Закон полиции комментарии

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

9) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

10) утратил силу;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Комментарий к Ст. 2 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Два основных направления деятельности полиции — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

— выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

— выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

— предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

— пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

— создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений — это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, — обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом «О полиции» последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 — 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 — 5 ст. 14 и др.).

9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ).
———————————
См.: Собрание законодательства РФ (далее — см.: Собр. законодательства РФ). 1995. N 50. Ст. 4873.

10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

— лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

— лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

— несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

— лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

— лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

— лица, пропавшие без вести.

13. Соответствующая обязанность на полицию возложена п. 12 ч. 1 ст. 12 комментируемого Федерального закона.

14. Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

— лиц, совершивших побег из-под стражи;

— лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

— лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;

— лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

15. В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

1) объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;

2) проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);

3) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);

4) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 13 ч. 1 статьи 13 комментируемого Федерального закона «О полиции»);

5) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести (п. 35 ч. 1 ст. 13 закона О полиции);

6) задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого Федерального закона);

7) проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона);

8) вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст. 17 комментируемого Федерального закона);

9) реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции».

16. Аналогичным образом обеспечены правовым статусом полиции и остальные перечисленные в ст. 2 комментируемого Федерального закона основные направления ее деятельности.

17. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

18. О производстве дознания полицией см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

19. О понятии «правопорядок» см. комментарий к п. 36 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

20. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

zakonopolitsii.ru

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Комментарий к ст. 15 Закона о Полиции

1. Требование, о котором идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, закреплено в ст. 25 Конституции РФ и продублировано в ст. 3 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 УПК РФ, а равно в некоторых иных нормативных правовых актах.

2. По общему правилу действие, ограничивающее конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, может быть законно произведено только на основании судебного решения.

3. Все возможные случаи законного проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, можно разделить на четыре вида:

1) проникновение в ходе производства следственного действия;

2) проникновение при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия;

3) предусмотренное ст. 15 настоящего Федерального закона вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

4) иные способы проникновения на объект.

4. Иным видом проникновения, к примеру, является то действие, что предусмотрено п. 11 ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму». На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается беспрепятственное проникновение должностных лиц полиции, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

5. Проникновение в жилище для производства в нем следственных действий возможно в ходе осмотра, обыска или выемки. По общему правилу следственное действие — осмотр производится только с согласия проживающих в жилом помещении лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка производятся лишь на основании судебного решения.

6. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Без получения на то согласия проживающих в жилище лиц и без судебного решения осмотр жилища может быть произведен лишь в случаях, не терпящих отлагательства (внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия; принимаются меры к уничтожению или сокрытию объектов, имеющих отношение к делу, и др.).

7. Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лиц, в жилище которых производится осмотр без получения на то судебного решения, являются следующие предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ требования:

1) о производстве такого осмотра выносится постановление;

2) сотрудник полиции в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;

3) к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для проверки законности решения о его производстве;

4) в течение 24 часов после получения указанного уведомления судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности;

5) если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.

8. Производство же обыска и (или) выемки в жилище без судебного решения не может быть оправдано даже отсутствием возражений против обыска (выемки) проживающих в жилище лиц. Обыск и (или) выемка в жилище без судебного решения могут быть произведены только в исключительных случаях — случаях, не терпящих отлагательства, при обязательном последующем соблюдении вышеуказанных гарантий прав и законных интересов обыскиваемых (лиц, в жилище которых производится выемка).

9. Аналогично урегулировано проведение сотрудниками полиции оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Они также по общему правилу допускаются лишь на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

10. Исключение из этого правила — проведение не терпящих отлагательства подобного рода мероприятий в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В данной ситуации оперативно-розыскное мероприятие, которое ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища (к примеру, обследование жилого помещения), может быть законно проведено сотрудниками полиции на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел (полиции). После чего сотрудник, который провел данное мероприятие, обязан в течение 24 часов уведомить об этом суд того района, на территории которого мероприятие состоялось.

11. Причем в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

12. Комментируемая статья позволяет проводить вхождение (проникновение) в жилые помещения и осмотр таковых без судебного решения и без получения затем от суда разрешения на проникновение (подтверждения законности проникновения, осмотра).

13. Все перечисленные в ч. 3 комментируемой статьи ситуации объединяет одно — сотрудник полиции вправе принять решение о проникновении в жилые помещения на основании ст. 15 настоящего Федерального закона лишь тогда, когда он располагает достоверной информацией (доказательствами) о том, что имели место общественно опасные последствия (вероятность наступления таковых в случае отказа от немедленного проведения искомого мероприятия) либо было совершено общественно опасное деяние. Исходя из заложенной в статью законодателем основной идеи отсутствие у должностного лица полиции таких сведений (доказательств) не дает возможности проведения законного проникновения в жилище.

14. При ситуациях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудник полиции, безусловно, располагает доказательствами наличия общественно опасного деяния и (или) общественно опасных последствий, так как в них речь идет о преступлении. Смерть лица, так же как повреждение (увечье) здоровья, приведшее к временной или стойкой утрате лицом трудоспособности, является общественно вредным последствием — содержит признаки объективной стороны состава преступления, поэтому может иметь следствием законное начало уголовного процесса.

15. О понятии «несчастный случай» см. комментарий к п. 3 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

16. Вопрос может возникнуть в отношении такого основания проникновения в жилое помещение, как необходимость спасения имущества граждан (п. 1). В этой связи стоит отметить следующее. Если стоимость имущества настолько мала, что его уничтожение не является общественно опасным (не является значимым с позиции уголовного права), нельзя проникать в жилище для его спасения. В этом случае (когда отсутствуют иные предусмотренные ч. 3 ст. 15 настоящего Федерального закона обстоятельства) предусмотренного п. 1 ч. 3 комментируемой статьи законного фактического основания проникновения в жилище просто не существует (нет в наличии).

17. Проникновение сотрудников полиции в помещения, на земельные участки и территорию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций запрещено международными правовыми актами. Поэтому таковое сотрудниками полиции не может быть осуществлено и при наличии оснований (основания), перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи.

18. Если проникновение в жилое помещение, в иное помещение или на земельный участок, принадлежащий гражданину, в помещение, на земельный участок и территорию, занимаемую организацией, осуществлено по основаниям и в порядке, которые предусмотрены комментируемой статьей, осмотр (обследование, изъятие и т.п.) осуществлен вне уголовного процесса. Соответственно, как бы ни именовался документ, составленный по результатам рассматриваемого мероприятия, он не является процессуальным документом. Не является он таковым даже в том случае, когда проникновение, оформление документа и производство дознания по уголовному делу осуществляет одно и то же должностное лицо полиции. В этой ситуации, осуществляя проникновение в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона, сотрудник полиции реализует свои административно-властные, а не уголовно-процессуальные полномочия.

19. Для того чтобы составленный документ мог стать допустимым доказательством по уголовному делу, он должен быть предусмотренным УПК РФ способом вовлечен в процесс уголовно-процессуального доказывания. Например, следует произвести его выемку.

20. Именно поэтому при наличии тому фактических оснований, в особенности когда налицо ситуации, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудникам полиции рекомендуется приступать к осмотру места происшествия (а если уголовное дело возбуждено — к обыску, несомненно, при наличии тому фактических оснований), а не к проникновению в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона.

21. При проведении осмотра места происшествия (жилища, иного помещения, земельного участка и др.) или любого иного следственного действия осуществляется уголовно-процессуальная деятельность, результаты которой заносятся в протокол осмотра (обыска и т.п.), являющийся доказательством по уголовному делу. В этом случае дополнительного документа, подтверждающего законность вовлечения в уголовно-процессуальное доказывание изъятых при осмотре объектов, и самого протокола осмотра не требуется.

22. О понятии «общественная безопасность» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

23. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

24. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

25. О понятии «подозреваемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

26. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

27. О понятии «массовые беспорядки» см. комментарий к ст. 21 настоящего Федерального закона.

28. О понятии «безопасность граждан» см. комментарий к ст. 24 настоящего Федерального закона.

29. См. также комментарий к ст. 2, п. п. 5, 22 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

www.zakonrf.info

Комментарий к Федеральному Закону «О полиции»

Переименование милиции в полицию должно было подчеркнуть желание законодателей серьезно реформировать данный орган. Знакомство с комментарием закона «О полиции» поможет разобраться, что изменилось в этом ведомстве, кроме его названия. В частности, разъяснены права и обязанности полицейских, порядок применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Подробно рассказано о социальных гарантиях, на которые могут рассчитывать сотрудники полиции со стороны государства.

  • Барсуков Сергей Иванович
  • Борисов Александр Николаевич
  • Издательство: Деловой двор, 2011 г.
  • Мягкая обложка, 640 стр.
  • ISBN 978-5-91550-112-5
  • Тираж: 1000 экз.
  • Формат: 60×64/16
  • На кого рассчитана

  • Юристы, адвокаты
  • Сотрудники органов внутренних дел
  • Чиновники
  • Граждане, интересующиеся новым статусом, правами и обязанностями вчерашних милиционеров
  • В книге дан постатейный комментарий к Федеральному от 7 февраля 2011 г. 3-ФЗ «О полиции».

    Издание содержит подробный анализ законодательных новелл со ссылкой на источники. Рассмотрены основы организации и деятельности полиции в России, обязанности и права полиции и ее сотрудников, вопросы применения мер государственного принуждения, элементы правового статуса сотрудника полиции, прохождение службы в полиции, процедуры контроля и надзора за деятельностью полиции. Особое внимание авторы уделяют проблемам регулирования в переходный период.

    Проведен сравнительный анализ с положениями «предшественника» — Закона РФ от 18 апреля 1991 г. 1026-1 «О милиции». При рассмотрении положений Закона использован самый широкий круг международных актов, законодательных актов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных актов МВД России.

  • Введение
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Назначение полиции
    • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
    • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
    • Статья 4. Организация полиции
    • Глава 2. Принципы деятельности полиции
      • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
      • Статья 6. Законность
      • Статья 7. Беспристрастность
      • Статья 8. Открытость и публичность
      • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
      • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
      • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
    • Глава 3. Обязанности и права полиции
      • Статья 12. Обязанности полиции
      • Статья 13. Права полиции
      • Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
        • Статья 14. Задержание
        • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
        • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
        • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
        • Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
          • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
          • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
          • Статья 20. Применение физической силы
          • Статья 21. Применение специальных средств
          • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
          • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
          • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
          • Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
            • Статья 25. Сотрудник полиции
            • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
            • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
            • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
            • Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции
            • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
            • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
            • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
            • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
            • Глава 7. Служба в полиции
              • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
              • Статья 35. Поступление на службу в полицию
              • Статья 36. Испытание при поступлении на службу в полицию
              • Статья 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции
              • Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
              • Статья 39. Служебная дисциплина в полиции
              • Статья 40. Увольнение со службы в полиции
              • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
              • Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
                • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
                • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
                • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
                • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание
                • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
                • Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
                  • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
                  • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
                  • Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
                    • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
                    • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
                    • Статья 51. Судебный контроль и надзор
                    • Статья 52. Прокурорский надзор
                    • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
                    • Глава 11. Заключительные положения
                      • Статья 54. Заключительные положения
                      • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
                      • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
                      • Список сокращений
                        • Органы государственной власти, иные органы и организации
                        • Правовые акты
                        • Источники правовых актов
                        • Список нормативно-правовых актов
                        • ppt.ru