Закон о переселенцах от 4 марта

Постановление Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»

Постановление Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I
«О введении в действие Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» со дня его опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

привести решения Правительства Российской Федерации, в том числе определяющие задачи и функции Федеральной миграционной службы России, в соответствие с указанным Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации нормативных актов, противоречащих указанному Закону;

предусмотреть выделение бюджетных средств, необходимых для реализации положений, установленных статьями 3, 5 и 7 указанного Закона, а также определить порядок формирования Фонда помощи вынужденным переселенцам (специального фонда денежных средств для оказания помощи вынужденным переселенцам).

3. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по правам человека совместно с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации разработать и представить на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации предложения о внесении изменений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» в целях упрощения порядка приобретения гражданства Российской Федерации гражданами бывшего СССР, проживавшими или проживающими за пределами Российской Федерации и вынужденными либо намеренными покинуть места своего постоянного жительства по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

4. Федеральной миграционной службе России в двухмесячный срок:

разработать методические указания по рассмотрению ходатайства о признании вынужденным переселенцем;

совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике разработать и утвердить формы документов, необходимых для реализации указанного Закона.

5. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по правам человека осуществлять систематический контроль за исполнением Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
«О вынужденных переселенцах»

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 февраля 1993 года

Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

Согласно закону вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах»

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Власти Ингушетии расписались в бессилии перед решением проблем переселенцев

Юнус-Бек Евкуров отреагировал на заявления вынужденных переселенцев из Чечни о невозможности получить от властей помощь и жилье. Он объяснил трудности с переселенцами поправками в федеральный закон, но пообещал разобраться в ситуации. Переселенцы могут сами направить жалобы на закон в Конституционный суд, парламент или премьеру, заявил министр по внешним связям, национальной политике, печати и информации Улан Евлоев.

Как писал «Кавказский узел», в феврале вынужденные переселенцы из Чечни в Ингушетию пожаловались на то, что власти не продляют им соответствующий статус. 15 марта в одном из частных домов в Назрани собрались около 200 вынужденных переселенцев. Они заявили, что лишились статуса беженцев и права на получение жилья, получив мизерные компенсации, а власти Ингушетии не хотят решать их проблемы и миграционная служба отказывается продлять статус беженца даже по решению суда.

14 февраля пресс-служба постпредства Ингушетии сообщила о пикете вынужденных переселенцев из Чечни у здания Госдумы в Москве. Глава республики Юнус-Бек Евкуров потребовал от Совбеза разобраться с «политизированной акцией, направленной на раскачивание ситуации» в Ингушетии, «установить всех участников, изучить их мотивы, и кто за ними стоит». Переселенцы не пикетировали в Москве, а встречались с депутатом от Ингушетии, заявила на это переселенка Мадина Дзортова, которую Евкуров назвал организатором пикета.

Прокуратуре переданы данные по 280 семьям с непродленным статусом беженцев

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров поручил руководителю своей администрации Магомеду Яндиеву в ближайшее время организовать встречу с вынужденными переселенцами из Чечни, в связи с недовольством людей, высказанном на встрече в Назрани, сообщается в пресс-релизе главы и правительства Ингушетии, поступившем в редакцию «Кавказского узла».

Составлены списки из порядка 280 семей, которым не продлен статус, списки сейчас находятся на проверке в прокуратуре республики

«В республике с переселенцами все вопросы были отработаны в рамках рабочей группы. При моем участии в декабре и феврале мы провели пять встреч со всеми, у кого такие проблемы существуют. Составлены списки из порядка 280 семей, которым не продлен статус, списки сейчас находятся на проверке в прокуратуре республики – ведомство изучит каждый отдельный случай и примет решение о мерах прокурорского реагирования по каждому случаю отказа в продлении статуса вынужденного переселенца», — приводятся слова главы Ингушетии в пресс-релизе.

Евкуров заявил, что проблема заключается не в работе управления Федеральной миграционной службы, которую переселенцы винят в отказе продлить статус беженцев, а в поправках к закону РФ «О вынужденных переселенцах», которые были приняты в 2015 году. Согласно этим поправкам, все, кто получил компенсацию, возвратную ссуду или иную господдержку, лишаются статуса вынужденного переселенца, пояснил он.

«В связи с этим мною дано поручение подготовить письмо на имя председателя правительства РФ с просьбой разобраться в ситуации и отменить принятые в 2015 году поправки, чтобы помочь этим людям в получении жилья», — сказал глава Ингушетии.

есть те переселенцы, кто уже по нескольку раз получили жилье, и они провоцируют остальных

Евкуров заявил, что нужно «еще раз выслушать проблемные вопросы, поступающие от переселенцев, и в то же время установить тех, кто лишний раз провоцирует граждан на такие акции».

«Еще раз отмечаю, вся работа была проведена и проводится, федеральным центром республике оказана серьезная поддержка в решении этого вопроса. В то же время есть те переселенцы, кто уже по нескольку раз получили жилье, и они провоцируют остальных», — отметил глава республики.

Евкуров призвал не «шантажировать власть»

Глава Ингушетии также заявил, что «попытки шантажа и давления на власть не пройдут». «Те «доброжелатели», которые пытаются оказывать вам помощь, на самом деле оказывают вам медвежью услугу, — заявил глава Ингушетии, слова которого приводит его пресс-служба. — Я без чьей-либо подсказки знаю, что этих средств (полученных переселенцами в виде первых средств поддержки за потерю имущества) недостаточно, но так прописано в законе. Когда были сформированы списки вынужденных переселенцев и по ним стали выдавать жилье, появилась группа порядка 200 человек, которые в эти списки не вошли. Из них мы создали общественный совет и с ними собирались для обсуждения этого вопроса».

По его словам, в прокуратуре подтвердили, что продлевать статус вынужденного переселенца этим людям по закону не положено.

«Мною было сказано, что, как только будет получен официальный ответ прокуратуры, я лично буду ходатайствовать перед председателем правительства Российской Федерации о внесении изменений постановления правительства РФ по данному вопросу. Мы сможем обосновать, что материнский капитал и другие виды господдержки не могут быть рассмотрены как компенсация за жилье», — сказал Евкуров.

По его словам, при этом некоторые люди, не дожидаясь результата, устраивают провокации. «Это не что иное, как попытки шантажа и давления на власть, и это у них не пройдет. А по этим организаторам, которые всю эту смуту среди людей наводят, будет произведена проверка на предмет законности получения ими жилья на себя, на своих родственников… Некоторые из них по два-три раза уже жилье получили», — заявил глава Ингушетии.

Евкуров призвал переселенцев не слушать тех, «кто мотивирует на поспешные, необдуманные действия». «Зачем надо было ехать в Москву и стоять там с плакатом у здания Госдумы? У нас есть депутаты и по первому вашему сигналу мы пригласим их в республику, пожалуйста, свою жалобу подавайте. Не обманывайтесь… Вас просто нагло обманывают! Не лезьте в эти дела и будьте более благоразумны. Тогда мы все задачи выполним», — сказал он.

Замруководителя администрации главы Ингушетии Тамерлан Гандалоев, курирующий правовой блок, рапортовал, что 7 марта была повторно создана рабочая группа для дополнительного анализа отказов в продлении статуса вынужденного переселенца. Ее возглавил заместитель секретаря Совета безопасности Ингушетии Исмаилхан Гайтов.

«Информацию о проделанной работе рабочая группа должна представить в срок до 30 марта 2018 года», — сообщил в свою очередь Исмаилхан Гайтов, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Руководитель первой рабочей группы, вице-премьер правительства Ингушетии Магомед Гогиев проинформировал, что всего по программе вынужденных переселенцев (в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2016 годы) в республике построено 1439 квартир, из них 599 — в сельском поселении Яндаре, 840 -в Назрани. Выданы 1187 квартир, жилье получили 6528 человек, рассказал Гогиев.

Министр по внешним связям, национальной политике, печати и информации Улан Евлоев заявил, что, когда в начале года недовольные постановлением переселенцы обратились к Евкурову с просьбой каким-то образом повлиять на ситуацию, республиканское руководство ничем помочь не смогло. «Чтобы нуждающиеся смогли получить жилье, должны быть отменены поправки в законе (закон РФ N 4530-I «О вынужденных переселенцах»). Мы не можем действовать вне закона, мы руководствуемся только им», — пояснил Евлоев.

По его словам, вопросом отмены поправок могут заняться исключительно переселенцы, которые «сами должны обращаться с жалобами в КС, парламент или к премьеру».

Однако руководство республики организовало группу для дополнительного анализа отказов в продлении статуса вынужденного переселенца, и она примет обращения переселенцев с последующей передачей их в указанные ведомства, отметил Евлоев.

«Программа помощи осуществляется Миннацом. На сегодня (24 марта) составлены списки (нуждающихся) людей. Всего обращения подали около 2 тысяч человек. Здесь — и те, кто получил денежную компенсацию, и те, кто владеет недвижимостью», — сказал Евлоев.

Проблема, по словам Евлоева, «не будет решена за два-три месяца», поскольку «это кропотливый труд в области юриспруденции».

Он сообщил, что поручение, которое дал Евкуров относительно подготовки письма на имя председателя правительства РФ с просьбой разобраться в ситуации и отменить принятые в 2015 году поправки, было готово «три-четыре дня назад». При этом Евлоев не смог уточнить, отправлено ли оно.

Глава Миннаца также рассказал, что в Ингушетии есть переселенцы, которые ранее отказались от денежной компенсации и не владеют имуществом. Эти люди уже получили жилье, сказал Евлоев. Он подтвердил, что таковых — 6528 человек, «но очередь на жилье есть».

«В конце 2017 года Миннац подал в Объединенную дирекцию по реализации федеральных инвестиционных программ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ заявление на предоставление жилья 721 семье. На данный момент пришел 201 сертификат на жилье. Планируется, что около 140 семей получат сертификаты на руки в течение месяца», — рассказал Евлоев.

Сумма, выделенная Минстроем РФ на сертификаты, равна 466 миллионам рублей, таким образом, каждое жилье в среднем будет стоить порядка 2,3 миллиона рублей, отметил глава Миннаца.

Тем, кто не потерял статус переселенца, жилье будет выделено до 2020 года

Семьи переселенцев могут получить квартиру, купленную на первичном рынке, или дом, который уже был в чьем-либо владении, рассказал министр по внешним связям, национальной политике. В случае, если семья решает приобрести дом, то схема приобретения выглядит следующим образом: держатель сертификата выбирает жилье, сообщает об этом в Минстрой, который заключает договор с продавцом; ему переводится сумма на счет, затем жилье передается переселенцу, рассказал Евлоев.

Собирается группа из представителей семей, и каждый, как на экзамене, тянет «билет», на котором указывается адрес квартиры

Если же семья хочет жить к квартире, то вопрос выбора решается жеребьевкой. «Процедуру проводит Миннац Ингушетии. Собирается группа из представителей семей, и каждый, как на экзамене, тянет «билет», на котором указывается адрес квартиры. Если человек хочет жить повыше или пониже, увы, отказаться от квартиры нельзя. На первый взгляд кажется, что схема не идеальная, но она используется во всех регионах России. Это честное распределение», — рассказал Евлоев.

Исключение составляют инвалиды и люди пожилого возраста. Им выдаются квартиры на первом либо на втором этажах, уточнил Евлоев.

Сейчас квартиры предлагаются в двух местах: это село Яндаре под Карабулаком и «105 массив» в Назрани. По словам Евлоева, «и там, и там специально для переселенцев возведены новые жилые городки с хорошей инфраструктурой». «Городки обеспечены школами, садами, во дворах — новые детские площадки», — рассказал Евлоев.

Он особо отметил, что ни первая, ни вторая схема не подразумевает выдачу денег переселенцам на руки. Завершить программу выдачи жилья переселенцам планируется в 2020 году, подытожил глава Миннаца.

Адвокат московской коллегии адвокатов «На Малой Дмитровке» Евгений Черноусов , комментируя поправки в ФЗ, на которые ссылаются власти, объясняя проблемы с отказом в статусе, отметил, что изменение закона — процедура, схожая с его принятием.

«Чтобы закон был изменен, поправки должны быть рассмотрены в обычном порядке — рассмотрение Госдумой в трех чтениях, затем подпись президента», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Черноусов.

При этом, чтобы парламент приступил к рассмотрению изменений ФЗ, в Думу должно быть направлено соответствующее заявление. Его могут подать либо группа депутатов, либо председатель правительства, либо президент, сказал Черноусов.

Адвокат подтвердил, что для решения вопроса переселенцев им необходимо обращаться либо в думу, либо к председателю правительства.

Черноусов также отметил, что есть способ изменения ФЗ с помощью Конституционного суда. «КС постановляет, насколько тот или иной закон соответствует Конституции. И если он решит, что принятые поправки антиконституционны, то они будут отменены», — сказал Черноусов.

Переселенцы заявили об отсутствии конкретики в обещаниях властей

Мадина Дзортова, участвовавшая в деятельности рабочей группы по делам переселенцев, рассказала, что встречи с главой Ингушетии, на которых она присутствовала, «проходили по инициативе переселенцев, а не властей, и в ходе них главным требованием было восстановление статуса вынужденных переселенцев».

Наше главное требование к властям – это восстановление нашего права на получение жилья от государства

«У нас много проблем, но в данный момент наше главное требование к властям – это восстановление нашего права на получение жилья от государства. Нам надо, чтобы восстановили наш статус. На встречах с главой республики было около 150-200 человек и у всех у них одно общее требование. Поэтому повесткой встреч было составление списка переселенцев, которым не продлен статус переселенца по тем или иным причинам», — рассказала корреспонденту «Кавказского узла» вынужденная переселенка.

Она отметила, что на встрече с главой республики переселенцы подробно рассказали о своих проблемах.

«Переселенцы говорили, что они получали компенсации за потерянное в Грозном жилье в размере 120-130 тысяч рублей в 2001-2002 годах. Но получили деньги после дефолта 1998 года. Они по сегодняшний день снимают жилье. Пособий на оплату жилья, на пропитание от государства за эти годы не получали. Мы спрашивали, почему мы не получали эти пособия, но так и не поступил ответ. В результате мы составили список из 280 семей, которым не продлевают статус переселенца и передали властям. Пока нет никакой информации, что стало с этим списком», — рассказала Дзортова.

При этом, она отметила, что «в этом списке не все семьи, у которых проблемы с продлением статуса переселенца». «Глава республики нам сказал, что прокуратура проверит эти списки и при необходимости он обратится к правительству для решения вопроса», — сказала Дзортова.

По ее словам, Юнус-Бек Евкуров не давал конкретных обещаний решить их проблемы и не называл конкретные сроки.

«Он не назвал сроки решения нашей главной проблемы. Просто сказал, что будет заниматься этим вопросом. При этом у него были претензии к переселенцам. Власти будто обвиняют нас в том, что мы стали вынужденными переселенцами. Они разговаривают с нами с позиции обвинительной стороны. Мы виноваты, что у нас забрали документы на собственность наших домов в Грозном? Ведь только в этом случае нам давали статус переселенца. Мы разве виноваты в том, что оказались в такой тяжелой ситуации после войны?», — сказала Мадина Дзортова.

Она сообщила, что «глава республики предлагал переселенцам выявлять тех, кто незаконно получал жилье». «Но мы ответили, что это не наша задача, а работа компетентных органов, например, миграционной службы, и это вопрос к тем чиновникам, которые незаконно предоставили жилье», — заявила Мадина Дзротова.

Женщина отметила, что, по ее сведениям, угроз или давлении со стороны властей не было.

«Таких случаев, скорее всего, не было. Я не со всеми общалась, но если бы были угрозы, я бы знала о них», — заверила она.

Мадина Дзортова отметила, что «переселенцы всегда открыты к любым встречам, которые поспособствуют решению их проблем, но встреч было много, а проблема остается нерешенной».

Мы больше 20 лет находимся в тяжелой ситуации и больше не можем молчать. Наша проблема не решается, и мы вынуждены о ней говорить

«Мы бы хотели услышать от властей конкретные предложения и конкретные даты решения наших проблем. Еще я бы хотела ответить на обвинения о провоцировании переселенцев. Никто нас не провоцирует на действия. Мы больше 20 лет находимся в тяжелой ситуации и больше не можем молчать. Наша проблема не решается, и мы вынуждены о ней говорить. Наши права нарушены, и мы заявляем об этом. По их логике, мы не имеем на это право? Но если Юнус-Бек Баматгиреевич будет и дальше обвинять вынужденных переселенцев, то нам не о чем будет с ним говорить», — заявила Дзортова.

По ее словам, в таком случае переселенцы будут обращаться в федеральный центр и к президенту страны. «Если они знают, что были случаи незаконного получения жилья переселенцами, то пусть найдут их и накажут по закону. Не надо обвинять всех переселенцев», — сказала Дзортова.

Она также отметила, что, «если новая встреча состоится, то требованием, как и прежде, будет восстановление статуса переселенцев и предоставление жилья от государства взамен потерянных в Грозном домов и квартир».

Переселенка Роза Ужахова, которая была на встрече с Евкуровым и на собрании в Назрани, рассказала, что «глава Ингушетии обещал заняться решением проблемы продления статуса переселенцев».

«Мы требовали восстановить наш статус переселенцев. Он сказал, что будет решать проблему, но дату не назвал. 24 года я хожу по квартирам. После 1995 года я вышла замуж и родила сына. Он родился с патологией, и я сама работать не могу. Работает мой муж, получая 16 тысяч рублей в месяц, из которых 11 тысяч мы отдаем за квартиру и оплачиваем коммунальные услуги. После мая нам придется съезжать с квартиры и снимать другую. Нам очень нужна наша собственная квартира», — сказала Роза Ужахова корреспонденту «Кавказского узла».

Она также отметила, что на переселенцев не оказывали давление из-за собрания в Назрани.

«Это собрание было спонтанным. Нас никто не провоцировал на эту акцию. У нас общая проблема, которая нас сплотила. Вот мы и поднимаем этот вопрос, надеясь на решение», — сказала она.

Роза Ужахова также добавила, что готова еще раз встретиться с главой республики и потребовать решения проблемы. «Я же не требую каких-то немыслимых вещей. Я всего лишь хочу от государства получить квартиру вместо той, которую я потеряла в Грозном», — сказала она.

Другой поселенец рассказал, что на встрече с Евкуровым в феврале «звучали обещания решить проблему с продлением статуса переселенцев, но ближе к марту создалось ощущение, что власти забыли об обещаниях».

«На встрече было выбрано пять человек в качестве рабочей группы, которая собирала документы переселенцев. Собранные документы были сданы компетентным органам и на очередной встрече по проблемам переселенцев членам рабочей группы сказали, что в поселке Юбилейный открыт новый микрорайон и там якобы 200 квартир для переселенцев. Однако сказали не надеяться на эти квартиры. То есть они сначала говорили, что решат проблему, потом уже в начале марта заговорили по-другому», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» один из переселенцев, пожелавший не называть своего имени.

Он также подтвердил, что угроз в адрес собравшихся в Назрани переселенцев со стороны представителей власти не поступало. «В этом плане все в порядке. Но вот люди уже потеряли веру. На новую встречу с главой республики, конечно, пойдут люди, но их уже не будет так много, как в прошлый раз. И они уже не поверят словам и обещаниям. Лично я думаю, что глава республики не может решить нашу проблему», — сказал переселенец.

При этом опрошенные «Кавказским узлом» переселенцы отметили, что их никто на новую встречу еще не приглашал, и у них нет сведений, что глава республики намерен организовать ее.

источник: корреспонденты «Кавказского узла»

www.kavkaz-uzel.eu

Вынужденные переселенцы: правовой статус, проблемы и помощь государства

За последние десять лет в России более 6 млн человек получили статус «вынужденные переселенцы». Эта группа объединяет граждан, которые были вынуждены покинуть места постоянного проживания и приехать в РФ. Правовой статус этой категории соотечественников устанавливает Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

Современный миграционный процесс

Различные неблагоприятные факторы заставляют людей переселяться из одной страны в другую. Распад СССР, образование новых государств, вспыхивающие политические и военные конфликты повлияли на изменение миграционных процессов, их направление, структуру и интенсивность. Появилось большое количество лиц, которые переселяются из других стран в Россию или перемещаются внутри России и имеют статус как беженцев, так и вынужденных переселенцев (ВП).

Кто формирует миграционный поток под названием «вынужденные переселенцы»

Прежде чем говорить о правом статусе и проблемах данной категории граждан, стоит выяснить, кто они.

Согласно принятой законом « О вынужденных переселенцах » от 19 февраля 1993 года № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) (далее Закон о ВП) терминологии, вынужденный переселенец – это гражданин России, который покинул место жительства из-за совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка или из-за политических убеждений.

Вынужденным переселенцем признается:

  • Гражданин РФ, вынужденно уехавший из другой страны проживания.
  • Гражданин РФ, вынужденно переехавший из одного в другой регион страны.
  • Члены семьи вынужденного переселенца – его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с момента регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
  • Обстоятельства, вынудившие человека покинуть постоянное место жительства, определяют понятие «вынужденный переселенец» и формируют группу таких граждан.

    Речь идет о преследовании:

    • по вероисповеданию;
    • по языку общения;
    • по расовой и национальной принадлежности;
    • по политическим убеждениям.
    • Разграничение понятий «вынужденный переселенец» и «беженец»

      Выделив вынужденных переселенцев в отдельную правовую группу, обозначим их отличие от беженцев. В правовом смысле разница состоит в том, что переселенец остается гражданином своей страны, легально проживающим на территории РФ, а беженцу необходимо оформлять вид на жительство в России.

      Отказ в признании статуса вынужденного переселенца

      Согласно ст. 2 Закона РФ № 4530-1, вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

    • совершившее тяжкое преступление против мира и человечности;
    • не подавшее ходатайство на получение статуса ВП в течение 12 месяцев со дня убытия с территории проживания;
    • изменившее место жительства по причинам экономического или техногенного характера.

    Как проходит процедура признания

    В соответствии со ст. 4 и 5 Закона РФ № 4530-1, процедура получения статуса вынужденного переселенца делится на следующие этапы:

    1. Ходатайство о признании ВП подается в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или через портал Госуслуг в течение месяца со дня прибытия.
    2. Принимается решение о регистрации ходатайства в органе Государственного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД, как правило, на это требуется три дня после поступления ходатайства.
    3. Принимается решение о присвоении статуса вынужденного переселенца.

    Процесс получения

    После рассмотрения заявления территориальный орган миграционной службы принимает решение о признании гражданина вынужденным переселенцем. Ему присваивается этот статус на пять лет. Вынужденному переселенцу выдается удостоверение, куда, помимо основной, вносится информация о детях в возрасте до 18 лет. Федеральные органы исполнительной власти в силу своих возможностей обеспечивают обустройство семьи переселенца в новом месте на территории РФ.

    После окончания пятилетнего срока статус продлевается каждый последующий год.

    Сроки принятия решения

    Решение о присвоении статуса ВП принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и не зависит от возможности человека обустроиться на новом месте.

    После принятия решения органом ГУВМ МВД в течение 5 дней направляется ответ о результатах рассмотрения этого заявления в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал.

    В случае отказа отправляется уведомление с объяснением причин и порядком обжалования этого решения. Гражданин, обратившийся с жалобой, на время ее рассмотрения пользуется всеми правами человека с зарегистрированным ходатайством.

    Какие права и обязанности у вынужденных переселенцев

    Законодатель прописывает права и обязанности ВП, вытекающие из их статуса. Правовое положение этой категории людей соответствует положению граждан России, но имеет свои особенности согласно ст. 6 Закона о ВП.

    Права, получаемые вынужденными переселенцами:

  • содействие в перевозке багажа к новому месту проживания, для малоимущих – бесплатная доставка;
  • возможность проживания в центре временного размещения (ЦВР) (с оплаченным питанием и коммунальными услугами);
  • гарантии государства, что вынужденного переселенца не переселят без его согласия в другое место и не вернут туда, откуда он переехал.
  • Кроме того, вынужденный переселенец обязуется:

  • уважать Конституцию Российской Федерации и ее законы;
  • не нарушать порядок в ЦВР;
  • ежегодно проходить процедуру переучета.
  • при смене места проживания в пределах территории России в течение одного месяца вставать на учет в территориальный ГУВМ МВД.
  • Выбор региона для проживания вынужденно перемещенных граждан

    Вынужденный переселенец может выбрать место проживания в пределах РФ, при этом федеральные органы исполнительной власти выполняют следующие функции:

  • предоставляют сведения о перечне населенных пунктов, которые рекомендованы для постоянного проживания;
  • информируют об условиях проживания на этих территориях;
  • предоставляют возможность получить работу в этих населенных пунктах.
  • Помощь государства

    Государство определяет предоставление помощи в виде социальных льгот, пособий и финансовой помощи.

    Социальные льготы

    В рамках социальной помощи государством предусмотрены льготы вынужденным переселенцам PФ в 2018:

  • оказание юридической помощи в случае подачи жалоб, разрешения споров, задержания и судебных разбирательств;
  • льготы на медицинское обслуживание и медикаменты;
  • программа по оздоровлению детей и инвалидов.
  • Пособия, предусмотренные для ВП

    Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ « О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем » от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

    Вопрос проживания

    Теперь стоит сказать о жилье вынужденным переселенцам. Жилищный вопрос в этом случае решается двумя способами:

  • предоставляется жилье для временного поселения;
  • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).
  • Статьей 108 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений фондов для временного поселения данной категории граждан, а статья 11 Закона о вынужденных переселенцах описывает порядок предоставления такого жилья.

    Также государственная финансовая поддержка осуществляется предоставлением социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а право на ее получение подтверждается ГЖС.

    Для расчета размера субсидии используется такая социальная норма общей площади квартиры:

  • для одиноких граждан – 33 квадратных метров;
  • на семью из двух человек – 42 квадратных метров;
  • на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек – по 18 квадратных метров.
  • Жилье участники программы могут приобрести на первичном или вторичном рынке недвижимости. Для этого открывается счет в одном из уполномоченных для этого банков: «Сбербанке», «Газпромбанке», «Зените», «Уралсибе», «Росбанке». Затем в течение девяти месяцев человек подбирает жилье. Субсидия выдается в безналичной форме, ее размер рассчитывается исходя из даты выдачи сертификата и не может быть изменен.

    В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 сводный список вынужденных переселенцев формируется органом местного самоуправления, в котором находится дело гражданина, изъявившего желание участвовать в подпрограмме. Список составляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

    Проблемные вопросы получения жилья

    К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

    Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.

    Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео


    100migrantov.ru