не может четко обозначаться только этими официальными документами, потому что в тексте Конституции РФ четко выделено в ст.76 обязательное включение в правовую базу других значимых документов, регулирующих взаимодействие разных субъектов в сфере проводимых операций с объектами недвижимости.

    Единая система

    Объекты недвижимости, территориально размещенные в России и принадлежащие ее субъектам, зарегистрированы в уникальной системе с информацией обо всех объектах и субъектах, относящихся к рынку недвижимости – кадастре. В нем собраны все сведения о владельцах и истории сделок, прописаны территориальные грани местности, на которой находится объект.

    Кадастровые взаимоотношения РФ регулирует целый ряд документов:

    • Конституция.
    • ЖК.
    • ГК.
    • Градостроительный кодекс.
    • Гражданский кодекс.
    • Водный кодекс.
    • Земельный кодекс.
    • Лесной кодекс.
    • Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выданный 24.07.2007 года.
    • В последнем законе описана система регулирования отношений между субъектами в процессе ведения единого учета, беспрепятственного обмена сведениями. Работой, связанной с собранием информации и обработки пакета необходимых бумаг для оформления и постановки объекта в кадастровый список или проведения определенных кадастровых работ занимается специальный работник – инженер. Оформляется недвижимость после обращения будущего владельца в многофункциональный центр, предоставляющий услуги такого рода.

      Все зарегистрированные недвижимые объекты имеют специальный номер, единственный в своем виде, которые не меняется. Работники служб для облегчения поисков объектов в Федеральном законе о недвижимости разделили территорию РФ на кадастровые области, регионы, округи.

      Недвижимость можно заложить под получение кредита в виде денежных средств. Одной из таких залоговых форм считается ипотека. В этом случае собственник недвижимости закладывает объект под право получить от кредитора денежные средства или любое другое обязательство, но с неминуемой последующей выплатой долга. Недвижимое имущество остается во владении собственника-должника, а к кредитору она перейдет лишь при недобросовестной оплате долга или прекращении оплаты вообще. Нормативно-правовой базой, регулирующей вопросы ипотеки, являются такие ФЗ:

      • Федеральный закон № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 года.
      • № 218 «О кредитных историях» от 30.12.2004 года.
      • №188 «Жилищный кодекс РФ» от 29.12.2004 года.
      • № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года.
      • В ст.5 ФЗ выписаны объекты, которые могут стать предметом ипотеки, если они являются во владении должника, среди них: жилые строения, земля, жилые и нежилые сооружения, которые используются для осуществления предпринимательства и прочее. Залоговой недвижимостью может стать и строение с незавершенным процессом строительства. Перед тем как оформить ипотеку на конкретное лицо, банки или другие организации проведут андеррайтинг, то есть рассчитают возможность клиента оплачивать ипотеку и выведут коэффициент возможностей должника. Это число может быть разным для банков, а также могут видоизменятся некоторые пункты подсчетов.

        Законы о налогах

        Объекты недвижимого имущества облагаются налогами согласно с НК РФ (гл. 2, ст. 375). Закон о налоге на недвижимость предусматривает процентную ставку налогообложения для всех категорий людей. На данный момент готовится новый текст налогообложения в РФ, но пока это еще проект, граждане РФ пользуются процентной ставкой, которая не должна превышать показатель 2,2%.

        Будущий проект может значительно ударить по карманам обывателя, потому что по новым правилам процентная ставка должна браться не по оценочной стоимости, а по ценам рынка.

        Размер налога также будет пересмотрен, ведь в каждом районе РФ свои рыночные цены, отсюда и размер налога. Известно, что жилое или недостроенное помещение в 300 миллионов рублей по кадастру будет налогооблагаться ставкой в размере 0,1%, а все, что стоит дороже – 0,5 или 1%. А вот роскошными апартаментами теперь считаются жилые помещения стоимостью от 30 миллионов рублей, правда, пока законопроект выйдет в массы, цены разительно подскочат, и тогда нововведение затронет тех, кто долгий период времени трудился для оплаты квартиры в ипотеку.

        Оформление жилья

        Зарегистрировать объект нужно в службе, занимающейся регистрационными услугами, БТИ – этим уже не занимается. ГК РФ обязывает всех лиц зарегистрировать право владения конкретным объектом, и факт проведения любой операции с участием недвижимости (часть 1 ст. 131, 164). Закон «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» опубликованный 21 июля 1997 года разъясняет основные положения и сам процесс операции. При подписании двусторонней сделки, покупатель обязан явиться в орган госрегистрации вместе с продавцом и оформить недвижимость на себя, иначе процесс оформления считается недействительным. После регистрации делается запись об этом в едином госреестре – ЕГРП.

        Процесс продажи

        Законом о продаже недвижимости считается вторая часть ГК РФ № 14-ФЗ от 26 января 1996 года, а более подробно узнать о процессе оформления недвижимого имущества можно в тексте документа Земельного кодекса РФ №136-ФЗ от 25 октября 2001 года. Для оформления процесса продажи достаточно составить письменный договор и поставить автографы всех заинтересованных сторон сделки (ст 434, п.2 ГК РФ), иначе факт продажи будет признан недействительным. Если в тексте договора не указана стоимость недвижимости, по которой она продается – факт продажи считается несовершенным.

        По закону продавец передает во владение второй стороне не только недвижимость, но и тот кусок земли, на котором он размещен. Если продавец никогда не имел право владеть землей, покупателю участок передается на тех же условиях, на которых он находился у продавца. По законам РФ о недвижимости после подписания договора сторонам необходимо позаботиться об обязательном составлении акта передачи-принятия недвижимости. Это может быть акт или другой документ подписанный сторонами. Главным нюансом совершения сделки считается согласование процесса продажи со всеми зарегистрированными жильцами конкретного объекта.

        В нормативно-правовую базу можно ввести вот эти законопроекты: Федеральный закон «Об особенностях совершения сделок с недвижимым имуществом иностранными лицами и внесении изменений в ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года и письмо Росфинмониторинга №30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом …» от второго августа прошлого года.

        rieltor-ask.ru

        Что меняется в законах о недвижимости

        В 2013 году в законодательство было внесено достаточно изменений, связанных с недвижимостью. Главным образом они были направлены на расширение прав собственников жилья и на защиту владельцев недвижимого имущества от разных видов мошенничества.

        В статье речь пойдет: о поправках в законе о недвижимости; об изменениях в правилах регистрации недвижимости, а также о нововведениях в законодательстве РФ в 2014 году.

        Семейный кодекс

        Изменения в Семейном кодексе РФ касаются родителей, не имеющих собственного жилья или доли в общей собственности. Теперь отцы после развода должны оплачивать аренду квартиры, в которой проживает ребенок. Это же относится и к матерям, если ребенок остается жить с отцом.

        Уголовный кодекс

        В Государственной Думе одобрен законопроект, увеличивающий штраф за взятки и коммерческий подкуп. Вводится наказание за посредничество во взяточничестве при совершении сделок с недвижимым имуществом. Штраф начисляется в размере прямо пропорциональном сумме взятки.

        Новая статья 291.1 УК РФ о посредничестве во взяточничестве определяет четыре вида взятки: простая взятка, взятка в значительном размере, взятка в крупном размере и взятка в особо крупном размере. Ответственность за совершение преступления зависит от вида взятки.

        Жилищный кодекс

        Изменения в Жилищном кодексе в первую очередь касаются массовой регистрации приезжих на одной жилой площади. Для прекращения подобной практики в законе четко определили размеры минимальной доли в праве собственности на квартиру, которые зависят от общей площади жилья. Если площадь жилого помещения составляет 30 кв.метров, то доля каждого проживающего – не менее 1/3. При несоблюдении установленных норм вводится ограничение права собственника жилья на вселение лиц.

        Еще одно изменение в Жилищном кодексе РФ касается передачи в собственность жителей многоквартирных домов нежилых муниципальных помещений.

        Новые поправки в Жилищный кодекс также защищают права всех лиц, проживающих на одной жилой площади. Члены семьи собственника, в том числе бывшие супруги, только зарегистрированные в квартире, не могут быть выписаны и сохраняют право на проживание в ней даже при условии продажи.

        Прописка, начиная с 2013 года, носит заявительный характер, а зарегистрироваться по новому месту жительства теперь можно через Интернет.

        Изменение правил регистрации недвижимости

        С 1 октября 2013 года внесены изменения в процедуру постановки на учет жилья в многоквартирных домах. Жилые помещения в многоэтажках можно ставить на кадастровый учет до постановки на учет всего здания. При постановке на учет многоквартирного дома будут ставиться и все расположенные в нем помещения, даже составляющие общее имущество.

        Сократился общий и предельный срок государственной регистрации прав с 20 до 18 календарных дней. Регистрация недвижимости упростилась, а граждане РФ получили новые права и возможности для сохранения своей собственности. Теперь без разрешения или личного участия владельца жилья нельзя проводить какие-либо регистрационные действия с недвижимостью. Это должно снизить количество мошеннических операций с недвижимостью.

        Изменения касаются и сделок, которые оспариваются после их совершения. Предыдущий хозяин теперь может вносить возражения в отношении зарегистрированного права на объект собственности. Его мнение будет внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        С 1 октября 2013 года можно получить справку о кадастровой стоимости не только земельного участка, но и здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и помещения.

        С 1 марта 2013 года отменена регистрация сделок купли-продажи жилых помещений. Сделка считается заключенной с момента заключения договора. Однако регистрировать переход права собственности по договору купли-продажи квартиры по-прежнему необходимо. Теперь государственную пошлину в размере 1000 рублей оплачивает только покупатель.

        Изменения коснулись нежилых объектов и земли. Сделки дарения с 2013 года не регистрируются и считаются действительными после подписания документов.

        В 2013 году расширился перечень электронных услуг, которые предоставляет Росреестр. Теперь запрос на получение кадастрового паспорта на квартиру можно оформить через Интернет. Для этого надо заполнить специальную форму, послать запрос по электронной почте или через веб-сервисы. Вся необходимая информация представлена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

        Единый налог на недвижимость

        Новый налог на недвижимость, который планируется ввести в 2014 году, заменит действующий на данный момент налог на имущество и земельный налог. По новой схеме налог на недвижимость будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта.

        Кадастровая стоимость намного выше инвентаризационной, которую используют для начисления налога на имущество в настоящее время. Налог будет рассчитываться отдельно на земельные участки и недвижимость, однако размер его будет зависеть от кадастровой стоимости объектов.

        Ставка начисления налога на жилую недвижимость – не более 0,1% от кадастровой стоимости объекта, для нежилых объектов — до 0,5%. Для земельных участков, предназначенных под дома и дачи, ставка составит не более 0,3%, а для участков, используемых под другие цели — 1,5%. Налог на элитную недвижимость планируется рассчитывать исходя из ставки в 1% от кадастровой стоимости объекта.

        Для жилых помещений имущественный налоговый вычет будет рассчитываться в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров, но только на одну квартиру или дачу собственника. Для льготников вычет на жилое помещение составит 30%, на землю – 1000 кв. метров и только на один участок.

        В итоге налог на жилые помещения, при ставке в 0,1% от кадастровой стоимости объекта, составит в среднем 1466 рублей с квартиры. При средней стоимости жилой недвижимости в Москве 160000 рублей за кв. метр, налог на квартиру в 55 кв. метров составит 5600 рублей в год.

        Окончательное решение по ставкам налога должны принять региональные власти. На федеральном уровне устанавливаются минимальные и максимальные пределы ставок. Регионы начнут вводить налог на недвижимость с 1 января 2014 года, а на всей территории России налог будет введён до 2018 года.

        Налоговый вычет в 2014 году

        С 1 января 2014 года налоговый вычет привязан к налогоплательщику, а не к покупаемой квартире. Каждый россиянин, который платит налоги, имеет право один раз в жизни получить налоговую льготу при покупке жилой недвижимости в размере 2 000000 рублей.

        Однако теперь за льготой можно обратиться при покупке второй и третьей квартиры, если после покупки первой вычет в 2 000000 рублей не использован полностью. Такие изменения дают возможность всем участникам долевой и совместной собственности получить максимальный вычет.

        При покупке квартиры по ипотеке с 2014 года можно будет вернуть 13% от стоимости квартиры (не превышающей стоимость 2 000 000 рублей) и 13% от процентов, выплаченных банку. Изменения в законе о налоговых вычетах ограничили максимальную сумму для выплаты по процентам до 3000000 рублей. Это значит, что до принятия поправок было возможно вернуть 13% от всей переплаты по кредиту, а после принятия – только с суммы, не превышающей 3 000000 рублей. Вернуть проценты можно только по одному объекту.

        Использовать свое право на вычет в максимальном размере смогут покупатели, которые оформят право собственности на недвижимое имущество и заявят о своем праве на вычет после 1 января 2014 года. Вычет по процентам по ипотеке можно будет получить со всей суммы, если кредитный договор заключен до 1 января 2014 года, вне зависимости от времени обращения за вычетом.

        www.investmentrussia.ru

        Налог за тунеядство в России в 2018 году: введут ли?

        Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

        В чем суть закона о введении налога за тунеядство в России в 2018 году?

        Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

        Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

        Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы. Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи. В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

        Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

        В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований. Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали. Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

        В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

        На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч. По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством. Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

        Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

        Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

        Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

        1. Пенсионеры.
        2. Студенты.
        3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
        4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
        5. Инвалиды.
        6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.
        7. Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости. Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов. Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

          Избежать налога можно несколькими путями:

        8. Приобрести патент.
        9. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
        10. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
        11. Трудоустроиться на официальную работу.
        12. Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы. Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения. К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

          2018god.net

          Лабиринты Фемиды. Почему в России плохо пишут законы

          На прошлой неделе юридическое сообщество жадно смаковало выволочку, которую президентский совет по кодификации гражданского законодательства (совещательный орган при президенте, чья задача — следить за качеством законопроектов) устроил юристам из органов исполнительной власти, представившим на суд совета 133-страничный законопроект, которым вносились поправки в Закон о регистрации недвижимости, вступивший в силу всего год назад. Резюме совета было совершенно беспощадным: столь интенсивное изменение совсем недавно принятого закона свидетельствует о поразительно низком качестве ведомственного законотворчества.

          Постоянное изменение законов, которое приобрело в России угрожающий размах (парламент принимает около 500 законов ежегодно), по мнению совета, подрывает саму основу права и юриспруденции: граждане, от которых требуется знание и соблюдение законов, просто не могут считаться знающими законы своей страны – столь объемными, нечитаемыми и часто меняющимися они сегодня являются. В итоге совет призывает (видимо, правительство) остановиться, одуматься и что-то сделать, чтобы улучшить положение с законотворческой функцией Российского государства.

          История разработки и принятия Закона о регистрации недвижимости (заменившего два отдельных закона — о кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) мне хорошо знакома. Некоторое время назад я был приглашен как эксперт в сфере права недвижимости поработать над финальной версией текста законопроекта, который разрабатывался чиновниками Минэкономразвития. Я предложил коллегам из ведомства несколько идей, которые можно было бы включить в законопроекте и которые бы могли радикально улучшить нашу систему регистрации прав на недвижимость, сделав ее более достоверной и надежной.

          После некоторой паузы, которую коллеги взяли для внутренних обсуждений, они честно мне признались, что все мои идеи очень хорошие и правильные. Но не своевременные. Потому что для того, чтобы их реализовать в проекте, надо обсуждать их с другими федеральными органами исполнительной власти, а времени на это совершенно нет, потому что срок исполнения поручения начальства, велевшего принять закон не позднее такого-то числа, практически истек. «Когда-нибудь в следующий раз», — было сказано мне тогда.

          Собственно, после этого все мои позитивные эмоции, связанные с открывшимся в 2014 году окном возможностей для переформатирования отечественной системы регистрации прав на недвижимое имущество во что-то хоть сколько-нибудь похожее на лучшие зарубежные образцы, закончились.

          Законы на потоке

          Как мне представляется, у описанной проблемы есть несколько причин той или иной степени масштабности.

          Во-первых, у нас сегодня гипертрофирована роль закона. По идее законы — это довольно абстрактные правовые предписания, которые являются ориентиром для ежедневной социальной жизни и правоприменительных практик. Закон — не пошаговая инструкция, это, скорее, набор принципов, основных подходов и идей. В России же господствует идея о том, что для того, чтобы закон был хорошим, в нем «надо все прописать». Увы, это миф. «Прописать все» в законе не получилось ни у кого (история юриспруденции знает несколько попыток сделать это, все они с треском провалились) и не получится никогда.

          Реальная жизнь — штука слишком быстрая, изменчивая, а законодатель в принципе не способен предвидеть все многообразие возможных жизненных ситуаций.

          Во-вторых, у нас совершенно неправильно устроен законотворческий (и законодательный) процесс. К сожалению, Конституция России закрепляет, что правом законодательной инициативы помимо президента и правительства (первый — явно лишний), обладают также все субъекты Российской Федерации, все депутаты думы и члены совета федерации. В итоге субъектов законодательной инициативы — чуть менее тысячи лиц. Они не только вправе вносить законопроекты в парламент, но они вправе также вносить предложения о поправках к рассматриваемым проектам. Это самое страшное, разрушительное их право! Даже если законопроект написан профессионалами (что сейчас зачастую бывает довольно редко) в своем деле, даже если он безупречен на этапе внесения, сохранить эту безупречность при прохождении проекта в парламенте скорее всего не удастся, депутаты под давлением лоббистов всех мастей наверняка его испортят «ко второму чтению». Собственно, именно невозможность сохранить в чистоте изначальный замысел и юридическую технику законопроекта и есть главный дефект устройства законотворческого процесса.

          В-третьих, у нас до сих пор господствует совершенно отсталая система государственного менеджмента, основанная на принципе «поручение начальника — отчет исполнителя». Я не могу аттестовать себя как специалиста в сфере государственного менеджмента, но, насколько я понимаю, этот подход к государственному управлению безнадежно устарел. Зарубежная доктрина и практика государственного менеджмента сегодня во многом восприняла приемы управления бизнес-процессами: клиентоориентированность (клиенты — это граждане), целевой и проектный подходы, «приватизация» публичных функций — это все то, о чем рассуждают сегодня специалисты в сфере государственного управления.

          В-четвертых, это активно насаждаемая нынешним российским политическим лидером философия этатизма, заключающаяся в том, что государство позиционируется как отец, строгий, но справедливый, всегда и во всем готовый прийти на помощь, подставить свое мощное плечо. В результате законотворчество становится все более и более основанным на идее государственного вмешательства во все и вся: какие договоры следует заключать, куда ездить отдыхать, какие сайты посещать, какие фильмы смотреть, какие книги читать и проч.

          Это, разумеется, прямой путь в тоталитарное общество, из которого Россия, казалось бы, сбежала в начале 90-х. Вместо того, чтобы развивать частную инициативу (например, наделяя общественные организации широкими квазипубличными полномочиями по контролю за возможными нарушениями прав клиентов банков и застройщиков, потребителей, экологических стандартов и проч.), законотворцы при помощи законов «о государственной поддержке …» делают людей все более и более беспомощными, инертными и безынициативными.

          В-пятых, у нас отсутствует политическая конкуренция на всех уровнях общественной жизни. Именно это и порождает описанное безответственное отношение к качеству законопроектной работы.

          Писать законы, за которые не стыдно

          Идеальное законотворчество должно выглядеть так: профессионалы-законотворцы, сосредоточенные в одном месте (это может быть министерство юстиции или законопроектный офис правительства), должны разработать на основе предварительных социологических, экономических и других эмпирических исследований, подготовленных представителями заинтересованной части общества (из-за текущих проблем, но не по указке вышестоящего начальства), высокопрофессиональный текст.

          Его в парламент должно вносить правительство, «прикрывая» законопроект авторитетом народного мандата, полученного на последних выборах руководителем правительства (в России это де-факто президент). И никто, кроме правительства не должен иметь право законодательной инициативы (при этом, разумеется, парламент может обязать правительство разработать тот или иной закон). Депутаты могут или в целом принять закон, написанный профессионалами, либо отклонить его. Никаких поправок депутаты (не будучи профессионалами в сфере права) вносить в текст, подготовленный юристами, не могут.

          Они — депутаты (то есть, общественники, спортсмены, певцы, бизнесмены и проч.) — будучи представителями общества, могут от лица общества либо принять, либо не принять законодательную инициативу правительства. В случае несогласия парламента с внесенным законопроектом, должна создаваться согласительная комиссия, которая будет обсуждать тот текст, за который парламент будет согласен проголосовать. Разумеется, текст будет основан на компромиссах, но юристы-разработчики проекта должны выразить готовность идти на них. В результате реализации такой модели законопроектная работа станет относительно неспешной, намного более основательной и профессиональной. Однако ее реализация, увы, невозможна без изменения Конституции страны.

          Следует забыть о доктрине «государство-отец». Общество, управляемое и направляемое чиновниками, заведомо не перспективно, оно проиграет в глобальной конкуренции. Законы должны стимулировать и развивать частную инициативу. Рецепты для этого известны: введение присяжных по важным для всего общества категориям гражданских дел, внедрение доктрины т.н. «штрафных убытков», позволяющих обычным гражданам, чьи права были нарушены коммерсантами, наказывать тех рублем, легализация гонорара успеха, стимулирующего юристов оказывать юридическую помощь небогатым клиентам в расчете на участие в разделе выигрыша.

          Понятно, что для реализации всех этих идей необходим суд, по-настоящему независимый и профессиональный, то есть, такой, которого сейчас в России нет и создавать который надо будет в обозримом будущим по уже известным нашей истории рецептам (я имею в виду Великую судебную реформу Александра II).

          При этом, разумеется, должны быть изменены и технические подходы к законотворчеству. В качества образца для подражания здесь есть опять же известные примеры из нашего старого дореволюционного опыта (хотя в европейских странах законотворческий процесс с технологической точки зрения устроен примерно также). Пояснительная записка к законопроекту должна перестать быть той позорной страничкой формального и бессодержательного текста (как это есть сейчас). Она должна быть постатейной и предельно детальной. Из нее должно быть понятно, почему разработчики законопроекта сформулировали норму таким образом, а не иначе. Почему был поддержан один подход и отвергнут другой и т.д.

          Зачем нужен детальный текст пояснительной записки? Да потому что это уникальный инструмент в руках практикующих юристов, который позволит всем — нотариусам, адвокатам, судьям, юрисконсультантам, чиновникам и даже прокурорам понимать и применять закон одинаково, в соответствии с замыслом его разработчиков.

          Для примера могу привести такой исторический факт. Когда-то в Российской империи готовился проект Гражданского кодекса, первой кодификации гражданского права в России. Проект писали лучшие умы Империи в течение пары десятков лет. Итогом работы разработчиков стал великолепный 12-томный «Проект Гражданского уложения с объяснительною запискою» общим объемом около 6000 страниц. Надо ли мне говорить, что примерно в том же ключе работали и продолжают работать разработчики законов в развитых западных юрисдикциях.

          * автор выражает благодарность Сергею Васильевичу Сарбашу, судье ВАС РФ в отставке, за ценные советы и предложения, высказанные им при подготовке статьи.

          www.forbes.ru