Законы метрологии

Законы метрологии

Колчков В.И. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. М.:Учебное пособие

3. Метрология и технические измерения

3.1. Общие сведения. Законодательная база метрологии

Метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Таким образом, метрология включает три взаимосвязанные проблемы: реализация процессов измерения; обеспечение их единства; методы и средства измерений.

Основными задачами метрологии согласно РМГ 29-99 являются:

  • установление единиц физических величин;
  • установление государственных эталонов и образцовых средств измерений;
  • разработка теории, методов и средств измерения и контроля;
  • обеспечение единства измерений;
  • разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения и контроля;
  • разработка методов передачи размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам измерений.
  • Законодательная база метрологии включает следующие основные документы:

  • Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»
  • РМГ 29-99. «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения.»
  • МИ 2247-93 ГСИ.» Метрология. Основные термины и определения.»
  • ГОСТ 8.417-2002 «ГСИ. Единицы физических величин.»
  • ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.»
  • ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения «
  • ПР 50.2.014-94 «ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.»
  • МИ 2277-94 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ.»
  • ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм.»

Закон «Об обеспечении единства измерений» осуществляет регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ. В Законе устанавливаются: основные применяемые понятия, такие как: организационная структура государственного управления обеспечением единства измерений; нормативные документы по обеспечению единства измерений; единицы величин и государственные эталоны единиц величин; средства и методики измерений. Закон устанавливает Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Закон отражает установление в РФ рыночных отношений, определяя основы деятельности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц. Вопросы деятельности структурных подразделений метрологических служб на предприятиях выведены за рамки законодательной метрологии и регулируются экономическими методами.

В сферах, которые напрямую не контролируются государственными органами, действует Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений. Система калибровки — совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Закон обеспечивает взаимодействие с международной и национальными системами измерений. Это позволяет достигнуть взаимного признания результатов испытаний, калибровки и сертификации, а также использовать мировой опыт и тенденции развития современной метрологии. Существуют и другие законодательные, акты и документы по стандартизации, относящиеся к законодательной базе метрологии.

micromake.ru

Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Стандартизация, метрология, сертификация

Информационную поддержку сайта осуществляют специалисты ООО «Балтийская перспектива», Калининград.

Назначение сайта — обеспечить Предпринимателей первичной информацией из области стандартизации, метрологии и сертификации.

Основополагающими документами в этой сфере являются Федеральные законы «О стандартизации», «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений». Отметим, что с введением в действие с 1 июля 2003 года закона «О техническом регулировании» утратили силу Законы «О стандартизации» (от 10 июня 1993 года N 5154-1) и «О сертификации продукции и услуг»(от 10 июня 1993 года N 5151-1).

Определения и сущность стандартизации и сертификации изложены теперь в одном Законе; взаимосвязь очевидна: первая устанавливает требования к объекту, а вторая определяет соответствие (или несоответствие) объекта этим требованиям.

Закон «О техническом регулировании» направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Закон разработан в соответствии с практикой работы стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию (ВТО). Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

Главная идея Закона — разделение объектов технического регулирования на две категории: те, на которые устанавливаются общеобязательные государственные требования, и те, требования к которым исполняются на добровольной основе.

Законом предусмотрен порядок разработки и принятия документа, содержащего общеобязательные требования. Таким документом является технический регламент, принимаемый согласно Закону международным договором РФ, федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ «О стандартизации» — из него исключен нормативный (обязательный) характер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг. Указанные изменения отражают новое место стандартизации в условиях рыночной экономики.

Понятие «стандарт» распространяется на две категории стандартов, предусмотренных Законом: национальные стандарты и стандарты организаций. Главным в данном понятии является добровольный характер применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, отнесены: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил.

26.06.08 Президент России подписал Федеральный закон 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Законом регулируются вопросы, связанные с обеспечением единства измерений, защитой прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечением обороны страны и безопасности государства, содействием развитию экономики Российской Федерации и научно-технического прогресса. Закон подготовлен с учётом положений Федерального закона «О техническом регулировании» и документов Международной организации законодательной метрологии. Федеральный закон также был призван заменить закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года №4871-I «Об обеспечении единства измерений».

www.pompred.ru

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Законодательство РФ об обеспечении единства измерений

Нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в целях реализации требований Федерального закона РФ 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»:

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №482 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №718 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г. №879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. №884 «Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных образцов и свойств веществ и материалов».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №1057 «О порядке оплаты работ и или услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

11. Приказ Минпромторга России от 15.02.2010 г. №122 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2010 г. №16674).

13. Приказ Минпромторга России от 16.03.2010 г. №196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2010 г. №16940).

www.rostest.ru

Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

Главные принципы единства измерений:

1) определение физических величин с обязательным использованием государственных эталонов;

2) использование утвержденных в законодательном порядке средств измерений, подвергнутых государственному контролю и с размерами единиц измерения, переданными непосредственно от государственных эталонов;

3) использование только утвержденных в законодательном порядке единиц измерения физических величин;

4) обеспечение обязательного систематического контроля над характеристиками эксплуатируемых средств измерений в определенные промежутки времени;

5) обеспечение необходимой гарантированной точности измерений при применении калиброванных (поверенных) средств измерений и установленных методик выполнения измерений;

6) использование полученных результатов измерений при обязательном условии оценки погрешности данных результатов с установленной вероятностью;

7) обеспечение контроля над соответствием средств измерений метрологическим правилам и характеристикам;

8) обеспечение государственного и ведомственного надзора за средствами измерений.

Закон РФ был принят в 1993 г. До принятия данного Закона нормы в области метрологии не были регламентированы законодательно На момент принятия в Законе присутствовало много новшеств начиная от утвержденной терминологии и заканчивая лицензированием метрологической деятельности в стране В Законе были четко разграничены обязанности государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора, установлены новые правила калибровки, введено понятие добровольной сертификации средств измерений.

Прежде всего цели закона состоят в следующем:

1) осуществление защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации, правопорядка и экономики РФ от возможных негативных последствий, вызванных недостоверными и неточными результатами измерений;

2) помощь в развитии науке, технике и экономике посредством регламентирования использования государственных эталонов единиц величин и применения результатов измерений, обладающих гарантированной точностью. Результаты измерений должны быть выражены в установленных в стране единицах измерения;

3) способствование развитию и укреплению международных и межфирменных отношений и связей;

4) регламентирование требований к изготовлению, выпуску, использованию, ремонту, продаже и импорту средств измерений, производимых юридическими и физическими лицами;

5) интеграция системы измерений Российской Федерации в мировую практику.

Сферы приложения Закона: торговля; здравоохранение; защита окружающей среды; экономическая и внешнеэкономическая деятельность; некоторые сферы производства, связанные с калибровкой (поверкой) средств измерений метрологическими службами, принадлежащими юридическим лицам, проводимой с применением эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

В Законе законодательно утверждены основные понятия:

1) единство измерений;

2) средство измерений;

3) эталон единицы величины;

4) государственный эталон единицы величины;

5) нормативные документы по обеспечению единства измерений;

6) метрологическая служба;

7) метрологический контроль;

8) метрологический надзор;

9) калибровка средств измерений;

10) сертификат о калибровке.

Все определения, утвержденные в Законе, базируются на официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

В основных статьях закона регламентируется:

1) структура организации государственных органов управления обеспечением единства измерений;

2) нормативные документы, обеспечивающие единство измерений;

3) установленные единицы измерения физических величин и государственные эталоны единиц величин;

4) средства измерений;

5) методы измерений.

Закон утверждает Государственную метрологическую службу и другие службы, занимающиеся обеспечением единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и формы осуществления государственного метрологического контроля и надзора.

В Законе содержатся статьи, регламентирующие калибровку (поверку) средств измерений и их сертификацию.

В Законе определяются виды ответственности за нарушения Закона.

В Законе утверждается состав и полномочия Государственной метрологической службы.

В соответствии с Законом создан институт лицензирования метрологической деятельности с целью защиты законных прав потребителей. Правом выдачи лицензии обладают только органы Государственной метрологической службы.

Установлены новые виды государственного метрологического надзора:

1) за количеством отчуждаемых товаров;

2) за количеством товаров в упаковке в процессе их расфасовки и продажи.

В соответствии с положениями Закона увеличивается область распространения государственного метрологического контроля. В нее добавились банковские операции, почтовые операции, налоговые операции, таможенные операции, обязательная сертификация продукции.

В соответствии с Законом вводится основанная на добровольном принципе Система сертификации средств измерений, осуществляющая проверку средств измерений на соответствие метрологическим правилам и требованиям российской системы калибровки средств измерений.

Мало ли что я обещал гоям?
Российскую пенсию будут получать только израильтяне!
Мой кошелёк — Минц всё равно уже вывез деньги ПФ за рубеж.

Владимир Филин: Патриоты призывают к протесту

bourabai.ru

Нормативно правовые основы метрологии

Основы метрологии

Значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловливают необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных актов и положений:
1. Конституционная норма по вопросам метрологии.
2. Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании».
3. Постановления Правительства России по отдельным вопросам (направлениям) метрологической деятельности.
4. Нормативные документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.
5. Рекомендации государственных научных метрологических центров Госстандарта России.

Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, детализирующие основы метрологической деятельности.

Основными целями Закона «Об обеспечении единства измерений«, являются:
• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
• регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
• содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

Закон закрепляет основы метрологии.

Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

Закон определяет Государственную метрологическую службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.

Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.

Основными объектами ГСИ являются:
• единицы ФВ;
• государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
• методы и средства поверки средств измерений СИ;
• номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
• нормы точности измерений;
• способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
• методики выполнения измерений;
• методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
• требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
• термины и определения в области метрологии;
• организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской
и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства России. Наиболее важными из принятых в последнее время постановлений являются следующие:
• Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);
• Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран;
• Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
• Положение о государственных научных метрологических центрах;
• Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
• Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
• Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации;
• Постановление об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии (от 07.05.99 № 498).

Для реализации положений законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании«, а также постановлений Правительства России разрабатываются и принимаются подзаконные акты, нормативные документы, документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТР 1.12-99).
К нормативным документам по метрологии, действующим на территории России, относятся различные категории и виды стандартов.
Большое число стандартов, принимаемых у нас в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в соответствие друг другу, гармонизировать.

Гармонизация стандарта это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (как правило, международным) для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в перечисленных выше областях.

Рекомендации (Р) (в том числе и межгосударственные РМГ) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих работ.

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.

metrob.ru