Закон охрана труда днр

Закон охрана труда днр

Правила организации государственного надзора состояния промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора в системе Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики (Государственный Комитет Гортехнадзора ДНР) (НПАОТ 0.00-1.07-16 опубликовано 26.01.2016 года, с изменениями, внесенными на основании Приказа Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 13.10.2016 № 461)

Правила безопасности в угольных шахтах (НПАОТ 10.0-1.01-16 опубликовано 20.05.2016 года, с изменениями, внесенными на основании Приказа Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики, Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 07.07.2016 № 63/319, от 20.06.2017 № 157/291″)

Требования:

Обязательные требования к экспертам в области промышленной безопасности(НПАОТ 0.00-7.06-16 опубликовано 28.04.2016 года, с изменениями, внесенными на основании Приказов Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 18.10.2016 № 468, от 24.04.2017 № 224)

Положение о лицензировании вида хозяйственной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (НПАОТ 0.00-4.09-16 опубликовано 03.10.2016 года, с изменениями, внесенными на основании Приказа Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 03.02.2017 № 107).

Положение о лицензировании вида хозяйственной деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (НПАОТ 0.00-4.12-16 опубликовано 03.10.2016 года, с изменениями , внесенными на основании Приказа Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 03.02.2017 № 108).

Порядок ведения реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (Утвержден Приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 18 июля 2016 года № 332 (в редакции приказа Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 22 декабря 2017 года № 499

Лицензионные условия:

Регламенты:

Административный регламент оказания Государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности (НПАОТ 0.00-7.05-16 опубликовано 28.04.2016 года, с изменениями, внесенными на основании Приказов Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 18.10.2016 № 468, от 24.04.2017 № 224)

Инструкции:

Инструкция по безопасному производству работ в подземных электроустановках (НПАОТ 10.0-5.11-17)

Инструкция по проверке максимальной токовой защиты шахтных аппаратов (НПАОТ 10.0-5.12-17)

Инструкция по устройству, осмотру и измерению сопротивления заземлений шахтного электрооборудования (НПАОТ 10.0-5.13-17)

Инструкция по электроснабжению и применению электрооборудования в проветриваемых ВМП тупиковых выработках шахт, опасных по газу (НПАОТ 10.0-5.14-17)

Инструкция по электроснабжению и применению электрооборудования на шахтах, опасных по внезапным выбросам, разрабатывающих крутые пласты (НПАОТ 10.0-5.15-17)

Инструкция по осмотру и ревизии рудничного взрывобезопасного электрооборудования (НПАОТ 10.0-5.16-17)

Инструкция по определению токов короткого замыкания, выбору и проверке уставок максимальной токовой защиты в сетях напряжением до 1200 В (НПАОТ 10.0-5.17-17)

Инструкция по электроснабжению и применению электрооборудования на выемочном участке шахты, опасной по газу (НПАОТ 10.0-5.29-17)

gkgtn.ru

Организация охраны труда в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики

УДК 331.45: 37

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Цвигун Оксана Анатольевна,
ученый секретарь
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»,
Рыбалко Полина Валентиновна,
ассистент кафедры безопасности
жизнедеятельности, охраны труда и
информационной защиты
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации охраны труда в образовательных учреждениях в соответствии с Типовым положение о службе охраны труда.

Ключевые слова: охрана труда; образовательное учреждение; безопасность; жизнь; здоровье.

Государство заинтересовано в наличии наибольшего количества трудоспособного населения – активных участников производственных отношений. Приоритетным направлением работы любой цивилизованной державы, в том числе и Донецкой Народной Республики, является охрана труда людей. Особое значение имеют мероприятия по охране здоровья подрастающего поколения. Большую часть времени молодежь проводит в образовательных организациях. Времяпрепровождение в дошкольных организациях, школах, учреждениях среднего профессионального образования, высших учебных заведениях, организациях дополнительного образования должно быть максимально безопасным. Длительное время в учебных учреждениях не уделялось должного внимания обучению детей и педагогов правилам охраны труда. В Республике это стало одним из приоритетных направлений в работе любого образовательного учреждения.

Группа авторов А.И. Пистун, В.Н. Тубальцева выпустили сборник основных нормативных документов, регламентирующих работу по охране труда в сфере образования, в частности, в спортивных организациях, клубах, товариществах [8]. Ю.К. Недоступов на основе российской нормативно-правовой базы осветил особенности охраны труда работников, организацию расследования и учета несчастных случаев и наметил пути совершенствования охраны труда [6]. Ю.М. Михайлов, А.В. Петрова, А.Д. Корощенко, Р.И. Айзман в своих пособиях описывают требования к организации и управлению охраной труда в образовательных учреждениях Российской Федерации [5,7]. Иванова Т. описывает зарубежный опыт в решении проблем охраны труда и делает вывод, что указные вопросы имеют не только социальное, но и важное экономическое значение [4].

В молодой Республике идет активная работа по формированию законодательной и нормативно-правовой базы по охране труда. В ст. 4 действующей Конституции ДНР задекларировано, что в государстве охраняются труд и здоровье людей.

Народный Совет ДНР в 2014-2015 г.г. принял ряд законов, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности граждан. Среди таковых – законы «Об охране труда», «О здравоохранении», «Обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и ряд других [1, 2, 3].

Цель статьи – проанализировать основные направления и аспекты охраны труда в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.

Закон ДНР «Об охране труда» охрану труда рассматривает как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данный закон устанавливает общие требования к системе управления охраной труда в образовательном учреждении. Охрана труда в образовательных организациях включает в себя мероприятия по улучшению условий труда и создание безопасной воспитательной среды для обучающихся.

За охрану здоровья и жизни людей в учебных заведениях несут ответственность не только первые руководители, их заместители и главные специалисты, но и руководители структурных подразделений, их заместители, руководители отделов; а также заведующие кабинетами; классные руководители (тьюторы, кураторы) и прочий персонал учреждения.

Мероприятия по охране труда проводят с целью сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся, и предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций. Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить безвредные и безопасные условия труда; подготовить персонал и обучающихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; осуществлять систематический контроль за состоянием охраны труда в организации.

Для создания комплексной безопасности учебных заведений Республики необходимо обеспечить пожарную, санитарно – эпидемиологическую, транспортную безопасность, электробезопасность и антитеррористическую защищенность. С этой целью в образовательной организации следует проводить ряд мероприятий. Во-первых, создавать и своевременно корректировать локальную нормативно-правовую базу охраны труда (положения, указания, инструкции и т.д.). Во-вторых, сформировать специальные органы управления охраной руда (Службу охраны труда, комиссии и др.). В-третьих, планировать и осуществлять организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, рабочих мест. В-четвертых, разрабатывать и проводить организационно-технические мероприятия по предупреждению аварий, по готовности учреждения к локализации и устранению последствий аварий. В-пятых, проводить санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на поддержание работоспособности и здоровья сотрудников. В-шестых, обучить преподавателей и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В-седьмых, регулярно проводить профилактический контроль состояния охраны труда и предоставлять в соответствующие органы отчет об этом.

Выделяют три уровня контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности: государственный (осуществляют органы государственного управления и надзора), административный (исполняет сама организация) и общественный (проводит профсоюз или иные уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда).

Полученная в результате контроля информация должна быть проанализирована и выполнена, сделаны прогнозы и выводы. Это завершение о одновременно начало нового этапа управления охраной труда и безопасностью в образовательном учреждении.

В каждой учебной организации должен быть пакет документов по вопросам охраны труда. В начале учебного года руководитель образовательной организации должен подписать приказы о назначении ответственного лица за охрану труда в кабинетах, лабораториях и о распределении функциональных обязанностей педагогических работников, административно-технического персонала, исполняющего обязанности специалиста по охране труда. Кроме того, должны быть утверждены Правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка; инструкции по охране труда, безопасности деятельности в кабинетах (лабораториях) химии, биологии, физики, информатики, мастерских, спортзалов, столовых и т.д. Для регламентации работы по охране труда разрабатывается и принимается Положение о службе охраны труда.

Ежегодно в образовательном учреждении проводится паспортизация санитарно-технического состояния здания. Паспорт составляется и заполняется в двух экземплярах по согласованию с профкомом и ежегодно утверждается директором (ректором) учебного заведения.

В конце каждого учебного года проходят смотры кабинетов и составляются акты-приемки образовательного учреждения к новому учебному году. В нем отражаются санитарно-гигиенические, противопожарные мероприятия, а также удостоверяется соответствие помещений и оборудования требованиям охраны труда с учетом специфики образовательного учреждения.

По отдельным помещениям, имеющим во время эксплуатации опасные и вредные производственные факторы, составляются акты-разрешения.

Таким образом, охрана труда сегодня становится важной и неотъемлемой частью социально-экономической политики Донецкой Народной Республики. Об этом свидетельствует достаточная законодательная база. Кроме того, руководители и сотрудники образовательных учреждений обязаны принимать активное участие в создании безопасных условий пребывания в учебных заведениях всех участников трудовой и образовательной деятельности. Это одно из самых важных и сложных направлений работы руководителя любого предприятия.

Список использованных источников

  1. Об охране труда [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № 31-IHC от 20.04.2015г. – Режим доступа :
  2. Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда [Электронный ресурс] : приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 29. 06. 2015 № 227. – Режим доступа :
  3. Типовое положение о службе охраны труда [Электронный ресурс] : приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР № 354 от 27.08. 15. – Режим доступа:
  4. Іванова, Т. Актуальність вивчення предмета «Основи охорони праці» у ПТУЗ [Текст] / Т. Іванова // Профтехосвіта. – 2013. – № 8 (56). – С. 13-15.
  5. Михайлов, Ю. М. Охрана труда в образовательных учреждениях [Текст] / Ю. М. Михайлов. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 172 с.
  6. Недоступов, Ю. К. Охрана труда в образовательных учреждениях [Текст]. Ч. 4. Обучение и проверка знаний работников по охране труда в вопросах и ответах / Ю. К. Недоступов. – Мытищи: Изд-во УМЦ «Талант», 2002. – 192 с. – (Серия «Биб-ка руководителя»).
  7. Петрова, А. В. Охрана труда на производстве и в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие / Петрова А. В., Корощенко А. Д., Айзман Р. И. – Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2008. – 187 с.
  8. Пістун, А. І. Охорона праці в галузі освіти (фізична культура і спорт) [Текст] / А. І. Пістун, Н. В. Тубальцева, І. П. Пістун. – Суми : Палітурка, 2008. – 395 с.

profobrjour.ru

Законодательство ДНР

Глава V. Организация охраны труда

Статья 19. Служба охраны труда

1. Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда работодатель, в установленном законодательством порядке, создает службу охраны труда, вводит в штат должности руководителей и специалистов по охране труда или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает постороннего специалисты на договорных началах, имеющего соответствующую подготовку и обучение.

2. Органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Главе и Совету Министров Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.

3. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)

1. Работники службы охраны труда (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право:

1) проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

2) запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;

4) выдавать должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;

5) приостанавливать (запрещать), в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, до их устранения;

6) организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда;

7) требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренный законодательством Донецкой Народной Республики медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняющих требований нормативных правовых актов по охране труда;

8) направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда;

9) вносить предложения работодателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель в письменной форме с указанием обоснованных причин.

Статья 21. Комиссии по охране труда

1. На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

2. Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением, утверждаемым республиканским органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

3. Типовое положение о комиссии по охране труда утверждается республиканским органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

4. Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях работодателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

5. Комиссия по охране труда имеет право принимать решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда, которые носят рекомендательный характер. Работодатель обязан рассмотреть решение комиссии по охране труда и письменно информировать ее о принятых мерах в установленный в нем срок.

Статья 22. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативными правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.

2. Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

2) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

3) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

4) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

5) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

6) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знания ими требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

7) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

9) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу и только по решению и направлению работодателя) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их заявлению в связи с ухудшением состояния здоровья из-за неудовлетворительных условий труда или по инициативе работодателя (в случае возникновения предположения о невозможности выполнения работником возложенных на него функций по состоянию здоровья) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

10) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

11) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске причинения вреда здоровью, полагающихся им компенсациях и средств индивидуальной защиты;

12) предоставление государственным органам исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

13) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

14) расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

15) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

16) беспрепятственный допуск должностных лиц государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда, органов фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством Донецкой Народной Республики сроки;

18) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

19) ознакомление работников с требованиями охраны труда.

3. Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Статья 23. Обязанности работника в области охраны труда

1. Работник обязан:

а) соблюдать требования охраны труда;

б) знать и выполнять требования нормативных правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства;

в) пользоваться и правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты;

г) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

д) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

е) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные по просьбе работника или по указанию работодателя медицинские осмотры (обследования).

2. Работник несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Статья 24. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий

1. Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при поступлении на работу и только по решению и направлению работодателя) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года.

2. По результатам периодических медицинских осмотров, в случае необходимости, работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий.

3. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника.

4. Порядок проведения медицинских осмотров определяется республиканским органом исполнительной власти в области здравоохранения.

5. Работодатель имеет право в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы. В случае повторного уклонения работника от прохождения периодического медосмотра работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

6. Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников:

1) по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;

2) по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности.

7. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих устанавливаются республиканскими органами исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики и в области здравоохранения.

8. Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работниками, работающими по гражданско-трудовому договору, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг).

9. За время прохождения медицинского осмотра в установленный работодателем срок за работниками сохраняются место работы и средний заработок.

Статья 25. Обучение по вопросам охраны труда

1. Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварии.

2. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативных правовых актов по охране труда.

3. Перечень работ с повышенной опасностью утверждается республиканским государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

4. Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически, один раз в три года, проходят по вопросам охраны труда обучение и проверку знаний с участием должностных лиц государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда, фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и профсоюзов.

5. Порядок проведения обучения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется типовым положением, утверждаемым республиканским органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

6. Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда.

7. В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний. При повторном выявлении неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

8. Изучение основ охраны труда, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечиваются республиканским органом исполнительной власти в области образования и науки во всех учебных заведениях по программам, согласованным с государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

Статья 26. Действия нормативных правовых актов по охране труда в системе трудового и профессионального обучения

1. Нормативные правовые акты по охране труда обязательны для исполнения в производственных мастерских, лабораториях, цехах, на участках и в других местах трудового и профессионального обучения, обустроенных в любых учебных заведениях.

2. Организация охраны труда на указанных объектах, а также порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися и студентами во время трудового и профессионального обучения в учебных заведениях определяются республиканским органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию с профсоюзным органом.

3. Ученикам и студентам, проходящим трудовое и профессиональное обучение на предприятиях под руководством их персонала, применяется законодательство об охране труда в таком же порядке, что и для работников предприятия.

Статья 27. Инструкции по охране труда

1. Инструкция по охране труда – локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).

2. Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

3. Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

4. В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.

5. В инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие на предприятии, в учреждении, организации.

Статья 28. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств государственного республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

1) средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о труде и законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики;

2) добровольных взносов организаций и физических лиц.

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,5 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 1,0 процента суммы эксплуатационных расходов.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

4. В отраслях экономики, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6. К работникам работодателем могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором.

7. При расчете фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размера страхового взноса для каждого предприятия, при условии достижения им надлежащего уровня состояния охраны труда и при отсутствии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости или снижении их уровня вследствие осуществления работодателем соответствующих профилактических мероприятий, могут быть установлены скидки к его (страхового взноса) размеру или могут быть установлены надбавка к нему при высоком уровне травматизма и профессиональной заболеваемости и ненадлежащем состоянии охраны труда на предприятии.

Расчет размера страхового взноса с применением скидок и надбавок для предприятий, предусмотренных в настоящей статье, производится в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

Статья 29. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством Донецкой Народной Республики, поощрение работников за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

Статья 30. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

С целью объединения усилий наемных работников и отдельных граждан, ученых, специалистов по промышленной безопасности и охране труда для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные объединения граждан, действующие в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 31. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий

1. Работодатель должен организовывать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, утверждаемым республиканским органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

2. По итогам расследования несчастного случая, профессионального заболевания или аварии работодатель составляет акт по установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать пострадавшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех рабочих дней с момента окончания расследования.

3. В случае отказа работодателя составить акт о несчастном случае или несогласия пострадавшего с его содержанием пострадавший или его представитель имеют право обратиться в государственный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда, для рассмотрения и принятия соответствующего решения, которое является обязательным для работодателя.

4. Решение должностного лица государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 32. Информация и отчетность о состоянии охраны труда

1. Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда, и фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний о состоянии охраны труда, причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о мерах, принятых для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.

2. Работникам и/или их представителям обеспечивается доступ к информации и документам, содержащим результаты аттестации рабочих мест, о запланированных работодателем профилактических мероприятиях, результаты расследования, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчеты по этим вопросам, а также доступ к сообщениям, представлениям и предписаниям должностных лиц государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.

3. Государственные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда и государственные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции в области промышленной безопасности в установленном порядке информируют население Донецкой Народной Республики, работников о реализации государственной политики по охране труда, выполнении общегосударственной, отраслевых или региональных программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и здоровья работников.

4. На государственном уровне ведется единая государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда, форма которой устанавливается государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда по согласованию с профессиональными союзами и фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

da-info.pro