Закон об образовании детей школьного возраста

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 65 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи уже известны образовательному законодательству, поскольку нормы о взимании платы за присмотр детей содержались в ст. 52.1. Закона N 3266-1.

Комментируемая статья регулирует вопросы, касающиеся установления родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 комментируемого закона наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации. При этом толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что только та организация, которая оказывает услуги по присмотру и уходу (одновременно с образовательной деятельностью), является дошкольной образовательной организацией. В случае если какая-либо иная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, то она вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (хотя может и не оказывать такого рода услуги).

Присмотр и уход за детьми согласно ст. 2 комментируемого закона «Об образовании в РФ» — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход за детьми — это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия «присмотр и уход» включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды*(90). Однако очевидно, что комментируемый Федеральный закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий.

Согласно части 2 комментируемой статьи за присмотр и уход за детьми учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ. В своем решении от 27.01.2003 г. N ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование. Кроме того, конституционная норма о гарантированности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не освобождает родителей от уплаты расходов, связанных с содержанием детей в таких организациях.

Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытовым обслуживанием, соблюдением гигиенических процедур и т.п., не составляет существо образования в его обученческом и воспитательном контекстах, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним. Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных организациях отграничивается от непосредственно образовательной деятельности, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.

Комментируемый закон оставляет на усмотрение учредителя как саму возможность взимания платы за присмотр и уход, так и определение ее размера. Учредитель также вправе снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольной образовательной организации. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 г. N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области»*(91) при определении размеров платы учитывают такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(92). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(93).

Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Комментируемый закон скорректировал данный перечень по сравнению с прежним законодательством. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией «дети-инвалиды».

В правоприменительной практике рассматривался вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных муниципальных организациях. Суд определил, что поскольку расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта Российской Федерации, то эти расходы должны финансироваться из местного бюджета. Как отметил суд, спорные расходы являются не льготами, а одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях*(94).

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрен запрет на включение в родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Исключение данных статей расходов из числа, включаемых в родительскую плату, обусловлено следующими причинами.

Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являясь основной целью деятельности таких организаций, осуществляется ими без взимания платы — бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирована Конституцией РФ. Поэтому все расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, исключаются из состава родительской платы. Не включаются в родительскую плату и затраты на содержание недвижимого имущества, что, по всей видимости, связано с тем, что бремя содержания имущества возложено на его собственника и не может быть переложено на лиц, получающих услуги в такой организации.

Иных параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми комментируемый Федеральный закон не предусматривает, оставляя, очевидно, это на усмотрение учредителя. Не исключается и возможность определения расходов, учитываемых при определении родительской платы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Отметим, что на подзаконном уровне установлен перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка, утвержденный в соответствии с прежним Законом Российской Федерации «Об образовании» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 849. В число таких затрат постановлением включены: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользование имуществом, увеличение стоимости материальных запасов в связи с содержанием ребенка в дошкольной образовательной организации и прочие услуги. Однако применение положений вышеназванного постановления должно быть скорректировано с учетом новой дефиниции присмотра и ухода и установленных комментируемым Федеральным законом требований к определению величины родительской платы.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает параметры определения размера компенсации родительской платы за присмотр и уход. Согласно комментируемому Федеральному закону основное предназначение родительской платы — материальная поддержка родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом нормы Федерального закона не связывают право родителя на получение компенсации родительской платы с отнесением дошкольной образовательной организации, которую посещает дошкольник, к государственным, муниципальным или частным организациям. Это означает, что данные нормы в равной мере распространяются и на родителей, дети которых получают дошкольное образование в частных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Непосредственно размеры компенсаций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, однако федеральный законодатель определил минимальные компенсационные пороги, которые составляют: не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов — на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопрос определения среднего размера родительской платы в субъектах Российской Федерации решается по-разному. В отдельных субъектах Российской Федерации он устанавливается в виде фиксированной суммы на соответствующий год (например, в Калужской области — 656 руб. в месяц в 2013 г.*(95); в Москве — 598 руб. на 1 января 2012 г.*(96); в Мурманской области — 1514 руб. в месяц в 2013 г.*(97)). В некоторых субъектах Российской Федерации средний размер родительской платы дифференцируется в зависимости от территориальной принадлежности той или иной дошкольной образовательной организации (например, от 751 руб. до 1730 руб. в месяц во Владимирской области в 2013 г.*(98)) либо от вида группы образовательного учреждения*(99) или от возраста ребенка*(100).

Неодинаково на регулятивном уровне решается в субъектах Российской Федерации вопрос о размере предоставления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют специальные законы, регламентирующие размер и порядок компенсации части родительской платы за содержание ребенка*(101). Однако в большинстве субъектов данные вопросы решаются на подзаконном уровне.

Как правило, субъекты Российской Федерации придерживаются установленных федеральным законодателем минимальных размеров компенсации: двадцать процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка — на первого ребенка; пятьдесят процентов — на второго ребенка; семьдесят процентов — на третьего и последующих детей. Таковы размеры компенсации части родительской платы, в частности, в Ивановской области*(102); Москве*(103); Московской области*(104); Республике Татарстан*(105) и других субъектах Российской Федерации.

В отдельных регионах устанавливаются дополнительные параметры определения размеров компенсации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2007 г. N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области»*(106) при определении размеров учитывают также такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(107). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(108).

Согласно комментируемому Федеральному закону право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Часть 6 комментируемой статьи определяет, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 комментируемой статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация данного полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством принятия ими соответствующих нормативных правовых актов. Как правило, порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты регламентируются в субъектах Российской Федерации на подзаконном уровне*(109), однако в Чеченской Республике правоотношения в данной сфере урегулированы законом *(110). Нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты, как правило, устанавливается последовательность действий родителей (законных представителей) и уполномоченных органов власти, а также организаций в целях осуществления соответствующих выплат; периодичность выплат и их формы; источники финансирования и т.д.

Отметим, что Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по созданию эффективных механизмов выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования*(111), в которых проанализированы используемые в субъектах Российской Федерации механизмы выплаты компенсации части родительской платы и выработаны некоторые рекомендации.

Часть 7 комментируемой статьи определяет источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы. Согласно комментируемой статье финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации части родительской платы, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в данном случае — субъекта Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 г. N 70-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривается выделение на компенсацию части родительской платы бюджетных ассигнований на сумму 91 171 тыс. руб., а Закон Удмуртской Республики от 24.12.2012 г. N 75-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает выделение субвенции на 2013 год бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в общей сумме 200 622,3 тыс. руб.

zakonobobrazovanii.ru

Закон об образовании детей школьного возраста

Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество. Написана в соответствии с ФГОС, возможна к интегрированию в основную образовательную программу, а так же в систему дополнительного образования в ДОО.

При участии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской Академии Образования Совмес тно с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
(авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.)
На базе образовательной организации возможно открытие «Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Тема инновационной деятельности «РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ».

По парциальной модульной программе “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» оказывается методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации

Современный мир ставит перед образованием не пр остые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка — высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?
S —
science ( естественные науки )

T — technology ( технология )

Е — engineering ( инженерное искусство )

M — mathematics ( математика )

Ссылки на вебинары:

Предложенная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Программа также может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел – образовательный модуль – самостоятельно применяться как в вышеуказанных образовательных организациях, так и в системе дополнительного образования.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

— Экспериментирование с предметами окружающего мира;

— Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

— Освоение пространственных отношений;

— Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

«LEGO — конструирование»

— способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-умение группировать предметы;

-умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Образовательный модуль «Робототехника»

-развитие логики и алгоритмического мышления;

-формирование основ программирования;

-развитие способностей к планированию, моделированию;

-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

— умение быстро решать практические задачи;

-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

-знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

— организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

В каждый отдельный модуль входит тематическая подборка пособий, обеспечивающих комплексный подход к реализации образовательных задач для развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей младшего возраста.

На базе образовательной организации возможно открытие «Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Тема инновационной деятельности «РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ».

По парциальной модульной программе “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» оказывается методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации.

alt.izh.one