Законы строителя

Государство на День Строителя подарило профессионалам новый закон (анализ новой редакции Градостроительного Кодекса)

Итак, 16 июля 2010 года Государственной Думой принят и 27 июля 2010 года подписан президентом Федеральный закон №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Примечательно, что вступление в силу очередных изменений законодательства в строительной сфере практически совпадает с празднованием Дня Строителя. Весьма экзотическое поздравление строителей с их профессиональным праздником.

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

Еще примечательно, что за последние полгода это будет уже третье изменение законодательства в строительной сфере. И это не считая самого перехода отрасли на саморегулирование с 1 января 2010 года!

Вводимые изменения в Градостроительный Кодекс настолько велики, что всем саморегулируемым организациям в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий в срок до 1 октября 2010 года придется изменить практически все свои документы и в очередной раз провести внеочередные общие собрания членов СРО.

Частота и кардинальность изменений законодательства, касающегося саморегулируемых организаций, говорит о том, что лодку регулирования строительной отрасли не то чтобы качает, — ее просто штормит и кидает из стороны в сторону. Впрочем, наверное, это и закономерно при резкой смене курса от лицензионно-разрешительного регулирования строительной отрасли к саморегулированию, но ох, как хочется уже тихой гавани и сосредоточиться на основной работе.

Тем не менее, закон есть закон, а его незнание – не освобождает от ответственности, поэтому я предлагаю строителям разобраться с некоторыми наиболее важными новшествами. Сразу оговорюсь, что практически везде, где по тексту я буду упоминать строителей (так как сам возглавляю СРО в строительной сфере), — практически везде все то же самое относится и к иным видам СРО.

Итак, наиболее важные изменения законодательства, относящиеся к саморегулируемым организациям:

1. Безусловно, одним из важнейших моментов является то, что Закон №240-ФЗ установил ограничение на срок действия старых (выданных до 1 июля 2010 года, с видами по Приказу №274) свидетельств о допуске.
Ранее частью 9 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ было установлено правило о том, что выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, действует без ограничения срока и территории его действия.

Теперь Федеральным законом №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в это правило введено частное исключение (часть 7 статьи 8 названного закона).

Дословно: «Свидетельства о допуске к определенным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией до 1 июля 2010 года в соответствии с перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в этот перечень в части изменения наименований тех же видов работ о допуске, к которым выдано указанное свидетельство, действуют до 1 января 2011 года.».

Сказанное означает, что все ранее выданные свидетельства о допуске (со старыми видами работ, по утратившему силу Приказу №274) действуют только до конца года. С 1 января 2011 года действительными будут только свидетельства о допуске с видами по Приказу Минрегионразвития №624.

В этой связи хочу предостеречь руководителей строительных организаций и напомнить им, что если они оставят свои документы на переоформление на самый последний срок, то в большинстве случаев СРО вряд ли оперативно справятся с большим объемом одновременно поступивших документов.

2. Ликвидирован существовавший с 1 июля 2010 года законодательный пробел в регулировании деятельности заказчика (застройщика). Дело в том, что в соответствии с новым перечнем видов работ, утвержденных Приказом Минрегионразвития №624, для выполнений функций заказчика (застройщика) не было необходимости состоять в саморегулируемой организации и складывалась парадоксальная ситуация, когда основное лицо, отвечающее за объект целиком – было вообще выведено из-под какого-либо регулирования.

Новая редакция Градостроительного Кодекса РФ в части 3 статьи 52 содержит правило о том, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться как непосредственно сам застройщик, так и привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. При этом лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно, но только при условии членства в СРО.

Однако тут следует иметь ввиду коллизию данного положения закона и формулировки 32-й группы видов по Перечню видов работ (Приказ №624), которая не предусматривает возможности выдачи допуска на этот вид работ непосредственно заказчику (застройщику). В то же время законом достаточно элегантно решена эта проблема коллизии норм пунктов 3 и 3.1 ст.52 ГрК и формулировки группы видов 32 Перечня. В частности, частью 5 статьи 7 Федерального закона №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до приведения Минрегионом перечня видов работ в соответствие с Градостроительным кодексом РФ застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен иметь соответственно свидетельство о допуске к предусмотренным указанным перечнем работам по 32 группе видов по Перечню (Приказ Минрегионразвития №624).

При этом до 1 октября 2010 года застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, вправе самостоятельно осуществлять работы по 32 группе видов при отсутствии выдаваемого саморегулируемой организацией свидетельства о допуске (часть 4 статьи 7 Федерального закона №240-ФЗ).

Кстати, формулировка части 5 статьи 7, о которой говорилось выше, означает, что нас ждет еще как минимум одно изменение Перечня видов работ, которое повлечет новое изменение документов СРО и опять-таки созыв еще одного общего собрания членов СРО.

3. В сфере квалификационных требований к работникам членов СРО, новая редакция подпункта «б» пункта 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ устанавливает обязательное правило о том, что теперь Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать не только требование к повышению квалификации работников членов СРО (как это было ранее), но и к их аттестации.

Это правило тесно перекликается и с новой редакцией пункта 3 части 8 той же статьи 55.5 ГрК РФ, — теперь минимальными требованиями к работникам члена СРО будет являться требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными работниками с обязательным проведением аттестации.

Аттестация — это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

По итогам аттестации и при успешном ее прохождении, работнику выдается квалификационный аттестат, который, как правило, кроме ФИО работника содержит также сведения о занимаемой им должности и наименования организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Всем саморегулируемым организациям в связи с этими изменениями надо будет пересмотреть и изменить свои требования к выдаче свидетельств о допуске, разработать положения об аттестации и создать дополнительный орган СРО – аттестационную комиссию.

4. Новая формулировка части 9 статьи 55.5 ГрК РФ – настолько неоднозначна, что сейчас совершенно непонятно, каким все-таки образом осуществляется выдача свидетельств о допуске к опасным и технически сложным объектам. В частности, минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С такой формулировкой закона применять ранее принятое Постановление Правительства РФ №48 от 03.02.2010 года совершенно невозможно, поскольку это Постановление Правительства не содержит требований «…с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов…». В то же время, до тех пор, пока это Постановление Правительства не будет отменено – оно действует. Но, по моему мнению как генерального директора СРО – совершенно неприменимо.

Кроме того, части 9 статьи 55.5 ГрК РФ предполагает, что в дальнейшем порядок определения саморегулируемых организаций, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах будет устанавливаться не больше и не меньше как Правительством Российской Федерации.

5. В статью 55.7 Градостроительного Кодекса РФ, регулирующей прекращение членства в СРО, введен новый пункт 1.1, который существенно уточняет порядок и срок прекращения членства в СРО по основанию «Добровольный выход». Теперь при добровольном выходе члена СРО из состава членов СРО, членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в СРО заявления о добровольном прекращении членства. Таким образом, для того чтобы выйти из состава СРО в добровольном порядке теперь достаточно просто подать в секретариат СРО заявление и получить на его копии отметку о дате получения СРО этого заявления. С этой даты членство в СРО будет прекращено автоматически.
Безусловно, если рассматривать эту норму с точки зрения защиты интересов членов СРО при добровольном выходе из состава СРО – норма очень правильная и прогрессивная. Но при этом не учтено чрезвычайно распространенное явление российской экономики как рейдерство. Теперь, если злоумышленники намерены атаковать компанию-жертву или просто исключить ее из состава претендентов на хороший заказ – путем подачи (в последние десять минут рабочего дня) достаточно простых документов инициируют процесс прекращения компании-жертвы членства в СРО, а значит – и свидетельства о допуске этой организации. А потом, пока суть да дело – и значимый заказ «уйдет». Причем у СРО нет легальных способов защиты интересов своих членов от подобного рода преступных действий.

В этой связи полагаю, что саморегулируемым организациям надо будет самостоятельно разрабатывать механизмы и процедуры проверки легитимности подаваемых заявлений о прекращении членства, налаживать тесные рабочие контакты с подразделениями МВД по противодействию рейдерства. И если в достаточно небольших СРО (до 300-400 членов) это сделать будет достаточно просто, то для крупных СРО с количеством членов в несколько тысяч, это может быть достаточно серьезной проблемой.

6. Очень много изменений коснулось деятельности ген.подрядчиков.
Во-первых — изменились минимальные требования к ген.подрядчику и ген.проектировщику – это части 8.1 и 8.2 статьи 55.5 Градостроительного Кодекса РФ.

Для наглядности предлагаю для ознакомления эти правила в табличном варианте:

Во-вторых, очень важное правило частью 1.1 статьи 55.8 ГрК введено в отношении ген.подрядчиков (лиц, осуществляющих организацию строительства): теперь ген.подрядчик вправе выполнять работы по организации строительства только если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. При этом количество договоров о выполнении работ по организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Как видно из последнего столбца, размер взноса в компенсационный фонд при вступлении в СРО колеблется от 3% до 0,03% (и менее) от суммы договора и весьма далек от справедливости. Получается – чем крупнее ген.подрядчик, чем более значимые и дорогие объекты он возводит и, следовательно – чем больше размер возможного ущерба – тем меньше его размер взноса в компенсационный фонд.

К слову сказать, для ген.проектировщика установлено аналогичное правило:

Таким образом, например, если строительная организация имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства на сумму до 10 млн.рублей, то если тендер (аукцион) будет объявлен с начальной ценой контракта в 10,1 млн. рублей, то даже при намерении выиграть этот тендер (аукцион) с суммой контракта на 9,5 млн.рублей – то все равно такая строительная организация даже не будет допущена к участию в тендере (аукционе). И это следует иметь в виду руководителям строительных (проектных) организаций при планировании своей деятельности в дальнейшем.

Соблюдение этих правил о размере взноса в компенсационный фонд и запрета на заключение контракта на сумму, превышающую предельную, будет обеспечиваться тем, что согласно новой части 10.1 статьи 55.8 ГрК, ген.подрядчику (ген.проектировщику) свидетельство о допуске к работам по организации строительства выдается только после внесения им взноса в компенсационный фонд в необходимых размерах. Соответственно, и в свидетельстве о допуске будет содержаться информация о максимально возможной цене контракта.

Что очень важно – законом установлена дата окончания действия свидетельств о допуске ген.подрядчиков, которые не привели свои документы (включая квал.состав и взнос в компенсационный фонд) в соответствие с новой редакций Градостроительного Кодекса РФ. Так, с 1 января 2011 года действие свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые не соответствуют требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации в новой редакции, прекращается.

7. Согласно новой части 4.1 статьи 55.8 ГрК, перечень видов работ и изменения в него, вносимые после вступления в силу настоящего закона, вступают не ранее, чем через 6 месяцев со дня их внесения. Таким образом, в силу универсального правила о том, что закон обратной силы не имеет, на приказ 624 это правило не влияет никак и вносит ясность в будущие возможные изменения.

Однако остается неясным и требует дополнительных разъяснений – что именно понимается под словосочетанием «внесение изменений»: дата принятия такого документа, дата его регистрации в Минюсте, дата публикации или какая-то иная дата.
Практическую важность этого момента можно проиллюстрировать на пресловутом Приказе №624, который был подписан Министром 30 декабря 2009 года, а вступил в силу с 1 июля 2010 года. Если под словосочетанием «внесение изменений» считать дату его принятия, то, по формальным признакам, даже Приказ №624, который неоднократно после своего появления правился, изменялся и вносился в Минюст на регистрацию, и в итоге был для строителей как гром среди ясного неба – даже этот Приказ не нарушает вводимого правила о шестимесячном сроке.

Представляется, что более правильным было бы указать, что изменения в перечень видов работ вступают не ранее 6 месяцев со дня их первого официального опубликования.

8. Очень важным моментом является то, что теперь в законе (п.7 ч.15 ст.55.8 ГрК) присутствует четкое правило о том, что действие свидетельства о допуске прекращается в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

То есть в случае лишения СРО статуса саморегулируемой организации все выданные этой СРО допуски прекращаются автоматически в день лишения статуса. Ранее такого правила законом предусмотрено не было. А жаль. Видимо, в ближайшее время мы можем столкнуться с тем, что некоторые недобросовестные СРО могут быть лишены своего статуса, их компенсационный фонд тогда перейдет в Национальное объединение, а строители останутся у разбитого корыта: и без денег, и без свидетельств о допуске.

9. Как только что было отмечено выше, очень важное правило теперь установлено в отношении средств компенсационного фонда СРО, которая была лишена своего статуса. Ранее этот вопрос законодательно совсем никаким образом не решался, и при совокупном применении норм Градостроительного Кодекса и Федеральных законов 315-ФЗ («О саморегулируемых организациях») и 7-ФЗ («О некоммерческих организациях») получалось, что если у СРО по любым основаниям прекращался статус, то средства компенсационного фонда подлежали обратному распределению между ее членами.

Новая формулировка ч.8 ст.55.16 ГрК теперь, в случае прекращения статуса, обязывает саморегулируемую организацию средства своего компенсационного фонда передать Национальному объединению саморегулируемых организаций, для – дословно: «…для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.»

10. Кстати, в отношении средств компенсационного фонда, часть 4 статьи 55.16 ГрК РФ теперь вносит ясность в давний спор приверженцев следовать правилам 315-ФЗ или правилам 148-ФЗ. Теперь все поставлено на свои места.
Суть спора приверженцев той и другой позиции состояла в том, что Федеральный закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» для компенсационного фонда устанавливал правило об обязательном его размещении и инвестировании через достаточно сложный механизм с применением управляющих компаний и специализированного депозитария. Градостроительный Кодекс это обязательное правило переводил в право, тем самым оставляя для СРО возможность более простого размещения средств КФ на депозитах в банках, однако не говоря об этом напрямик.

Теперь новая редакция Градостроительного Кодекса РФ содержит четкое императивное правило о том, что средства компенсационного фонда размещаются только на депозитах в банках. Для тех СРО, которые выбрали схему размещения средств КФ через управляющие компании теперь надо пересматривать свои документы и «переразмещать» средства компенсационного фонда.

11. Политически очень важное изменение коснулось того, что ранее установленное правило о том, что одно и то же лицо не может быть руководителем постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации два срока подряд – теперь исключено (новая редакция части 4 статьи 55.11 Градостроительного Кодекса РФ). Значение этих изменений чрезвычайно велико: теперь СРО приобретают стабильность своего управления, а значит – могут в большей степени сосредоточиться на текущей деятельности.

Важно, что такое изменение ГрК РФ от всех саморегулируемых организаций потребует внесение изменений в Устав и многие иные внутренние документы СРО.

12. Статья 55.13 ГрК, регламентирующей контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, дополнилась нормой о том, что теперь СРО вправе осуществлять контроль деятельности своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Это, вне всякого сомнения, – расширение полномочий СРО и усиление их контрольных функций, и означает, что государство постепенно начинает исполнять свои обещания о постепенной полной передаче саморегулируемыми организациям контрольных и властно-исполнительных функций в регулируемой сфере деятельности. Это знаковый момент, говорящий о том, что государство приветствует переход отраслей на саморегулирование.

Полагаю, что на эту ему будет написано еще много статей и проведено исследований.

Справедливости ради, следует отметить, что данная функция контроля является правом, а не обязанностью саморегулируемой организации.

13. Серьезные новшества введены в отношении взаимодействия саморегулируемых организаций с органом контроля (Ростехнадзором).

Во-первых, новая редакция части 5 статьи 55.18 ГрК, устанавливает для Ростехнадзора срок, в который он должен направить в СРО предписание об устранении СРО выявленного нарушения и о приостановке внесения сведений в государственный реестр. Теперь это срок четко определен и составляет три рабочих дня.

При этом новая часть 5.1 той же статьи говорит, что в случае непоступления в СРО предписания об устранении выявленного нарушения требований ГрК при принятии ею решений, которые указаны в части 4 статьи 55.18 ГрК и уведомление о которых получено Ростехнадзором, в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором указанных уведомлений, — то такие решения считаются вступившими в силу.

Данная норма в совокупности с новой редакцией части 5 статьи 55.18 ГрК раз и навсегда устанавливает четкий порядок взаимодействия СРО с Ростехнадзором.

Применительно к возникшей сейчас ситуации, когда все СРО меняли свои требования в соответствии с Приказом №624, а также, когда сейчас все СРО снова будут менять свои документы, приводя их в соответствие с изменениями в ГрК – если от Ростехнадзора в течение десяти календарных дней со дня представления от СРО в Ростехнадзор полного комплекта документов о внесении сведений (изменений) в государственный реестр, в СРО не поступило предписание об устранении выявленного Ростехнадзором нарушения, то все решения СРО считаются вступившими в силу.

Следует отметить, что очень важное значение приобретает формулировка «в случае непоступлени

ua-aval.ru

Какие изменения ждут строителей с 1 июля 2017 г. (1 часть)?

Какие основные изменения законодательства должны учитывать строительные компании с 1 июля 2017 г.? Какие шаги необходимо предпринять строителям в части СРО до 1 июля 2017 г.? Как измениться компенсационный фонд для строителей? Как осуществить переход к новым правилам регулирования строительного рынка?

Основные изменения в части СРО для строительных организаций связаны со вступлением с 1 июля 2017 г. положений Федерального закона от 03.07.2016 г. №372-ФЗ (далее по тексту – Закон №372-ФЗ), которым внесены поправки в ГрК РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», далее по тексту – Закон №191-ФЗ).

Проанализируем новации, которые нужно учитывать строительным организациям и быть готовым к ним до 1 июля 2017 г. Прежде всего, изменения связаны с реформированием самой системы СРО.

По общему правилу, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только ИП или компаниями, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (п.2 ст.52 ГрК РФ).

На сегодняшний день существует три вида СРО, основанные на членстве лиц, которые:

выполняют инженерные изыскания;

осуществляют подготовку проектной документации;

осуществляют строительство (ст.55.3 ГрК РФ).

Как и в любой другой отрасли, СРО создается с целью для повышения качества проектных, инженерно-изыскательских, строительных работ. С этой целью разрабатываются стандарты по строительной отрасли, осуществляется контроль за исполнением обязательных требований участниками строительного рынка.

Кто останется в СРО?

Так, обязательное членство в СРО должно быть у компаний и ИП, у которых:

1) заключены договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (по договору строительного подряда) со следующими видами заказчиков:

лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения;

2) стоимость договора строительного подряда должна быть более 3 млн.рублей (п.2.1 ст.52 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Выполнение работ по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

А работы по договорам строительного подряда, заключенными с иными лицами, могут выполняться ИП или компаниями, не являющимися членами таких СРО (п.2 ст.52 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Технический заказчик – это новое понятие, введенное Законом №372-ФЗ, который:

заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

подготавливает задания на выполнение указанных видов работ;

предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ;

утверждает проектную документацию;

подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (п.22 ст.1 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Технический заказчик должен быть членом СРО.

Статус члена СРО подтверждает выписка, форма которой утверждена Приказом Ростехнадзора РФ от 16.02.2017 г. №58 (вступает в силу 25.03.2017 г.).

Исключения из правил

Закон №372-ФЗ предусматривает исключения определенного рода строительных компаний, для которых необязательно членство в СРО.

Например, с 1 июля 2017 г. не требуется членство в СРО:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика;

-оммерческих организаций, в уставных капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений составляет более 50 %, в случае заключения ими договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п.2.2 ст.52 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Также с 1 июля 2017 г. могут не быть членами СРО:

компании, созданные публично-правовыми образованиями при заключении ими договоров в установленных сферах деятельности;

компании, если в их уставном капитале 50% доля публично-правовых образований, при заключении ими договоров с соответствующими органами власти в установленных сферах деятельности;

технический заказчик, если он представляет вышеуказанных лиц;

физические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома.

Квалификационные требования к членам СРО

Более жесткие требования предъявляются и к членам СРО.

Требования к членам СРО, устанавливаемые в ее стандартах и во внутренних документах СРО, не могут быть ниже, чем минимально установленные в ст.55.5 ГрК РФ.

Систематизируем их в таблице:

Требования к ИП, а также руководителю строительной компании (пп.1 п.6 ст.55.5 ГрК РФ)

Требования к специалистам у ИП или компании (пп.2 п.6 ст.55.5 ГрК РФ)

-наличие высшего образования соответствующего профиля;

-наличие специалистов, трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов;

-стажа работы по специальности не менее чем пять лет

-не менее двух специалистов по основному месту работы

rosco.su

Законы строителя

«ВЕДОМОСТИ» от 03.07.2008 напоминают, что у строителей появится технический регламент безопасности зданий. Он должен упорядочить всю систему регулирования в отрасли.

Дмитрий Медведев в мае поручил правительству до 1 января 2009 г. принять техрегламенты по безопасности зданий и сооружений. 29 июня премьер-министр Владимир Путин заявил, что необходимо «задать новые требования к комфорту и избавиться от СНиПов (строительные нормы и правила) прошлого века».

Уже на следующий день РСПП одобрил проект техрегламента «О безопасности зданий и сооружений», предложенный Минрегионом. Техрегламент увязан с Градостроительным кодексом и будет главным документом в области строительства, говорит представитель РСПП Антон Зубихин.

После вступления техрегламента в силу на нем будут базироваться другие нормативные акты в строительстве, говорит замминистра регионального развития Сергей Круглик. До сих пор документа, регулирующего эти взаимоотношения, не было, указывает Федор Сарокваша из «СУ-155». По словам Зубихина, в течение полугода будет принят перечень документов, которые станут доказательной базой выполнения регламента.

«Техрегламент должен содержать только минимально необходимые требования по безопасности», — считает президент Союза строителей железных дорог Михаил Каиков. Проект Минрегиона, по его мнению, содержит выдержки из СНиПов, утверждение положений которых на уровне федерального закона создаст барьеры при вступлении России в ВТО. Старший юрист «Самета-недвижимость и право» Денис Шорин считает, что документ требует серьезной доработки. Законодатель постарался создать единый свод ранее разрозненных правил, касающихся безопасности зданий и сооружений, говорит Анна Шлесина из «Сити — XXI век». Он повысит ответственность застройщиков за соблюдение норм безопасности, которые до сих пор регулировались только СНиПами, надеется Михаил Чиженок, зампред правления Mirax Group.

8 июля законопроект рассмотрит правительственная комиссия потехрегулированию. В октябре Госдума рассмотрит документ в первом чтении, рассчитывает Круглик.

helion-ltd.ru