Закон присяжных заседателях федеральных судов

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Составление списков кандидатов в присяжные заседатели

Доклад к семинару-совещанию по теме «Организационные вопросы составления списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции на 2018 – 2021 годы»

( Порядок составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции)

Правовыми актами, регламентирующими составление списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции, являются:

— Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), которым установлены общие требования к порядку составления списков кандидатов в присяжные заседатели, требования к кандидатам в присяжные заседатели;

— Порядок составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 05.07.2017 № 321 (далее – Порядок);

— распоряжение Правительства Амурской области от 01.08.2017 № 94-р «О числе граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции на 2018 – 2021 годы» (далее – Распоряжение № 94-р). Число граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели, утверждено на основании поступивших представлений от председателей Амурского областного суда, Дальневосточного окружного военного суда и 3 окружного военного суда.

Обращаем внимание, что отдельные действия по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели будут осуществляться в два этапа. Первый этап – до 31.12.2017, второй с 01.01.2018 по 30.04.2018.

Что должно быть сделано на сегодняшний момент!

1. Должны быть извещены граждане о составлении списков кандидатов в присяжные заседатели через средства массовой информации соответствующего муниципального образования или официальный сайт местной администрации.

2. Распоряжением местной администрации должно быть определено число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели для районных (городских) судов Амурской области. Рекомендуемое число граждан, подлежащих включению в такой список, указано в приложение № 1 к распоряжению № 94-р . Запасные списки формируются не по всем муниципальным образованиям!

Следующая процедура – отбор граждан для включения в списки присяжных заседателей и формирование самих списков.

Первоначально необходимо определить общее количество кандидатов, подлежащих включению в списки и запасные списки, в соответствии с количеством указанным в приложениях № 1, 2, 4 Распоряжения № 94-р.

Число граждан, подлежащих включению в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для Амурского областного суда (приложение № 3) не учитывается при определении общей численности!

После определения общего количества кандидатов, принимая во внимание, что в ходе дальнейших проверок на соответствие установленным Федеральным законом требованиям будут выявлены граждане, которые не могут являться кандидатами в присяжные заседатели, следует увеличить общее количество кандидатов, примерно на 20%.

Далее определяются кандидаты в присяжные заседатели путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях.

Федеральным законом установлено, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет, исходя из этого, а так же учитывая, что списки будут составлены в начале 2018 года, при отборе кандидатов с использованием ГАС «Выборы» целесообразно установить ограничение по году рождения, а именно выбирать граждан, родившихся до 1993 года . Верхний возрастной предел Федеральным законом не определен.

Из отобранных с использованием ГАС «Выборы» граждан составляются списки.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются в алфавитном порядке отдельно для районных (городских) судов, Дальневосточного окружного военного суда и 3 окружного военного суда по форме согласно приложению № 1 к Порядку, с соблюдением, установленных в пункте 7 Порядка, требований.

После составления списков кандидатов в присяжные заседатели местные администрации на основании сведений из документов об установлении опеки или попечительства, находящихся в их распоряжении, уточняют списки кандидатов в присяжные заседатели в целях исключения из них лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, и направляют указанные списки с соответствующими запросами:

в органы внутренних дел в целях получения информации о наличии непогашенной или неснятой судимости у граждан;

в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Амурская областная психиатрическая больница», в государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Амурский областной наркологический диспансер» в целях получения информации о гражданах, состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

О требованиях к оформлению таких запросов и сроках их рассмотрения в дальнейшем сообщат представители указанных организаций.

После поступления ответов на указанные запросы местные администрации с учетом предусмотренных Федеральным законом требований, предъявляемых к кандидатам в присяжные заседатели, уточняют списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них лиц имеющих непогашенную или неснятую судимость и состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

2 этап по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется в 2018 году!

Местные администрации направляют гражданам, включенным в списки кандидатов в присяжные заседатели, уведомления о возможности в течение 2 недель со дня их получения ознакомиться с указанными списками, подать письменные заявления об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели или исправлении в них неточных сведений.

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов является вопрос о способе уведомления. Федеральным законом, Правилами финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2005 № 320, прямо не установлен способ такого уведомления, полагаем возможным направлять уведомления отобранным кандидатам простым почтовым отправлением при условии надлежащего оформления соответствующих реестров (списков) почтовых отправлений, либо вручать уведомления гражданам нарочно под расписку.

В случае поступления от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, письменных заявлений об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений, местные администрации в пятидневный срок рассматривают их, и принимают по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

После рассмотрения заявлений граждан и принятия решения по ним составляются уточненные списки присяжных заседателей.

Не позднее 30 марта 2018 года уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, сброшюрованные, подписанные главой муниципального образования и скрепленные печатью, с приложением электронной версии на компакт-диске направляются в Правительство Амурской области через министерство юстиции области.

В этот же срок необходимо опубликовать в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования указанные списки, которые должны содержать только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

После чего направляют в министерство юстиции Амурской области на бумажном носителе сведения о наименовании источника опубликования указанных списков, даты его издания и номера выпуска.

Не позднее 30 апреля 2018 года уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели для районного (городского) суда , сброшюрованные, подписанные главой муниципального образования и скрепленные печатью, с приложением электронной версии на компакт-диске направляются в соответствующий районный (городской) суд.

amr.msudrf.ru

113-ФЗ «О присяжных заседателях»

Присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве, рассматривают обстоятельства дела вместе с судьей и выносят свое независимое мнение по его итогам. Данная категория людей не является специалистами или юристами. Это простые граждане, которые не являются заинтересованной стороной в судебном разбирательстве. Их отбирает специальная программа для каждого судебного процесса отдельно. Рассмотрим подробнее, что на этот счет сказано в Федеральном законе 113 и какие изменения его коснулись при последней редактуре.

Описание Федерального закона 113

Госдума приняла Федеральный закон 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» 31 июля 2004 года. Законопроект был утвержден Советом Федерации 8 августа того же года, а через 12 дней, 20-го августа 2004, он вступил в правовую силу.

Настоящий закон регламентирует участие присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела, определяет их правовой статус и гарантии независимости. А также регулируются основные принципы правового, экономического и организационного обеспечения их деятельности.

Закон включает в себя 13 статей, из которых 9 статья уже утратила законную силу:

  • ст. 1 — принятие участия в слушании уголовных дел в суде;
  • ст. 2 — содействие граждан РФ в исполнении правосудия;
  • ст. 3 — требования, которые применяются по отношению к присяжным заседателям;
  • ст. 4 — составление списка потенциальных претендентов на участие в судебном разбирательстве;
  • ст. 5 — процедура и сроки формирования списков претендентов;
  • ст. 5.1 — особенности процедуры формирования списков претендентов в присяжные заседатели в федеративные города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
  • ст. 6 — полномочия государственных служащих и управляющих учреждений по предоставлению необходимых сведений для формирования списков участников коллегии;
  • ст. 7 — вычеркивание из списков граждан, которые были вписаны в него в качестве присяжных заседателей;
  • ст. 8 — отправка списков участников в суд;
  • ст. 9 — утратила правовую силу;
  • ст. 9.1 — претенденты в суд присяжных флотского, окружного или гарнизонного военного суда;
  • ст. 10 — процедура и сроки выполнения гражданином своих полномочий в суде;
  • ст. 11 — финансовое обеспечение;
  • ст. 12 — гарантии независимости и неприкосновенности;
  • ст. 13 — заключительные и переходные положения.
  • Последняя действующая редакция о присяжных заседателях Федерального закона 113 была опубликована 1-ого июля 2017 года. Ее положения вступили в правовую силу в тот же день.

    Изменения и поправки, внесенные в ФЗ о присяжных заседателях

    Последние корректировки в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», коротко ФЗ-113, были осуществлены 1-го июля 2017 года.

    При последней редакции были внесены изменения в статью 7 в подпункт «д. 1» пункта 2. Статья описывает причины вычеркивания граждан из списков претендентов на роль присяжных заседателей. Рассмотрим подробнее о чем говорится в статье.

    Будучи вписанными в вышеупомянутый список претендентов, присяжные заседатели также могут быть оттуда вычеркнуты исполнительно-распорядительным органом государственного образования. Лица, зачисленные в список или запасной список участников присяжных округа, субъекта РФ, вычеркиваются из него посредством высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по следующим причинам:

  • если им не исполнилось 25 лет, обладают непогашенной или неснятой судимостью, считаются недееспособными, проходят лечение от алкогольной, наркологической зависимости и проходят лечение от психических расстройств;
  • если гражданин Российской Федерации написал заявление о существенных обстоятельствах, по которым он не может присутствовать на разбирательстве дела.
  • Данными существенными обстоятельствами, препятствующими выполнению обязанностей, выступают:

    • гражданин не знает языка, на котором будет вестись слушание дела;
    • имеются документы, подтверждающие плохое состояние здоровья гражданина;
    • возраст предполагаемого присяжного заседателя больше 65 лет;
    • гражданин является заместителем на государственной должности или выборной должности в службе местного самоуправления;
    • лицо является военнослужащим;
    • лицо состояло раньше на военной службе по контракту в ФСБ, ФСО, СВР и прошло процедуру увольнения. В течение 5-и лет с момента увольнения гражданин не может участвовать в судебных разбирательствах в качестве присяжного заседателя;
    • состояние гражданина на должности судьи, прокурора, адвоката, нотариального лица, судебного исполнителя или детективного сыщика или в течение 5-и лет, после его увольнения;
    • является работником ОВД, таможенных и уголовно-исполнительных органов или после увольнения со службы не прошло 5 лет;
    • гражданин является священнослужителем.

    ФЗ о суде присяжных определяет, что судебная инстанция также может выступать органом, который имеет право исключить гражданина из списка ввиду наличия у судебного заседателя предвзятого мнения и чья объективность в суждениях стоит под вопросом.

    Скачать ФЗ о суде присяжных заседателей

    Законопроект будет интересен для прочтения всем гражданам, желающим участвовать в слушании сложного уголовного дела. При судебном разбирательстве они выступают независимыми экспертами и выносят свое непредвзятое мнение по делу. Если единогласного решения не было принято в течение 3-х часов, то производится голосование и по количеству голосов заседателей решается судьба обвиняемого.

    Для лучшего понимания положений закона следует ознакомиться с его актуальным содержанием. Скачать последнюю действующую редакцию Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» со всеми изменениями и поправками можно по ссылке.

    210fz.ru

    Дума приняла закон о реформе суда присяжных

    Президентская инициатива о расширении применения суда присяжных сегодня, 7 июня, была принята депутатами в третьем, решающем чтении: изменения вступят в силу с 1 июня 2018 года.

    Документы были внесены в нижнюю палату парламента Владимиром Путиным в марте этого года. Глава государства предлагал ввести институт присяжных заседателей в районных и военных судах, что позволит обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи райсуда, равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей.

    Согласно проекту закона, присяжные теперь будут участвовать в рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь судьи или следователя), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также в рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 (убийство) и ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Кроме того, с двенадцати до восьми человек сократится численный состав коллегии присяжных заседателей в областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа и окружном военном суде.

    Изначально планировалось, что закон вступит в силу в начале 2018 года, однако в ходе работы над текстом документа ко второму чтению депутаты предложили перенести срок вступления закона с 1 января 2018 года на 1 июня 2018 года; глава профильного комитета Павел Крашенинников посчитал, что «январь – достаточно специфичный месяц».

    С текстом законопроекта № 1016480-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» к третьему чтению можно ознакомиться здесь.

    С текстом законопроекта № 1016453-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» к третьему чтению можно ознакомиться здесь.

    С текстом законопроекта № 1016471-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

    pravo.ru

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 20 августа 2004 года №113-ФЗ

    О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации

    (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 31.03.2005 г. №26-ФЗ, 22.12.2008 г. №265-ФЗ, 25.11.2009 г. №271-ФЗ, 27.12.2009 г. №350-ФЗ, 29.12.2010 г. №433-ФЗ, 23.06.2016 г. №209-ФЗ (вступ. в силу 01.06.2017 г.), 03.07.2016 г. №305-ФЗ, 01.07.2017 г. №148-ФЗ)

    Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

    Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

    Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

    Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее — суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

    (В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 г. №209-ФЗ)

    Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

    1. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

    2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

    1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    base.spinform.ru

    Закон присяжных заседателях федеральных судов

    Адлерский районный суд г. Сочи
    Краснодарского края

    Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в целях укрепления и развития демократических основ уголовного судопроизводства был разработан и 23 июня 2016 г. принят пакет законов (Федеральный закон № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», Федеральный закон № 189-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») о расширении применения института присяжных заседателей за счет его введения с 1 июня 2018 г. в районных судах и гарнизонных военных судах.

    Основой существования института присяжных заседателей является Конституция Российской Федерации, положениями которой установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (часть 4 статьи 123 Конституции РФ), а также закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 47 Конституции РФ).

    В статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

    Присяжным заседателем является лицо, привлеченное в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (пункт 30 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

    В соответствии с установленными статьей 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» требованиями, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
  • К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
    • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
    • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
    • Согласно статье 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

      За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

      Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за правонарушения и преступления, посягающие на институты государственной власти и против правосудия.

      Законодательство, нормативные правовые акты, документы и извлечения:

      sochi-adler.krd.sudrf.ru