Закон о землях общего пользования

Оглавление:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ» КАК ОБЪЕКТА, НЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 12.08.2008 N Д23-152.

Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Земельный кодекс не раскрывает понятия »другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс) применяется термин »территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п. 12 ст. 1) , в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в п. 2 ч. 4 ст. 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В связи с тем что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.

В настоящее время п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ »О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В то же время п. 3 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.

По общему правилу владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором ( ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)). Специалисты Минфина сообщают, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения ст. 262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

www.subschet.ru

Земли общего пользования

К землям общего пользования относятся дороги, подъездные пути, территории линий электропередач, трубопроводов (газ, вода, канализация), служебные постройки, расположенные в садоводческих товариществах, гаражных кооперативах и МУПах. В 2016 году оформление прав на их использование не изменилось. Участки, имевшие статус бессрочного пользования, необходимо оформить в аренду или выкупить в собственность. Дачные участки, полученные в свое время на безвозмездной основе, попали под действие закона о дачной амнистии. Земли общего пользования оформляются в соответствии с положениями нового Земельного Кодекса, введенного в действие ФЗ № 137 от 25.10.2001 г.

Правильно сориентироваться в законодательных актах, получить право по закону и избежать административной ответственности за его умышленное нарушение или пренебрежение помогут профессиональные юристы.

Портал Правовед. RU предлагает квалифицированную юридическую помощь 24 часа в сутки. Специалисты по земельному праву подскажут, как правильно оформить участок, закрепить свои права на него и избежать штрафов.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Не подписывают межевание участка, смежный участок относится к землям общего пользования, что делать?

Добрый день! Председатель ТСН не хочет подписывать межевание участка, объясняе тем что смежный участок собираются в дальнейшем продать. Участок относится к землям общего пользования на нем стоит старая сторожка иескости для воды которой пользуются . Показать полностью

Присоединение земель общего пользования

Здравствуйте. Суть вопроса в следующем. У нас в СНТ имеется участок 10 соток, участок оформлен, зеленка есть. Хотим присоединить к нему дополнительно 2 сотки. Со слов председателя, те 2 сотки являются землями общего пользования и находятся в . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Как узаконить 4 сотки земель общего пользования?

Добрый вечер. В 2016 приобрели участок 10 соток в СНТ. За нашим участком располакается ЗОП — 4 сотки, за этими 4 сотками идет граница ИЖС. Справа и слева от нас участки в свое время приватизировали такие же 4 сотки ЗОП и теперь получается, что к тем . Показать полностью

Как оформить в собственность часть земель общего пользования в СНТ?

Здравствуйте. Имеется в собственности два земельных участка в снт. Между участками земли общего пользования (часть дороги). Как оформить в собственность эту часть дороги? мои участки крайние у леса, т.е. фактически дорога упирается в лес. Заранее . Показать полностью

Как быть, если при строительстве захватили землю общего пользования?

Помогите пожалуйста! купили с супругой участок земли под ижс, убрали забор и начали строить дом на территории по точке оставшиеся от старого забора. когда построили полностью дом для ввода в эксплуатацию вызвали геодезистов, и о ужас-оказалось, что . Показать полностью

Аренда или выкуп земли общего пользования, являющейся частью подъездной дороги

Здравствуйте! Вот вроде бы нельзя земли общего пользования получить в аренду или выкупить. А если дорога заканчивается моими воротами, а справа и слева чужие участки, но без ворот и калиток, тогда есть шанс, что участок перед воротами примерно . Показать полностью

Приобретение части земель общего пользования у СНТ

Добрый день. Наш участок ( 6 соток) является крайним в снт. Мы договорились с снт о приобретении части примыкающих земель общего пользования в размере 2х соток. Большинством на собрании СНТ было проголосано ЗА. Составили обычный договор купли- . Показать полностью

Выдача в собственность земли общего пользования

Помогите решить проблему с ЗОП (земли общего пользования). У нас уже 7 лет как ликвидировано СНТ — 500 участков (с 2010г). Земли общего пользования не были оформлены в собственность СНТ, хотя есть постановление администрации города от . Показать полностью

Льготы для СНТ на налог по земле общего пользования

Здравствуйте! Я казначей СНТ, делаю расчет по земельному налогу общего пользования. Есть ли льготы по данному налогу для пенсионеров , т.к. их в саду 70%. Спасибо. 27.10.2016 Лидия Михайловна г. Екатеринбург.

Налоги на земли общего пользования в ДНП

Здравствуйте.ДНП выкупило ЗОПы. За них стали приходить налоги. Налог большой. Многие не хотят делать взносы в ДНП на налоги. В ДНП не все вступили. Что нам делать? Некоторые члены предлагают сделать отчуждение ЗОП в пользу государства и . Показать полностью

Продажа земли общего пользования

Я член СНТ, имеется право собственности на землю на участок, так же я участвовал в приватизации земель общего пользования, сейчас хочу продать свой участок, могу ли я так же продать свою долю в общей земле или получить деньги потраченные при . Показать полностью

Как признать факт продажи земли общего пользования не законным?

Администрация города продала соседу участок земли по которому осуществлялся заезд как на мой участок так и на участок соседа. Теперь фактически я лишен возможности заехать на свой участок и откачать канализацию. в администрации говорят, что я могу . Показать полностью

Как за землю общего пользования в садоводческом товариществе начать получать квитанции от ФНС?

Здравствуйте. Нашему саду принадлежит земля на праве собственности на основании Постановления главы города, согласно которому часть земли передана в общую совместную членам коллективного сада — земли общего пользования. В настоящее время земельный . Показать полностью

Необходимо ли межевать и ставить на учет земли общего пользования СНТ?

Закреплена ли обязанность за некоммерческими объединениями граждан (садоводами и дачниками) в постановке на кадастровый учет земель общего пользования, право собственности на которые, зарегистрированы на товарищество, как юридическое лицо

Является ли придомовая территория перед забором частного дома общей?

Здравствуйте! подскажите является ли придомовая территория перед забором частного дома общей? Если дом на два хозяина, участок разделен и в собственности, моя часть дома сзади, но также имеется земля спереди и стоит свой забор (калитка и ворота), . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

pravoved.ru

Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (СНТ)?

Нужно ли оформлять права на такие земли? Каков порядок оформления прав на земли общего пользования СНТ? Постараемся вкратце прояснить некоторые моменты, связанные с этим непростым процессом оформления прав на земли общего пользования.

04.07.2016 Общие и коллективные, в чем разница?

Во-первых, земли общего пользования не попадают под «Дачную амнистию», соответственно, на них не распространяется упрощенный порядок приватизации.

Во-вторых, к земле общего пользования в садоводческих товариществах, гаражных кооперативах относятся дороги, проезды, земли на которых расположены линии электропередачи, газопроводы, трубопроводы, водоемы, подсобные сооружения (сторожки), то есть все то, что находится на территории СНТ или ГСК, за исключением земельных участков, непосредственно закрепленных за гражданами. Эти земли являются коллективной собственностью членов кооперативов и товариществ.

В-третьих, согласно статье 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Важно! С 27 июля 2018 года некоторые положения данной статьи устарели так как вышел новый федеральный закон

В 2017 Вступил в силу новый закон о земле для СНТ (ТСН) некоторые положения которого изменяют условия использования земель общего пользования. Закон упраздняет СНТ, ДНП и другие формы Садовых товариществ, оставляя всего две формы ТСН (товарищество собственников недвижимости) и ТСЖ (товарищество собственников жилья)

В-четвертых, Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

В-пятых, у любого садоводческого товарищества, гаражного кооператива в составе документов должен находится правоустанавливающий документ на земли общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность, или акт закрепляющий право постоянного бессрочного пользования землей.

Итак, мы уже вкратце обмолвились, что земли СНТ могут принадлежать как на праве коллективной собственности, так и быть закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Рассмотрим поподробнее случай, когда земельные участки закреплялись за СНТ на праве коллективной совместной собственности.

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ? – спросите вы. Для этого надо вернуться в 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Так, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР №1103-1 от 25.04.1991 г. в РСФСР подтверждалось многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.

В РСФСР устанавливались государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).

Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, земли общего пользования оформили в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу.

Земли общего пользования садоводческих товариществ передавались им бесплатно и разделу не принадлежали.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу должны были выдать документ, удостоверяющий право на землю.

Такие земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принадлежат гражданам, а ни в коей мере не юридическому лицу. Свидетельство, имеющееся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок именно у граждан. То, что в качестве правообладателя (субъекта права) указано садоводческое товарищество, накладывает определенные отпечатки, но не исключает право собственности граждан.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы не предусматривают наличие коллективной собственности, а только совместную и долевую – это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. В Федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который принят 25 октября 2001 года, есть пункт 9 статьи 3, в котором говорится: «Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная?

Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица.
Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению общего собрания, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу земель общего пользования, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же земли общего пользования остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником земель общего пользования до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка.

Здесь же считаем необходимым отметить еще целый ряд вопросов, который может возникнуть в ходе оформления прав на земли общего пользования, а именно несоответствие площади земли, указанной в постановлении и свидетельстве (акте) и уточненной площади, после проведения межевания. Такое расхождение может быть связано как с нарушением границ самого садоводства, так и с самозахватом чужого земельного участка (незаконное увеличение земельного участка). Или участки, уже оформленные в СНТ в собственность, не соответствуют первичной документации и расположены на землях общего пользования. Возможно расхождение в списках членов, представленных председателями СНТ, и это при том, что численность владельцев земельных участков в СНТ может быть свыше двухсот-трехсот и фактически собрать всех собственников для обсуждения того или иного вопроса очень затруднительно, не говоря уже о том, что практически в каждом садоводческом товариществе находятся заброшенные земельные участки, а также другие вопросы, которые затрудняют процесс формирования и оформления земельных участков.

Однако стоит помнить, что существующие права на земли общего пользования у садоводов никто не сможет отнять.

zemli78.ru

Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ

При рассмотрении и решении вопросов, связанных с земельными участками и межеванием часто возникают вопросы по объектам общественного значения. Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий. Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.

Что такое земли общего пользования?

Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются статьей 85. Она указывает на следующий перечень таких объектов:

  • площади и улицы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, парковые зоны;
  • водные объекты и пляжи.
  • Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность. Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду. Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.

    Земли общего пользования в населенных пунктах

    В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям. Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков. В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования.

    Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования. Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения. В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.

    Земля общего пользования между соседями

    Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.

    Обычно споры возникают касательно дорог и подъездов к отдельным земельным участкам. Нередко судебная практика фактически позволяет одному из соседей контролировать дорогу, которой пользуются и другие владельцы. Подразумевается, что он не должен при этом ограничивать движение. Однако часто возникает ситуация, когда такой сосед передвигает забор, сужая проезд до минимально возможного.

    В такой ситуации необходимо решать вопрос через суд, возможно проводить межевание. Если имеются документы, подтверждающие, какая территория должна отводиться под проезд — можно его вернуть. Однако если таких документов нет, но при этом есть межевание у соседа, указывающее на правомерность установленного забора — в этом случае что-то решить будет весьма проблематично.

    Межевание земель общего пользования помогает определить в законном порядке границы территории. В этом случае исключаются любые попытки захвата или незаконного продвижения.

    Межевание земель общего пользования в СНТ

    СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности. Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен кадастровый паспорт. Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.

    Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов. При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица. В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.

    Оформление земель общего пользования в собственность СНТ

    В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.

    То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.

    Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ

    Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
  • данные по учредительной документации садового товарищества.
  • Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования.

    Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога. Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.

    Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году

    Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.

    Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

    Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.

    Незаконный захват земли общего пользования

    Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

    Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

    • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
    • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
    • от двух до 20 тыс. — для юридических.
    • Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.

      classomsk.com

      Земли общего пользования: правовые признаки и место среди иных видов земель. Статьи по предмету Земельное право

      ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ И МЕСТО СРЕДИ ИНЫХ ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ

      А.П. УШАКОВА

      Правовая конструкция права общего пользования землями предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) и предполагает возможность прохода, проезда или пребывания на землях или территориях неопределенного круга лиц.
      Право общего пользования землями — это разновидность права природопользования, оно имеет эколого-правовую, а не вещно-правовую природу. Как следствие, оно может быть реализовано в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве недвижимого имущества. Это один из тех немногих случаев, когда юридически допускается использование земель, если земельные участки не были образованы. Передвижение по земле или пребывание на ней может осуществляться свободно — нет необходимости предоставлять земельный участок или оформлять специальное разрешение.
      Реализация права общего пользования зависит от многих факторов:
      — целевое назначение земель;
      — разрешенное использование земель;
      — в частной или публичной собственности находятся земельные участки и т.д.
      В известной степени поэтому в законодательстве право общего пользования землями не раскрывается с помощью единой абстрактной нормы, а лишь упоминается при установлении режимов некоторых видов земель.

      Объекты права общего пользования землями

      Один из наиболее проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении права общего пользования землями как субъективного права граждан и организаций, — каковы его объекты. Перечень или критерии их определения законодательно не зафиксированы.
      Традиционно под землями общего пользования понимаются лишь земли в границах населенных пунктов, специально предназначенные для общего пользования . При таком подходе, как правило, вопрос о том, допустимо ли общее пользование иными землями, не ставится. Значительно реже в юридической литературе обращается внимание на то, что для передвижения людей могут использоваться и иные виды земель, а не только земли общего пользования в населенных пунктах . В результате анализа таких правоотношений несколькими авторами было предложено использовать термин «земли общего пользования» не только в узком, но и в широком смысле, включая в него не только земли общего пользования в населенных пунктах, но и иные объекты права общего пользования .
      ———————————
      Смотри, например:
      Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958. С. 118; Сафин З.Ф., Нигматуллина Э.Ф. Понятие земель общего пользования и их правовой режим // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152. Кн. 4. С. 141 — 148.
      Право природопользования в СССР / Отв. ред. И.А. Иконицкая. М., 1990. С. 83 (автор главы — О.И. Крассов); Андрианов Н.А. За границами красных линий // ЭЖ-Юрист. 2011. N 23;
      Гриц Д.С. Земельные участки общего пользования: состав и правовое регулирование // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 7. С. 112 — 116.
      Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М.: Госюриздат, 1958. С. 202 — 203; Шароварова О.Д. Юридическое понятие «земли общего пользования» // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. N 3. С. 122 — 131.

      На наш взгляд, широкий подход к пониманию объектов права общего пользования землями в большей степени соответствует как букве, так и духу закона. Это право не может быть ограничено лишь землями, которые специально предназначены и приспособлены для передвижения людей и расположены в границах населенных пунктов. Оно может быть реализовано на любых землях и земельных участках, правовой режим которых допускает или по крайней мере не воспрещает доступ к ним неопределенного круга лиц.
      ———————————
      В Толковом словаре Д.Н. Ушакова доступ толкуется как «возможность посещения, впуск; разрешение заниматься, пользоваться чем-нибудь» // Толковый словарь Д.Н. Ушакова. URL: http://ushakovdictionary.ru.

      Однако представляется, что такие земли не могут быть обозначены термином «земли общего пользования». Почти в течение века этот термин использовался (как в законодательстве, так и в научных работах) как сокращение от сочетания «земли общего пользования в составе земель населенных пунктов» или «земли общего пользования в населенных пунктах». Столь длительное устоявшееся использование термина не может быть перманентно изменено, поэтому при его употреблении для обозначения всего круга объектов права общего пользования приходится постоянно вносить оговорку, что термин используется в нестандартном, широком значении. Неслучайно, по правилам законодательной техники, использование одного термина в двух разных значениях считается негативным — это действительно вносит неясность, а иногда и путаницу. В связи с этим мы предлагаем обозначить все земли или земельные участки, режим которых допускает их использование для передвижения неопределенного круга лиц, с помощью самостоятельных терминов: «земли, доступные для общего пользования» и «земельные участки, доступные для общего пользования». В этих понятиях ключевую роль играет слово «доступный». Очень емко его значение разъяснил Д.Н. Ушаков: доступный — значит «открытый для посещения или пользования; такой, к которому свободен доступ» . Важно, что доступным для общего пользования может быть объект, который специально для этого не предназначен, — его назначение может быть вовсе не связано с общим пользованием.
      ———————————
      Там же.

      Общим для режима всех земель, доступных для общего пользования, является дозволение их использования на основании права общего пользования. В остальном их режимы могут различаться весьма значительно. И целевое назначение земель, и разрешенное использование земельных участков в их составе могут быть самыми разнообразными. При этом земли общего пользования в населенных пунктах мы рассматриваем как одну из нескольких разновидностей земель, доступных для общего пользования. Одновременно такие земли являются видом земель населенных пунктов. Это имеет принципиальное значение для изучения юридического понятия и признаков земель общего пользования как объекта правовых отношений.
      Исчерпывающе обозначить круг земель и земельных участков, доступных для общего пользования, оказывается непросто. В российском законодательстве право общего пользования землями не зафиксировано в виде общей нормы. Не предусмотрен и перечень земель, которые могут использоваться на таком основании. Более того, в значительном числе случаев право общего пользования землями прямо не закрепляется, а реализуется как составная часть права общего пользования иными природными ресурсами.
      Обобщая содержание различных правовых норм, можно обозначить такой перечень земель и земельных участков, доступных для общего пользования:
      1) земли (территории) общего пользования в населенных пунктах и земельные участки в их составе. В части 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлено, что такие земли предназначены для общего пользования. Правовой режим земельных участков в их составе установлен в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и детализирующими их нормами подзаконных, региональных и муниципальных актов;
      2) земли и земельные участки, на которых расположены леса, береговые полосы, общедоступные охотничьи угодья. Во всех трех случаях право общего пользования землями прямо не закреплено, но оно реализуется как необходимая часть права общего пользования иными природными ресурсами. Так, пребывание граждан в лесах не может осуществляться без использования земель (статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации; далее — ЛК РФ), то же самое можно сказать в отношении права доступа к береговой полосе (статья 6 Водного кодекса Российской Федерации; далее — ВК РФ), права свободно пребывать в общедоступных охотничьих угодьях (пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
      3) «земельные участки общего пользования» в том значении термина, которое используется в статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Это земельные участки, находящиеся в публичной собственности, которые не закрыты для общего пользования (п. 1 ст. 262 ГК РФ). ГК РФ не ограничивает состав таких земельных участков только земельными участками в составе земель (территорий) общего пользования. Суть нормы статьи 262 ГК РФ в установлении критериев доступности земельных участков для общего пользования. Эта норма никак не связана с запретом на приватизацию, который установлен в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и который распространяется только на земельные участки в составе земель (территорий) общего пользования.
      Кроме того, в статье 262 ГК РФ предусмотрено наличие доступа неопределенного круга лиц к земельным участкам, которые находятся в частной собственности, и собственник которых не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается. В этом случае также может быть реализовано право общего пользования земельным участком, но объем права будет ограничен — пользователь может только пройти через участок, но не вправе проехать через него или пребывать на нем.
      Не менее важно определить, какие земли и земельные участки для общего пользования недоступны. Таковыми можно считать, например, земельные участки, находящиеся в частной собственности, собственник которых возвел ограду или иным способом обозначил, что вход на участок не допускается. В некоторых случаях доступ на земли, находящиеся в публичной собственности, ограничивается нормативно (например, недоступны для посещения посторонними лицами некоторые функциональные зоны на особо охраняемых природных территориях, земли под военными сооружениями, в закрытых административно-территориальных образованиях, под исправительными колониями, атомными электростанциями и иными объектами с особым режимом доступа).
      Обычно в границах населенного пункта располагаются не только земли общего пользования, но и иные земли, доступные для общего пользования, например рекреационные зоны (включая парки и городские леса), береговые полосы, дворы многоквартирных домов. Свободные незастроенные земли также доступны для общего пользования.
      В связи с этим возникают немаловажные для практики вопросы:
      — в каких случаях доступ к землям должен сопровождаться именно установлением правового режима земель общего пользования ;
      — какие земли можно считать землями общего пользования для целей применения запрета на приватизацию, ограничений застройки и иных положений этого достаточно жесткого режима?
      ———————————
      Обсуждение этого вопроса актуализировалось в связи с разработкой законопроекта, вносящего существенные изменения в институт планировки территории, в том числе в части понятия территорий общего пользования и красных линий. Речь идет о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории».

      Анализ правоприменительной практики показывает отсутствие единого понимания критериев, которым должны соответствовать земли для применения режима земель общего пользования. Так, в одних городах к землям общего пользования относят городские леса и (или) парки , в других такие земли относят к рекреационной зоне. А суды города Москвы рассматривают земли под многоквартирными домами (в частности, дворы) как земли общего пользования и квалифицируют возведение на них ограды как правонарушение . В городе Санкт-Петербурге при проведении планировки территории в состав земель общего пользования нередко включают всю территорию квартала между многоквартирными домами, в других городах дворы в состав земель (территорий) общего пользования обычно не включаются.
      ———————————
      Например, в городе Санкт-Петербурге к землям общего пользования отнесены городские леса, в городе Екатеринбурге — парки (см.: статью 2 Правил землепользования и застройки города Санкт-Петербурга; Правила землепользования и застройки городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург»).
      Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2010 года N 09АП-632/2010-АК по делу N А40-149409/09-154-989;
      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2009 года N КА-А40/9249-09-П по делу N А40-94280/08-21-719;
      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2010 года N КА-А40/12887-10 по делу N А40-52788/10-130-269.

      Во всех этих случаях суть вопроса — в понятии земель общего пользования и их отграничении от земель с иными правовыми режимами.

      Признаки земель общего пользования

      На наш взгляд, земли общего пользования как объект правового регулирования характеризуются двумя основными признаками. Один из них связан с назначением земель, другой — с особым способом установления их правового режима. Применение этих признаков в совокупности позволяет выделить исследуемый нами вид земель среди всего многообразия земель населенных пунктов. Рассмотрим каждый признак подробно.

      Первый признак земель общего пользования как объекта правового регулирования

      Такая правовая характеристика, как назначение земель, раскрывает, для чего и каким образом они могут использоваться в хозяйственной деятельности человека. В этой части назначение земель общего пользования — не исключение. Оно не может быть четко установлено только путем указания на предназначенность земель для общего пользования.
      Не менее важно определить, какие виды деятельности по благоустройству и содержанию земель должны организовываться органами местного самоуправления, а также обозначить, какие «побочные» виды использования допускаются правовым режимом земель. Именно таким путем пошел законодатель, одновременно указывая на возможность беспрепятственного использования земель неопределенным кругом лиц и устанавливая открытый перечень объектов, которые могут быть на них расположены (п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 12 ст. 1 ГрК РФ). В перечень входят улицы, площади, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие подобные объекты.
      Как вид земель населенных пунктов земли общего пользования предназначены для использования в качестве общественного пространства населенного пункта. Это предполагает, что они должны быть благоустроены строго определенным образом, приспособлены для пребывания и передвижения неопределенного числа людей.
      В ЗК РФ перечисляются наиболее распространенные объекты, размещаемые на землях общего пользования, но детально виды использования земель не раскрываются. Большинство предписаний в этой области рассредоточено по иным нормативным актам . Обобщая их нормы, все виды хозяйственного использования изучаемого вида земель можно условно разделить на две группы.
      ———————————
      Среди федеральных законодательных актов можно назвать, например: Градостроительный кодекс Российской Федерации;
      Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
      Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе»;
      Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
      В их развитие принято множество подзаконных актов.

      К первой группе относятся виды хозяйственного использования, необходимые для обеспечения комфортного передвижения и пребывания людей в пределах определенного пространства. Это, в частности, строительство (либо обустройство) и содержание улиц, площадей, автомобильных дорог, набережных, скверов, бульваров, садов, пляжей. Все перечисленные объекты (за исключением автомобильных дорог и набережных) представляют собой не отдельное сооружение, а объединяют участок земли как пространство и расположенный на нем комплекс сооружений, объектов озеленения и благоустройства территории. Их можно рассматривать как определенным образом благоустроенную территорию. Наличие любого из перечисленных объектов предопределяет осуществление строго определенных видов хозяйственной деятельности. Например, содержание автомобильной дороги включает иной набор работ, чем содержание сквера или пляжа. Обычно виды объектов благоустройства и малых архитектурных форм, допустимые для каждой из разновидностей «благоустроенной территории», детализируются в правилах благоустройства территории, правилах землепользования и застройки или иных муниципальных актах.
      Вторая группа включает различные виды использования земель общего пользования для таких хозяйственных нужд, которые прямо не связаны с использованием земель неопределенным кругом лиц. Здесь наиболее типичны:
      — строительство, эксплуатация и ремонт линейных сооружений (кроме автомобильных дорог);
      — размещение нестационарных торговых объектов;
      — размещение рекламных конструкций.
      Все перечисленное можно назвать «побочными» видами использования — они допустимы, только если их осуществление не будет препятствовать общему пользованию землями.
      Назначение земель общего пользования как общественного пространства населенного пункта предполагает, что они должны быть расположены в населенных пунктах. Именно сочетание земель общего пользования (сети улиц) и образованных ими застроенных и свободных кварталов отличает земли, занятые населенными пунктами, от иных видов земель . Это их важнейший физический, материальный (в отличие от юридического) признак. Там, где есть улицы, фактически есть город, поселок или село (существующий или строящийся).
      ———————————
      Детально этот вопрос раскрывается в работе: Градорегулирование: основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости / Рук. авт. коллектива Э.К. Трутнев. М., 2008. С. 31 — 34, 131 — 133.

      В большинстве случаев юридически территории с улицами и кварталами включаются в состав земель населенных пунктов, поэтому и земли общего пользования могут быть выделены в составе этой категории земель. Однако российское законодательство предусматривает одно исключение из этого правила: территории садоводческих некоммерческих объединений граждан относятся не к землям населенных пунктов, а к землям сельскохозяйственного назначения. Означает ли это, что земли общего пользования могут находиться в составе земель сельскохозяйственного назначения? Представляется, что нет. В 2014 году Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была предусмотрена планировка территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, что предполагает установление для них красных линий. Однако отграниченные такими линиями участки под дорогами юридически признаются имуществом общего пользования некоммерческого объединения граждан и находятся в частной собственности, что делает их режим серьезно отличающимся от режима участков в составе земель общего пользования.

      Второй признак земель общего пользования как объекта правового регулирования

      Вторым признаком является наличие специального управленческого решения об установлении соответствующего режима для земель в определенных границах. Такой режим может быть установлен только в рамках специальной юридической процедуры, включающей целенаправленные управленческие действия. В настоящее время это планировка территории, в результате которой утверждаются проект планировки территории либо проекты красных линий . В процессе ее проведения определяется расположение красных линий — границ между территориями общего пользования и кварталами, микрорайонами и иными подобными элементами планировочной структуры. При этом одновременно происходит обособление объекта с определенными границами (территории общего пользования) и установление для него предусмотренного правовыми нормами режима. Характерно, что установленный для такой территории правовой режим распространяется на все земли и земельные участки, расположенные в ее границах, независимо от факта кадастрового учета земельных участков.
      ———————————
      Статьи 41, 42, 45, 46 ГрК РФ;
      Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации. РДС 30-201-98.

      Для большей ясности вопроса о границах необходимо проанализировать соотношение объектов, для которых может быть установлен режим земель общего пользования (земель, территорий и земельных участков). Эти объекты тесно взаимосвязаны, впечатление об их полной самостоятельности ошибочно . Понятие «земли общего пользования» применяется для обозначения вида (субкатегории) земель и включает все (любые) земли, для которых установлен соответствующий режим на территории Российской Федерации. Это родовой объект по отношению к территориям общего пользования, а также к землям и земельным участкам в их составе, в то время как территории общего пользования — это пространство с юридически определенными границами, включающее земли и земельные участки в таких границах и объекты, на них расположенные. Именно совокупность всех территорий общего пользования образует земли общего пользования как вид (субкатегорию) земель, поэтому иногда этот вид земель называют «земли (территории) общего пользования» или «территории (земли) общего пользования». Земельные участки в составе земель общего пользования наделены юридическими свойствами родового объекта (земли общего пользования) и одновременно юридическими характеристиками земельных участков.
      ———————————
      Е.А. Галиновская детально исследует соотношение земель, территорий и земельных участков в земельном праве (см.: Галиновская Е.А. Особенности включения земли в правовые отношения в качестве объекта // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 105 — 111).

      Необходимость установления границ земель (территорий) общего пользования принципиально отличает их правовой режим от режимов иных видов земель, доступных для общего пользования. Например, для береговой полосы не требуется установления границ. Как правило, правоприменители определяют границы путем непосредственного применения правил части 6 статьи 6 ВК РФ . Для реализации права пребывания граждан в лесах, предусмотренного статьей 11 ЛК РФ, нет необходимости выяснять, установлены ли границы лесного участка, проведено ли лесоустройство или иные управленческие действия.
      ———————————
      Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2011 года N ВАС-3005/11; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 года N 09АП-534/2013-ГК; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2013 года N 09АП-27614/2013; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2012 года по делу N А32-37846/2011.

      Как справедливо отмечается в юридической литературе, при отсутствии утвержденных красных линий доступ к землям, занятым улицами, дорогами и подобными им объектами, юридически не ограничивается, поскольку он предполагается исходя из их назначения . Тем не менее последствия непроведения планировки территории весьма значительны, поскольку для применения норм о запрете на приватизацию земельных участков в составе территорий общего пользования и об ограничениях их застройки необходимо наличие территории общего пользования как объекта.
      ———————————
      Шароварова О.Д. Юридическое понятие «земли общего пользования» // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. N 3. С. 126.

      Квалификация отдельных земельных отношений с применением признаков земель общего пользования

      В судах города Москвы сформировалась практика применения режима земель общего пользования к землям под многоквартирными домами (дворам), а в городе Санкт-Петербурге в состав территорий общего пользования иногда включаются все земли квартала вне контура многоквартирного дома. Правомерно ли это? По нашему мнению, дворы многоквартирных домов (за исключением сквозных проездов) не могут относиться к землям общего пользования. Они предназначены для обслуживания нужд многоквартирного дома (группы домов). Такие земельные участки действительно находятся в общем пользовании, но это иная правовая конструкция — общее пользование сособственниками вещи . Даже если работы по образованию земельного участка проведены не были, дворы не должны относиться к землям общего пользования, поскольку статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» прямо предусмотрены переход подлежащего образованию земельного участка в частную собственность и дальнейшее его использование сособственниками. Актуален для практики вопрос о режиме городских лесов, садов и парков. Они не включены в перечни объектов, которые могут быть расположены на землях общего пользования, предусмотренные нормами пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, части 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного или муниципального имущества». Тем не менее, поскольку эти перечни сформулированы как открытые, а назначение городских лесов, садов и парков соответствует назначению земель общего пользования, их включение в состав последних представляется правомерным. Отнесение городских лесов, садов и парков к землям общего пользования позволяет несколько усилить режим их охраны в результате распространения запрета на приватизацию и запрета на капитальное строительство, не соответствующее целям использования таких земель. Однако для этого требуется установление границ территорий общего пользования посредством планировки территории . Представляется неправильным применение к таким землям режима земель общего пользования без выяснения вопроса о расположении красных линий .
      ———————————
      Исследуя понятие общего пользования, Г.К. Гинс выделял четыре отличающиеся конструкции общего пользования:
      1 — общее пользование по договору;
      2 — общее пользование сособственниками вещи;
      3 — общее пользование членами кооперативов и иных юридических лиц;
      4 — общее пользование «в техническом смысле слова» — использование вещи неопределенным кругом лиц без договора и разрешения.
      По этой классификации использование земель общего пользования — это четвертый случай, а использование дворов — второй (см.: Гинс Г.К. Право на предметы общего пользования: Водное право. Харбин, 1926. С. 24 — 27).
      Аналогичной точки зрения придерживается Н.Г. Нарышева. См.: Мониторинг законодательства о лесах и животном мире: Научно-практическое пособие / Ред. кол.: С.А. Боголюбов, Д.Б. Горохов, Д.О. Сиваков. М.: Юриспруденция, 2011. С. 220.
      Такие случаи отмечаются в судебной практике. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 31 октября 2014 года по делу N А45-827/2014 признал недопустимой приватизацию земельного участка под пансионатом, расположенным в городском лесу. Отмечалось, что земельный участок относится к рекреационной зоне, однако не исследовалось, был ли участок отнесен к территории общего пользования. Представляется, что для применения нормы пункта 12 статьи 85 ЗК РФ этот юридический факт имеет решающее значение.

      Режим земель общего пользования может быть использован и для ужесточения ограничений строительства для некоторых участков береговой полосы. Порядок использования и охраны береговой полосы по общему правилу определяется не градостроительным законодательством, а именно водным. Причем в ВК РФ не предусмотрены какие-либо особенности режима береговых полос в тех случаях, когда они находятся в границах населенных пунктов. Сейчас, если речь идет о береговой полосе, как правило, обсуждаются проблемы доступа к водному объекту граждан, а не юридических лиц. Однако в действительности береговая полоса необходима для обеспечения доступа к водному объекту любых водопользователей, в том числе осуществляющих специальное водопользование . В связи с этим на берегу допускается наличие сооружений, необходимых для специального водопользования, — водозаборов, лодочных станций и т.д. Отсутствие четких пределов права специальных водопользователей возводить необходимые сооружения — существенный недостаток нормы статьи 6 ВК РФ.
      ———————————
      Смотри:
      Колбасов О.С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М., 1972. С. 30 — 33, 143 — 144; Сиваков Д.О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: Монография. М., 2012. С. 219 — 220, 230.

      В части ограничений строительства режим земель общего пользования жестче режима береговой полосы. После отнесения участка береговой полосы к землям общего пользования путем планировки территории возведение на нем водохозяйственных сооружений допускаться не будет. Такое решение целесообразно для мест массового отдыха населения, городских пляжей, рекреационных зон и всех иных участков берега, где требуется ограничить такое строительство.
      Острые конфликты возникают при отнесении к землям общего пользования застроенных земельных участков. Нередко красные линии проводят по уже существующим зданиям, что вызывает невозможность приватизации земельных участков под ними. Такая практика основана на нормах, предусматривающих утверждение красных линий не только для фиксации границ уже существующих территорий общего пользования, но и для планирования новых (п. 11 ст. 1 ГрК РФ). В настоящее время нет юридического требования соответствия красных линий существующей застройке или обязательности учета границ уже образованных земельных участков. Более того, в пункте 2 статьи 3.2.1 Инструкции о порядке разработки градостроительной документации сказано: «Проект планировки территории разрабатывается в соответствии с установленными в генеральном плане городских или сельских поселений элементами планировочной структуры». Таким образом, установлено предписание о соответствии красных линий не фактически существующим линиям застройки, а положениям генерального плана.
      ———————————
      Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации: Приказ Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150.

      Это породило массовые нарушения прав правообладателей недвижимости. Наибольшую остроту приобрела проблема применения запрета на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования, установленного в пункте 8 статьи 27, пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и в части 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В большинстве случаев суды не удовлетворяют требования об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка, хотя бывают и исключения . По вопросам корректировки красных линий и по требованиям об оспаривании проекта планировки территории единая практика не сложилась. Исход дела во многом зависит от текущей практики конкретного правоприменительного органа.
      ———————————
      Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 306-ЭС15-7044;
      Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2015 года N 301-КГ14-7003;
      Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 октября 2014 года по делу N А28-12012/2013.
      Смотри:
      Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2012 года N ВАС-11782/12;
      Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 августа 2012 года N ВАС-8822/12;
      Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2013 года N ВАС-432/13;
      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2010 года N КГ-А40/14546-10.
      Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2014 года по делу N А57-9348/2013;
      Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2014 года по делу N А57-5042/2014;
      Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2014 года по делу N А57-4198/2014;
      Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2014 года по делу N А33-1077/2013.

      Действующие нормы о запрете на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования не раз подвергались обоснованной критике специалистами разных отраслей юридической науки . По нашему мнению, как и всякое иное право, право органов местного самоуправления утверждать границы планируемых территорий общего пользования должно иметь пределы, выход за которые будет означать злоупотребление правом. Законодательство должно допускать отнесение застроенных земельных участков к территориям общего пользования только в исключительных случаях. Вряд ли можно признать в качестве таковых собственно необходимость расширения улицы. В крупных городах требуется расширение большинства исторических улиц, но лишь в отношении некоторых из них действительно планируется его проводить в обозримый период времени. «В идеале» красные линии планируемых территорий общего пользования должны утверждаться не ранее момента, когда необходимо зарезервировать конкретные земельные участки для дальнейшего изъятия (имеется в виду утверждение красных линий в окончательном варианте — в проекте планировки территории, а не указание на их расположение в генеральном плане).
      ———————————
      Лапач В. Земли общего пользования по законодательству Российской Федерации // Хозяйство и право. 2006. N 10. С. 35 — 41;
      Сафин З.Ф., Нигматуллина Э.Ф. Понятие земель общего пользования и их правовой режим // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152. Кн. 4. С. 141 — 148;
      Щенникова Л.В. Земли общего пользования в отражении законодательства и судебно-арбитражной практики // Законодательство. 2011. N 11. С. 56 — 61.

      Утверждение проекта планировки территории — один из случаев, когда права граждан ограничиваются в результате законных действий публичной власти, а значит, требуются более строгие гарантии их соблюдения при принятии решений. Если для обеспечения прав городской общественности проведение публичных слушаний — достаточная гарантия, то применительно к правообладателям недвижимости это не так. Установление красных линий влечет ограничения прав граждан, схожие с резервированием земель, поэтому здесь необходимо введение аналогичных гарантий прав граждан.

      ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

      1. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ.
      2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.
      3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
      4. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.
      5. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации. РДС 30-201-98: Постановление Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.
      6. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации: Приказ Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150.
      7. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ.
      8. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.
      9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 306-ЭС15-7044.
      10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2015 года N 301-КГ14-7003.
      11. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251.
      12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
      13. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.
      14. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ.
      15. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
      16. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2011 года N ВАС-3005/11.
      17. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2013 года N ВАС-432/13.
      18. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2012 года N ВАС-11782/12.
      19. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 306-ЭС15-7044.
      20. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2015 года N 301-КГ4-7003.
      21. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ.
      22. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 года N 09АП-534/2013-ГК.
      23. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2013 года N 09АП-27614/2013.
      24. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2012 года по делу N А32-37846/2011.
      25. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2010 года N 09АП-632/2010-АК по делу N Д40-149409/09-154-989.
      26. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2009 года N КА-А40/9249-09-П по делу N А40-94280/08-21-719.
      27. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2010 года N КА-А40/12887-10 по делу N А40-52788/10-130-269.
      28. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2010 года N КГ-А40/14546-10.
      29. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 октября 2014 года по делу N А45-827/2014.
      30. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 октября 2014 года по делу N А28-12012/2013.
      31. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 октября 2014 года по делу N А28-12012/2013.
      32. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2014 года по делу N А57-9348/2013.
      33. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2014 года по делу N А57-5042/2014.
      34. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2014 года по делу N А57-4198/2014.
      35. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2014 года по делу N А33-1077/2013.
      36. Правила землепользования и застройки города Санкт-Петербурга // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
      37. Правила землепользования и застройки городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург»: решение Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 года N 68/48. URL: http://www.eguar.ru/grad.
      38. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории».
      39. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М.: Госюриздат, 1958.
      40. Андрианов Н.А. За границами красных линий // ЭЖ-Юрист. 2011. N 23.
      41. Галиновская Е.А. Особенности включения земли в правовые отношения в качестве объекта // Журнал российского права. 2012. N 8.
      42. Гинс Г.К. Право на предметы общего пользования: Водное право. Харбин, 1926.
      43. Градорегулирование: основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости / Рук. авт. коллектива Э.К. Трутнев. М., 2008.
      44. Гриц Д.С. Земельные участки общего пользования: состав и правовое регулирование // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 7.
      45. Колбасов О.С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М., 1972.
      46. Лапач В. Земли общего пользования по законодательству Российской Федерации // Хозяйство и право. 2006. N 10.
      47. Мониторинг законодательства о лесах и животном мире: Научно-практическое пособие / Ред. кол.: С.А. Боголюбов, Д.Б. Горохов, Д.О. Сиваков. М.: Юриспруденция, 2011.
      48. Право природопользования в СССР / Отв. ред. И.А. Иконицкая. М., 1990. С. 83 (автор главы — О.И. Крассов).
      49. Сафин З.Ф., Нигматуллина Э.Ф. Понятие земель общего пользования и их правовой режим // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152. Кн. 4.
      50. Сиваков Д.О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: Монография. М., 2012.
      51. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. URL: http://ushakovdictionary.ru.
      52. Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958.
      53. Шароварова О.Д. Юридическое понятие «земли общего пользования» // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. N 3.
      54. Щенникова Л.В. Земли общего пользования в отражении законодательства и судебно-арбитражной практики // Законодательство. 2011. N 11.

      Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

      justicemaker.ru