Закон об образовании российской федерации действующий с комментариями

Трудовой кодекс России (ТК РФ) 2018

Как известно, труд сделал из обезьяны человека, но это было давно. Сегодня труд – процесс сложный, многогранный, и поэтому, законодательно регулируемый. Участников трудовых отношений много, каждый из них обладает своими правами, обязанностями и интересами. Именно поэтому создан уникальный документ, способный вместить в себя все, что касается трудовых отношений.

Трудовой Кодекс РФ 2018 – главный кодифицированный нормативно-правовой акт в стране, который регулирует все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности между ее участниками.

Этот документ создан с целью:

  • закрепления гарантий прав и свобод, предоставляемых со стороны государства, для граждан – участников трудовых отношений;
  • создания и поддержания на постоянной основе благоприятных условий труда;
  • защиты прав и интересов, как работников, так и работодателей.
  • Для выполнения поставленных целей необходимо придерживаться некоторых принципов, которых в кодексе определено достаточно много. Главная идея заключается в обеспечении прав каждой стороны отношений, не нарушая при этом интересов другой.

    Из чего состоит ТК?

    ТК РФ 2018 состоит из 6 частей:

  • I часть описывает самые основы трудового законодательства, понятия, используемые в терминологии, принципы и задачи кодекса. Все это умещается в один раздел;
  • II часть заключается в одном разделе «Социальное партнерство в сфере труда»;
  • III часть состоит из 9 разделов, в которых содержится информация о трудовом договоре (правила заключения, расторжения, обязательные составляющие), оплате труда, времени отдыха, дисциплине (порядок и правила взысканий, их оформление), охране труда и материальной ответственности сторон договора;
  • IV часть представлена разделом, который описывает все тонкости и правила осуществления трудовых отношений с некоторыми категориями лиц;
  • V часть включает раздел, посвященный защите и охране трудовых прав и свобод, а так же правилам разбора и решения споров по труду, виды ответственности, следующей за нарушения законов о труде и иных правовых актов, в которых содержатся нормы, относящиеся к трудовому праву;
  • VI часть – заключительные положения.
  • Более мелкой структурной единицей кодекса являются статьи, они же подразделены на пункты.

    Кому полезно знать кодекс?

    Общая масса людей, заинтересованная в знании основ трудового законодательства условно делится на две категории:

    И тем, и другим просто необходимо понимать основные положения этого документа. Трудно сказать, кому это нужно больше, каждому по-своему. Работнику важно не остаться обманутым, ущемленным в правах, лишенным финансовых выплат, отдыха и т.д. Работодателю же знания нужны, чтобы обеспечить своих рабочих всем, что им положено иметь согласно кодексу, избежать конфликтных ситуаций и т.д. В процессе трудовых отношений постоянно возникают конфликты, которые можно решить исключительно с помощью кодекса. В нем есть ответы на все вопросы, которые касаются регулирования труда.

    Людям, еще не ступившим в трудовые отношения, тоже нужно знать основы трудового законодательства. Это поможет в будущем определить границы прав и обязанностей, возникших во время заключения трудового договора.

    Доскональное знание Трудового кодекса необходимо тем, кто вплотную сталкивается с его применением на практике. Это могут быть сотрудники отдела кадров, директора предприятий, сотрудники отдела охраны труда и т.д.

    Таким образом, Трудовой Кодекс РФ регулирует весь спектр отношений, возникающих в процессе осуществления трудовой деятельности. Он разработан с учетом требований современного законодательства и во имя защиты интересов работодателей и трудящихся.

    www.trudkod.ru

    Гражданский Кодекс РФ 2018 (ГК РФ)

    В России принят и действует определенный комплекс законов, гарантирующих правопорядок во всех сферах жизни. Кодексы в этой совокупности играют определяющую роль, так как имеют главенствующее положение в регулируемой сфере.

    ГК РФ представляет собой свод законов и положений высокого уровня, которые регулируют отношения гражданского характера и другие, с ними связанные. Этот кодекс содержит множество понятий, правил и положений, которые сопровождают человека ежедневно.

    Этот документ призван защищать имущество граждан и юридических лиц от незаконного использования, посягательства. Он регулирует основные виды отношений, возникающих в процессе продажи, дарения, наследования, иных сделок.

    Значение Гражданского кодекса РФ выражается в широте регулируемой сферы. Такое количество рассматриваемых вопросов не содержится, наверное, ни в одном другом документе.

    Гражданский кодекс России – документ, имеющий высшую юридическую силу в сфере регулирования гражданских правоотношений, заключения сделок, договоров, авторского, патентного и иных прав.

    ГК РФ 2018 имеет структуру, присущую всем кодексам России. Он разделен на части, которых всего четыре. Вводились в действие части не одновременно. Содержание частей определено сферой их регулирования:

  • 1 часть включает в себя общие положения. Кроме этого в ней определен круг лиц, участвующих в гражданских отношениях. Право собственности, как важнейшее и защищаемое Конституцией, также определено этой главой кодекса. Не менее важной составляющей 1 части является подраздел «Сделки». Только его знание гарантирует правильное заключение сделок и защиту от мошенничества и обмана;
  • 2 часть определяет все разновидности договоров и порядок их заключения. Здесь можно узнать, как правильно оформить куплю-продажу, мену, дарение, аренду и многие другие договора. На практике эта информация незаменима;
  • 3 часть посвящена вопросам наследования. Здесь можно узнать, кто становится наследником, как вступить в права наследования и многое другое. Кроме наследования, в этой главе содержатся положения международного частного права;
  • 4 часть посвящена авторскому праву, патентному и другим правам, возникающим в результате осуществления интеллектуального труда. Здесь есть информация о том, кто признается автором произведения, как зафиксировать авторство, получить патент и т.д.

Таким образом, Гражданский Кодекс РФ содержит огромное количество норм гражданского права и является регулятором всех гражданских отношений.

Для кого и для чего нужен этот кодекс?

Знать законы страны – обязанность каждого гражданина. Гражданский Кодекс – один из тех законодательных актов, которые следует знать всем без исключения. Это действительно так, ведь действия, совершаемые ежедневно, регулируются именно этим документом. Без соблюдения его положений невозможно правильно составить договор, заключить сделку, купить недвижимость, оказать или принять услугу. Можно бесконечно перечислять те нормы, понимание которых может понадобиться любому.

Кроме того, незнание ГК РФ может кончиться обманом и потерей имущества. Значительная часть кодекса посвящена именно имущественным отношениям. Если не уделять им внимания, легко стать жертвой обмана и потерять какую-либо собственность.

Таким образом, знание кодекса неоспоримо нужно всем гражданам, независимо от рода деятельности. Этот документ настолько приближен к реальной жизни каждого человека, что без него обойтись нельзя. ГК РФ – главный в своем роде документ, регулирующий гражданские отношения и раскрывающий права и обязанности их участников. Он объединяет в своей структуре так много важных и ценных знаний, что его можно по праву считать одним из самых значимых документов страны.

stgkrf.ru

Проект ФЗ «Об образовании в РФ». Общественные слушания. Комментарии от 26.01.2011г. и 30.09.2010г.

Общественные слушания по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.01.2011 г.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

26 января 2011 года г. Москва

Участники общественных слушаний, обсудив проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в целом отмечают целесообразность и своевременность подготовки системообразующего нормативного правового акта в сфере образования, основанного на принципах сохранения лучших отечественных традиций в сфере образования, воспитания и культуры.

Участники слушаний особо отметили, что новый закон должен иметь внятное целеполагание и должен быть направлен на развитие и улучшение системы отечественного образования, повышение его качества и доступности. При доработке обсуждаемого законопроекта необходимо учитывать, что в современном обществе система и качество образования имеют ключевое значение. В эпоху быстрого обновления информации необходимо создавать механизмы, позволяющие оперативно включать новые знания в образовательный процесс.

При реформировании системы отечественного образования и совершенствовании образовательных процессов следует учитывать как региональные и национальные особенности, так и современные мировые тенденции развития в области образования.

Важной частью закона должны стать гарантии социального статуса педагогических работников.

Реформируя систему отечественного образования, крайне важно не допустить трансформации образовательных учреждений в коммерческие структуры с платным набором услуг сомнительного качества. Это касается и трактовки законопроектом образования именно как сферы услуг с неограниченными возможностями по извлечению прибыли.

Образование, как процесс передачи знаний, является необходимым элементом инновационной системы прогрессивного развития страны. Полагаем, что принципиально важно закрепить это утверждение в проекте закона.

Участниками слушаний была подчеркнута необходимость отражения в проекте обсуждаемого закона системы сохранения уникальности отечественного образования в области искусства, в том числе и закрепление в проекте закона возможности частичного или полного исключения исполнения воинской обязанности для студентов и выпускников творческих учебных заведений.

Кроме того, необходимо учитывать и происходящие в России процессы модернизации. В настоящее время стране требуются квалифицированные кадры, которые бы обладали не только достаточным базовым образованием (средним специальным или высшим), но и имели возможность постоянно повышать свою квалификацию и совершенствовать профессиональные навыки.

Представляется более целесообразным в законопроекте задать четкие объекты и границы регулирования, а не концептуальные детали разрабатывать в соответствующих подзаконных нормативных актах. С учетом быстрой динамики общественного развития при столь детальном регулировании нормы закона будут нуждаться в постоянных изменениях и дополнениях.

Кроме того, многие положения проекта закона не соответствуют современным требованиям и не отражают перспективные образовательные тенденции и технологии, а также не учитывают существующие реалии действующего законодательства Российской Федерации. В предлагаемой редакции законопроект не может реализовать приоритетную цель развития государства как формирование общества, основанного на знаниях, и обеспечить условия для инновационного развития экономики. Законопроект также не предусматривает правовых, экономических и иных условий для реализации национальной стратегии развития образования — разноплановое обучение граждан в течение всей жизни.

Участники слушаний в процессе дискуссии отметили целый ряд наиболее важных проблемных аспектов обсуждаемого проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и предлагают Министерству образования и науки Российской Федерации при доработке текста проекта учесть следующие концептуальные предложения:

1. Положительной новеллой законопроекта является регулирование общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно статье 77 проекта аккредитация может осуществляться различными российскими, иностранными и международными общественными организациями, осуществляющими деятельность в области образования. Вместе с тем, Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» в качестве целей и задач торгово-промышленных палат устанавливает содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участие в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области.

Учитывая многолетний положительный опыт сертификации Торгово-промышленной палатой РФ различных образовательных учреждений (среднего и высшего профессионального образования), предлагаем пункт 1 статьи 77 законопроекта изложить в следующей редакции:

«1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных организациях, осуществляющих деятельность в области образования, а также торгово-промышленных палатах.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающего критериям и требованиям соответствующих российских, иностранных и международных общественных организаций, осуществляющих деятельность в области образования, торгово-промышленных палат.

Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются проводящей ее общественной организацией, торгово-промышленной палатой.».

2. Пункт 2 статьи 88 законопроекта устанавливает введение обязательного страхования гражданской ответственности образовательной организации в целях обеспечения надлежащего исполнения образовательной организацией обязательств по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также при выполнении государственных (муниципальных) заданий по приему граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Порядок и условия такого страхования будут регулироваться специальным федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности образовательной организации (согласно пункту 7 статьи 139 законопроекта).

Полагаем, что для введения нового вида обязательного страхования необходимо разработать и отдельно рассматривать проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности образовательной организации», что позволит оценить необходимость введения такого страхования: в частности, предоставит статистику страховых случаев в данной сфере, размер тарифа страховых взносов, урегулирует вопросы доказывания страховых случаев и критерии некачественного оказания услуг и проч. В целом это позволит рассчитать размер увеличения совокупной финансовой нагрузки на страхователей — образовательные организации. Поскольку большинство образовательных организаций финансируются за счет средств бюджетов различных уровней (федерального, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), введение обязательного страхования приведет к увеличению бюджетных расходов в данной сфере.

В законопроекте содержатся нормы, согласно которым в случае получения некачественных образовательных услуг у учащегося и его родителей будет право, руководствуясь статьей 74 «Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и статьей 75 «Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Государственный контроль качества образования», обращаться в аккредитационные органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере образования, которые могут давать обязательные для исполнения предписания образовательному учреждению.

Учитывая изложенное, предлагается исключить пункт 2 из текста статьи 88.

3. Законопроект содержит определения основных понятий и терминов, используемых в законопроекте. Вместе с тем, не все используемые в законопроекте термины определены в законопроекте. Считаем необходимым включить в статью 2 законопроекта определения следующих понятий:

аккредитация организаций образования;

бакалавриат прикладной (в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 18, статьей 113);

Предлагаем изложить некоторые содержащиеся в законопроекте определения понятий в новой редакции:

Академические права и свободы — права и свободы, предоставляемые организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и педагогическим работникам при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся осваивать знания и компетенции согласно своим целям, задачам и потребностям в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Зачетная единица — унифицированная единица измерения объема трудовых затрат обучающегося.

Квалификация — характеристика уровня подготовки (готовности) и подтвержденное наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретной области профессиональной деятельности.

Направленность (профиль) образовательной программы — целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и(или) виды деятельности, основанная на внешних по отношению к сфере образования потребностях, определяющая предметно-тематическое содержание и результат обучения.

4. В статье 3 законопроекта предлагаем следующие основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования изложить в следующей редакции:

— подпункт 2 пункта 2: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;»;

— подпункт 11 пункта 2: «обязательность общего образования; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями граждан, общества и государства; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;»;

— подпункт 13 пункта 2: «установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких образовательных траекторий и их индивидуализация на основе внедрения технологий, ориентированных на результаты обучения;».

5. В пункте 2 статьи 9 законопроекта предлагается:

Подпункт 1 изложить в следующей редакции: «создание целостной системы правового регулирования сферы образования, обеспечивающей поддержку и развитие различных форм образования и самообразования;».

Также предлагаем этот пункт дополнить новым подпунктом 6 следующего содержания:

«6) установление системы налоговых льгот образовательным организациям, а также юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

6. В статью 11 законопроекта «Полномочия Российской Федерации в сфере образования, исполняемые федеральными органами государственной власти» предлагается внести следующие изменения:

Подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) разработка и реализация государственной политики в сфере образования, разработка национальной системы квалификаций, включая систему сертификации квалификаций; создание условий для обеспечения качества, регулирования рынка образовательных услуг, установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в сфере профессионального образования;».

Подпункт 18 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«18) изучение потребности рынка труда, разработка отраслевых прогнозов потребности в подготовке рабочих и специалистов различных уровней квалификации, требований к подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза потребностей рынка труда;».

Дополнить подпунктом 20 следующего содержания:

«20) установление форм документов государственного образца об образовании и (или) квалификации; определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов; определение порядка признания и установления в Российской Федерации сопоставимости документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление сопоставимости таких документов, включая признание периодов обучения за рубежом российскими и иностранными гражданами».

7. В статье 14 законопроекта «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» полагаем целесообразным:

Подпункт 5 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«5) учет детей, подлежащих обязательному обучению по образовательным программам общего образования, и обеспечение участия всех детей соответствующего возраста в общем образовании;».

Пункт 3 изложить в следующей редакции: «Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования и вправе осуществлять функции учредителя этих образовательных учреждений».

8. Пункт 3 статьи 15 законопроекта предлагаем изложить в следующей редакции:

«В системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование;

2) Общее образование:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;

3) Профессиональное образование:

общее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих;

среднее профессиональное образование: подготовка специалистов среднего звена;

4) высшее образование:

магистратура: подготовка специалиста;

подготовка научно-педагогических кадров: аспирантура; докторантура;

дополнительное профессиональное образование.

9. Пункт 6 статьи 16 законопроекта «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования» предлагаем продолжить фразой: «Предоставить Учебно-методическим объединениям возможность при наличии необходимости пересматривать федеральные государственные образовательные стандарты в более ранние сроки».

10. Пункт 1 статьи 17 законопроекта «Общие требования к содержанию образования» целесообразно изложить в следующей редакции:

«1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, инновационное развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, национальной безопасности государства, повышение его конкурентоспособности.».

11. Абзац первый пункта 2 статьи 19 законопроекта «Формы получения образования и обучения» следует дополнить словами: «, в форме экстерната.».

12. Законопроект предусматривает возможность формирования образовательными организациями открытых и общедоступных информационных ресурсов и размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях. Вместе с тем, полагаем необходимым более полно раскрыть возможности использования и развития программ использования информационно-телекоммуникационных сетей и технологий в учебном процессе и для дистанционного обучения, установить гарантии государства по обеспечению возможности использования информационных, телекоммуникационных и (или) электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применительно к дистанционному обучению. Предлагаем также законодательно закрепить разработку и принятие государственной программы развития электронного обучения и информационных образовательных технологий в России.

Соответствующими положениями целесообразно дополнить статьи 30, 31, 63, 66, 67, 69, 70 законопроекта.

13. В статье 37 законопроекта «Стипендии и другие денежные выплаты» следует установить ответственность государства за минимальные гарантии социальной поддержки студентов в части стипендий и других социальных льгот.

14. Статья 49 законопроекта определяет права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки. Полагаем необходимым дополнить статью следующими положениями, направленными на повышение статуса и жизненного уровня педагогических работников, улучшение их материального положения:

Заработная плата педагогических (научно-педагогических) работников должна соответствовать высокой социальной значимости педагогического труда, престижу педагогического работника в обществе. Заработная плата в рамках каждой категории педагогических работников может быть повышена путем надбавок к окладу с учетом педагогического и научно-педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий.

Уровень заработной платы педагогических работников, подтвердивших соответствие занимаемой должности, должен устанавливаться в размере не ниже уровня средней заработной платы в отраслях промышленности и строительства в регионе.

Заработная плата педагогических работников подлежит индексации не ниже индекса инфляции и не реже одного раза в год с учетом факторов роста стоимости жизни или повышения средней заработной платы в регионе.

Молодым специалистам со стажем работы до 3-х лет должны устанавливаться надбавки к заработной плате в течение всего периода прохождения педагогической интернатуры (испытательного срока).

Виды поощрений педагогических работников за добросовестный и квалифицированный труд, высокие результаты и эффективность педагогической деятельности определяются коллективным договором и иными локальными актами. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам и премиям.

Педагогические работники, имеющие государственные награды и (или) почетные звания, имеют право на повышенный размер пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Пункт 2 статьи 50 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:

«2. Педагогическим работникам запрещается:

использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

принуждать обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительно привлекать их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.».

16. Предлагаем внести в статью 52 законопроекта следующие дополнения:

Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Педагогические работники проходят повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Повышение квалификации может осуществляться ими в течение пяти лет, как единовременно, так и поэтапно, посредством освоения отдельных учебных курсов, дисциплин, модулей общим объемом не менее 140 часов. На период обучения с отрывом от работы за педагогическим работником сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Федеральные государственные требования к обязательному минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Дополнительные профессиональные образовательные программы, на которые не установлены Федеральные государственные требования к обязательному минимуму содержания, разрабатываются учреждениями, реализующими программы ДПО, самостоятельно и согласуются с заказчиками образовательных услуг.».

Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Повышение квалификации педагогических работников может финансироваться как за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и внебюджетных средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых отношениях, а также за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями по профилю деятельности педагогического работника.».

Дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Молодые специалисты со стажем работы до 3-х лет проходят педагогическую интернатуру (испытательный срок).

Педагогическая интернатура — форма послевузовской стажировки молодого специалиста — выпускника педагогического вуза (колледжа) в образовательном учреждении. Интернатура включает такие методы повышения профессионализма молодого специалиста, как наставничество, диагностика профиля компетенций, обучение самостоятельное и (или) на курсах повышения квалификации, программах профессиональной переподготовки, аттестация и установление степени соответствия занимаемой должности или квалификационной категории.

17. Статья 85 законопроекта определяет основные условия образовательного кредитования. Пункт 5 статьи устанавливает, что договор образовательного кредита должен содержать условия об отсрочке погашения основного долга и выплаты процентов на период обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения. Считаем, что предлагаемый минимальный срок отсрочки должен быть установлен не менее двенадцати месяцев после завершения обучения.
В целях обеспечения возможности получения всеми нуждающимися студентами образовательного и социального образовательного кредитов предлагаем законодательно установить, что размер ставки по договору образовательного кредита не может превышать половины ставки рефинансирования ЦБ РФ, а срок его погашения – не менее 20 лет.

18. Вызывает озабоченность и отсутствие в проекте закона детализации существующих уровней профессионального образования (глава 13 «Среднее профессиональное образование»). Например, в тексте проекта закона не предусмотрено начальное профессиональное образование, которое в современных экономических условиях является необходимой основой, предоставляющей доступ к тому уровню квалификаций, который обеспечивает эффективный выход молодых кадров на рынок труда. Данный уровень образования является предметом особой заботы и внимания государств во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многом и судьба значительной части молодежи, получившей обязательное общее образование. Начальное профессиональное образование является фундаментом системы профессионального образования, а также создает основу для эффективного продолжения образования и профессионального развития за счет прочного общеобразовательного компонента и формирования, так называемых, ключевых компетенций.
Участники слушаний отмечают, что накопленный в течение многих десятилетий положительный опыт начальной профессиональной подготовки на предприятиях и в учебных заведениях необходимо сохранить и развить.
Предложения по содержанию соответствующих статей законопроекта приводятся в экспертных заключениях, являющихся приложениями к настоящим рекомендациям.

19. Глава 14 законопроекта «Высшее образование» предусматривает значительные изменения в системе образовательных организаций высшего образования. Согласно положениям проекта реализацией основных образовательных программ высшего образования всех уровней, а также осуществлением подготовки научных кадров, выполнением фундаментальных и прикладных научных исследований может заниматься исключительно университет. Институтам же предоставляется всего лишь право реализации основных образовательных программ бакалавриата и программ подготовки специалиста.
К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы высшего образования, законопроект относит колледжи. Одновременно такие образовательные организации как академии исключаются из видов организаций, реализующих программы высшего образования. Поскольку в России в настоящее время не существует колледжей как вида высших учебных заведений, но функционируют сотни академий с филиалами, предлагаемые законопроектом изменения для большинства высших учебных заведений приведут либо к понижению статуса, либо к массовой принудительной «реструктуризации» путём их искусственного присоединения к крупным университетам.
Учитывая изложенное, участники слушаний предлагают:
Абзац второй пункта 2 статьи 113 законопроекта исключить.
Абзац третий пункта 2 статьи 113 законопроекта изложить в следующей редакции:
«институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста, осуществление подготовки научных кадров;»
Пункт 2 статьи 113 законопроекта дополнить новым абзацем следующего содержания:
«академия – образовательная организация, являющаяся ведущим или базовым научным и методическим центром, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста и магистра, осуществление подготовки научных кадров, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в одной из областей науки или культуры».
В статье 125 «Образовательные организации дополнительного профессионального образования» из пункта 2 а) исключить слово «академия».

20. В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере дополнительного профессионального образования предлагаем внести следующие изменения в главу 16 законопроекта «Дополнительное профессиональное образование»:
20.1. Статью 123 законопроекта изложить в следующей редакции:
«Статья 123. Предоставление непрерывного профессионального образования
1. Непрерывное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний, умений (компетенций) граждан в течение всей жизни, в том числе с целью обеспечения соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности. Непрерывное профессиональное образование осуществляется на базе начального и среднего профессионального и высшего образования.
2. Профессиональные программы непрерывного профессионального образования могут также реализовываться в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение и имеющих соответствующую лицензию.».
20.2. В статье 124 законопроекта указать, что к программам непрерывного профессионального образования не должно быть федеральных требований.
Пункты 1, 3, 4, 6 и 7 данной статьи изложить в новой редакции:
«1. Программы непрерывного профессионального образования включают в себя программы, направленные на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, в том числе для выполнения новых трудовых функций и расширения диапазона квалификации..
3. Программы непрерывного профессионального образования основываются на основании квалификационных требованиях (профессиональных стандартах), устанавливаемых работодателями. Формирование программ проводится индивидуально, с учетом ранее полученного образования, включая неформальное обучение.
4. Содержание программ непрерывного профессионального образования определяется образовательной организацией, реализующей такие программы на основе лицензии на основе требований работодателей (профессиональных стандартов
6. Обучение по программам непрерывного профессионального образования осуществляется в различных формах, в зависимости от содержания программы и потребностей обучающихся и может включать в себя обучение на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), электронное и дистанционное обучение.
Обучение на рабочем месте может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях всех форм собственности, в научно-исследовательских, образовательных и иных организациях, консультационных фирмах, органах государственной власти и местного самоуправления.
7. Формы и сроки освоения программ непрерывного профессионального образования зависят от требуемых результатов обучения по программе, ранее полученного образования (имеющихся компетенций), но не могут быть менее 18 часов). Формы и сроки определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей заказчика.».
20.3 Статью 125 законопроекта предлагается исключить.

21. Главу 17 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» в соответствии с Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предлагаем дополнить новой статьей 133 следующего содержания:
«Статья 133. Особенности реализации профессиональных образовательных программ образовательными учреждениями профсоюзов
1. Образовательные учреждения профсоюзов создаются в установленном поряlaquo;1. Программы непрерывного профессионального образования включают в себя программы, направленные на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, в том числе для выполнения новых трудовых функций и расширения диапазона квалификации.. laquo;1. Программы непрерывного профессионального образования включают в себя программы, направленные на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, в том числе для выполнения новых трудовых функций и расширения диапазона квалификации.. дке этими организациями.
2. Образовательные учреждения профсоюзов, реализующие профессиональные образовательные программы, руководствуются Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иным законодательством в сфере образования, Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и актами федерального органа профсоюзов, имеющего в своем ведении образовательные учреждения, а также своим Уставом, утвержденным этим органом.
3. Образовательные учреждения профсоюзов имеют правовое равенство по статусу с государственными и муниципальными аналогичными образовательными организациями, имеют равный доступ к получению государственного заказа на выполнение в установленном порядке образовательных и научных заданий и на частичное финансирование за счет средств федерального, других соответствующих бюджетов.
4. Педагогические и иные работники, а также обучающиеся и выпускники образовательных учреждений профсоюзов имеют равные права и приравниваются по статусу к аналогичным работникам, обучающимся и выпускникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.».

22. Статью 135 законопроекта «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» предлагается изложить в редакции:
«Статья 135. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, организации осуществляющие образовательную деятельность, и граждане участвуют в международном сотрудничестве в сфере образования в целях содействия реализации права каждого на образование, развития международных экономических, научно-технических и культурных отношений, укрепления мира и взаимопонимания между народами, повышения конкурентоспособности российской системы образования на международном уровне.
3. Российская Федерация создает условия для интеграции российского образования в европейское и мировое образовательное пространство, содействует развитию сотрудничества российских и зарубежных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических и научных работников и образовательных организаций, экспорту и импорту российских образовательных услуг, обеспечению взаимного признания документов об образовании и об ученых степенях, участвуют в формировании единых образовательных пространств в рамках различных международных объединений, в том числе посредством заключения соответствующих международных договоров и соглашений».

Учитывая представленные в ходе дискуссии предложения по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», участники общественных слушаний решили:
1. Проект закона требует серьезной доработки в части его назначения, целеполагания, идеологической направленности как основы управления федерализма российского государства.
2. Обобщить поступившие в ходе слушаний замечания и предложения по проекту, направить их в Комиссию по рассмотрению замечаний и предложений по законопроекту при Президенте Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, а также в профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации.
3. Департаменту по законодательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации совместно с профильными комитетами ТПП России и привлеченными специалистами продолжить экспертное сопровождение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при его доработке Министерством образования и науки Российской Федерации и рассмотрении палатами Федерального Собрания.

Общественные слушания по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 30.09.2010 г.

30 сентября 2010 года г. Москва

Участники общественных слушаний, обсудив проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», отмечают целесообразность и своевременность подготовки системообразующего нормативного правового акта, обусловленной необходимостью актуализации и кодификации действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Особая роль образования заключается в том, что оно является ключом к решению многих существующих проблем в нашем обществе. Более того, как показала многовековая практика, общество в полной мере соответствует той школе, в которой оно формировалось. В этой связи для развития и процветания России необходимо обеспечить доступное и качественное естественно-научное, религиозное, гуманитарное, творческое (в том числе художественное, музыкальное и т.п.) образование, основанное на культурных традициях нашей страны. Очевидно, что Учителю (преподавателю) следует вернуть функцию духовного воспитателя и хранителя культуры.
Общепризнанно, что образование есть непрерывный творческий процесс, целью которого является развитие способностей человека, обретение необходимых навыков, имеющихся в человеческой природе, и координация способов их выражения. Для того, чтобы наше общество было по-настоящему гражданским, нужно создать необходимые условия для того, чтобы ребенок, а затем и подросток, получив базовое образование в школе, усвоил необходимый объем разноплановых профильных знаний и общечеловеческих ценностей, в т.ч. осознал основные общепризнанные позитивные установки (образ мышления, стиль жизни, отношение к здоровью, система правильного питания, культура поведения…), и, главное: получил достойное воспитание в духе благородства, морали, чести и достоинства.
Достижение поставленных целей невозможно без надлежащего внимания к процессам формирования и реализации законодательных актов в образовательной сфере с целью сохранения и преумножения отечественной научной школы и профильных кадров. Поэтому, очень важным для нашей страны представляется разработка нового закона «Об образовании в Российской Федерации» с учетом его соответствия Конституции Российской Федерации в части обеспечения социальных прав и свобод граждан. Необходимость создания образовательного пространства, психологически комфортного для каждого человека, способствующего эффективному обучению и духовно-нравственному воспитанию (в лучших отечественных традициях), сохраняющего психофизическое здоровье учащегося и формирующего необходимые условия для социальной адаптации личности, очевидна.
Принимаемые законодательные акты должны соответствовать с содержательной точки зрения специфике тех социальных институтов, которые будут действовать на основании этих актов.
Образовательные учреждения по своей природе, по своей сущности относятся к типу социальных институтов, не предназначенных для извлечения прибыли – аналогично семье, церкви, системам пенсионного обеспечения и т.д.
Конечно, эти социальные институты могут осуществлять коммерческую деятельность, но лишь до той грани, где происходит их перерождение в коммерческие по уставным целям структуры.
Обсуждаемый законопроект «Об образовании в Российской Федерации», в своих базисных юридических основаниях, фактически предусматривает трансформацию образовательных учреждений именно в коммерческие структуры. Это касается и трактовки проектом закона образования как сферы услуг и сферы неограниченных возможностей по извлечению прибыли.
Участники слушаний особо отметили, что при доработке обсуждаемого законопроекта необходимо учитывать, что в современном обществе система и качество образования имеют ключевое значение. В эпоху быстрого обновления знаний необходимо создавать механизмы, позволяющие оперативно включать новые знания в образовательный процесс. При реформировании системы образования и совершенствовании образовательных процессов требуется учитывать современные мировые тенденции развития образования.
Предмет правового регулирования образовательной сферы традиционно включает две составляющие. Первая — это роль образования в системе просвещения и вторая — это получение профессии. Говоря о знаниях, как о факторе производства, следует учитывать четыре основных составляющих. Это наука, которая производит знания. Образование, которое знания передаёт или воспроизводит. Культура, которая знания сохраняет. И информация, которая знания потребляет. Эти четыре сектора сферы общечеловеческих знаний должны найти отражение в соответствующих положениях нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образование, как процесс передачи знаний, является необходимым элементом инновационной системы прогрессивного развития страны. Полагаем, что принципиально важно закрепить данное положение в проекте закона.
Кроме того, необходимо учитывать и происходящие в России процессы модернизации. В настоящее время стране требуются квалифицированные кадры, которые бы обладали не только достаточным базовым образованием (средним специальным или высшим), но и имели возможность постоянно повышать свою квалификацию и совершенствовать профессиональные навыки.
Участники слушаний отмечают, что впервые с начала 1990-х годов разработчиками предложен проект закона, который претендует на систематизацию всех правоотношений в сфере образования. Поэтому, при публичном обсуждении представленного проекта закона и его доработке следует проявить особое внимание к мнению профильных экспертов. Кроме того, представленный законопроект весьма существенно затрагивает интересы всех граждан России, а также иностранных граждан, приехавших в Российскую Федерацию в поисках работы либо пожелавших получить образование на территории России. В качественном законе заинтересованы педагогические и иные работники образовательных учреждений, а также иных организаций, которые создают средства обучения и обслуживают образовательные организации и т.д.
Круг лиц, для которых данный закон будет системообразующим, значителен. Поэтому весьма важны не только стилистика закона и грамотное применение правовых конструкций, важны логика документа, четкость и отстроенность всех его элементов, отсутствие дублирования и двойного толкования одних и тех же понятий, недопустимость законодательного закрепления имеющихся «перекосов» и «недоработок» в существующей системе российского образования, доступность текста для любой категории пользователей закона, а также подкрепление его положений экономическими ресурсами государства.
Участники слушаний в процессе дискуссии отметили целый ряд наиболее важных проблемных аспектов обсуждаемого проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и внесли предметные предложения для дальнейшей доработки представленного законопроекта.
В частности, участники слушаний отметили то, что обсуждаемый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» имеет громоздкую структуру (170 статей и около 500 страниц), что не соответствует современным отечественным принципам структуры законодательных актов. Кроме того, нарушение единого стиля изложения правовых норм, дублирование и повторы неизбежно приведут к путанице в правоприменении такого закона.
Представляется более целесообразным в законопроекте задать четкие объекты и границы регулирования, а не концептуальные детали разрабатывать в соответствующих подзаконных нормативных актах. С учетом быстрой динамики общественного развития при столь детальном регулировании нормы закона будут нуждаться в постоянных изменениях и дополнениях.
Участники слушаний отметили, что законопроект содержит обширный глоссарий. Вместе с тем, в тексте проекта содержится ряд нераскрытых терминов, которые могут неоднозначно толковаться – например, аттестация педагогических работников, аттестация руководителей образовательных организаций, антигуманные методы обучения, образовательные технологии и т.д.
Требует доработки и ряд предлагаемых законопроектом дефиниций («образование», «академические свободы», «качество образования», «направленность (профиль) образования» и др.).
Кроме того, многие положения проекта закона не соответствуют современным требованиям и не отражают перспективные образовательные тенденции и технологии, а также не учитывают существующие реалии действующего законодательства Российской Федерации. В предлагаемой редакции законопроект не может реализовать приоритетную цель развития государства как формирование общества, основанного на знаниях, и обеспечить условия для инновационного развития экономики. Законопроект также не предусматривает правовых, экономических и иных условий для реализации национальной стратегии развития образования – разноплановое обучение граждан в течение всей жизни.
Вызывает озабоченность и отсутствие в проекте закона детализации существующих уровней профессионального образования. Например, в тексте проекта закона не предусмотрено начальное профессиональное образование, которое в современных экономических условиях является необходимой основой, предоставляющей доступ к тому уровню квалификаций, который обеспечивает эффективный выход молодых кадров на рынок труда. Данный уровень образования является предметом особой заботы и внимания государств во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многом и судьба значительной части молодежи, получившей обязательное общее образование. Начальное профессиональное образование является фундаментом системы профессионального образования, а также создает основу для эффективного продолжения образования и профессионального развития за счет прочного общеобразовательного компонента и формирования, так называемых, ключевых компетенций.
Участники слушаний отмечают, что накопленный в течение многих десятилетий положительный опыт начальной профессиональной подготовки на предприятиях и в учебных заведениях необходимо сохранить и развить.
Законопроект предусматривает значительные изменения и в системе образовательных организаций высшего образования.
Например, согласно положениям проекта реализацией основных образовательных программ высшего образования всех уровней, а также осуществлением подготовки научных кадров, выполнением фундаментальных и прикладных научных исследований может заниматься исключительно университет. Институтам же предоставляется всего лишь право реализации основных образовательных программ бакалавриата и программ подготовки специалиста.
Участники слушаний полагают, что предлагаемая система организации высшего образования может привести к снижению уровня и качества образования в институтах как образовательных организаций высшего уровня, поскольку они фактически приравниваются к организациям среднего профессионального образования. Кроме того, дополнительного обсуждения требует вопрос о сохранении такого вида организации высшего образования как академия.
Текст законопроекта содержит значительное количество норм, регулирующих вопросы социальных гарантий педагогических, руководящих и иных работников образовательных организаций, а также норм, регулирующих экономические и финансовые основы деятельности таких организаций. Признавая важность и необходимость законодательного установления указанных мер, отмечаем, что они не входят в предмет проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Более того, при сохранении указанных норм в проекте возникнут сложности с их реализацией на практике. Полагаем, что указанные нормы должны быть должны быть вынесены в отдельный законопроект, предусматривающий изменения в Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты.
В ходе проводившихся слушаний по проекту закона «Об образовании в Российской Федерации» участники отметили отсутствие на слушаниях официальных лиц Министерства образования и науки РФ и разработчиков законопроекта (несмотря на направленные в их адрес приглашения), выразив единодушную озабоченность указанным фактом.
Подводя итоги, учитывая представленные в ходе дискуссии предложения по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», участники общественных слушаний решили:
1. Обобщить поступившие в ходе слушаний замечания и предложения по проекту, направить их в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, а также в профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации.
2. Департаменту по законодательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации совместно с профильными комитетами ТПП России и привлеченными специалистами продолжить экспертное сопровождение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при его доработке Министерством образования и науки Российской Федерации и рассмотрении палатами Федерального Собрания.
3. В процессе доработки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо:
а) структурировать закон, отредактировать его с позиции укрупнения тех или иных положений, выведения дублирующих категорий, выявления более общих понятий с сохранением сложившихся видов классификации тех или иных субъектов и объектов образовательных правоотношений, корректности использования терминов и словосочетаний, введения единого стиля изложения правовых норм и единой лексики с учетом смежных областей деятельности (экономики, управления и т.д.);
б) повысить связь положений проекта федерального закона с отраслевыми нормативными актами, в смежных с образованием отраслях права;
в) провести обсуждение базовых терминов закона с привлечением педагогической общественности и представителей смежных с педагогикой наук, ввести в закон инновационные термины, принятые в мировом образовательном сообществе и отвечающие современным воззрениям на образование;
г) продолжить работу по совершенствованию перечня принципов в образовании;
д) усилить акценты на образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентировать создание во всех образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) лиц указанной категории, включая меры по созданию инструментария (в том числе, в едином государственном экзамене), способствующего доступности образования всех уровней для таких лиц в условиях отсутствия любых проявлений дискриминации и несправедливости по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и образовательных учреждениях.
е) продолжить работу по совершенствованию статей проекта закона, связанных с государственной аккредитацией вузов, оценкой основных образовательных программ и осуществления контрольно-надзорной деятельности в образовании в условиях функционирования нового поколения образовательных стандартов, привлечь к этой деятельности представителей органов управления образованием на федеральном и региональных уровнях, представителей учебно-методических объединений и работодателей (для системы ВПО);
ж) усилить роль государственно-общественных объединений: учебно-методических объединений вузов, ассоциаций, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий в системе высшего профессионального образования (статья 78 в п.5 и др.), ввести ссылки на научно-методические объединения в необходимые статьи проекта закона (часть 3 статьи 23 и др.);
з) ввести в соответствующие разделы проекта закона инструментарий по взаимодействию учебно-методических объединений вузов с объединениями работодателей для расширения участия последних в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, усиления влияния на объем и структуру приема граждан в профессиональные учебные заведения; расширения участия в оптимизации перечня направлений подготовки специалистов, расширения информации о качестве профессионального образования на основе обратной связи и активизации участия работодателей в независимой оценке качества профессионального образования;
и) продолжить работу по классификации образовательных организаций в проекте закона, сформировать их список и более четко определить статус, учесть в видовой классификации сложившуюся многолетнюю практику для минимизации изменений с целью исключения излишних затрат бюджетных средств;.
к) продолжить работу по совершенствованию разделов закона, связанных с реорганизацией системы среднего и начального профессионального образования. В частности, предусмотреть в них обеспечение прав педагогических работников учебных центров профессиональных квалификаций на отпуска, оплату труда и получение пенсий.
Подводя итоги, учитывая представленные в ходе дискуссии предложения по проекту федерального закона «Об образовании в РФ», участники общественных слушаний решили:
1. Обобщить поступившие в ходе слушаний предложения и направить их в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, а также профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации.
2. Продолжить экспертное сопровождение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при его доработке Министерством образования и науки Российской Федерации и рассмотрении в Государственной Думе.

www.forum-ip.ru