Знакомство с орфографическим правилом

Как познакомиться на сайте знакомств с девушкой?

На сегодняшней день в мире технологий доступно множество нужных и удобных для нас средств для общения и получения информации, так что как познакомиться на сайте знакомств с девушкой, фразы которые нужно говорить при первой встрече и кое-какие правила с лёгкостью можно найти в интернете.

И мы подготовили для вас целый гид о том, как же привлечь внимание «интернет-незнакомки» и покорить ей сердце!

С чего начать знакомство в социальных сетях?

Один из важных вопрос для многих парней – как познакомиться на сайте знакомств с девушкой, и чтобы в нем разобраться, нужно учесть несколько основных советов:

  • Важно, чтобы ваши сообщения были грамотно оформлены, без ошибок орфографических и стилистических;
  • Не стоит выкладывать фотографии, на которых не вы, рано или поздно вам придется встретиться с девушкой, и ее явно будет ждать разочарование, так как она общалась с одним парнем, а к ней придет другой;
  • Не стоит в начале знакомства использовать банальные фразы. Включите свою смекалку, пошутите, сделайте комплимент девушке, она это больше оценит;
  • Не торопите девушку, узнайте друг друга поближе, пообщайтесь, а только потом позовите ее на свидание.
  • Итак, с чего же можно начать знакомство с девушкой? Во-первых, от того как вы начнете, будет зависеть продолжите ли вы с девушкой общение или нет.

    Делаем комплименты. Девушка любит не только ушами, но и глазами. Поэтому делайте комплименты осторожно, не переборщите. Акцент можно делать не только на внешности девушки, но и на ее личную информацию, которая описана в ее анкете (интересы, музыкальный вкус и т.д.).

    Можно начать с шутки. Одно НО, шутка должна быть по теме, не нужно использовать заезженных анекдотов, черный юмор или шутки из комедийных программ.

    Хитрый вопрос. Попробуйте задать вопрос, например, по ее фотографиям или информации в анкете.

    Провоцируйте. Можно использовать провокацию, чтобы девушка начала спорить с вами, и от этого завяжется общения, главное в этом аспекте нужно знать меру, иначе вы сможете обидеть девушку.

    Не забудьте, что сайт знакомств может скрывать некоторую информацию, например фигуру девушки, особенно если на странице вы видите лишь фото с лицом. А профессиональные фотографии могут скрывать недостатки девушки, поэтому, когда вы с ней пообщались, не забудьте попросить у нее фотографии из личного архива.

    Как познакомиться на сайте знакомств с девушкой – подбираем фото

    Даже если вы достаточно красноречив, и все равно пытаетесь найти информацию о том, как познакомиться с девушкой на сайте знакомств, вам нужно знать, что правильно оформленная страница на сайте вам необходима для достижения вашей цели.

    Фотография – ваша визитная карточка, к которой вы должны приложить максимум усилий. Фотографии должны быть в хорошем качестве, ярко и интересно оформлены. Студийных фото будет не достаточно, они должны впечатлять, проявлять вашу суть, ваши интересы.

    Не забываем оформлять анкету. Она должна содержать самую необходимую информацию, ничего лишнего: краткость, креативность, оригинальность – пусть станет вашим кредо.

    Как познакомиться на сайте знакомств с девушкой – фразы для общения

    После того, как ваша страница оформлена, фотографии выложены, пора узнать то, как познакомиться с девушкой на сайте и с чего же начать разговор. Итак, предлагаем несколько фраз, с которыми можно начать общение с девушкой на сайте знакомств:

  • «Привет. Я интересуюсь журналистикой. Решил взять у тебя интервью. Не пойму, как можно быть настолько потрясающей девушкой?»;
  • «Вот и решили пообщаться, два самых чертовски красивых человека во всей вселенной! Здравствуй.»;
  • «Привет. Ты часто путешествуешь? Я тоже, может, начнем заниматься этим вместе?»;
  • «Привет. Всё не решался тебе написать, но не могу перестать думать о тебе. Не против познакомиться?».

Но что же делать, если девушка всё-таки ответила вам взаимностью? В таком случае, многие парни сдают позиции, просто не зная, о чём общаться с девушкой. Очень важный момент – узнать, есть ли у девушки пара. Это можно сделать так:

  • «Кстати, прости, что сразу не спросил, может у тебя есть парень?»
  • «Почему такая красивая и интересная девушка до сих пор одна?»
  • «Наверное, у тебя много поклонников)»
  • Если девушка свободна, то следующим шагом вы должны найти интересные для вас обоих темы для общения. Это могут быть:

  • Её и ваша учёба, работа;
  • Музыка, книги, какие-то хобби;
  • Последние просмотренные фильмы, сериалы;
  • Путешествия, транспорт;
  • Смешные картинки, шутки;
  • Домашние животные, смешные видео с животными;
  • Места в городе, которые она хотела бы посетить и др.
  • Из всех предложенных советов, выберите те, которые больше подходят вам. Не стоит делать все под копирку, будьте собой, иначе при встрече вас и вашу избранницу будет ждать разочарование, когда она узнает, что в социальной сети вы абсолютно другой человек. Не упустите свою девушку, включите фантазию и удивляйте!

    www.kandeleria.ru

    Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка

    Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить школьников правописанию очень непросто. Причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой “нужно” и “нельзя”.

    Из практики обучения русскому языку в 5-7 классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ. Поэтому совершенствование орфографической грамотности учащихся — одна из важных задач, стоящих перед учителем.

    Смысл моего опыта по формированию у учащихся орфографических умений и навыков заключается в комплексном подходе к этой проблеме, системности работы, которая складывается из различных этапов, факторов.

    Выделяю следующие этапы в развитии орфографического навыка:

    1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
    2. Знакомство с орфографическим правилом.
    3. Отработка орфографического навыка.

    1 этап. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

    Изучение нового правила по орфографии может быть обеспечено лишь в том случае, если предшествующий материал усвоен школьниками хорошо, если при объяснении нового учитель смог опереться на ранее пройденное.

    Связь с предыдущим может обеспечиваться на всех этапах урока, но наиболее благоприятно для этого начало занятия. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, прежде всего, включает актуализацию опорных знаний, умений и навыков. Актуализация знаний и способов выполнения действий осуществляется на уроке при помощи различных видов заданий. Усвоение учебного материала на основе актуализации опорных знаний, умений и навыков делает изучаемый материал более доступным, а доступность, как известно, создает условия, в которых ученики работают увлеченно, с удовольствием, легко.

    Планируя урок, я, прежде всего, определяю, на какие знания, умения и навыки учащихся следует опираться для успешного усвоения ими нового материала.

    Например, урок по теме “Не с именами прилагательными” начинаю с повторения правила написания не с именами существительными, так как формулировки этих правил являются идентичными.

    Для этого использую следующие задания:

    Задание 1. Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельно написания не с именами существительными. Напишите номера ваших ответов.

    1. Найти зависимые слова.
    2. Установить, есть ли предлог.
    3. Выяснить, употребляется ли слово без не.
    4. Поставить вопрос к слову.
    5. Определить падеж.
    6. Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.
    7. Установить, можно ли заменить слово синонимом.
    8. Подобрать родственные слова.
    9. Задание 2. Объяснительный диктант (комментированное письмо, творческий диктант и т.д.).

      Говорить неправду; не внимание, а рассеянность; неприятель; жить в неволе; нелепость.

      Затем уже обращаю внимание учащихся на записанные на доске предложения, в которых представлены все случаи написания не с прилагательными, и предлагаю на основе приведенных примеров сформулировать правило написания не с прилагательными:

      Погода сегодня ненастная. Во дворе стоит неисправный кран. Игрушка была не дорогая, а дешевая.

      После чтения параграфа учебника учащиеся отмечают, что нового узнали из его содержания.

      Сравнение ранее усвоенных орфографических правил с вновь изучаемыми приводит знания учащихся в систему.

      2 этап. Знакомство с новым орфографическим правилом

      Знание правила не должно стать для учащихся самоцелью. Гораздо важнее, на мой взгляд, уметь его применять. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и задача учителя дать ему ориентир, рекомендации, инструкции по применению правила. Иногда это опорная схема, приемы-секреты, а чаще всего- алгоритм.

      Алгоритмы сначала даются мною готовыми либо составляются под моим руководством вместе с учащимися, а уже потом составляются учащимися самостоятельно после знакомства с правилом. При этом важно, чтобы отдельные пункты алгоритма были предельно краткими, лаконичными. Простота и наглядность модели алгоритма способствует более успешному его усвоению.

      Предлагаю фрагмент урока с использованием алгоритма.

      Тема урока: “Правописание Ы-И после Ц”.

      Материал для наблюдения на доске (пока он закрыт):

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Вопрос 2. Организация работы над орфографическим правилом

      Тема . Методические основы формирования орфографических навыков у младших школьников

      Вопрос 1. Обучение школьников умению ставить орфографические задачи.

      Одной из содержательных линий курса русского языка в начальной школе являеся «Орфография и пунктуация». Данное направление предполагает формирование у детей орфографической зоркости, использование разных видов проверки орфограмм в зависимости от их места в слове, использование орфографических словарей для непроверяемых орфограмм. В разделе «Орфография и пунктуация» у школьников формируются следующие предметные умения: устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, прогнозировать наличие определенных орфограмм, устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове, группировать слова по месту и типу орфограммы в слове. Как видно, все эти умения связаны с понятием «орфограмма». Данное понятие появилось в учебниках для средней школы в 1980-1981 г. В учебниках для начальной школы его долгое время не было: вместо этого использовалось выражение «буквы, которые надо проверять». Один из первых учебников, где появилось в начале 90-х годов понятие орфограммы был учебник В.В. Репкина по системе РО Давыдова – Эльконина. Сейчас это понятие есть во всех учебниках по русскому языку. Из 1000 учителей России, в разное время обучавшихся на курсах повышения квалификации, 400 чел. определили орфограмму как написание, требующее проверки; 194 чел. не смогли дать никакого определения; 167 чел определили орфограмму как место в слове, где можно сделать ошибку; 126 чел. как место в слове, где пишется не так, как слышится; 113 чел. как место на правило.

      Опытные учителя понимают, что главным условием грамотного письма является развитие у детей орфографической зоркости. Это связано с тем, что постановка орфографической задачи (т.е. обнаружение орфограммы в слове) является первым шагом в структуре орфографического действия. Львов М.Р. писал: «Трудность орфографической задачи, по сравнению с математической, состоит в том, что школьник должен сам поставить перед собой задачу, она ему не дана ни учебником, ни учителем. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу».

      К сожалению, в большинстве учебников по русскому языку в каждой орфографической теме отсутствует отдельный этап, на котором детей специально учат находить орфограммы в словах. В этом плане полезно списывание с подчеркиванием орфограмм и письмо по диктовку с пропусками орфограмм («письмо с дырками»). Как правило, этап обучения нахождению орфограмм объединен с этапом их проверки с помощью соотвествующего орфографического правила и на практике преобладают упражнения, направленные на отработку способов (приемов) проверки. Самым распространенным упражнением является списывание (слов, предложений, текстов) со вставкой пропущенных букв. Это упражнение не развивает орфографическую зоркость, т.к. пропуск буквы уже сигналит о наличии орфограммы в слове и находить ее не надо.

      Для развития орфографической зоркости необходимо не только лингвистически и методически корректное введение понятия об орфограмме, на и использование разных упражнений. Важно, чтобы такие упражнения проводились на всех этапах изучения орфографической темы: 1) этап введения нового орфографического правила; 2) этап применения правила в привычных условиях (первичное закрепление); 3) этап применения правила в усложненных условиях (вторичное закрепление).

      Вопрос 2. Организация работы над орфографическим правилом

      Под орфографическим правилом понимается нормативное указание обобщенного характера, относящееся к определенной орфограмме. Работа над орфографическим правилом включает следующие компоненты: 1) овладение языковой сущностью правила (написанием какой орфограммы управляет правило, особенности орфограммы и спосособов ее проверки); 2) овладение формулировкой правила в учебнике; 3) применение правила в практике письма на основе алгоритмов (памяток, инструкций): на этом этапе важно, чтобы ученик овладел определенной последовательностью действий; 4) автоматизация способов применения правила в процессе усложнения условий применения правила (более сложные задания, усложнение лексического материала орфографических упражнений).

      Большинство правил изучается изучается индуктивным путем («открытие» нового правила детьми), который включает следующие компоненты: постановка учебной задачи, обоснование способов ее решения, анализ языкового материала в целях осознания сущности нового правила, обобщение результатов наблюдения и формулировка правила, уточнение по учебнику содержания и структуры правила, выполнение упражнений на отработку способов применения правила. Данные компоненты становятся этапами урока «открытия» новых знаний, на котором изучается новое орфографическое правило.

      Методическими условиями эффективной работы над орфографическими правилами являются следующие:

      1. Обобщение и систематизация правил на основе их сопоставления и противопоставления, формирование обобщенных способов орфографических действий, памяток обобщенного характера, например, «Как проверить орфограмму в корне слова?», «Как действовать, чтобы написать безударное окончание?», «Как узнать, пишется или нет Ь на конце слов после шипящих?».

      2. Работа по усвоению правила должна строиться таким образом, чтобы ученики шли от звука к букве, т.е. от произнесенного (звучащего) слова к написанному. Этот ход должен отражаться и в записи слова, например:

      д_лёкий – даль — далёкий

      ро[п]кий – робок – робкий

      изве[сн]ый – весть – известный

      3. Памятки по применению правил рекомендуется давать детям не в готовом виде, а составлять их коллективно, обсуждая назначение и способ выполнения каждой операции. Это станет условием сознательного применения правила в практике письма. Важно, чтобы ход рассуждения с опрой на памятку и ход записи в тетради совпадали. Эффективным приемом может стать пооперационный контроль, когда один ученик вслух с опорой на памятку рассуждает вслух, а остальные отмечают в памятках правильность/неправильность выполнения каждой операции.

      4. Практической деятельностью по применению правила становятся разнообразные орфографические упражнения, назначение которых – автоматизация орфографического навыка. В цикле первичного закрепления выполняются упражнения, направленные только на решение орфографических задач, в цикле вторичного закрепления – упражнения, где к орфографичесим задачам добавляются другие (лексические, речевые); кроме того на данном этапе возможны нестандартные, творческие задания.

      lektsii.org

      Работа над орфографическим правилом;

      Понятие орфограммы, работа над ней.

      Работу по орфографии следует начинать с формирования умения нахождения в словах орфограмм. Под орфограммой понимается выбор написания (буквы, пробелы, слитного/раздельного написания, дефиса), определяемый правилом. Умение обнаружить орфограмму следует формировать, работая первоначально над словами с орфограммой в корне, т.к. выделение корня не требует от детей сформированных навыков грамматического анализа, как, например, при выделении окончания (для этого необходимо знание частей речи). Дети должны уметь устно и письменно выделить и обозначить орфограмму. Например, в слове лесной есть орфограмма, т.к. безударный гласный в первом слоге может быть передан двумя буквами: е/и. Правильной является буква е, которой передается ударный звук в проверочном слове лес.

      Письменно: лесной е/и — лес.

      Обозначение орфограммы: лесной.

      Орфограмма – это выбор написания, определяемый правилом. Но чтобы воспользоваться правилом, нужно определить вид орфограммы, т.к. каждому виду орфограмм соответствует свое правило.

      Основные виды орфограмм:

      · гласные после шипящих;

      · глухие и звонкие согласные (в конце слова и перед глухими согласными);

      · удвоенные согласные в корне.

      Названия видов орфограмм также являются и заглавиями орфографических правил (т.е. выполняют две функции).

      Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. В зависимости от способа перечислений условий выбора бывают формулировки орфографических правил двух видов: констатирующие и регулирующие.

      В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора написания или условия запрета на какое-либо написание.

      Например: в приставках на з/сперед звонкими согласными и гласными пишется з (разлить, разыскать), перед глухими — с (рассердить); в сочетаниях ч,щ, с другими согласными мягкий знак для обозначения мягкости не пишется (лучник, хищник).

      Большинство орфографических правил констатирующие.

      В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний:

      — чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить его или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная (гриб — грибы).

      Работа над орфографическим правилом проходит в несколько этапов:

      1. подготовку к изучению правила, т.е. мотивацию — предпосылку к усвоению;

      2. объяснение орфографического правила на специально подобранном материале;

      а) знакомство с опознавательными признаками, сигналами по которым учащиеся определяют орфограмму;

      б) определение морфемы, в которой находится орфограмма;

      в) графическое выделение орфограммы и определение условия выбора правильного написания;

      г) формулировка орфографического правила;

      д) выполнение упражнений, формирующих орфографические умения и навыки.

      Например, необходимо изучить правило «Гласные после шипящих» в окончаниях имен существительных.

      Это правило можно расчленить на следующие составляющие:

      1) окончание существительного;

      2) после шипящего;

      3) гласная о или е в окончании (под ударением/без ударения).

      1) Прежде чем изучать данное правило, учитель должен повторить тот языковой материал, который будет способствовать усвоению нового материала. Так, учащиеся должны знать шипящие согласные, уметь находить имена существительные в тексте, в существительных выделять окончания, определять ударение в слове. Т.е. на этапе актуализации необходимо вспомнить фонетические и морфологические умения, способствующие усвоению орфографического правила.

      Далее учащимся предлагается вставить буквы о или е в словах, написанных на доске: плащом, грачом, задачей, тучей. При затруднении учитель ставит задачу: определить, от чего зависит выбор о-е? Это мотивация — предпосылка к усвоению правила.

      2) Наблюдая языковой материал, учащиеся отвечают на вопросы: После каких согласных употреблены буквы о или е? В какой части слова пишутся о или е? К какой части речи относятся данные слова? Правило является выводом, полученным в результате анализа языкового материала: «В окончаниях существительных под ударением после шипящих пишется о, без ударения — е.

      Учащиеся определяют орфограмму по опознавательным признакам, сигналам. Приметами или опознавательными признаками орфограмм являются следующие особенности слов: фонетические (безударность гласной, шипящие, ц и др.), лексико-грамматические (собственные наименования), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие приставок, суффиксов, сложные слова). (Баранов М.Т., РЯШ, 1970, № 4). Приметы или опознавательные признаки позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а тот или иной тип орфограмм. Так, в нашем случае наличие шипящих перед окончанием существительных — это опознавательный признак, который сигнализирует о том, о или е писать в окончании существительного. Этот признак (примета) находится вне орфограммы (левее ее). Приметы орфограмм в учебном процессе выполняют одновременно 2 функции: сигнала орфограммы и одного из условий выбора конкретной орфограммы.

      Знание учеником опознавательных признаков обеспечивает нахождение орфограмм в словах и уверенное применение орфографических правил. Умение видеть такие опознавательные признаки называется орфографической зоркостью.

      Орфографическую зоркость помогут развить такие виды работы как орфографический разбор, диктант «Проверяю себя». Орфографическая зоркость формируется постепенно. Ее развитие начинается с различения написаний по произношению и написаний по правилам (Для этого можно предложить подчеркнуть написания этих типов, например: колосок, разбег, лесник, розыск и т.д. После знакомства с понятиями орфограмма и опознавательные признаки орфограмм можно выполнить следующие упражнения:

      — назвать в словах опознавательные признаки «точек» применения правил;

      — назвать (подчеркнуть) орфограммы в слове, в частях слова, во всех словах предложения и т.д.

      3) После формулировки орфографического правила происходит отработка его на конкретном языковом материале. Эта работа формирует орфографические умения и навыки: плющом, плюшем, калачом, партой, тучей и т.д.

      Для закрепления орфографического правила учитель подбирает слова с трудными для учащихся случаями применения правила, использует данные учетных листов ошибок учащихся.

      3. Методы и приемы обучения проверяемым, непроверяемым, фонетическим написаниям.

      Если орфограмма регулируется правилом, то работа состоит из следующих элементов: восприятие слов с изучаемой орфограммой, ознакомление с условиями выбора орфографической нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминание и воспроизведение учащимися нового орфографического правила; обучение применению на практика нового правила.

      Восприятие новой орфограммы происходит в заранее написанном на доске одном слове (если орфограмма не имеет варианта) или 2-3 словах (если орфограмма вариантная). Орфограмма при этом подчеркивается и обозначается часть слова, в которой она находится, или обозначаются части слов, между которыми она находится:

      лежать, в книге; куда-либо.

      Для ознакомления учащихся с условиями выбора орфограммы используются эвристические метода ( беседа, анализ языкового материала по образцу) и дедуктивные (сообщение учителя, самостоятельный анализ языкового материала учащимися).

      После формирования орфографического правила следует обучение школьников умению применять правила на практике.

      Существенное значение вработа по формированию орфографических умений имеет дидактический материал, на котором отрабатывается правило: в нем должны быть представлены все трудные случаи; если орфограмма вариантная — все варианты.

      Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным относятся списывание и диктанты разных типов.

      Списывание опирается прежде всего на такие виды орфографической памяти, как зрительная и моторная. ( ! Виды памяти, участвующие в формировании орфографических умений и навыков: слуховая — запоминание на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма. На этот вид памяти опираются различные диктанты;

      — зрительная (проявляется в процессе письма по слуху и при списывании);

      — речедвигательная (кинестетическая) — опирается на послоговое орфографические проговаривание слов, используется в основном при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами;

      — моторная — заключается в многократной записи одного и того же слова).

      Списывание может быть неосложненным (без пропуска орфограмм) и осложненным (с пропуском орфограмм). Первое используется для обучения: 1) находить орфограммы; 2) графически обозначать ее и условия выбора правильного написания.

      Осложненное списывание учит выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые являются ошибочными. Т.е. здесь уже решается орфографическая задача, для получения правильного ответа в которой необходимы следующие мыслительные действия: найти и указать морфему, содержащую орфограмму, вспомнить условия выбора, решить, какой вариант выбрать в соответствии с правилом.

      Списывание может быть осложнено разного рода задачами, например: Из данных словосочетаний выберите те, которые включают слова с о-е в корне после шипящих под ударением, запишите их. К каждому слову, где можно, в скобках пишите однокоренное. Списывание может быть дословным. Дословное списывание с правильного образца уместно в У-УП классах, т.к. в этом возрасте особенно развита непроизвольная память.

      Письмо по памяти — метод формирования правописных умений и навыков, рассчитанный на развитие орфографической зоркости.

      Комментированное письмо — во время записи текста один из учащихся проговаривает слова по слогам и комментирует написание слов с орфограммами. Этот метод развивает способность самоконтроля.

      Орфографический разбор предполагает: 1) выделение орфограммы; 2) определение морфемы с орфограммой; 3) обозначение условия выбора правильного написания; 4) определение орфографического правила.

      Например, в слове голодный в корне есть орфограмма, выбор букв а/о, т.к. гласная корня без ударения. Нужно писать букву о, т.к. под ударением в однокоренных словах пишется о: голод.

      Графическая запись орфографического разбора: голодный — голод.

      4. Диктант как метод обучения русскому языку прочно вошел в практику школы. Классификации диктантов предлагались различными учеными-методистами: М.В. Ушаковым, А.В. Текучевым, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др.

      В зависимости от цели диктанты делятся на обучающие и контрольные ( деление условно,т.к. каждый вид диктанта и обучает и контролирует).

      К обучающим диктантам относят: предупредительный, комментированный, объяснительный, комбинированный, «Проверяю себя», самодиктант, выборочный, творческий, графический, свободный.

      Предупредительный диктант ставит целью предупреждение неверного написания. Правописание изучаемой орфограммы разбирается, а затем записывается. Степень самостоятельности повышается от класса к классу. Используется на начальном этапе формирования навыка.

      Объяснительный диктант предполагает не предупреждение ошибочного написания, а исправление написания по окончании диктанта. Перед записью диктанта проводится повторение необходимых правил. Это отличает объяснительный диктант от контрольного. Этот диктант является методом проверки знаний, обобщения и систематизации. Развивает навык самоконтроля.

      Комбинированный диктант содержит элементы

      предупредительного (3-4 предложения), объяснительного (3-4) и контрольного (3-4). Проводится на обобщающих уроках.

      Диктант « Проверяю себя» развивает навык самоконтроля, т.к. ученик комментирует написание «про себя». В случае затруднения он либо пропуска написание, в которых сомневается, а затем заполняет пропуски со словарем, либо обращается к учителю.

      Самодиктант (диктант по памяти). Уместен при отработке непроверяемых безударных гласных, традиционных написаний. Рассчитан на зрительное запоминание буквенного состава слова. Позволяет обогащать словарь учащихся, тренироваться в правильном произношении и запоминать (зрительно) написания.

      Разученный диктант — разновидность самодиктанта. Проводится после тщательной самоподготовки учащихся. В течение 7-10 минут учащиеся пишут текст, заранее подготовленный ими. Во время самоподготовки развивается умение видеть орфограмму, систематизировать правила и выбрать необходимое для данного написания.

      Выборочный диктант — записываются слова на определенное правило. Проводятся в течение 5-10 минут в начале или конце урока. Лучше, если он носит не контрольный, а обучающий характер, т.е. после написания слова проверяются по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием сигнальных карточек с необходимыми буквами, что позволяет учителю сразу же проверить, насколько усвоено правило.

      Не должен включить более 10-20 слов.

      Графический диктант — предполагает полную или частичную запись диктуемого условными обозначениями.

      Творческий диктант — собирательное название разнообразных по характеру заданий, активирующих самостоятельную работу (изменить, заменить, расширить, сократить и т.д.)

      Свободный диктант — объединяет задачи формирования грамотного письма и развития речи. Учитель диктует текст (поэтому диктант), но учащиеся при прочтении текста по абзацам излагают его свободно, как запомнили (поэтому свободный). Размер абзаца не должен позволять учащимся запоминать текст наизусть.

      См. Баранов М.Т. О видах диктантов по русскому языку в IV-VIIIкл.//РЯШ.01975, № 2.

      Обязательное требование к любому обучающему диктанту — готовность учащихся пользоваться справочными и словарными материалами, а для этого он должны научиться видеть «ошибкоопасные» места и уметь быстро и правильно найти в словаре дополнительную информацию. Работа со словарем: см. Л.А. Мурина, с. 185-188.

      Большое значение имеет работа по карточкам. Могут быть предназначены для индивидуальной и групповой работы, в классе они могут предлагаться отдельным учащимся для выполнения задания на доске и в тетради при уплотненном опросе; группе учащихся, когда остальные выполняют задание по учебнику; всем учащимся (по вариантам) в качестве дополнительного задания к упражнениям учебника.

      Для домашней работы карточки могут предлагаться для совершенствования орфографической зоркости, формирования навыков самоконтроля. Основное методическое требование: учитель должен вести учет ошибок, допускаемых учащимися, анализировать и классифицировать ошибки, искать пути их ликвидации.

      Данный метод позволяет осуществлять индивидуальный подход и дифференцированно подходить к учащимся.

      К неспециальным орфографическим упражнениям относят: конструирование, подбор слов определенной структуры (с определенной приставкой, корнем, суффиксом), творческий и свободный диктанты.

      Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами:

      Для обучения школьников умению писать слова, не определяемые существующими орфографическими правилами, существуют следующие методы:

      1) Послоговое орфографическое проговаривание (включается речедвигательная память). Сначала слово орфографически четко проговаривает учитель, затем учащиеся хором по слогам несколько раз повторяют это слово;

      2) Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой использует возможности моторной орфографической памяти. Слово пишется 4-5 раз.

      3) Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усваиваемых слов. Лучше записывать их столбиком, чтобы корни слов располагались друг над другом;

      4) Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами.

      5) В таблицу помещают слова с тождественными непроверяемыми орфограммами: сорока, воробей, ворона. Таблицы пополняются новыми словами. Вывешиваются в классе на 2-3 недели.

      6) Этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами (если он прост и доступен учащимся: палисадник — пал — кол (ср.палка).

      7) Существуют специфические психологические предпосылки, влияющие на овладение орфографией.

      Овладение орфографическими умениями — процесс длительный и неравномерный. Почему одни орфограммы легко усваиваются учащимися, а написание других вызывают трудность? Этот вопрос не раз задавали себе ученые-методисты. Так, в начале 70-х гг. XX в. М.М. Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их учащиеся видят в словах) — фактическими.

      Орфограммы, вызывающие длительное затруднение называют актуальными, а орфограммы, переставшие вызывать затруднение, — неактуальными. Для совершенствования работы по орфографии огромное значение имеет знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы (требующей усилий для формирования навыка) в неактуальную ( не требующую уже методических усилий для формирования навыка, т.к. он уже сформирован). Уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии.

      Учеными установлен тот факт, что учащиеся, зная правило, не умеют применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это объясняется тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. М.В. Ушаков назвал их трудными случаями в применении правил. Затруднения учащихся имеют фонетическую, морфологическую, словообразовательную, синтаксическую и семантическую природу.

      Трудности фонетического характера связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений — озвончения и оглушения (косьба, подбирать); мягких согласных (сучок, пирожок).

      Словообразовательные трудности определяются сложностями структуры слова, наличием морфологических чередований (роса, орошение) и утратой структурных связей с исходными словами (поглощать).

      Морфологические трудности определяются: 1) омонимией частей речи, 2) с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий.

      Синтаксические трудности связаны с обратным порядком слов и дистантным расположением их в предложении.

      Семантические трудности определяются переносностью значения слова, утратой семантических связей с однокоренными словами и т.д.

      Затрудняют учащихся также исключения из правил. Эти трудности необходимо учитывать при изучении орфограммы, но в первую очередь — при подборе языкового материала.

      Чтобы преодолеть эти трудности, учащиеся должны научиться контролировать себя во время письма, уметь видеть орфограмму и правильно применить необходимое правило.

      Учитель в работе над каждым видом орфограмм должен уметь найти необходимую последовательность упражнений с использованием всех видов памяти (слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной).

      studopedia.su