Закон об ао рф

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (АО) (208-ФЗ) 2018

Закон «Об АО» в последней действующей редакции от 8 июня 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон «Об АО» не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» создан для защиты прав и интересов акционеров, определяет права и обязанности акционеров и порядок создания акционерных обществ на территории Российской Федерации. Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет правовое положение акционерного общества в банковской, страховой и инвестиционной деятельности, определяет высший орган управления обществом в виде общего собрания акционеров.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» уделяет большое внимание формированию уставного капитала акционерного общества, размещению акций и других ценных бумаг, а также определяет порядок создания, ликвидации, реорганизации, присоединения, разделения и слияния акционерных обществ.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет условия для создания филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ открытого и закрытого типа. Федеральный закон «Об акционерных обществах» устанавливает права и обязанности акционерного общества перед акционерами, наёмными работниками общества и государством.

dogovor-urist.ru

Федеральный закон «Об АО»

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ
«Об акционерных обществах»

С изменениями и дополнениями от:

13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 3 июня, 19 июля, 27 декабря 2009 г., 4 октября, 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 18 июля, 21, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 14 июня, 28 июля, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 6 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 2 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 декабря 1995 г.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ. Особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.

Согласно закону, акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, общее руководство обществом осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия или ревизор общества.

Установлен порядок создания и ликвидации акционерных обществ, формирования уставного капитала данных обществ, размещения акций и иных ценных бумаг.

Урегулированы отношения акционерного общества и его акционеров.

Учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с его нормами не позднее 1 июля 1996 года.

Федеральный закон вводится в действие с 1 января 1996 года.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 января 1996 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 декабря 1995 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1

Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 ГК РФ «Юридические лица» (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 340-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 339-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 338-ФЗ

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2013 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г., за исключением изменений, для которых статьей 14 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 77-ФЗ

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 42 и дополнения статьи 43 пунктом 5, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 409-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 401-ФЗ

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 292-ФЗ

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 348-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 3 статьи 77 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 208-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу через 60 дней после дня его официального опубликования

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ

Изменения распространяются на отношения по выплате дивидендов по размещенным акциям, возникшие с 30 сентября 2002 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 101-ФЗ

Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 65-ФЗ

base.garant.ru

Изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах»

01.09.2014 вступили в законную силу изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

Так, с 1 сентября 2014 г. понятие «открытое» и «закрытое» акционерное общество не применяется, появилось понятие «публичное» и «непубличное» общество.

Согласно ст.66.3 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах.

Если общество является публичным, то его устав и фирменное наименование должны содержать указание на то, что оно является таковым.

Статьей 67.1 п. 5 ГК РФ введена обязанность проведения обязательного аудита для всех акционерных обществ: как публичных, так и непубличных, вне зависимости от их величины.

Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров с долей более 10% от уставного капитала.

В отношении публичных акционерных обществ, согласно ст. 97 ГК РФ действуют следующие положения:

1) Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 г. и отвечающие признакам ПАО, признаются ПАО вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

2) ПАО обязано внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что оно публичное.

3) Публично размещать акции можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что акционерное общество публичное.

4) В ПАО обязательно образуется коллегиальный орган управления (совет), число членов которого составляет не менее 5.

5) Ведение реестра и выполнение функций счетной комиссии осуществляется регистратором.

6) Не может быть ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру. Действует свободное отчуждение акций. К компетенции общего собрания акционеров не могут быть отнесены вопросы, которые к ней не относятся.

7) ПАО требуется публичное раскрытие информации.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала, общество в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала либо зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (п. 4 ст. 100 ГК РФ).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 г., подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (п.7 ст.3 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

Со дня вступления в силу Федерального закона №99-ФЗ от 05.05.2014 г. к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 ФЗ № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

vladprok.ru

Публикации

Некоторые аспекты поправок в Закон об АО

VEGAS LEX_Гармаев_эж-Юрист_08.2014

Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО ). Данный законопроект ориентирован на приведение Закона об АО в соответствие с новыми правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ ) о юридических лицах, вступающими в силу в сентябре 2014 года. При этом он в большей степени развивает именно новеллы ГК РФ и не затрагивает те блоки Закона об АО, необходимость реформы которых предлагалась в последнее время другими поправками. В частности, в законопроекте отсутствуют существенные изменения, касающиеся обязательного и добровольного предложения, а также опционов для работников акционерных обществ (соответствующие поправки в первом полугодии 2014 года были подготовлены Минфином России и Минкомсвязью России).

Законопроект следует реализованному в ГК РФ разделению корпораций на публичные и непубличные. Регулирование публичных АО предлагается сделать преимущественно императивным и во многом запретительным (данные организации близки к нынешним открытым АО). В то же время в отношении непубличных АО допускается широкий спектр диспозитивных норм, предоставляющих участникам таких организаций большие возможности для регламентации корпоративных отношений на уровне внутренних документов (устав, корпоративный договор, различные регламенты и др.).

При этом наибольшее внимание законопроект уделяет именно непубличным АО, которые по ряду положений фактически сближаются с ООО.

Так, в непубличных АО можно будет ограничить распоряжение акционером его акциями путем их отчуждения в пользу третьих лиц, установив необходимость получения обязательного предварительного согласия других акционеров на совершение соответствующих сделок.

Компетенция общего собрания акционеров непубличного АО может быть, за некоторыми исключениями, расширена или сокращена (по сравнению с положениями Закона об АО) на усмотрение акционеров. К примеру, вопросы по утверждению годовой отчетности и распределению прибыли могут быть переданы на рассмотрение в совет директоров непубличного АО.

Более гибкими также становятся правила проведения собраний акционеров непубличного АО. В частности, допускается возможность принятия решения по вопросу, не отнесенному к повестке дня, при условии единогласия акционеров непубличного АО при соответствующем голосовании.

Вводятся диспозитивные правила о формировании органов управления непубличного АО. К примеру, в уставе непубличного АО может быть установлен произвольный порядок избрания совета директоров (не обязательно через кумулятивное голосование). Количество членов совета директоров не обязательно должно быть более 5, а срок их полномочий может превышать 1 год (но не более 5 лет).

В непубличном АО, как и в ООО, допускается исключение акционера из организации в случае, если он своими действиями (бездействием) причинил АО существенный вред или иным образом существенно затрудняет деятельность АО и достижение целей, ради которых оно создавалось.

Более того, некоторые новеллы законопроекта в отношении непубличных АО предоставляют акционерам возможности, которые отсутствуют даже в рамках нынешних ООО. В частности, в уставе непубличного АО может быть установлено право акционеров и (или) самого АО выкупа акций у акционера при наступлении определенных обстоятельств (тупиковая ситуация при голосовании на общем собрании акционеров, попытка нарушения акционером запрета на продажу акций третьим лицам и др.). На практике такого рода положения в настоящее время включаются в акционерные соглашения, но их закрепление на уровне устава непубличного АО может повысить их исполнимость.

Непубличным АО также разрешается выпускать (помимо известных действующему законодательству ценных бумаг) привелегированные акций, предоставляющие голоса по определенным вопросам компетенции собрания акционеров (в том числе, при наступлении определенных уставом АО обстоятельств).

Таким образом, модель непубличного АО по законопроекту представляет собой относительно гибкую организационно-правовую форму, в наибольшей степени соответствующую потребностям современного экономического оборота. Так, непубличное АО может быть особенно востребовано для целей совместных предприятий.

В этой связи может быть спрогнозирован рост популярности формы непубличного АО в бизнес среде на фоне более простого оборота акций, не требующего нотариального удостоверения сделок (по сравнению с оборотом долей в ООО), а также возможностей непубличных АО (отсутствующих в ООО) по обеспечению относительной конфиденциальности обладателей акций (например, посредством передачи акций депозитарию).

Далее, законопроект предусматривает ряд значимых положений, касающихся корпоративного договора. В частности, законопроект прямо допускает, что стороной корпортивного договора могут быть не только третьи лица, но и само АО (как публичное, так и непубличное). При этом корпоративный договор может быть заключен акционеров в отношении всех или части его акций.

По законопроекту наиболее гибкой является модель корпоративного договора, заключенного всеми акционерами непубличного АО. Такой договор может может предусматривать структуру и компетенцию органов управления АО, порядок принятия решений советом директоров и (или) исполнительными органами АО (при условии, что АО является стороной договора), непрапорциональный объем правомочий акционеров (в том числе, применительно к конкретным вопросам) и иные положения.

Законопроект по примеру зарубежных юрисдикций допускает формирование в АО нескольких исполнительных директоров, совместно или самостоятельно действующих от имени организации без доверенности. В случае если устав АО содержит указание на совместное осуществление несколькими исполнительными директорами их полномочий и данные об этом включены в государственный реестр (ЕРГЮЛ), сделки АО, совершенные только одним из исполнительных директоров, могут быть оспорены по основаниям ГК РФ.

Законопроект содержит и многие другие положения, заслуживающие отдельного внимания. К таким положениям могут быть отнесены правила фиксации решений собраний участников обществ, коллективные иски по взысканию убытков с руководителей АО, ответственность контролирующих лиц и критерии контроля, порядок оплаты уставного капитала и его уменьшение и др. При этом далеко не всегда предлагаемые законопроектом подходы и формулировки могут быть признаны удачными. К примеру, законопроект сохраняет неопределенность в вопросе о привлечении к солидарной ответственности основного общества (товарищества) по сделке дочернего АО, совершенной при наличии согласия основного общества (товарищества). Текст законопроекта не позволят сделать однозначный вывод о том является ли таким согласием решение собрания акционеров дочернего АО и (или) решение его единственного акционера.

В целом законопроект носит прогрессивный характер и не только развивает новые положения ГК РФ, но и содержит ряд крайне либеральных идей, не следующих прямо из таких положений. В то же время некоторые правила законопроекта являются неоднозначными с точки зрения их толкования, что может привести к возникновению различных подходов в будущей судебной практике и, как следствие, к правовой неопределенности.

www.vegaslex.ru

Поправки в закон об АО: проведение общих собраний акционеров

С 1 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ (далее — Закон № 210-ФЗ), которые внес долгожданные поправки в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Цель поправок — привести нормы Закона об АО в соответствие с положениями о юридических лицах в ГК РФ, которые вступили в силу еще в прошлом году. Первое чтение проект поправок прошел еще в 2011 г. В том, первоначальном, варианте законопроект был целиком посвящен регулированию деятельности участников рынка ценных бумаг. Уже позже Госдума РФ дополнила его блоком поправок в Закон об АО.

В этом и следующих выпусках приложения «Корпоративные стратегии» «ЭЖ» опубликует блок статей, в которых ведущие специалисты поделятся своими комментариями по поводу этих новелл.

Значительная часть поправок, которые Закон № 210-ФЗ внес в Закон об АО, касается изменений процедуры созыва и проведения общих собраний акционеров. Большинство этих поправок вступит в силу с 1 июля 2016 г.

Часть изменений обусловлена назревшей потребностью использовать различные информационные и коммуникационные технологии, а часть — необходимостью сокращения сроков при созыве, проведении собраний акционеров, информировании о результатах таких собраний.

В частности, с 1 июля 2016 г. при проведении общего собрания акционеров в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров, обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров.

Как правило, законодательство не успевает отвечать требованиям развивающихся информационных технологий. Эти поправки позволят упростить процесс проведения общих собраний акционеров, особенно крупных акционерных обществ, акционеры которых могут подчас находиться в разных точках земного шара.

Вероятно, эти положения Закона об АО потребуют некоторого дополнения. Например, поскольку право проводить собрания дистанционно, с использованием информационных и коммуникационных технологий теперь прямо указано в Законе об АО, не лишним было бы разъяснить, какими способами можно подтвердить состав участников общества и принятие ими решения. Кроме того, этим положениям Закона об АО могут потребоваться разъяснения на уровне подзаконных актов, в которых бы раскрывался состав этих технологий, их виды и порядок применения, или же примеры такого применения.

В противном случае практику ждут споры, как носящие исключительно технический характер, так и связанные со взаимным толкованием положений п. 3 ст. 67.1 ГК РФ и упомянутых норм Закона об АО.

Кроме того, изменения предусматривают возможность использования сайтов как официального источника информации для акционеров. В частности, в редакции Закона об АО, которая начнет действовать с 1 июля 2016 г., предусмотрена возможность информировать лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, о проведении общего собрания путем размещения соответствующей информации на сайте общества, уведомления их по электронной почте или в виде sms-cообщений, если такой способ предусмотрен в уставе. Сведения об адресах или телефонах акционеров закон предписывает брать из реестра акционеров.

Таким образом, внесенные изменения позволяют расширить способы проведения, созыва общих собраний акционеров, ознакомления с их результатами. Поправки носят, безусловно, позитивный характер, поскольку позволяют сократить сроки проведения собраний акционеров, а в особенности — сроки их созыва. Расширение способов, которыми можно уведомить акционеров о проведении общих собраний, позволит значительно расширить доказательственную базу при подтверждении надлежащего уведомления о проведении собраний.

Помимо изменений информационно-технического характера, Закон № 210-ФЗ предусматривает изменение некоторых сроков, связанных с созывом и проведением общих собраний акционеров.

Например, п. 1 ст. 51 Закона об АО в редакции, действующей с 1 июля 2016 г., предусматривает снижение срока, необходимого для определения лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров общества с 50 до 25 дней, а в случае, если на общем собрании акционеров будет решаться вопрос о реорганизации общества, для определения таких лиц устанавливается срок не более 35 дней.

Изменения коснулись также и срока информирования о проведении общего собрания акционеров. В новой редакции предусматриваются установленные сроки: до 20 дней по общему правилу, а если на собрании планируется решать вопрос о реорганизации общества — до 30 дней до даты проведения. Раньше эти сроки определялись уставом общества.

Также изменились сроки проведения внеочередных собраний по требованию ревизионной комиссии, аудитора или акционеров, являющихся владельцами не менее 10% голосующих акций общества. В частности, п. 2 ст. 55 Закона об АО в редакции, действующей с 1 июля 2016 г., снижен для проведения общего собрания акционеров срок с 50 до 40 дней с момента предъявления соответствующего требования. Если же повестка собрания предусматривает вопросы, касающиеся избрания членов совета директоров, то с 1 июля 2016 г. срок проведения собрания не может превышать 75 дней.

В целом наблюдается сокращение большинства сроков, связанных с уведомлением о проведении общего собрания акционеров, проведением таких собраний, а также информированием о результатах, принятых на таких собраниях.

Изменения также касаются сроков хранения информации о направлении сообщений о проведении общего собрания акционеров. В новой редакции ст. 52 Закона об АО дополнена п. 1.3, устанавливающим обязанность для акционерного общества хранить информацию о направлении сообщений в течение пяти лет с момента проведения общего собрания акционеров.

К сожалению, законодателем не до конца раскрыт вопрос о том, как и в каком виде должна храниться такая информация. Например, если сообщение было направлено на телефон акционера или на электронную почту, то каким образом должен быть зафиксирован факт направления такого сообщения? Достаточно ли, скажем, сделать снимок экрана или же нужно как-то протоколировать такие действия? Можно ли, например, ограничиться простой распечаткой с сайта (скриншотом) или же необходимо подкрепить это какими-то дополнительными доказательствами? Законодатель оставил разрешение этих вопросов на усмотрение акционерных обществ, дав им свободу выбора в способах фиксации и формирования доказательной базы о фактах надлежащего уведомления.

Исходя из сказанного, можно выделить два основных блока изменений. Первый — это изменения информационно-технического характера, упрощающие процедуру проведения собраний акционеров, а также расширяющие возможные инструменты, которые можно применять при проведении таких собраний. Второй блок затрагивает сроки, связанные с созывом, проведением собраний акционеров и информированием о результатах проведенных собраний.

Между первым и вторым видом правок прослеживается взаимосвязь. Безусловно, применение современных информационно-технических инструментов позволит существенно сократить сроки созыва и проведения собраний акционеров, а значит, и необходимость в продолжительных сроках отпадет.

Остается надеяться, что такое уменьшение сроков не ухудшит положения акционеров и не создаст возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных акционеров, а, наоборот, позволит осуществлять оперативный обмен информацией.

Само по себе снижение сроков сделает акционерные общества более мобильными в принятии решений, которые не терпят отлагательств. Кроме того, использование информационных и коммуникационных технологий пресечет попытки злоупотребления со стороны акционеров, поскольку удастся зафиксировать не только факт направления уведомлений и сообщений, но и их содержание.

О каких злоупотреблениях идет речь? Например, имеется довольно обширная судебная практика, в которой суды указывают, что список (опись, реестр) почтовых отправлений, квитанция, уведомление о вручении не являются доказательством надлежащего уведомления акционера о проведении общего собрания, если акционер отрицает поступление ему именно сообщения о собрании и указывает на то, что фактически он получил корреспонденцию иного содержания. В частности, акционер может утверждать, что он получил пустой листок или какую-то информацию, не относящуюся к проводимому собранию.

Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.12.2009 № Ф03-6657/2009 по делу № А51-13209/2008 суд указал, что представленная в качестве доказательства надлежащего уведомления акционера о времени и месте проведения общего собрания почтовая квитанция бесспорно не подтверждает, что акционеру было направлено именно извещение о времени и месте проведения общего собрания акционеров, а не какой-то другой документ, поскольку описи вложения квитанция не содержит.

Или, например, в постановлении ФАС Уральского округа от 16.06.2008 № Ф09-4312/08-С4 по делу № А60-31844/2007-С4 суд указал, что почтовое уведомление о получении акционером заказного письма от общества в отсутствие документов, указывающих на его содержание, не является достоверным доказательством извещения акционера о проведении общего собрания. В итоге суд сделал вывод о том, что оспариваемые решения внеочередного общего собрания акционеров приняты с нарушением требований закона.

Аналогичной практики придерживаются и другие суды (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 10.07.2008 № Ф09-4825/08-С4 по делу № А76-24348/2007-7-609/191, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2006 № 17АП‑1185/2006-ГК по делу № А50-8913/2006-Г15, ФАС Центрального округа от 18.01.2008 по делу № А68-1249/07-29/16).

Может быть и обратная ситуация: недобросовестный акционер может инициировать вскрытие поступившей корреспонденции в присутствии третьих лиц с целью создания фигуры обманутого добросовестного получателя. При этом будет составлен акт с подписями присутствующих третьих лиц, которые удостоверят, например, что из содержания письма не следует уведомление о проведении общего собрания акционеров. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2008 № Ф03-А04/08-1/1938 по делу № А04-7516/07-23/171 суд сделал вывод, что акт вскрытия почтового конверта, подтверждающий направление акционеру чистых листов бумаги, и свидетельские показания являются доказательствами неуведомления акционера о проведении общего собрания.

Таким образом, все изменения, предусмотренные Законом № 210-ФЗ в части уменьшения сроков, возможности использования различных информационных и коммуникационных инструментов, носят, безусловно, положительный характер, поскольку будут, с одной стороны, препятствовать злоупотреблениям со стороны акционеров, а с другой — способствовать более гибкой и мобильной организации общих собраний.

Однако до тех пор, пока не будут сформированы конкретные требования к видам информационных технологий, которые могут использоваться акционерными обществами, а также пока не будет непосредственно поименован их перечень, возможны существенные сложности при доказывании факта проведения собрания акционеров, а также времени и места.

Такая правовая неопределенность может быть устранена в будущем судебной практикой. Однако будем надеяться, что акционерным обществам не придется допускать ошибки, за счет которых будет формироваться судебная практика. Скорее всего, в ближайшее время законодатель внесет необходимые правки, которые позволят устранить возможные споры в толковании и применении Закона об АО в будущем. В целом у акционерных обществ есть достаточное количество времени, чтобы изучить грядущие изменения, дать им соответствующую оценку и решить для себя, как их следует применять.

www.eg-online.ru